|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Межнациональные браки в Казахстане: оценка предпочтений
с помощью матрицы межэтнических расстояний[1]
Козлов В.А.[2],
Айгозина Г.К.[3] – специально
для Демоскопа
Вопросы межнациональных браков на постсоветском пространстве
вызывают интерес у исследователей различных отраслей наук. Основными
аспектами работ по состоянию смешанных браков в СССР было описание
различий между республиками, хотя изучение вопросов формирования
и стабильности браков зачастую ограничивалось отсутствием доступностью
статистических данных. К работам, в которых уделяется внимание территориальному
распространению данного явления, относятся материалы А.Г. Волкова[4],
который выполнил глубокое изучение межэтнических браков на территории
СССР по данным проводимых переписей населения и социологических
обследований. В работе представлены данные по динамике смешанных
в этническом плане браков по республикам, в т.ч. по отдельным этносам,
и объяснения в брачных предпочтениях представителей отдельных их
групп. Однако данные по Казахстану представлены достаточно скупо.
В работе В.И. Козлова[5]
представлен этнодемографический обзор, основанный на материалах
проводимых переписей населения. В ней упоминаются данные по межэтническим
бракам в Казахской ССР и факт постоянного роста доли подобных браков.
Однако в основном работа посвящена ситуации в республиках европейской
части СССР, отдельно рассмотрены разные по этническому составу населения
города и представлена информация по индексу национального «притяжения»
в браке по отдельным этносам. Однако по Казахской ССР такой подробной
информации не имеется.
Важной в изучении смешанных супружеских пар является
работа А.А. Сусоколова[6],
посвященная межэтническим бракам в СССР, но в ней не представлена
дополнительная информация по факторам, влияющим на формирование
межнациональных браков.
Интересным и информативным является исследование Ю.В.
Арутюняна[7], посвященное русскому
этносу, где представлены материалы по межэтническим бракам русских
с представителями других этнических групп.
В работе А.В. Топилина[8]
автор останавливается на подробном изучении предпочтений и поведения
детей, выросших в смешанных семьях, по проводимым опросам и обследованиям.
Работа Д. Горенбурга[9],
изданная в 2006 году, переосмысливает роль межэтнических браков
в советской культуре и социально-экономическом развитии. В статье
автор рассматривает влияние межэтнических браков на национальную
самоидентификацию.
Что касается ситуации в Казахстане, то стоит отметить
работу Ю.А. Евстигнеева[10],
которая посвящалась исследованию смешанных браков в городах Северного
Казахстана по состоянию на конец 1960-х гг., а также проблеме выбора
национальности детьми в смешанных браках.
В исследовании Калышева[11],
напротив, рассматриваются смешанные браки в сельском Казахстане,
но только между казахами и русскими. Автор показывает, что, по состоянию
на конец 1980-х, браки между казахами и русскими, несмотря на общее
возрастание показателя, являются довольно редким явлением и встречаются
до 10 раз реже, чем можно было бы ожидать, исходя из этнического
состава населения, в то время как браки русских с украинцами и немцами
распространены даже чаще ожидаемых показателей.
На современном этапе проблемы смешанных браков и семей
освещены в работах С.К. Уалиевой[12],
они опираются на качественные исследования, проводимые в последние
десятилетия в разных регионах республики. Однако ситуацию с распространенностью
межнациональных браков в Казахстане эта работа не может характеризовать.
Из статей, посвященных относительно малочисленным диаспорам Казахстана,
следует отметить работу Н. Ем и С. Эпштейна[13]
о матримональном поведении корейцев после депортации и до 1965 года,
а также о связи поведения с изменением социального статуса.
Распространенность этнически смешанных браков
в Казахстане и их разнообразие в разрезе отдельных комбинаций этносов
Межэтническим считается брак, в котором супруги указали
принадлежность к разным национальностям. Как известно, в проводимых
переписях населения, которые являются основными источниками информации
о смешанных браках, национальность записывалась в соответствии с
принципом самоопределения.
Динамика моно- и межэтнических браков среди населения
Казахстана показывает состояние брачного рынка на определенный момент
времени и его составляющую в лице представителей различных этносов,
которые на тот момент вступали в брак. Первая половина XX века характеризуется
адаптацией к формирующимся принципам, связанным с изменениями привычного
образа жизни. Этот период является вступительной, начальной стадией
образования межэтнических браков, в дальнейшем данный феномен набирает
обороты. К концу советского периода межэтнические браки получили
широкую распространенность среди населения многих советских республик.
По данным проводимых Всесоюзных переписей населения, Казахская ССР
была одной из республик с наибольшей долей смешанных семей, уступая
только Латвии и Украине: с 1959 по 1979 года доля этнически смешанных
семей в Латвийской ССР с 15,8% возросла до 24,2%, в Украинской ССР
с 15,0% до 21,9%, а в Казахской ССР с 14% до 21,5% (при этом в сельской
местности 18,2% - наибольшая доля среди всех республик СССР)[14].
В Казахстане доля межэтнических браков увеличивалась в связи с ростом
численности представителей различных этносов.
На рис. 1 видно, что даже после получения Казахстаном
независимости и последующей эмиграции представителей многих европейских
этносов доля смешанных браков в республике не сократилась существенным
образом.
Рисунок 1 Динамика мононациональных и межнациональных
браков в Казахстане на период 1959-2009 годов, %
Источник: база данных ИДЕМ по Всесоюзным переписям населения
1939-1989 годов; Стат. сборник, итоги переписи населения 1999,
2009 годов в РК
На протяжении второй половины XX столетия среди городского
и сельского населения имелись значительные различия в доле межэтнических
браков. В городской среде этническая структура более разнообразна,
нежели в сельской, где преобладали казахи. Более того, одним из
факторов формирования межэтнических браков считается поведение «меньшинств»
- представители европейских этносов с большей вероятностью вступали
в смешанный брак друг с другом в силу схожести культурных и социальных
норм. Как видно на рис. 2, в сельской местности, где доля некоренных
этносов в значительной степени ниже, доля межэтнических браков также
меньше, чем в городе. Различия в показателях доли смешанных браков
в городском и сельском населении, по данным переписей населения,
сокращались, динамика была схожа. Это доказывает, что этносы и их
культуры сближаются и на уровне сельского населения, где в основном
преобладала титульная нация. В городской среде межэтнические браки
получили широкую распространенность, в силу значительной численности
представителей нетитульных этнических групп, вступающих в брак между
собой.
Рисунок 2. Динамика однонациональных и межнациональных
браков среди городского и сельского населения Казахстана в период
1979-2009 годов, %
Источник: А.А. Сусоколов. Межнациональные браки в СССР,
1987; Стат. сборник, итоги переписи населения 1999, 2009 годов
в РК
Вплоть до 1989 года в Казахстане наблюдается постоянный
рост доли межэтнических браков как в городской, так и в сельской
местности. При этом с течением времени разница между показателями
смешанных браков в городской и сельской местности сокращалась. На
протяжении второй половины XX века происходил рост доли смешанных
браков в городе и селе, однако массовая эмиграция в конце столетия
привела к резкому спаду данного показателя по республике. На момент
переписи населения 2009 года доля межэтнических браков составила
19,8% по стране, в разрезе городского и сельского населения данные
составили 22,6% и 15,5% соответственно[15].
Таким образом, по истечении времени смешанные браки получили широкую
распространенность как в городской, так и в сельской местности.
Важным моментом в изучении межэтнических браков является
вступление в подобный брак женихов и невест в разрезе отдельных
этносов. По материалам переписей населения, проводимых в Казахстане,
мужчины-казахи чаще вступали в смешанный брак, нежели девушки данной
этнической группы. Этот феномен объясняется влиянием традиционных
устоев, где считалось, что, если девушка вступает в межэтнический
брак, то она уходит в другую семью и исключается из своего этноса,
в то время как мужчина, наоборот, приводит девушку в свой дом, тем
самым, увеличивая численности своей семьи и этноса в целом. Если
рассмотреть все население, состоящее в браке, накопленным итогом,
то в середине XX столетия доля казашек, вступивших в межэтнический
брак, составляла только 3,9%, в то время как доля женихов-казахов
была около 27%[16]. Женщины
европейских этносов чаще вступали в смешанный брак, чем мужчины.
Как видно на рис. 3, по данным переписи населения Казахстана
2009 года[17] доля женихов
казахской национальности среди всех межэтнических браков уже составила
19,24%, а невест – 16,4%, то есть разница между показателями вступления
в смешанный брак мужчин и женщин сокращается. Данная ситуация объясняется
изменениями внутренних устоев общества, где девушки не так ограничены
в рамках традиций, то есть фактом модернизации общества. Среди русских
по-прежнему сохраняется большая по сравнению с другими основными
этносами доля смешанных браков, особенно среди женщин, так как даже
при меньшей численности русского населения по сравнению с казахами,
их доля в межэтнических браках выше (для женщин - более чем в 2
раза). Относительно других этнических групп существенных гендерных
различий по вступлению в брак не отмечается.
Рисунок 3. Доли женихов и невест, вступающих
в межэтнический брак по данным переписи населения 2009 года, %
Источник: Этнодемографический ежегодник Казахстана, Стат.
сборник, 2013
В работе А.Г. Волкова содержится информация о наиболее
распространенных сочетаниях национальностей в смешанных супружеских
парах в СССР, по проведенному в 1985 году исследованию с 5% выборкой.
Результаты показали, что казахи наиболее часто вступали в смешанный
брак с русскими – 36,6%, татарами – 22,1%, узбеками – 8,7%, украинцами
– 7,1% каракалпаками – 5%, киргизами – 4,8%, башкирами – 3,4% и
с немцами - 2,9%[18]. На
территории Казахстана на современном этапе ситуация изменилась:
из семи преобладающих этносов наиболее распространенным сочетанием
после моноэтнического брака является брак между казахами и русскими,
с долей 35,17%, сочетаемость с татарами составляет 9,42%, узбеками
– 8,1%, уйгурами – 7,08%, украинцами – 4,06% и немцами – 3,59%.
Оставшаяся доля в сочетаемости казахов с представителями других
этносов в межэтнических браках относится в большей части к тюркским
этносам, в связи с увеличением доли вступления в смешанный брак
этнических казашек и фактором схожести культур. На территории Российской
Федерации сочетаемость казахов с другими этносами отличается от
поведения представителей данной группы в Казахстане. После моноэтнических
браков, наибольшая сочетаемость присуща бракам между казахами и
русскими, доля которой составляет 72% от общего числа браков, где
один из супругов казахской национальности. Более 17% приходится
на пару казахов и татар, доля смешанных браков между казахами и
башкирами составляет 6%, украинцами 2%, с представителями остальных
групп доля составляет ниже одного процента. Такие различия связаны
в первую очередь с тем, что в этнической структуре населения Казахстана
многие годы преобладающим этносом оставались русские, превышая долю
титульного этноса, и до сих пор русские продолжают занимать вторую
позицию среди этносов республики. В Российской Федерации казахская
диаспора относительно населения страны невелика, по данным Всероссийской
переписи населения 2010 года доля казахов составила 0,45% от всего
населения. Поэтому различия долей межэтнических браков казахов с
русскими в Казахстане и России (в Казахстане - в два раза меньше),
объясняется склонностью казахов как меньшинства в России вступать
в смешанный брак с этническим большинством. Близость же казахского,
татарского и башкирского этносов отмечается и по данным последних
переписей населения, что прослеживается как в Казахстане, так и
в России.
Подводя итоги, отметим, что доля межэтнических браков
снижается и будет продолжать снижаться. Массовый отток представителей
некоренных этносов из Казахстана в 1990-е годы отразился на общей
структуре населения, как этнической, так и половозрастной. Следовательно,
из-за того, что европейские этносы на территории Казахстана демографически
стареют и не воспроизводится замещение поколений родителей детьми,
на брачном рынке не будет достаточного количества потенциальных
женихов и невест для создания смешанных браков в целом, что приведет
к еще более низкой доле межэтнических браков в общем числе заключаемых
в стране браков.
Различия в распространенности смешанных браков в городской
и сельской местности сохранятся, с учетом резкого падения доли межэтнических
браков в сельской местности, и плавного снижения в городской. Сформировавшаяся
структура населения является последствием процессов расселения этносов
за последние два столетия, а современные межэтнические взаимоотношения
являются отображением сложившегося в советское время уклада жизни.
Вступление в межэтнические браки, рассмотренное отдельно
для женихов и невест различных национальностей, показывает изменения
в сознании населения, модернизацию брачного поведения, отход от
его традиционных норм. Доля браков с женой казахской национальности
на протяжении второй половины XX века увеличивалась, тем самым сокращались
различия со смешанными браками, где муж казах. Т.е. вступление в
межэтнические браки девушек-казашек воспринимались так же нормально,
как прежде заключение смешанного брака мужчин-казахов с девушками
других национальностей. Однако, на современном этапе девушки, казахской
национальности предпочитают вступать в подобный брак с представителями
близких в культурном отношении групп этносов. В пределах русского
этноса сохраняется тенденция вступления в межнациональный брак в
большей мере невест, чем женихов. За счет оттока мигрантов снизилась
доля смешанных браков, однако приблизительное соотношение долей
браков с женой русской и мужем другой национальности выше показателей
пары, где муж – русский, а жена принадлежит к другой этнической
группе.
Оценка межэтнических расстояний матримониальных
взаимодействий преобладающих этносов Казахстана
По материалам переписи населения Казахстана 2009 года
можно оценить склонность к образованию смешанных супружеских пар
для отдельных комбинаций этносов. Эту склонность можно измерить
путем межэтнического расстояния.
Первоначально для расчета указанных показателей строится
матрица этнических комбинаций существующих супружеских пар (табл.
1).
Таблица 1. Матрица этнических комбинаций в
супружеских парах для 7 этносов Казахстана, 2009, число пар
Националь-
ность жены
|
Национальность мужа
|
Казахи
|
Русские
|
Узбеки
|
Украинцы
|
Уйгуры
|
Татары
|
Немцы
|
Остальные
|
Казахи
|
1928733
|
24067
|
4721
|
1915
|
4058
|
4588
|
6507
|
31404
|
Русские
|
79559
|
589573
|
2376
|
32511
|
7302
|
12195
|
24903
|
11917
|
Узбеки
|
88966
|
13303
|
82392
|
181
|
696
|
409
|
90
|
2969
|
Украинцы
|
54133
|
273125
|
270
|
10568
|
79
|
1864
|
4568
|
5513
|
Уйгуры
|
154335
|
20616
|
1416
|
108
|
35998
|
451
|
100
|
3405
|
Татары
|
240810
|
189884
|
1127
|
3440
|
606
|
5883
|
1473
|
7091
|
Hемцы
|
58634
|
266424
|
172
|
5824
|
93
|
1022
|
4175
|
5381
|
Остальные
|
41494
|
21974
|
1472
|
872
|
778
|
422
|
669
|
1090
|
Источник: Брак и семья. Итоги Национальной переписи населения
2009 года в Республике Казахстан. 2010.
Мы воспользовались работой Е.Л. Сороко[19],
в которой представляется вариант расчета оценки межэтнического расстояния
между этносами Российской Федерации на основе данных переписи населения
2010 года, - в ней приведены формулы и объяснения логики расчетов
необходимых показателей. В данном статье, опираясь на приведенные
формулы, будет производится расчет оценки межэтнического расстояния
между русскими и другими этносами в Казахстане.
Межэтническое расстояние оценивается по предпочтениям
этнических комбинаций, которые высчитываются по доле смешанных семей.
В данном случае межэтническое расстояние рассматривается как фактор,
обратно пропорциональный формированию предпочтений.
Показатель, измеряющий межэтническое расстояние, является
безразмерной величиной: значение «1» соответствует отсутствию каких-либо
предпочтений этносов при образовании смешанных браков. Интерпретация
итогов исходит из следующих принципов: результат ниже «1» выявляет
больше предпочтения для формирования пар с данной комбинацией национальностей
мужа и жены, а показатели больше «1» отражают препятствия и барьеры
к образованию смешанных браков с подобной комбинацией национальностей.
На современном этапе применение подобных оценок для
мужчин и женщин по отдельности не представляется возможным в связи
с нелинейностью исходных формул агрегирования по полу.
Таким образом, по проведенным расчетам межэтническое
расстояние между русскими, казахами и некоренными преобладающими
этносами республики получены следующие результаты (табл. 2).
Таблица 2. Оценка межэтнических расстояний
между русскими и 6 этносами на основании распространенности смешанных
браков, Казахстан, 2009
национальность
|
межэтническое расстояние D(xy)
|
Казахи
|
1.20
|
Узбеки
|
2.12
|
Украинцы
|
0.36
|
Уйгуры
|
2.15
|
Татары
|
0.63
|
Hемцы
|
0.37
|
Остальные
|
1.00
|
Выполнено по расчетам данных из: Стат. сборник, итоги
национальной переписи населения 2009 года в РК, национальный состав,
вероисповедание и владение языками в РК, 2010.
Примечание: национальности представлены в порядке доли
от общей численности населения Казахстана.
В данном случае, в Казахстане по близости в межэтническом
расстоянии к русским этносы распределились в таком порядке: украинцы,
немцы, татары, далее за ними следуют казахи, показатель по которым
уже превышает единицу, а самое дальнее расстояние у русских с узбеками
и уйгурами. Остальные этносы показали очень близкое к единице значение.
Как и предполагалось, наиболее близким этносом к русским являются
другие европейские группы – украинцы и немцы, затем тюркоязычные,
но во многом близкие к славянам по культуре татары. Отметим, что
в России межэтническое расстояние между русскими и украинцами значительно
выше – 0,66, ещё сильнее разница с немцами 0,94, разница с татарами
у русской группы в России и Казахстане не так велика (в России 0,84,
а в Казахстане 0,63). Таким образом, данные показатели свидетельствуют
о более частом контакте представителей данных этнических групп в
Казахстане по сравнению с Россией, чему способствовала миграция
и особенности расселения. В России подобные предпочтения наблюдаются
между татарами и башкирами. При этом расстояние между казахами и
русскими в Казахстане превышает 1 (1,2, что примерно соответствует
расстоянию между русскими и грузинами в России), а в работе по межнациональным
бракам в России Е.Л. Сороко[20]
расстояния между русскими и казахами на территории Российской Федерации
составляет 0,97 (практически отсутствие предпочтений). Дальнее расстояние,
соответствующее различиям между русскими и чеченцами и даже ингушами
в России, в Казахстане будет наблюдаться между русскими, с одной
стороны, и узбеками и уйгурами, с другой. В случае с узбеками объяснением
может быть относительно недавняя массовая миграция представителей
данной национальности в Казахстан, в случае с уйгурами, где феномен
сложно объяснить только миграционными процессами, очевидно, имеют
место особенности расселения и социокультурные характеристики.
Также необходимо заметить, что, так как мы имеем дело
с людьми, состоящими в браке на момент переписи населения, без поправки
на возраст и продолжительность брака, то расстояние может искажать
реальную информацию за счет изменений предпочтений в различных поколениях,
а также за счет разной интенсивности смертности и разводимости.
Подводя итоги, отметим следующие выводы.
- Сложившаяся этническая ситуация в Республике Казахстан является
одной из исключительных на постсоветском пространстве, что отражается
в относительно высокой доле этнически смешанных браков.
- На территории Казахстана смешанные браки формируются под влиянием
не только большей склонности титульного населения к заключению
браков с представителями меньшинств, но и достаточно распространенных
предпочтений смешанных браков между собой внутри европейских и
азиатских этносов.
- Эмиграционные процессы и старение европейских этносов влияют
на усиление межэтнического расстояния, в будущем можно ожидать
снижения распространенности межэтнических браков, в связи со снижением
численности некоренных этносов.
[1] Статья подготовлена при
поддержке РГНФ, проект № №16-23-19003 "Особенности формирования
семей у русских, проживающих в зарубежных странах, по сравнению
с представителями титульных национальностей" Международный конкурс
в рамках проекта ERA.Net RUS Plus 220RUS_FAM
[2] Козлов Владимир Александрович
– доцент, академический руководитель образовательной программы «Население
и развитие» Национальный исследовательский университет «Высшая
школа экономики».
[3] Айгозина Гульжихан Кайратовна
– магистр демографии, Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
[4] Волков А.Г. Этнически смешанные
семьи и межнациональные браки // Семья и семейная политика. М.:
Институт социально-экономических проблем народонаселения, 1991.
с. 68-86
[5] Козлов В.И. Национальности
СССР: Этнодемографический обзор. – 2-е издание, перераб. и доп.
М, 1982
[6] Сусоколов А.А. Межнациональные
браки в СССР. M.: Мысль, 1987. – 142 с.
[7] Арутюнян Ю.В. О национальных
отношениях в постсоветских обществах: межличностный аспект//Социологические
исследования. 1999. №4. с. 58-62.
[8] Топилин А.В. Межнациональные
семьи и миграция: вопросы взаимовлияния. / Социология национальных
отношений // «Социс», 1995, № 7. с. 76-83.
[9] Gorenburg D. Rethinking
interethnic marriage in the Soviet Union //Post-Soviet Affairs.
– 2006. – Т. 22. – №. 2. – С. 145-165.
[10] Iu. A. Evstigneev (1974)
Interethnic Marriages in Some Cities of Northern Kazakhstan, Soviet
Sociology, 13:3, 3-16.
[11] Калышев А.Б. Межнациональные
браки в сельских районах Казахстана: По данным Павлодарской области.
1966–1979 гг. // Советская этнография. 1984. № 2. С. 71–77.
[12] Уалиева, С. Межэтнические
браки, смешанное происхождение и «дружба народов» в советском и
постсоветском Казахстане // Неприкосновенный запас. 2011. №6. с.
234-244.
[13] Yem N., Epstein S. J.
Social Change and Marriage Patterns among Koryo Saram in Kazakhstan,
1937–1965 //Seoul Journal of Korean Studies. – 2015. – Т. 28. –
№. 2. – С. 133-152.
[14] Волков А. Г. Избранные
демографические труды: сборник научных статей. М.: Изд. дом Высшей
школы экономики, 2014. – 567 с.
[15] Мужчины и женщины в
Республике Казахстан. Итоги Национальной переписи населения РК 2009
года. Ст. сбор. Астана, 2011. – 192 с.
[16] Уалиева С.К. Этнодемографические
особенности семейно-брачных отношений и межэтнические браки на рубеже
веков // Семейно-брачные отношения населения Казахстана на рубеже
веков: историко-демографический аспект. Усть-Каменогорск: Либриус,
2012. 165-179 с.
[17] Мужчины и женщины в
Республике Казахстан. Итоги Национальной переписи населения РК 2009
года. Ст. сбор. Астана, 2011. – 192 с.
[18] Волков А.Г. Этнически
смешанные семьи и межнациональные браки // Семья и семейная политика.
М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения, 1991.
с. 68-86.
[19] Сороко Е.Л. Этнически
смешанные супружеские пары в Российской Федерации // Демографическое
обозрение. М., 2014. №4. с. 96-123
[20]
Сороко Е.Л. Этнически смешанные супружеские пары в Российской Федерации
// Демографическое обозрение. М., 2014. №4. с. 96-123
|