|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Эффективность российского здравоохранения и система
ОМС
Обязательное медицинское страхование занимает
важное место в системе здравоохранения и востребовано россиянами
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
представляет данные исследования оценок россиянами услуг, предоставляемых
по полису ОМС и состояния здравоохранения в целом.
Как показал опрос, полисом ОМС хотя бы раз в жизни пользовалось
подавляющее большинство россиян (89%), в т.ч. 53% в последний раз
обращались по нему в медучреждения менее года назад. О том, что
у них нет полиса обязательного медицинского страхования, сказали
3% респондентов.
Во время обращений в государственные и муниципальные
медучреждения по полису ОМС гражданам чаще всего приходится сталкиваться
с такими качественными проблемами и нарушениями прав пациентов,
как длительное ожидание (56% испытывали подобного рода неудобства
лично, 27% - знают о них со слов родственников и знакомых) и некомфортные
условия - отсутствие достаточного количества сидячих мест и нормальной
вентиляции (42% и 11%), отсутствие необходимого оборудования, лекарств
и т.д. (40% и 29%), непрофессионализм врачей, неправильно поставленный
диагноз и назначенное лечение (37% и 43%).
С плохими санитарными условиями и грубым отношением
медицинского персонала лично сталкивались 36% и 32% соответственно.
От своих родственников и знакомых об этом слышали 18% и 36%. Среди
распространенных проблем респонденты также отмечали требование оплатить
медицинские услуги или лекарственные препараты, которые должны предоставляться
бесплатно (31% и 30%), запись в карточку/медицинской документации
большего количества процедур/услуг, чем было сделано во время приема
(по 12%).
Наиболее действенными мерами по повышению качества медуслуг
наши сограждане считают «наказание рублем» и меры по усилению степени
личной ответственности руководящего состава: так, 48% говорят, что
проблему может решить финансирование медучреждений в зависимости
от качества предоставляемых услуг, 35% - увольнение руководителей
медучреждений, оказывающих некачественные услуги, еще 25% - контроль
со стороны независимых от медицинских учреждений организаций, защищающих
права пациентов.
Правильной систему, при которой именно страховая компания,
выдавшая полис ОМС, защищает права пациентов, считает большинство
россиян - 82%, не согласны с этим всего 9% опрошенных. Появление
в системе ОМС страховых представителей (в их обязанности входит
информирование населения о возможностях системы ОМС, защита прав
пациентов, решение спорных ситуаций между медицинским учреждением
и пациентом и др.) приветствуют 73% граждан, отрицательно высказываются
18%.
Запрос на услуги страховых представителей сформирован
в первую очередь в направлении защиты прав пациента при совершении
врачебных ошибок и плохом сервисе (ее значимость для себя и близких
подчеркнули 55%), а также информирования о правах пациента и составе
бесплатных медицинских услуг (42%), регулярного контроля за качеством
медицинских услуг (39%).
Оценки состояния системы здравоохранения в обществе в целом сегодня
невысоки: 9% дают положительные оценки, 52% - отрицательные, еще
37% - «удовлетворительные». Основными ее «болевыми точками» граждане
считают недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей
(37%), а также их нехватку (37%), недоступность медицинской помощи
для населения: дорогие лекарства, услуги (35%), недостаточную оснащенность
медицинских учреждений современным оборудованием (31%). О неэффективной
работе страховых компаний, предоставляющих полис ОМС, как о проблеме
российской системы здравоохранения, решением которой необходимо
заняться в первую очередь, сказали всего 3% опрошенных.
Данные исследования комментирует генеральный директор Центра
социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов: «Результаты
исследования показывают, что у населения остаются очень серьезные
запросы к российской системе здравоохранения. Очевидно, это один
из наиболее серьезных социальных вызовов текущего момента. При этом
для большинства респондентов решение возникающих проблем находится
в рыночной плоскости - через финансовое стимулирование или финансовые
санкции, через развитие системы ОМС, которая фактически выполняет
роль внешнего надзорного органа за качеством медицинского обслуживания.
Сохраняется значительный интерес к развитию института медицинских
представителей. Введенный совсем недавно - он фактически играет
роль независимого консультанта для граждан».
Припомните, пожалуйста, как давно Вы обращались за медицинской помощью
в государственные и муниципальные медицинские учреждения по полису
ОМС в последний раз? (закрытый вопрос, один ответ, %)
|
Все
опрошенные
|
Муж-
чины
|
Жен-
щины
|
18-24
года
|
25-34
года
|
35-44
года
|
45-59
лет
|
60 лет и
старше
|
Менее года назад
|
53
|
44
|
61
|
61
|
51
|
47
|
56
|
53
|
1 – 2 года назад
|
20
|
20
|
20
|
25
|
26
|
20
|
16
|
19
|
3 – 5 лет назад
|
9
|
12
|
7
|
5
|
10
|
11
|
8
|
10
|
6 лет назад и более
|
7
|
10
|
5
|
3
|
5
|
10
|
9
|
6
|
Не обращался по полису ОМС
|
6
|
8
|
5
|
2
|
4
|
7
|
7
|
7
|
У меня нет полиса ОМС
|
3
|
4
|
2
|
4
|
2
|
5
|
2
|
2
|
Затрудняюсь ответить
|
2
|
2
|
0
|
0
|
2
|
0
|
2
|
3
|
Скажите, пожалуйста, при обращении за медицинской помощью в государственные
и муниципальные медицинские учреждения по полису ОМС, Вы/Ваши близкие,
знакомые сталкивались или не сталкивались со следующими проблемами
за последний год? (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке,
%)
|
Сталкивался лично сам(а)
|
Не сталкивался лично, но слышал(а) от близких, знакомых
|
Не сталкивался и не слышал(а) о таких проблемах
|
Длительные сроки ожидания медицинской помощи, очереди
|
56
|
27
|
17
|
Отсутствие достаточного количества сидячих мест, нормальной
вентиляции
|
42
|
11
|
47
|
Отсутствие в больнице необходимого мне оборудования, лекарств,
перевязочных материалов и т.д.
|
40
|
29
|
30
|
Непрофессионализм врачей, неправильно поставленный диагноз,
неправильно назначенное лечение
|
37
|
43
|
20
|
Плохие санитарные условия в поликлиниках (отсутствие ремонта,
грязь и т.п.)
|
36
|
18
|
46
|
Грубое отношение медицинского персонала (врачей, медсестер)
|
32
|
36
|
32
|
Требование оплатить медицинские услуги или лекарственные
препараты, которые должны предоставляться бесплатно
|
31
|
30
|
39
|
В карточке/медицинской документации записано больше процедур/услуг,
чем было сделано во время приема
|
12
|
12
|
76
|
Сейчас я перечислю список различных мер, которые могут быть использованы
для повышения качества медуслуг. На ваш взгляд, какие из них, в
первую очередь, могут улучшить качество медицинских услуг? Вы можете
дать от 1 до 3 ответов (закрытый вопрос, не более 3-х ответов,
%)
|
Все опрошенные
|
Финансирование медучреждений в зависимости от качества предоставляемых услуг
|
48
|
Увольнение руководителей медучреждений, оказывающих некачественные медуслуги
|
35
|
Деятельность организаций, независимых от медучреждений, защищающих права пациентов
|
25
|
Создание организаций врачей для самоконтроля качества медуслуг
|
19
|
Сокращение числа госслужащих, контролирующих качество медуслуг
|
18
|
Увеличение числа госслужащих, контролирующих качество мед услуг
|
14
|
Контроль за уровнем квалификации врачей
|
3
|
Увеличение количества медицинского персонала
|
3
|
Повышение заработных плат врачам
|
2
|
Другое
|
5
|
Затрудняюсь ответить
|
11
|
Считаете ли Вы правильной или неправильной систему, при которой
именно страховая компания, выдавшая Вам полис ОМС, должна защищать
Ваши права как пациента? (закрытый вопрос, один ответ, %)
|
Все опрошенные
|
Да, считаю такую систему полностью правильной
|
40
|
Скорее правильной
|
42
|
Скорее неправильной
|
4
|
Считаю такую систему полностью неправильной
|
5
|
Затрудняюсь ответить
|
9
|
С 2016 года в штате страховых компаний, работающих в
системе обязательного медицинского страхования, появились новые
сотрудники – страховые представители. В их функции на бесплатной
основе входит информирование населения о возможностях системы ОМС,
защита прав пациентов, решение спорных ситуаций между медицинским
учреждением и пациентом и т.п. Вы лично поддерживаете или не поддерживаете
появление такого работника в системе ОМС? (закрытый вопрос,
один ответ, %)
|
Все опрошенные
|
Считают правильной систему, при которой страховая компания,
выдавшая полис ОМС, должна защищать права пациента
|
Считают НЕ правильной систему, при которой страховая компания,
выдавшая полис ОМС, должна защищать права пациента
|
Полностью поддерживаю
|
31
|
33
|
19
|
Скорее поддерживаю
|
42
|
45
|
36
|
Скорее не поддерживаю
|
11
|
11
|
14
|
Полностью не поддерживаю
|
7
|
4
|
27
|
Затрудняюсь ответить
|
9
|
7
|
4
|
Сейчас я перечислю список услуг, предоставляемых населению страховыми
представителями на бесплатной основе. Какие из них могут быть наиболее
значимы для вас/ваших родственников, друзей? Вы можете дать от 1
до 3 ответов (закрытый вопрос, не более 3-х ответов, %)
|
Все
опрошенные
|
Защита прав пациента при совершении врачебных ошибок и плохом сервисе
|
55
|
Информирование о правах пациента и составе бесплатных медицинских услуг
|
42
|
Регулярный контроль за качеством медицинских услуг
|
39
|
Информирование о возможности выбора врача и медицинского учреждения
|
30
|
Напоминание о необходимости пройти диспансеризацию, профилактический осмотр
|
29
|
Учет сведений о застрахованных лицах и оказанной им медицинской помощи
|
9
|
Другое
|
2
|
Затрудняюсь ответить
|
7
|
По Вашему мнению, как сегодня в нашей стране обстоят дела в российском
здравоохранении? (закрытый вопрос, один ответ, %)
|
Все опрошенные
|
Обращались за медицинской помощью в государственные и
муниципальные медицинские учреждения по полису ОМС
|
НЕ обращались за медицинской помощью в государственные
и муниципальные медицинские учреждения по полису ОМС
|
Хорошо
|
5
|
5
|
2
|
Скорее хорошо
|
4
|
4
|
4
|
Удовлетворительно
|
37
|
39
|
22
|
Скорее плохо
|
21
|
20
|
26
|
Плохо
|
31
|
30
|
40
|
Затрудняюсь ответить
|
2
|
2
|
6
|
Как Вы считаете, какие проблемы российской системы здравоохранения
должны решаться в первую очередь? Вы можете дать от 1 до 3 ответов
(закрытый вопрос, не более 3-х ответов, %)
|
Все опрошенные
|
Недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей
|
37
|
Нехватка врачей
|
37
|
Недоступность медицинской помощи для населения (дорогие лекарства, услуги)
|
35
|
Недостаточная оснащенность учреждений современным оборудованием
|
31
|
Недостаток финансирования здравоохранения
|
28
|
Недостаточное обеспечение лекарствами медучреждений
|
20
|
Взяточничество
|
16
|
Недостаточный контроль за качеством медицинских услуг
|
14
|
Невежливое отношение со стороны медперсонала
|
11
|
Несовершенство законодательства
|
5
|
Неэффективная работа страховых компаний, предоставляющих полисы ОМС
|
3
|
Другое
|
3
|
Затрудняюсь ответить
|
2
|
Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного
тематического блока и социально-демографические переменные.
Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен в октябре 2017
г. по заказу ЦСП «Платформа». В опросе принимают участие россияне
в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной
двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров
объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка
телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены
на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам.
Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95%
не превышает 3,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов
могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства,
возникающие в ходе полевых работ.
Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3516, 17 ноября 2017 г.
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116534
|