Власти обсуждают повышение минимального трудового стажа для получения пенсии
Так они хотят избежать повышения пенсионного возраста, но вряд ли у них получится
Повышение пенсионного возраста обсуждается уже много лет, но решиться на столь непопулярную меру администрация президента и правительство не могут, несмотря на все проблемы пенсионной системы и бюджета. Сейчас обсуждается альтернативное решение, рассказали «Ведомостям» три федеральных чиновника: повышать не возраст, а минимальный трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости.
Резкое повышение пенсионного возраста не поддержит общество, а постепенное – не даст эффекта для бюджета сразу, говорят два чиновника. Нужно сосредоточиться на увеличении доходов Пенсионного фонда (ПФР), объясняет один из них: повышение стажа стимулирует людей и дольше работать, чтобы потом получать более высокую страховую пенсию, и выходить из серого сектора – это обелит экономику и пополнит бюджет ПФР. Вопрос о возрасте уже отошел на второй план, обсуждаются другие идеи, присоединяется другой чиновник. В правительстве понимают, что повышать пенсионный возраст политически нецелесообразно, лучше повысить стаж, который будет стимулировать людей выходить из тени, подтверждает еще один собеседник «Ведомостей». Но и стаж резко не повысят, продолжает он: по сути, это затягивание реформы и в будущем пенсионный возраст неизбежно придется повышать.
Увеличение трудового стажа для начисления страховой пенсии может заменить повышение пенсионного возраста, считает другой собеседник «Ведомостей».
Но такая реформа возможна, только если поменять пенсионную формулу и рассчитывать пенсию, исходя из заработка работника за определенный период времени, продолжает он: чем больше стаж, тем большую долю от этого заработка составит пенсия независимо от достижения возраста.
Единой точки зрения на пенсионную реформу нет, как нет и принятых решений, утверждает пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. В правительстве в последние два месяца совещаний по этому поводу не было, информирует федеральный чиновник. На уровне премьер-министра их и вовсе не проводилось, уверяет пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова.
Представитель Минфина переадресовал вопросы Минтруду, представитель Минтруда заверил, что никаких изменений в пенсионной системе не обсуждается.
Сейчас мужчины в России выходят на пенсию в 60 лет, женщины – в 55. Чтобы получить страховую пенсию, к этому времени они должны набрать семилетний стаж уплаты взносов в пенсионную систему и заработать минимальное количество пенсионных баллов (сейчас это 11,4). Два последних требования постепенно повышаются: к 2025 г. минимальный стаж составит 15 лет, а минимальная сумма баллов – 30.
Россия – одна из немногих стран в СНГ, где пенсионный возраст остается столь низким. Например, Белоруссия с 1 января 2017 г. начала повышать его ежегодно на 6 месяцев – пока он не достигнет 63 лет у мужчин и 58 лет у женщин. Повысить пенсионный возраст предлагали Минфин и председатель Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин. Минфин – до 65 лет и мужчинам, и женщинам – с шагом 6–12 месяцев в год. ЦСР в проекте стратегии экономического развития России до 2024 г. предложил, начиная с 2019 г., ежегодно поднимать пенсионный возраст на полгода – до 63 лет для женщин и до 65 лет для мужчин. Это одно из необходимых условий, чтобы к 2035 г. бюджет не оказался под ударом, предупреждал Кудрин: динамика добычи нефти и газа будет ухудшаться, спрос на общественные услуги и государственные инвестиции – расти, население – стареть, денег на пенсии и медицину будет требоваться все больше. Без реформ в 2022–2050 гг. России придется увеличить расходы на пенсии и медицину на 4,5% ВВП, оценивал МВФ.
Минфин через повышение пенсионного возраста рассчитывает сократить трансферт в ПФР из федерального бюджета, знает замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. Проект бюджета на 2018–2020 гг. уже предусматривает сокращение общего трансферта из федерального бюджета (см. график). Что касается страховых пенсий, то они уже сокращаются в реальном выражении, указывает Счетная палата в заключении на проект бюджета на 2018–2020 гг.: прошлогодняя индексация не покрыла инфляцию 2015 г., работающим пенсионерам с прошлого года пенсии и вовсе не индексируются. В ближайшие три года пенсии сократятся еще на 1,6%, предупреждают аудиторы Счетной палаты.
Около 50% работающих пенсионеров продолжают трудиться из-за угрозы бедности и готовы выйти на пенсию, если она составит хотя бы 40% зарплаты, делится расчетами директор Института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова.
Много лишних
Эксперты ЦСР также солидарны во мнении, что нужно сократить количество претендентов на досрочную пенсию, говорит Овчарова. Например, работающим во вредных условиях труда давать право на нее в зависимости от класса этих условий, увеличить требования к стажу для работников образования и медицины, рассуждает Омельчук. Повысить минимальный стаж «досрочникам» нужно, согласен федеральный чиновник. «Досрочники» «стоят» около 30% всех расходов на страховые пенсии, знает другой федеральный чиновник, но плана по их сокращению ни у кого нет, а повышение им стажа и возраста вызовет вопросы у Конституционного суда.
Повышение стажа проблемы пенсионной системы не решит, солидарны эксперты ЦСР. Как ни повышай минимальный стаж, большого количества пенсионеров это не отсечет, поскольку средний трудовой стаж россиян и сейчас значителен – 35 лет, говорит Горлин. Стаж уже повышают до 15 лет к 2025 г. и возвращаться к этому вопросу раньше – значит создавать лишнюю социальную напряженность, уверена Овчарова. Повышение пенсионного возраста – единственное, что может изменить соотношение численности плательщиков пенсионных взносов и пенсионеров, настаивает старший научный сотрудник НИФИ Минфина Татьяна Омельчук: повышение пенсионного возраста для мужчин и женщин до 63 лет вдвое сократит дефицит пенсионной системы в реальном выражении к 2030 г. и увеличит пенсии на 30–40% по сравнению с теми, что будут без повышения.
На самом деле быстрого эффекта не даст ни повышение возраста, ни повышение стажа, считает Горлин: его можно добиться, если с 2019 г. начать существенно увеличивать минимальное количество пенсионных баллов: довести их не до 30, а до 70. Это сократит число тех, кто внес недостаточный вклад в пенсионную систему, и с 2025 г. обеспечит бюджету экономию от 100 млрд руб. и более, говорит Горлин, также можно дополнительно ограничить выплаты пенсий работающим пенсионерам с учетом их дохода.
Социальный блок правительства давно предлагает ограничить пенсии богатым пенсионерам, но это приведет лишь к оттоку работающих пенсионеров в тень – он и так усилился после замораживания индексации пенсий работающим, скептичен федеральный чиновник.
Три года без прибавки пенсии
Кудрин и поддерживающие его чиновники уверены, что, если постоянно поднимать вопрос повышения пенсионного возраста, у людей возникнет «эффект привыкания» и они смирятся с неизбежностью, говорит федеральный чиновник. Отношение россиян к этому вопросу сейчас существенно лучше, чем шесть лет назад, уверял бывший министр финансов в июне, ссылаясь на результаты фокус-групп ЦСР. Сторонники повышения возраста уверены, что «вода точит камень» и после выборов они добьются от власти принятия непопулярного решения, считает чиновник. Повышение пенсионного возраста болезненно, но еще хуже нарушать права работающих пенсионеров, не индексируя им пенсии, говорит другой федеральный чиновник, зато повышение возраста могло бы стать новым социальным договором между людьми и властью.
Татьяна ЛОМСКАЯ, Елизавета БАЗАНОВА, Маргарита ПАЛЧЕНКОВА
«Ведомости», 22 октября 2017 года
Пенсионный возраст и стаж. Повышать вместе
В Министерстве труда и социальной защиты обсуждают идею увеличения минимального пенсионного стажа. Это сообщение СМИ позже было официально опровергнуто представителями ведомства, однако стало темой для обсуждения в печати и социальных сетях.
О том, что власти рассматривают возможность увеличения минимального трудового стажа, необходимого для получения страховой пенсии, сообщил газета «Ведомости». По ее данным, таким образом предполагалось избежать повышения пенсионного возраста. В то же время издание высказывало мнение экспертов о том, что эта мера не позволит избежать повышения трудового возраста.
Идея повышения пенсионного возраста по-прежнему является непопулярной, хотя многие эксперты считают этот шаг неизбежным. Тем не менее, газета утверждает, что пойти на такой шаг президент и правительство не могут (по мнению ряда опрошенных «Полит.ру» экспертов – вполне могут, но только после выборов 2018 года). Как утверждала газета, ссылалась на сразу трех неназванных федеральных чиновников, в связи с этой невозможностью (или проблематичностью) власти и стали всерьез рассматривать вопрос о минимальном трудовом стаже.
По словам двух источников издания, резкое повышение пенсионного возраста не будет поддержано обществом, а постепенное, о котором много рассуждали, не даст эффекта для бюджета сразу. Тогда как необходимо достичь повышения ходов ПФР, и повышение стажа, по мнению сторонников идеи, простимулирует людей одновременно и дольше работать, не выходя на пенсию, и делать это только в «белом» секторе экономики, что благоприятно скажется на ней.
На новость обратили внимание большинство СМИ, однако Министерство труда и социальной защиты опровергло ее. «Никаких изменений в пенсионной системе, в том числе касающихся минимального трудового стажа, в настоящий момент не обсуждается», – приводит информационное агентство РБК заявление пресс-секретарь главы министерства Марии Исяновой информационному агентству «Интерфакс».
Прокомментировать эти предложения для «Полит.ру» согласился Юрий Горлин, заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Он пояснил, что такая мера рассматривалась экспертами, однако ее никогда не предлагали применять вместо повышения пенсионного возраста, а, наоборот, считали необходимым применять их вместе, к тому же в совокупности с рядом иных мер.
«На самом деле необходимо делать и то, и другое – и повысить пенсионный возраст, и увеличить минимальный страховой стаж. Плюс к этому необходима реализация еще ряда мер: вывод зарплат "из тени", реформа досрочных пенсий и так далее.
Поясню при помощи аналогии. Если, допустим, человек хочет быть здоровым, недостаточно будет просто делать гимнастику – надо не злоупотреблять вредными привычками, правильно питаться и так далее, то есть делать очень многое, чтобы получить необходимый результат. Так и в ситуации с пенсионной системой. Каждая из возможных мер дает больший или меньший, но, в общем-то, ограниченный эффект.
Повышение минимального страхового стажа не даст значимого эффекта в скором времени, если, конечно, не повысить его одномоментно намного. Но я исхожу из того, что такого рода изменения должны быть постепенными. При повышении требований к страховому стажу по 1 году в год (как это происходит в настоящее время) минимально ощутимый эффект будет не ранее, чем 15 лет.
Сегодня средний страховой стаж на момент назначения пенсии по старости составляет 35 лет, а доля лиц со стажем, например, меньше 15 лет - около 3%. Не исключено, что в ближайшее время это количество будет несколько увеличиваться в связи с распространением неформальных трудовых отношений.
Повышение требований к трудовому стажу необходимо – ни в одной стране мира нет таких низких требований к нему, как в России. До 2015 года минимальный трудовой стаж, требуемый для назначения пенсии, вообще составлял 5 лет. В 2017 году он равен 8 годам и к 2024 году постепенно вырастет до 15 лет. Но это, повторю, хоть и необходимая мера, но абсолютно недостаточная.
Повышение пенсионного возраста и повышение минимального стажа – это параллельные взаимодополняющие меры, и я никогда не слышал, чтобы одна из этих мер могла предлагаться вместо другой. И когда в 2015 году было изменено законодательство и вводилось постепенное повышение минимального трудового стажа до 15 лет, это был только первый шаг в нужном направлении. Уже тогда предлагалось повысить стаж не до 15 лет, а больше. Но в итоге было принято решение о 15 годах как некоей компромиссной цифре. Если же говорить о моей точке зрения, то она состоит в том, что стаж надо поднимать минимум до 25-30 лет и не по году в год, а более быстрыми темпами. Это даст больший эффект как в части возможностей для роста пенсий, так и снижения зависимости пенсионной системы от бюджетных трансфертов.
Еще больший эффект дает повышение требований по количеству индивидуальных пенсионных коэффициентов. Сейчас этот показатель составляет 11,4 коэффициента, он ежегодно увеличивается на 2,4 и достигнет 30 к 2024 году. Но минимальное требование в 30 коэффициентов – это крайне мало для актуарной сбалансированности страховой пенсионной системы. Тут тоже надо двигаться до более высоких уровней – и, может быть, тоже более быстрыми темпами, чем в настоящее время.
Повышение пенсионного возраста дает наибольший эффект для пенсионной системы. Эффект зависит от сценариев повышения: какими темпами повышать и до какого возраста. Если не рассматривать, как это предлагается отдельными экспертами радикальные варианты (например, повышение по 1 году в год), то эффект в части роста реального размера пенсий составит около 15% к 2030 году, что явно недостаточно и сопоставимо с такими мерами как вывод заработной платы "из тени" и ограничение выплаты пенсии работающим пенсионерам с учетом их заработка.
Словом, нужен целый комплекс мер. Они все достаточно понятны и все в той или иной степени проработаны. И никакая их них не является волшебным ключиком, который отдельно от всего остальных мер "откроет дверь к счастью"», – сказал Юрий Горлин.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)