… о дезинформации на основе версий происхождения СПИДа
Исследование крови, зараженной вирусом СПИДа
Следы российской дезинформации — от СПИДа до лживых новостей
Ложная сюжетная линия вызвала тревогу у американцев. Она распространялась, как лесной пожар, и превращала факты в необычную фикцию, хотя и содержала ссылки лишь на туманные источники. Кроме того, она воспламенила и без того вызывавшую разногласия политику, и так продолжалось до тех пор, пока правительство Соединенных Штатов не сделало вывод — возможно, слишком поздно — о том, что это была российская кампания по дезинформации.
«Мы будем очень серьезно воспринимать любую дезинформацию подобного рода», — подчеркнула в понедельник в ходе брифинга для журналистов пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс.
Г-жа Сандерс ответила на вопрос о том, как администрация Трампа относится к «кампании по дезинформации, проводимой иностранным правительством» — в том числе к сфабрикованным и сенсационным сообщениям, распространявшимся Москвой во время выборов 2016 года. Однако президенты США в течение десятилетий сталкивались с феноменом российских лживых новостей, хотя это и называлось по-другому.
Корни этого феномена восходят к периоду холодной войны, когда раздувалась теория заговора относительно происхождения СПИДа. Тогда она получила отпор от администрации Рейгана, а сегодня эта история может послужить уроком о российской дезинформации и искажении важных вопросов по всему миру.
«Сегодня следы российских кампаний по дезинформации присутствуют по обе стороны Атлантики», — отметил в ноябре во время слушаний в конгрессе Марк Джейкобсон (Mark R. Jacobson), профессор Джорджтаунского университета и бывший советник Пентагона.
«Будь то Брексит или выборы в Америке, российская пропаганда продолжает инфицировать американские социальные сети, — сказал доктор Джейкобсон. — И мы видим тот же тип порождающей рознь пропаганды, которую мы наблюдали во время холодной войны».
В разведывательной службе Восточной Германии это называлось «операцией по инфицированию» (Operation Infektion), и речь тогда шла о распространении теории заговора, в соответствии с которой вирус под названием СПИД якобы являлся продуктом биологических военных экспериментов, проводимых Соединенными Штатами. В тот момент это заболевание поражало преимущественно геев, а медленная реакция администрации Рейгана вызвала подозрения в гей-сообществе относительно того, что США несут ответственность за появление заболевания.
«КГБ подхватил эту идею и сделал добавление к ней, указав конкретный адрес — Форт Детрик, штат Мэриленд», где военные ученые проводили эксперименты с биологическим оружием в 1950-е и в 1960 годы, отметил Дуглас Селвидж (Douglas Selvage), руководитель проектов в Управлении Федерального уполномоченного по архивам Штази в Берлине.
Организованная КГБ кампания началась с публикации анонимного письма в Patriot — небольшой газете, издаваемой в Нью-Дели, которая, как позже выяснилось, получала средства от Советского Союза. Это письмо было напечатано в июле 1983 года под заголовком «СПИД может поразить Индию: загадочная болезнь, вызванная американскими экспериментами», и происхождение этой болезни тоже было увязано с Фортом Детрик.
Выбор газеты Patriot не был случайным, подчеркнул Томас Богхардт (Thomas Boghardt), военный историк и историк разведки, проследивший историю этой кампании. «У нее не было явных связей с Советами, и это была англоязычная газета, доступ к которой легко могла получить глобальная аудитория», — добавил он.
«Советы интуитивно понимали, как работает человеческая психология», — отметил доктор Богхардт. По его словам, сценарий был простой, но эффективный: найти внутренний раздор, указать на несовпадения и неопределенности в новостях, наполнить их дополнительным содержанием и «повторять, повторять, повторять».
Отправленный в сентябре 1985 года тайной полицией Восточной Германии меморандум в адрес болгарской разведки послужил в качестве источника. Цели этой кампания по дезинформации, по мнению Штази, заключались в следующем: «создать благоприятное для нас мнение в других странах о том, что данное заболевание является результатом вышедших из-под контроля экспериментов, проводившихся американскими разведывательными службами и Пентагоном с использованием новых типов биологического оружия». Через месяц российская «Литературная газета» опубликовала статью под названием «Паника на Западе, или Что скрывается за сенсацией вокруг СПИДа». В ней содержалась точная информация об этом заболевании, а также о Форте Бетрик, а для большей убедительности была сделана ссылка на письмо, опубликованное в газете Patriot.
Эта публикация привлекла к себе международное внимание, и выдвинутые в ней обвинения были повторены во всем мире, в том числе в Кувейте, Финляндии и Перу. Телеканал CBS News, издаваемые чернокожими газеты, гей-пресса, нишевые издания, критически настроенные в отношении ЦРУ, а также кандидат в президенты правых убеждений Линдон Ларуш — все они способствовали распространению этой теории (Г-н Ларуш поставил это обвинение с ног на голову и заявил о том, что это Советы используют СПИД в качестве оружия).
На эту публикацию сослался также бывший президент Южной Африки Табо Мбеки (Thabo Mbeki), когда он отказался от применения антиретровирусных препаратов для лечения от СПИДа в 2000-е годы, что стало причиной, по крайней мере, одного кризиса в области здравоохранения. Хип-хоп исполнитель Канье Уэст (Kanye West) тоже упомянул эту теорию заговора («И я знаю, что правительство управляет СПИДом» — эти слова прозвучали в 2005 году в одной его композиции), по крайней мере, в двух своих популярных песнях.
Та же тактика используется и в последнее время.
Незатейливая теория заговора, связанная с полемикой по поводу места рождения президента Барака Обамы (birtherism), появилась не в Соединенных Штатах, но была подхвачена российскими государственными средствами массовой информации, а затем процитирована группировками правого толка. Так называемый скандал пиццагейт (беспочвенные утверждения о том, что Джон Подеста, глава избирательного штаба Хиллари Клинтон, якобы надругался над ребенком в ресторане, где готовят пиццу) была раскручена на российских аккаунтах.
По мнению г-на Селвиджа, подобные теории заговора распространялись бы и сами по себе, даже без российской агитации. Он считает, что воины информационного фронта лишь оптимальным образом использовали «оперативное пространство».
«Если бы американская политика не была уже поляризована, подобного рода усилия не принесли бы никакого результата, — отметил он. — Это было бы просто гаданием на кофейной гуще».
Г-н Джейкобсон связал кампанию по поводу СПИДа с фейковыми российскими аккаунтами и такими кампаниями как Blacktivist и Black First, в рамках которых использовалось движение «Жизни черных имеют значение» (Black Lives Matter) для повышения расовой напряженности в 2016 году.
Действовавшие в Twitter боты, распространявшие популярные фейковые новости во время прошлогодних выборов, теперь превратились в киборгов или в аккаунты, которые придают автомату человеческие черты, сказала Саманта Брэдшо (Samantha Bradshaw), научный сотрудник Оксфордского университета, занимающаяся проектом Компьютерная пропаганда (Computational Propaganda Project). Их сложнее выявить, однако они по-прежнему используют спорные вопросы и пытаются еще глубже вбить клин.
«Цель состоит не просто в том, чтобы сказать какую-то неправду, а в том, чтобы ложь увеличивалась в объеме, — сказала г-жа Брэдшо. — Подобные вбросы становятся немного более абсурдными по мере публикации все большего количества сообщений».
Она сослалась на первый случай дезинформации в социальных сетях, когда Twitter и Facebook использовали нелепые истории об исчезновении в 2014 году авиалайнера рейса 370 Малазийских авиалиний. Слухи о его судьбе включали в себя природную катастрофу, попытки украинцев совершить покушение на жизнь российского президента Владимира Путина, а также затерявшийся со времен Второй мировой войны и дезориентированный батальон, силами которого якобы и был сбит этот самолет.
«Цель состояла не в том, чтобы убедить людей в существовании батальона времен Второй мировой войны, а в том, чтобы заставить людей с недоверием относиться к средствам массовой информации, потому что они вообще не способны публиковать достоверные материалы», — подчеркнула г-жа Брэдшо.
Белый дом недавно также подверг критике средства массовой информации за ошибки, совершенные крупными изданиями. Однако в понедельник г-жа Сандерс заявила, что администрация Трампа не будет сравнивать проводимую иностранным правительством кампанию по дезинформации с ошибками журналистов. Что касается кампании по дезинформации относительно СПИДа, то аргумент по поводу неопределенности источников этого заболевания оказался удобным для сторонников теорий заговора.
Якоб Сегал (Jakob Segal), биолог из Восточной Германии, занимавшийся проведением этой советской кампании, воспользовался растущими сомнениями по поводу того, что, согласно теории, переносчиками этого вируса являются африканские зеленые мартышки. В 1986 году в беседе с корреспондентом лондонской газеты Sunday Express он назвал эту теорию «смехотворной» и обвинил американское правительство в том, что оно использует ее в качестве дымовой завесы.
В 1987 году Советы стали сворачивать эту кампанию, поскольку московское научное сообщество ее отвергло.
Госсекретарь Джордж Шульц также обвинил Михаила Горбачева, бывшего в то время лидером Советского Союза, в использовании «искаженной информацию о СПИДе». Г-н Горбачев приказал КГБ прекратить распространение теории заговора, а после развала советского блока бывшие сотрудники советской разведки признались в том, что участвовали в проведении этой операции.*
«Подобные активные мероприятия могут быть успешными в тактическом плане, однако в стратегическом отношении они обречены на провал», — отметил доктор Селвидж.
«В случае с компанией по дезинформации в отношении СПИДа они были вынуждены отказаться от дельнейшего ее проведения», — сказал он. Он также высказался по поводу вмешательства в выборы: «Если цель российского правительства состояла в том, чтобы получить американское правительство, более склонное к снятию санкций, то результат по сути оказался обратным».
У доктора Богхардта — несколько иное мнение. Подобный подход к дезинформации является элементарным, но «он работает», сказал он.
«Подбросьте как можно больше грязи, и что-нибудь останется, — сказал доктор Богхардт. — И они это очень хорошо усвоили. Такого рода действия не принесли им победы в холодной войне, но они на самом деле подорвали доверие к Западу и к американским институтам».
Линда КЬЮ (Linda Qiu). «The New York Times», 12 декабря 2017 года
ИноСМИ.RU 14 декабря 2017 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)