|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Neda Milevska Kostova,
Snezhana Chichevalieva,
Ninez A. Ponce,
Ewout van Ginneken,
Juliane Winkelmann
THE FORMER
YUGOSLAV REPUBLIC OF MACEDONIA
Health Systems in Transition
Volume 19, № 3, 2017
WHO, 2017, 187 pages
|
http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0006/338955/Macedonia-HiT-web.pdf?ua=1
Показатели смертности и здоровья, с 1991
года и до последнего года по которому есть данные (стр. стр.
8)
|
1991
|
1995
|
2000
|
2005
|
2010
|
2012
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, всего
(лет)
|
71,1
|
72,2
|
73,4
|
73,8
|
75,1
|
n/a
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины
(лет)
|
69,9
|
70,0
|
71,2
|
71,7
|
73,0
|
73,0*
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины
(лет)
|
74,5
|
74,5
|
75,7
|
76,0
|
77,3
|
76,9*
|
Коэффициент смертности, взрослые, мужчины a
|
1187,0
|
1244,7
|
1199,2
|
1198,7
|
1114,2
|
n/a
|
Коэффициент смертности, взрослые, женщины a
|
858,6
|
891,0
|
855,8
|
886,4
|
790,7
|
n/a
|
Источники: Данные Европейского регионального бюро
ВОЗ, * данные Государственного статистического управления
Примечания: n/a - нет данных; a Стандартизованный
коэффициент смертности от всех причин, всех возрастов, на
100000 жителей.
Показатели материнской, детской и подростковой
смертности с 1980 года и до последнего года по которому есть
данные (стр. стр. 11)
|
1980
|
1990
|
1995
|
2000
|
2005
|
2010
|
Живорождения на 1000 населения
|
21,1
|
17,5
|
16,4
|
14,5
|
11,0
|
11,4**
|
Коэффициент младенческой смертности (на 1000 живорождений)
|
54,2
|
31,6
|
22,7
|
11,8
|
12,8
|
7,6
|
Коэффициент неонатальной смертности (на 1000 живорождений)
|
n/a
|
n/a
|
13,5
|
86
|
9,5
|
5,5
|
Коэффициент ранней неонатальной смертности на 1000
живорождений)
|
15,1
|
12,6
|
10,7
|
6,9
|
7,3
|
5,1**
|
Коэффициент смертности детей до 5 лет (на 1000 живорождений)
|
n/a
|
31,8*
|
25,4
|
13,7
|
14,3
|
8,4
|
Коэффициент постнеонатальной смертности (на 1000 живорождений)
|
n/a
|
n/a
|
9,2
|
3,2
|
3,3
|
2,1
|
Коэффициент перинатальной смертности (на 1000 рождений)
|
24,8
|
21,0
|
19,4
|
15,8
|
16,7
|
12,6
|
Коэффициент материнской смертности (на 100000 живорождений)
|
n/a
|
n/a
|
21,8
|
13,7
|
13,3
|
4,2**
|
Примечания: * данные за 1991 год; ** данные за 2012
год; n/a: нет данных.
Тенденции в расходах на здравоохранение,
1995-2014 годы или последний доступный по данным года, оценки
ВОЗ (стр. 41)
|
1995
|
2000
|
2005
|
2013
|
2014
|
Общие расходы на здравоохранение на душу населения,
ППС (в $ США)
|
418,9
|
532,1
|
653,0
|
757,3
|
851,2
|
Общие расходы на здравоохранение в % к ВВП, оценки
ВОЗ
|
8,4
|
8,5
|
8,0
|
6,1
|
6,5
|
Расходы государственного сектора на здравоохранение
в % от общих расходов на здравоохранение, оценки ВОЗ
|
59,6
|
56,2
|
60,1
|
69,2
|
63,3
|
Расходы государственного сектора на здравоохранение
в % от общих государственных расходов, оценки ВОЗ
|
13,3
|
15,0
|
14,7
|
13,2
|
12,9
|
Государственные расходы на здравоохранение в % от ВВПa
|
5,0
|
5,0
|
5,0
|
4,6
|
4,6
|
Личные расходы в % от общих расходов на здравоохранение
|
40,5
|
43,8
|
39,9
|
30,8
|
36,7
|
Личные расходы в % частных расходов на здравоохранение
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Примечания: a Данные Мирового Банка;
ППС: паритет покупательной способности
|
Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения:
время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения
той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются,
так и находящихся в стадии разработки. Цель обзоров "Системы
здравоохранения: время перемен" заключается в том, чтобы предоставить
организаторам здравоохранения и аналитикам сравнительную информацию,
необходимую им для совершенствования систем здравоохранения в странах
Европы, Обзоры систем здравоохранения дают возможность:
- подробно изучить различные методы организации, финансирования
и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников
систем здравоохранения;
- описать организационную структуру, процессы подготовки и реализации
программ реформ здравоохранения и их содержание;
- обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения,
а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
- предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент
для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена
опытом по стратегии их реформ;
- помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более
глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением.
Составление обзоров сопряжено с рядом методологических
трудностей. Во многих странах информации о системах здравоохранения
и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой
базы данных количественные показатели приходится получать из разных
источников. И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных,
могут несколько отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно
согласуются между собой.
Наряду с преимуществами составление обзоров в едином формате имеет
и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы финансирования
и предоставления медицинских услуг различны, Преимущества же состоят
в том, что единый формат позволяет проанализировать, как одни и
те же вопросы и проблемы решаются в разных странах, Обзоры "Системы
здравоохранения: время перемен" могут стать полезным источником
информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию в области
здравоохранения в своей стране, Кроме того, их можно использовать
для сравнительного анализа систем здравоохранения.
Данный обзор посвящен бывшей югославской Республике
Македонии. Со времени обретения независимости в 1991 году состояние
здоровья населения в стране значительно улучшилось, при этом ожидаемая
продолжительность жизни и смертность как для взрослых, так и для
детей достигают аналогичного с бывшими социалистическими государствами-членами
ЕС. Тем не менее, показатели смертности, вызванные нездоровым поведением,
остаются высокими.
Страна также добилась значительного прогресса в переходе
от централизованного управления к более рыночной системе здравоохранения.
Унаследовав крупную инфраструктуру здравоохранения, хорошие услуги
общественного здравоохранения и хорошо распределенное медицинское
обслуживание, страна после обретения независимости вернулась к системе
социального медицинского страхования. Несмотря на широкий пакет
льгот, уровень частных расходов на здравоохранение все еще довольно
высок, и удовлетворенность оказанием медико-санитарной помощи очень
неоднозначна.
В более широком плане ощущается влияние профессионалов,
переезжающих в другие страны и в частный сектор. Именно поэтому
будущие реформы должны быть сосредоточены на устойчивом планировании
и управлении людскими ресурсами, а также на повышении качества и
эффективности медицинской помощи.
Contents
Preface
Acknowledgements
List of abbreviations
List of tables, figures and boxes
Abstract
Executive summary
1. Introduction
1.1 Geography and sociodemography
1.2 Economic context
1.3 Political context
1.4 Health status
2. Organization and governance
2.1 Overview of the health system
2.2 Historical background
2.3 Organization
2.4 Decentralization and centralization
2.5 Planning and regulation
2.6 Intersectorality
2.7 Health information management
2.8 Regulation
2.9 Patient empowerment
3. Financing
3.1 Health expenditure
3.2 Sources of revenue and financial flows
3.3 Overview of the statutory financing system
3.4 Out-of-pocket payments
3.5 Voluntary health insurance
3.6 Other financing
3.7 Payment mechanisms
4. Physical and human resources
4.1 Physical resources
4.2 Human resources
5. Provision of services
5.1 Public health
5.2 Patient pathways
5.3 Primary/ambulatory care
5.4 Inpatient care
5.5 Emergency care
5.6 Pharmaceutical care
5.7 Rehabilitation/intermediate care
5.8 Long-term care
5.9 Services for informal carers
5.10 Palliative care
5.11 Mental health care
5.12 Dental care
5.13 Complementary and alternative medicine
5.14 Health services for specific populations
6. Principal health reforms
6.1 Analysis of recent reforms
6.2 Future developments
7. Assessment of the health system
7.1 Stated objectives of the health system
7.2 Financial protection and equity in financing
7.3 User experience and equity of access to health care
7.4 Health outcomes, health service outcomes and quality of care
7.5 Health system efficiency
7.6 Transparency and accountability
8. Conclusions
9. Appendices
9.1 References
9.2 HiT methodology and production process
9.3 The review process
9.4 About the authors
|