Для цитирования: Иванов С.Ф. Удастся
ли погаситъ демографический взрыв? // Демоскоп Weekly. 2017. № 743-744.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0743/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Удастся ли погасить демографический
взрыв?
|
Над темой номера работал
|
|
Сергей
ИВАНОВ
|
|
Демографические программы: некоторые результаты
В середине 1970-х годов число правительств развивающихся
стран, оценивающих уровень рождаемости как слишком высокий и проводящих
политику, направленную на его снижение, уже было значительным (55).
Казалось бы, увеличение к 2014 году этого числа всего на 7 говорит
о незначительном росте популярности этой деятельности. Однако структура
этой динамики говорит о другом. В 32 развивающихся странах (включая
Вьетнам, Египет, Индию, Индонезию и Иран) правительства продолжают
считать, что население растет слишком быстро, хотя рост значительно
замедлился по сравнению с серединой 1970-х годов. В 30 странах официальная
позиция, признававшая темп роста населения удовлетворительным, трансформировалась
в озабоченность чрезмерно быстрым ростом. С другой стороны, в 23
странах, где демографический переход близок к завершению, озабоченность
демографическим взрывом сменилась удовлетворенностью замедлившимся
ростом населения. Правительства Республики Корея и Сингапура, администрации
Гонконга и Тайваня, где рождаемость сократилась до сверхнизких уровней,
поменяли знак своей оценки демографической ситуации и стали разрабатывать
политику повышения рождаемости, но не изменили своего понимания
демографической угрозы бедным странам. Всего в течение 40 лет в
83% стран Юга рождаемость на том или ином этапе официально оценивалась
как слишком высокая. В настоящее время только в 7% стран Юга государство
не оказывает прямой поддержки программам планирования семьи, причем
в половине стран правительства открыто объявляет антинаталистскую
цель[24].
Три-пять десятилетий осуществления демографической политики
в странах Юга показали ее результативность. В 2009 году статистически
значимый коэффициент корреляции между интенсивностью программ планирования
семьи[25] и рождаемостью[26]
составил -0,42. Статистическая связь, вероятно, была бы еще теснее,
если бы удалось внести поправки на социальный контекст, который
всегда многослоен, но не всегда подвержен квантификации.
Когда государство прямо декларирует цель снижения рождаемости
и поддерживает программу планирования семьи, рождаемость снижается
быстрее, чем в отсутствие демографического целеполагания. Это происходит
потому, что демографическое целеполагание коррелирует с качеством
программ и охватом ими населения страны. Так, в странах, декларировавших
цель снижения рождаемости, коэффициент суммарной рождаемости снизился
в среднем за 1976-2009 годы на 3,1 ребенка на женщину. В странах,
осуществлявших проекты улучшения репродуктивнного здоровья в отсутствие
публично декларированных демографических целей[27]
рождаемость снизилась на 2,2 ребенка на женщину. В дюжине стран,
заявлявших о своем стремлении повысить рождаемость, она сократилась
«всего» на 1,6 детей на женщину[28].
Эти цифры можно интерпретировать как свидетельство того, что (а)
под влиянием универсальных процессов модернизации демографический
переход разворачивается повсюду, даже если правительство заинтересовано
в стабильно высокой рождаемости, (в) декларированная позиция государства
связана с практической политикой; (с) политика способна значительно
ускорить сокращение рождаемости.
Решимость снизить рождаемость проявляется в бoльших
ассигнованиях на программы планирования семьи, официозной пропаганде
средне- и малодетности как способов повышения индивидуального благосостояния
и лучшей интергации планирования семьи в деятельность государства.
Особенность антинаталистской политики, которая несомненно,
хотя и не публично, принимается за основу, заключается в возможности
достичь высокой результативности программ малой ценой. Глобальный
объем западной помощи программам планирования семьи (по всем кналам)
никогда не превышал миллиарда долларов в год, т.е. одного доллара
в год в расчете на женщину детородного возраста. По некоторым оценкам,
эти программы в некоторых странах вдвое снизили темпы роста населения[29]
и таким образом позволили переключить десятки (может быть, сотни)
миллиардов долларов из роста количественного охвата населения здравоохранием
и образованием на их совершенствование.
Другое свойство программ планирования семьи заключается
в их способности достигать целей, выходящих за рамки антинатализма.
Так, в развивающихся странах десятки миллионов нежелательных беременностей
приводят к миллионам младенческих смертей и сотням тысяч материнских
смертей. Программы планирования семьи предотвращают многие такие
человеческие жертвы. Демографическая политика способствует эмансипации
женщин – как наделяя их средствами контроля над собственным телом,
так и улучшая положение женщины в семье и обществе.
[24] Иванов С.
Снижение рождаемости в странах Юга: политика вокруг политики. Экономический
журнал НИУ ВШЭ, 2011, № 12, cc. 562-585.
[25] United States Agency
for International Development. The Family Planning Effort Index:
1999, 2004, and 2009. Washington, D.C.: USAID, 2010. Available at:
http://www.healthpolicyinitiative.com/Publications/Documents/
1110_1_FP_Effort_Index_1999_2004_2009__FINAL_05_08_10_acc.pdf
(accessed 17.09.2016).
[26] United Nations. World
Population Policies Database. New York, United Nations, 2013. Available
at: http://esa.un.org/PopPolicy/about_database.aspx
(accessed 12.09.2016).
[27] Секретариат ООН регулярно
проводит опросы правительств по вопросам народонаселения и демографической
политики. Наряду с официальными ответами база данных по демографической
политике [. United Nations. Accelerating achievement of the MDGs
by lowering fertility: Overcoming the challenges of high population
growth in the least developed countries Population Facts No. 2010/5.
New York, United Nations, 2010. Available at: http://www.un.org/esa/population/publications/popfacts/popfacts_2010-5.pdf
(accessed 15.09.2016)] содержит информацию из таких источников как
официальные сообщения на сессиях комитетов и комиссий Экономического
и социального совета ООН, правительственные стратегии и программы,
базы данных и материалы других подразделений Секретариата и специализированных
учреждений системы ООН, статьи в научных публикациях, материалы
СМИ.
[28] Иванов С. Снижение рождаемости
в странах Юга: политика вокруг политики. Экономический журнал НИУ
ВШЭ, 2011, № 12, cc. 562-585; United Nations. World Population Policies
Database. New York, United Nations, 2013. Available at: http://esa.un.org/PopPolicy/about_database.aspx
(accessed 12.09.2016).
[29] Иванов С. Снижение рождаемости
в странах Юга: политика вокруг политики. Экономический журнал НИУ
ВШЭ, 2011, № 12, cc. 562-585.
|