|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Автор обзора Вадим ХРЮКОВ
(студент 4 курса Санкт-Петербургской школы экономики и
менеджмента НИУ ВШЭ)
Рубрику ведет
Илья КАШНИЦКИЙ
|
The Evolution of China's One-Child Policy and Its Effects
on Family Outcomes
Zhang, J. (2017). The Evolution of China's One-Child Policy
and Its Effects on Family Outcomes. Journal of Economic Perspectives,
31(1), 141-160. https://doi.org/10.1257/jep.31.1.141
|
Еще в 1960 году коэффициент суммарной рождаемости в
Китае был равен 5.7. К 2015 году этот показатель упал до 1.6, ниже
уровня таких стран как Франция или США. Существенное снижение, не
правда ли? Многие ученые связывают демографические изменения в КНР
с законом 1979 года, вводившим ограничения на число детей, которое
могла иметь одна семья: не более одного ребенка. Но только ли закон
1979 года оказал влияние на снижение уровня рождаемости, и какие
еще последствия имели место после вступления в силу данного закона?
На этот вопрос пытался найти ответы Чжан Цзюньсен в своей
статье "Эволюция политики "Одна семья - один ребенок"
в Китае и ее влияние на семьи".
Проблема "перенаселенности" все чаще и чаще
стала волновать умы руководства Китайской народной республики, начиная
с середины 20 века. Тогда в 1955-1957 годах председатель КНР Мао
Цзэдун всерьез склонялся к принятию ряда шагов по сдерживанию темпов
рождаемости. Однако, резко изменив свою точку зрения и установив
курс на поддержку роста населения, Мао вновь задумался о необходимости
изменения демографической политики государства только в начале 1970-х
годов. Так, в 1971 году руководство Китая открыто выступило с пропагандистским
лозунгом: "один ребенок - мало, два - достаточно, три -много".
Началась политика по замедлению прироста населения. Более того,
с приходом к власти Дэн Сяопина, убежденного в необходимости скорейшего
решения демографической проблемы, в 1979 году был принят строгий
закон: "Одна семья - один ребенок". Закон, который предусматривал
систему штрафов за превышение установленной квоты (по данным журнала
The Economist с начала 1980 года Китайские власти собрали 315 миллиардов
долларов штрафов за превышение квоты). Данный закон был отменен
полностью лишь в 2015 году, когда руководство Китая осознало угрозу
чрезмерно стремительного старения населения и сокращения доли рабочей
силы.
Итак, к 2015 году коэффициент рождаемости в КНР опустился
до 1,6. А как же обстояли дела в странах со схожим с Китаем уровнем
рождаемости в 1960 году? Чжан Цзюньсен приводит в пример 4 страны
и проводит разделение между городской и сельской местностью КНР
(Рис. 1), т.к. реализация инициатив по сдерживанию роста рождаемости
имела разный эффект в городах и деревнях. На городское население
было легче влиять, так как все предприятия были государственными:
превысил квоту - уволен. В деревнях же в основе успеха любого хозяйства
лежала физическая сила, число "рук". Чем больше людей
работают, тем лучше. Если в семье появлялась девочка, то это был
серьезный удар, и будущее семьи оказывалось под угрозой. Так многие
семьи в деревнях очень неохотно следовали букве закона.
Рисунок 1. Коэффициент суммарной рождаемости в Китае,
городское и сельское население, и 4 выбранных для сравнения стран,
1960-2010.
Из Рисунка 1 следует любопытный вывод: в странах с гораздо
более мягкой сдерживающей рост населения политикой: Южной Корее,
Таиланде, Индии и Мексике уровень рождаемости к 2010 году приблизился
к тому, что был в Китае. Факт, наталкивающий на мысль о том, что
вовсе не жесткая сдерживающая политика лежит в основе снижения прироста
населения. Но что же тогда? Чжан Цзюньсен фокусирует внимание на
роли экономического развития. Из Рисунка 2 можно заключить, что
по мере роста уровня ВВП на душу населения в развивающихся странах
снижался и коэффициент рождаемости. Рисунки 1 и 2 подводят к выводу,
которого придерживаются многие ученые: в Китае роль законодательных
ограничений на снижение уровня рождаемости существенно переоценена.
Рисунок 2. Временная динамика соотношения коэффициента
суммарной рождаемости и ВВП на душу населения в Китае, городское
и сельское население, и 4 выбранных для сравнения стран, 1960-2010
с шагом в 10 лет.
Более того, исследуя последствия установления правила:
"Одна семья- один ребенок", Чжан Цзюньсен приходит к ряду
интересных выводов:
- Закон оказал положительное влияние на уровень образованности
населения. Однако это влияние имело скромный эффект
- Закон привел к росту числа разводов
- Закон привел к росту занятости мужского населения
- Закон привел к росту доли городского населения
Итак, китайский экономист Чжан Цзюньсен подводит нас
к выводу о том, что принятый в 1979 году в КНР закон: "Одна
семья - один ребенок" оказал влияние на уровень рождаемости
в стране, но лишь в краткосрочной перспективе. В долгосрочной же
перспективе наряду с другими развивающимися странами рождаемость
в КНР падала благодаря экономическому развитию и демографической
модернизации. В то же время принятие закона имело важное социально-экономическое
значение, так как оказало влияние не только на рождаемость, но также
и на структуру занятости, уровень образования, а также распределение
населения между городом и деревней.
|