|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Автор обзора Софья АХМАНАЕВА
(студентка 2 курса факультета мировой экономики и мировой
политики НИУ ВШЭ)
Рубрику ведет
Илья КАШНИЦКИЙ
|
Social Structure, Adversity, Toxic Stress, and Intergenerational
Poverty: An Early Childhood Model
Социолог Крейг Мак-Ивен и нейроэндкринолог Брюс
Мак-Ивен описывают влияние неблагоприятных материальных и социальных
условий в раннем детстве на воспроизведение межпоколенной нищеты.
Авторы предлагают модель, которая сочетает в себе подходы как с
точки зрения биологических механизмов, так и с точки зрения социальной
структуры, культурных аспектов и статусных достижений.
Особое внимание уделяется понятию токсического стресса,
испытываемого в раннем детстве, т.к. именно через него социальные
условия и взаимоотношения с окружающими влияют на развитие мозга
и тела человека, оказывая влияние в дальнейшем как на успехи в обучении
и профессиональной деятельности, так и на физическое и психическое
здоровье. Исследователи делают акцент на важности изучения развития
в раннем детстве, поскольку именно на ранних этапах жизни происходит
формирование основных когнитивных и некогнитивных навыков, на которое
токсический стресс оказывает сильнейшее воздействие.
Постоянный и продолжительный токсический стресс создает
аллостатическую перегрузку, которая часто провоцирует негативные
изменения архитектуры мозга, приводя к нарушению познавательных
способностей, способности к саморегуляции, психического и физического
здоровья. Так, например, люди, испытывавшие в детстве постоянный
стресс, больше подвержены сердечнососудистым заболеваниям и болезням
дыхательных путей, а также больше склонны к наркотической зависимости,
алкоголизму и курению.
Рисунок 1. Взаимосвязь между социальными условиями (особенно
неблагоприятными), степенью провоцируемого ими токсического стресса
и его влиянием на развитие организма, а также эпигенетическими изменениями
и различными жизненными достижениями индивида
Эти изменения могут сохраняться на протяжении всей жизни
и влиять на передаваемые по наследству генетические характеристики.
Нарушение способности к саморегуляции, которая включает в себя внимание,
упорство, способность достигать целей, переключаться между видами
деятельности и контролировать эмоции, сдерживая неадекватное поведение,
негативно сказывается на социальной компетентности и социальной
адаптации индивида.
Имеющиеся на сегодня данные исследований ясно свидетельствуют
о корреляции уровня аллостатической нагрузки с уровнем окружающей
нищеты как разновидности неблагоприятных условий, независимо от
социально-экономического положения семьи. Эта нагрузка остается
высокой именно среди тех, кто провел детство в бедности, и не зависит
от их текущего социально-экономического положения. В ходе ряда исследований
было обнаружено, что у детей из менее обеспеченных семей медленнее
увеличивается количество серого вещества, у них меньше способностей
к изучению языков и хуже работает память. Они более склонны испытывать
проблемы в отношениях со сверстниками и противопоставлять себя взрослым.
Подобные последствия стресса накладывают в дальнейшем
отпечаток на взаимодействие людей со своими детьми, поскольку длительное
время перенося в детстве неблагоприятные условия, они более подвержены
стрессу и, соответственно, более склонны передавать свое психическое
напряжение детям.
Тем не менее описанные выше эффекты обратимы, поскольку
социальная структура и взаимоотношения с окружающими могут не только
выступать в роли стрессоров, но и служить защитными факторами, предотвращающими
или нейтрализующими последствия токсического стресса. Это утверждение,
как отмечают исследователи, является противовесом предположениям
о биологическом или социальном детерминизме.
Также отмечается, что бедность - далеко не единственная
причина воспроизведения бедности через поколения и социальных различий,
и ученым еще предстоит изучить взаимосвязь между различными типами
неблагоприятных социальных условий, их совокупное влияние на человека
в раннем детстве и их последствия.
|