Почему в российских школах появятся уроки семейного счастья
В Минобрнауки принципиально одобрили создание образовательного курса «семьеведение». Как выяснилось, основы семейной жизни во многих субъектах РФ изучают не первый год: там, в том числе, объясняют мотивы бездетности и тонкости усыновления. Пока содержание новой образовательной программы официально не объявлено, однако опрошенные «Газетой.Ru» эксперты уже сейчас считают, что туда необходимо ввести уроки контрацепции.
Министерство образования и науки РФ принципиально одобрило инициативу по созданию образовательного курса «семьеведение». Об этом сообщила уполномоченная по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова. Пока в качестве факультатива основы семейной жизни уже несколько лет преподаются в некоторых школах 38 регионов России, в их числе Татарстан и Башкортостан.
В девяти субъектах действуют общерегиональные программы по семьеведению, которые были введены в результате постановления местных правительств. В остальных регионах семьеведение преподается согласно решению отдельных муниципалитетов и школ.
В Татарстане рабочая программа по факультативному курсу семьеведения появилась еще в 2013 году, когда был выпущен приказ по включению занятий по психологии семейных отношений в учебный план ряда школ. С 2013 года там действует пилотный проект по семьеведению в объеме один час в неделю.
Занятия проводятся по учебно-методическому пособию, составленному профессором Казанского университета культуры и искусств Лидией Карцевой. Школьникам рассказывают о социальной значимости институтов брака и семьи, мотивах безбрачия, бездетности и малодетности в современной российской семье.
Кроме того, дети изучают семейное право — в том числе вопросы усыновления, удочерения, опеки и попечительства.
Научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Надежда Княгина сообщила «Газете.Ru», что на данный момент преподавание семьеведения, если его нет в региональном компоненте, регулируется отдельными школами. «Никто этим вопросом не занимается. Это абсолютно новый предмет. В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) его нет как основного обязательного предмета.
Соответственно, он может быть только в той части, которая формируется образовательной организацией самостоятельно. Поэтому это, скорее всего, были инициативы руководства школ. Если будет нормально написан стандарт, разработана программа с учетом интереса родителей и будет качественный учебник, то, возможно, ничего страшного не произойдет, и будет полезный предмет. Тут много факторов, поэтому мы все узнаем только тогда, когда программа реализуется», — сообщила Княгина.
Психолог фонда «Семья и детство» Татьяна Попова подтвердила «Газете.Ru», что в Татарстане уже несколько лет ведется пилотный проект, в рамках которого семьеведение изучается на уровне факультативной программы.
«Моя хорошая знакомая в Татарстане — преподаватель истории. Она занималась этим курсом с большим удовольствием. Однако им запрещали поднимать темы полового воспитания, так как многие родители были против.
Но при этом сами они эти вопросы детям, чаще всего, не объясняют», — рассказала она.
50 оттенков «первого»
В федеральном масштабе предложение о введении курса, посвященного семье и браку, появилось в марте 2016 года, когда инициативу введения нового курса поддержал бывший омбудсмен по правам ребенка Павел Астахов. Помимо этого, он предложил исключить возможность проникновения в образовательные программы курсов, провоцирующих несовершеннолетних на добрачные половые связи.
В ноябре 2016 года вице-спикер Госдумы Ирина Яровая заявила, что введение нового предмета не имеет смысла. «У нас есть одна опасная забава — мы хотим создавать новые и новые дисциплины в школе. Для того, чтобы ребенок знал и понимал свою социальную роль в будущей семье, существует множество дисциплин, которые дают ответы на эти вопросы. Это русская литература, история, уроки труда, пение и другие», — заявила Яровая в ходе Всероссийского молодежного форума Госдумы.
Парламентарий добавила, что является противницей раннего сексуального просвещения, которое практикуется в европейских школах. «Это ничего, кроме развращения и непонимания, у ребенка не вызывает», — подытожила она.
Спустя несколько дней после заявления Яровой член Российской академии образования (РАО) Артур Реан сообщил, что из-за отсутствия общепринятого курса по семьеведению преподавателям приходится использовать учебники, строящиеся на разных концепциях, зачастую противоречивых. Артур Реан заявил, что в курсе должны быть «все те вещи, которые спасают семью от разладов и разводов».
Спустя год после заявления Яровой и Реана, 21 ноября 2017 года, стало известно, что республика Северная Осетия — Алания станет первым регионом России, в котором в 10-11 классах реализуют проект «Семьеведение». В пресс-службе главы региона отметили, что проект включит в себя факультативные школьные уроки о семейных традициях, а также открытие «Школы молодой семьи» для вступающих в брак.
«Это еще раз подтверждает, что Кавказ берет четкий курс на защиту традиционной семьи и семейных ценностей. Об уроках семейного счастья говорили давно, и сейчас перед нами стоит задача адаптировать программу, обогатить ее тем опытом, который есть в республике», — сообщила Кузнецова.
На предложение Кузнецовой ввести семьеведение последовала активная реакция в соцсетях. Большинство комментаторов предположили, что предмет будет продвигать гендерные стереотипы, неравенство полов, а не учить детей способам предохранения и другим важным вещам.
«Теоретически было бы хорошо, но при условии, что будут рассказывать о контрацепции, семейном кодексе, каких-то основах психологии, так как не все родители могут и хотят говорить об этом с детьми. Но на практике, скорее всего, будут рассказывать муть какую-нибудь», — считает одна из пользовательниц социальной сети «ВКонтакте». «Может, будут учить предохраняться и не плодить пятерых на съемной квартире, когда муж пьет, а жена Яжемать», — делится жительница Ставрополя Елена Уткина.
«Я думаю, это будет что-то из разряда: мужчины полигамны, готовить и убирать — не мужское дело, женщина — хранительница очага, без детей нет семьи, нет штампа — нет любви», — предположил еще один пользователь соцсети.
«Правильно! Уроки православия и домоводства пусть вводят, каждый урок начинать с молитвы, потом учить мальчиков забивать гвоздь, а девочек варить борщ в 10 вариациях за один урок, и глаза не поднимать, когда с ней разговаривают, а то очумели бабы малолетние», — иронизирует одна из комментаторов.
«Школьники и учителя и так загружены по самое не балуйся. Школьников снова отвлекать от подготовки к более важным предметам. Учителям дополнительная нагрузка и писанина. Вряд ли ведь возьмут отдельного педагога, снова все повесят на преподавателей гуманитарных дисциплин», — прокомментировала инициативу введения нового курса жительница Вологды Ольга Предко.
С детства свадьбой дорожить учат в школе
Так как официальной программы семьеведения еще не представили, обсуждать ее точное содержание нельзя. Однако можно сделать некоторые предположения, основываясь на тех программах, которые реализованы в школах 38 регионов. Так, по словам психолога фонда «Семья и детство» Татьяны Поповой, в новом госстандарте должна быть поднята тема истории семьи, «начиная от патриархальной и заканчивая современной нуклеарной».
«Именно историческая подоплека выводит на более детальное рассмотрение взаимодействий в семье между ее членами», — считает Попова.
Эксперт говорит, что в семьеведении должны быть элементарные правила — как знакомиться, распознавать потенциального партнера, строить с ним отношения. «Это интересно с точки зрения сохранения личности, своего тела. Когда начинаешь говорить об этом с учениками колледжей и студентами высших учебных заведений, понимаешь, что у них есть интерес к этой теме», — уверена психолог.
Эксперт также уверена, что в этом курсе должна быть серьезно поднята тема контрацепции. «У нас есть крайние течения — те, которые за запрет абортов и контрацепции, и те, кто за вседозволенность. Должна быть золотая середина.
Нельзя огульно запрещать все, потому что какие-то темы от этого станут только более привлекательными. Нужно образовывать детей и подростков таким образом, чтобы возраст вступления в рискованное половое взаимодействие отодвигался.
Только информация на эту тему может давать результат: предупрежден — вооружен», — считает она.
Попова уверена, что современная молодежь владеет искаженной, извращенной информацией о половой жизни. «Они не знают, что даже при использовании презерватива передаются половые инфекции, что гормональные контрацептивы имеют противопоказания — их нельзя принимать бездумно», — рассказала специалист.
Психолог отметила, что не стоит бояться того, что дети могут враждебно отнестись к тематике курса: «Такой факультатив должен преподавать человек в возрасте 30-40 лет, чтобы была не слишком большая разница в возрасте и мировосприятии по отношению к детям».
Научный руководитель по лицейским программам НИУ ВШЭ Наталия Любомирская, наоборот, считает, что такой курс школьникам не нужен. «Не должна школа лезть в семейные дела. Поведение формируется в семье, а не в школе. Школа тут мало что может сделать. Я думаю, что школьники будут просто хихикать, а учителя несерьезно относиться», — сообщила она «Газете.Ru».
Любомирская добавила, что сегодня в России стало модно вводить новые предметы: «Были уроки патриотизма, теперь уроки семьеведения. Однако давно известно, что дети репродуцируют свою семейную ситуацию».
«Что было в семье, то потом и происходит в их будущей жизни. У них закладываются определенные образцы поведения», — отметила она.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)