|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД СЕТИ ЭТНОЛОГИЧЕСКОГО
МОНИТОРИНГА И РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В 2014 ГОДУ
Том 2
Издание второе, исправленное и дополненное
Под редакцией В.А. Тишкова
и В.В. Степанова
М., ИЭА РАН, 2016, 408 страниц
|
http://www.valerytishkov.ru/engine/documents/document2293.pdf
Рейтинг конфликтности в государствах (стр. 371)
Государства, где осуществляется мониторинг
|
Конфликтность, % +
|
общественно-политическая ситуация в 2014 г. ++
|
2014 г.
|
2013 г.
|
2012 г.
|
2011 г.
|
2010 г.
|
Азербайджан
|
21,2**
|
22,83
|
18,54
|
22,28
|
38,11**
|
конфликтные ситуации
|
♦ ↑
|
Армения
|
38,49
|
34,74
|
38,93
|
46,90
|
53,22
|
заметные конфликты
|
♦
|
Белоруссия
|
0,41
|
0,65
|
0,85
|
6,43**
|
5,82**
|
стабильная обстановка
|
|
Грузия
|
|
24,00**
|
25,00**
|
23,04**
|
34,23**
|
нет текущей оценки
|
|
Казахстан
|
4,54
|
1,94
|
6,08
|
5,54
|
7,21
|
стабильная обстановка
|
♦ ↑
|
Юж.-Казахстанская обл.
|
5,00
|
2,55
|
4,79
|
6,55
|
6,14
|
стабильная обстановка
|
♦ ↑
|
Киргизстан
|
24,0**
|
49,09
|
46,31
|
47,47
|
41,63
|
конфликтные ситуации ↓
|
♦ ↓
|
Латвия
|
11,00
|
8,70
|
2,91
|
2,81
|
2,72
|
конфликтные ситуации ↑
|
♦ ↑
|
Молдавия
|
10,42**
|
9,03**
|
8,17**
|
7,13**
|
7,53**
|
конфликтные ситуации ↑
|
♦
|
Приднестровье
|
9,87**
|
9,00**
|
8,30**
|
8,07**
|
9,43**
|
слабая напряженность
|
♦ ↑
|
Россия
|
5,97*
|
7,51*
|
8,84*
|
9,06*
|
8,07*
|
слабая напряженность
|
♦ *
|
Таджикистан
|
5,53
|
6,12
|
5,94
|
8,75
|
6,32
|
слабая напряженность
|
♦
|
Узбекистан
|
2,00
|
1,76
|
2,99
|
4,62
|
3,80
|
стабильная обстановка
|
♦
|
Украина
|
61,12
|
18,78
|
10,99
|
10,96
|
6,27
|
массовые конфликты ↑
|
♦ ↑
|
Эстония
|
3,00
|
2,73
|
3,51
|
3,41
|
3,94
|
стабильная обстановка
|
♦
|
Южная Осетия
|
7,16
|
7,40
|
23,37
|
17,84
|
14,33
|
слабая напряженность
|
♦
|
* Средневзвешенная оценка по анализируемым регионам РФ (в
2014 г. 40 регионов и 5 регионов с неполными данными).
** С учетом экспертной оценки руководства Сети EAWARN.
+ Уровень общественно-политической конфликтности рассчитывается
как средняя величина баллов интервальной шкалы, выставленных
экспертом по 46 индикаторам (с коэффициентом текущей в регионе
значимости каждого индикатора), и для удобства восприятия
представленная в процентах от максимально возможной негативной
оценки.
++ Шкала этнологического мониторинга EAWARN (статус общественно-политической
ситуации в государстве, регионе):
1 – общество в состоянии конфликта (конфликтность 75–100%)
2 – частые массовые конфликты (40–75%)
3 – заметные конфликты (25–40%)
4 – возникают конфликтные ситуации (10–25%)
5 – слабая напряженность; периодически возникает напряженность
(5–10%)
6 – стабильная обстановка (менее 5%)
♦ Этническая напряженность (высокая доля конфликтных
индикаторов, имеющих, по оценке экспертов, этнический аспект)
↑ или ↓ - Заметное изменение (ухудшение или улучшение)
ситуации по сравнению с предыдущим периодом.
Рейтинг конфликтности в регионах Российской Федерации
(стр. 372)
Государства, где осуществляется мониторинг
|
Конфликтность, % +
|
общественно-политическая ситуация в 2014 г. ++
|
2014 г.
|
2013 г.
|
2012 г.
|
2011 г.
|
2010 г.
|
Кабардино-Балкария
|
25,26
|
35,40
|
37,07
|
38,57
|
34,21
|
заметные конфликты
|
♦ ↓
|
Дагестан
|
17,82
|
36,57**
|
37,03**
|
39,20**
|
28,76**
|
конфликтные ситуации ↓
|
♦ ↓
|
Якутия
|
16,85
|
16,68
|
15,99
|
11,41
|
8,42
|
конфликтные ситуации
|
♦ ↓
|
Северная Осетия
|
12,55
|
14,01**
|
14,82**
|
12,34**
|
11,62**
|
конфликтные ситуации
|
♦
|
Крым
|
11,771
|
[9,57]
|
[4,18]
|
[18,40]
|
[5,23]
|
конфликтные ситуации
|
♦ ↑
|
Чечня
|
10,81
|
10,95
|
11,59
|
15,02
|
15,92
|
конфликтные ситуации
|
♦ ↓
|
Ставропольский край
|
10,74
|
19,90
|
14,31
|
17,31
|
9,78
|
конфликтные ситуации
|
♦
|
Краснодарский край
|
10,33
|
14,01
|
12,57
|
13,96
|
9,42
|
конфликтные ситуации
|
♦
|
Ингушетия
|
10,01
|
19,16
|
27,00**
|
28,04**
|
28,22**
|
конфликтные ситуации ↓
|
♦ ↓
|
Московская обл.
|
9,82
|
8,92
|
7,06
|
6,13
|
7,28
|
слабая напряженность
|
♦ ↑
|
Москва
|
9,11
|
10,24
|
10,59
|
9,78
|
9,52
|
слабая напряженность
|
♦
|
Башкортостан
|
8,70
|
9,61
|
9,24
|
4,93
|
6,34
|
слабая напряженность
|
♦
|
Саратовская обл.
|
8,64
|
10,66
|
10,50
|
10,17
|
7,60
|
слабая напряженность ↓
|
♦ ↓
|
Пермский край
|
7,05
|
7,10
|
6,63
|
6,76
|
6,77
|
слабая напряженность
|
♦ ↓
|
Хабаровский край
|
6,74
|
8,31
|
6,21
|
10,68
|
10,45
|
слабая напряженность
|
♦
|
Самарская обл.
|
6,42
|
6,35
|
6,99
|
8,33
|
7,02
|
слабая напряженность
|
♦
|
Бурятия
|
6,39
|
3,89
|
2,59
|
3,06
|
2,50
|
слабая напряженности ↑
|
♦
|
Оренбургская обл.
|
6,11
|
6,66
|
7,20
|
6,25
|
6,79
|
слабая напряженность
|
♦
|
Адыгея
|
5,75
|
8,69
|
11,07
|
12,93
|
13,38
|
слабая напряженность
|
♦ ↓
|
Тыва
|
5,61
|
2,84
|
4,07
|
5,39
|
6,13
|
слабая напряженности↑
|
♦ ↑
|
Карачаево-Черкесия
|
5,01
|
5,40
|
18,59**
|
22,13**
|
21,34**
|
слабая напряженность
|
♦
|
Нижегородская обл.
|
4,39
|
6,54
|
5,14
|
6,45
|
8,35
|
стабильная обстановка ↓
|
♦
|
Томская обл.
|
4,34
|
6,30
|
6,38
|
6,16
|
9,72
|
стабильная обстановка ↓
|
♦
|
Ханты-Мансийский округ
|
4,34**
|
5,29**
|
6,03**
|
6,32**
|
5,64
|
стабильная обстановка ↓
|
|
Астраханская обл.
|
4,13
|
8,12**
|
6,65**
|
5,23**
|
3,84**
|
стабильная обстановка ↓
|
♦ ↓
|
Калмыкия
|
3,86
|
7,67
|
6,81
|
3,25
|
4,50
|
стабильная обстановка ↓
|
♦ ↓
|
Приморский край
|
3,48
|
5,84**
|
4,32**
|
5,22**
|
3,78**
|
стабильная обстановка ↓
|
♦
|
Волгоградская обл.
|
2,68
|
11,24**
|
9,10
|
8,29
|
0,68
|
стабильная обстановка ↓
|
|
Алтайский край
|
2,58
|
2,45
|
3,02
|
2,66
|
4,72**
|
стабильная обстановка
|
|
Ульяновская обл.
|
2,41
|
|
|
|
|
стабильная обстановка
|
|
Омская обл.
|
2,04
|
1,53
|
2,51
|
6,25
|
8,18
|
стабильная обстановка
|
♦
|
Мордовия
|
1,59
|
1,59
|
1,59
|
1,59
|
0,71
|
стабильная обстановка
|
♦
|
Ростовская обл.
|
1,47
|
8,16**
|
8,13**
|
7,11**
|
5,62**
|
стабильная обстановка ↓
|
|
Удмуртия
|
1,05
|
3,56
|
4,78
|
4,93
|
2,62
|
стабильная обстановка
|
|
Чувашия
|
0,97
|
0,00
|
0,00
|
0,35
|
0,00
|
стабильная обстановка
|
|
Карелия
|
1,00**
|
0,61
|
1,09
|
1,09
|
0,68
|
стабильная обстановка
|
|
Кировская обл.
|
0,66
|
|
|
|
|
стабильная обстановка
|
♦
|
Коми
|
0,66
|
1,32
|
4,89
|
2,15
|
1,90
|
стабильная обстановка
|
♦
|
Тюменская обл.
|
0,24
|
0,20
|
1,84
|
6,71
|
1,06
|
стабильная обстановка
|
|
Марий Эл
|
0,10
|
0,00
|
0,04
|
0,27
|
0,28
|
стабильная обстановка
|
|
Республика Алтай
|
0,08
|
0,22
|
0,12
|
5,42
|
9,51
|
стабильная обстановка
|
|
Татарстан
|
0,02
|
0,50
|
0,80
|
4,56
|
3,22
|
стабильная обстановка
|
|
1 В январе-марте 2014 г. в Крыму показатель напряженности
достигал конфликтного уровня 33,2.
|
В докладе Сети этнологического мониторинга представлены
результаты изучения этнополитической ситуации в российских регионах
и государствах ближнего зарубежья. Аналитический обзор основных
тенденций дается по системе индикаторов общественно-политического
развития и состояния межэтнических отношений. Рассмотрены важнейшие
проблемы этнической политики в условиях новых международных и внутригосударственных
вызовов: этногрупповые и религиозные конфликты и их преодоление,
общественный потенциал миротворчества, модели интеграционной политики,
проблемы миграции, меньшинств, этнодемография, научные и правовые
дефиниции управления этнокультурным разнообразием.
Издание предназначено для специалистов в области межнациональных
отношений.
Во втором томе доклада приведен ежегодный рейтинг конфликтности
за 2014 г. РФ по регионам, Армении, Казахстану, Киргизии, Таджикистану,
Узбекистану, Украине и Эстонии, а также Южной Осетии. Также, рассмотрена
демографическая и социальная ситуация в России, ее федеральных округах
и регионах.
СОДЕРЖАНИЕ
МОНИТОРИНГ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
Рейтинг конфликтности государств и регионов по данным Сети этнологического
мониторинга за 2014 год
Степанов В.В.
Российская Федерация
Северо-Западный федеральный округ
Республика Коми
Ю.П. Шабаев
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан
Габдрафиков И.М.
Республика Марий Эл
Орлова О.В.
Республика Мордовия
Мартыненко А.В.
Нижегородская область
Симонов И.В.
Оренбургская область
Амелин В.В.
Пермский край
Черных А.В.
Самарская область
Мухаметшина Н.С.
Саратовская область
Мокин К.С.
Республика Татарстан
Беляков Р.Ю.
Удмуртская Республика
Воронцов В.С., Семенов Ю.В.
Ульяновская область
Баранникова А.Б., Завгороднева М.Ю., Кобзев А.В.,Лукичева Л.Ю.,
Прокопенко С.А.
Чувашская Республика
Бойко И.И., Харитонова В.Г.
Южный и Северо-Кавказский федеральные округа
Республика Адыгея
Цветков О.М.
Волгоградская область
Голунов С.В.
Республика Дагестан
Адиев А.З.
Республика Ингушетия
Чабиева Т.С.
Республика Калмыкия
Волгин В.Л.
Кабардино-Балкарская Республика
Азикова Ю.М., Аккиева С.И., Боров А.Х., Муратова Е.Г.
Карачаево-Черкесская Республика
Щербина Е.А.
Краснодарский край
Кочергин А.А.
Ростовская область
Денисова Г.С.
Ставропольский край
Аствацатурова М.А.
Чеченская Республика
Юсупов М.М.
Уральский федеральный округ
Тюменская область
Клюева В.П.
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай
Тюхтенева С.П.
Республика Бурятия
Кальмина Л.В.
Омская область
Смирнова Т.Б.
Томская область
Нам И.В.
Республика Тыва
Кан В.С.
Дальневосточный федеральный округ
Приморский край
Ермак Г.Г.
Хабаровский край
Мотрич Е.Л.
Армения
Петросян Д.А.
Казахстан
Савин И.С.
Латвия. Этнические меньшинства в латвийском политическом дискурсе
Волков В.В.
Узбекистан
Назаров Р.Р., Алиева В.Р.
Эстония
Полещук В.В.
Южная Осетия. Парламентские выборы во имя воссоединения
Дзугаев К.Г.
|