Rambler's Top100

№ 727 - 728
1 - 21 мая 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Возможности изучения маятниковой миграции по данным сотовых операторов (на примере г. Уфы)

Маятниковые миграции на рынке труда Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Миграция в Москве и Московской области: региональные и структурные особенности

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Возможности изучения маятниковой миграции по данным сотовых операторов (на примере г. Уфы)

Юмагузин В.В.[1]
(доклад на X Всероссийской научная конференции памяти Юрия Левады "Современное российское общество и социология" (Москва), 2916 г.")

Уровень проникновения сотовой связи в России соответствует показателям развитых телекоммуникационных рынков и составляет более 170%, т.е. на каждых 10 жителей нашей страны приходится почти 17 активных sim-карт. Показано, что данные сотовых операторов могут существенно восполнить пробелы в изучении маятниковой миграции. На основе голосового трафика оператора «большой тройки» приведены оценки числа жителей Республики Башкортостан, которые совершают регулярные поездки на работу и учебу в столицу региона – г. Уфу. Построена карта передвижений, определены районы-доноры, а также центры притяжения маятниковых мигрантов в столице, рассчитано среднее расстояние их передвижения.

Число источников данных, с помощью которых возможно изучение и оценка маятниковой миграции, сильно ограничено. К таким источникам информации можно отнести выборочные обследования, экспертные оценки, нормативные документы, изучение пассажиропотока. С развитием информационных технологий возникают новые потенциальные источники данных о миграции: ГИС-анализ, анализ социальных сетей, анализ данных сотовых операторов[2].

Введение. Проникновение сотовой связи среди населения во всем мире постоянно увеличивается в связи с ростом ее доступности: совершенствуются существующие технологии и появляются новые, позволяющие снижать стоимость услуг и оборудования при повышении качества предоставления[3]. Во втором полугодии 2015 года число абонентов сотовой связи в России составило более 250 млн, уровень проникновения услуг сотовой связи по данным сотовых операторов составил около 172% (табл. 1), по этому показателю Россия находится в ряду наиболее развитых телекоммуникационных рынков мира[4]. В то же время фактический уровень проникновения услуг сотовой связи в 2014 году оценивался в 75% и может достигнуть к 2017 году 79%[5].

Таблица 1. Абонентская база и уровень проникновения услуг сотовой связи в России на конец квартала, 2014-2015 гг.

Дата

Абонентская база, чел.

Проникновение, %

31.12.2014

245347439

168

31.03.2015

242720422

166

30.06.2015

247007051

169

30.09.2015

253691040

173

31.12.2015

251225834

172

Источник: Ежеквартальный отчет ПАО «Вымпел-Коммуникации» за 4 квартал 2015 г. URL: http://static.beeline.ru/upload/images/qr0415.rtf

По данным международного аналитического агентства Informa, на конец 2 квартала 2015 года распределение абонентской базы в России было следующим: у МТС было 74,7 млн, у Мегафона – 69,9 млн, у ВымпелКома - 55,9 млн и у Теле2 – 35,5 млн абонентов[6]. Для изучения маятниковой миграции был выбран город-миллионер Уфа – столица Республики Башкортостан. При отсутствии данных о распределении сотовых операторов в г. Уфе и Республике Башкортостан была выполнена оценка соответствующей доли на основе данных по г. Москве и Московской области, где также не был представлен сотовый оператор Теле2[7]. На тот момент московский рынок был практически полностью поделен между операторами «большой тройки», причем в равной степени[8] (рис. 1). Можно допустить, что и в других регионах отсутствия Теле2, распределение «большой тройки» является равномерным.

Рисунок 1. Распределение абонентской базы в Москве и в России
в конце 2 квартала 2015 года

Источники: Акимов В. «Большая тройка» не боится выхода Tele2 в Москву // РБК, 21.12.2014. URL: http://www.rbc.ru/ins/technology_and_media/21/12/2014/54945cf09a794798c366aff3; Беляев Б. Количество активных sim-карт в Москве увеличилось во втором квартале 2015 года // ICT-ONLINE, 15.09.2015. URL: http://ict-online.ru/analytics/a121856/.

Методы. Использованы данные о голосовом трафике за 10 дней - с 13 по 22 апреля 2015 года по данным одного из операторов «Большой тройки». Данный период является типичным, поскольку не включает праздники, период школьных каникул, которые оказывают влияние на рабочий и учебный ритм населения региона. В выборку включены люди, которые совершали звонки на территории Республики Башкортостан и г. Уфы с 11:00 до 18:00 (дневное время) и с 20:00 до 08:00 (ночное время). Географическое место работы/учебы определено как среднее арифметическое из координат базовых станций, через которые совершены звонки в дневное время, соответственно место проживания определено как среднее арифметическое из координат базовых станций, через которые совершены звонки в ночное время. Если человек звонил в городе и за его пределами как днем, так и ночью, то за место работы и проживания было принято то, где было совершено больше звонков.

Для выбора регулярных поездок было добавлено условие, что в течение рассматриваемого периода человеком совершено не менее 2 поездок, в которых он звонил в Уфе и за пределами столицы. Полученные данные о численности мигрантов по одному оператору умножены на 3 для оценки общей численности маятниковых мигрантов.

Ограничения. Учтена активность по sim-картам, в то же время на одного человека может приходиться более одной sim-карты: это может быть телефонный аппарат, поддерживаемый 2 sim-карты, это может быть также и второй телефонный аппарат или другое мобильное устройство, используемое для совершения голосовых вызовов. Кроме того, в работе использованы данные только одного сотового оператора.

Результаты. Сформирована выборка из маятниковых мигрантов города Уфа. На рис. 1 представлены маршруты мигрантов, которые совершали 2 и более поездок в течение 10 дней в столицу по данным одного оператора сотовой связи. При этом указаны только те маршруты, по которым едут 3 человека и более, чем ярче линия, тем больше людей едут таким путем. При предположении, что доля оператора на рынке составляет треть от всей абонентской базы, то общая численность маятниковых мигрантов, направляющихся в Уфу, может быть оценена в 45 тыс. человек. Таким образом, доля маятниковых мигрантов составила около 4,5% от численности г. Уфы, полученные значения оказались почти в 2 раза ниже, чем по оценкам других исследований[9]. Возможно, требуется внесение поправок в методику сбора данных. Однако полученная география поездок выглядит достаточно правдоподобной. Основные районы-доноры столицы – это города и центры районов, особенно близлежащие – пгт Чишмы, с. Иглино, г. Благовещенск. Основной центр притяжения – историческая часть города с множеством государственных и частных организаций, университетов; второй центр – северная часть города с большим числом промышленных предприятий. Среднее расстояние, которое преодолевает маятниковый мигрант – 39 км по прямой линии, медианная величина – 23 км. Максимальное расстояние – 353 км и соответствует маршруту село Акъяр, Хайбуллинский район (юго-восток республики) – г. Уфа.

Рисунок 2. География поездок маятниковых мигрантов г. Уфы по данным оператора «Большой тройки» при условии 3 и более человека с одинаковым маршрутом

Если же увеличить порог двигающихся мигрантов с 3 до 10 и более людей, то дальние территории выпадут из анализа (рис. 2). Это лишний раз подтверждает один из законов миграции Э. Равенштайна, который еще в 1885 г. писал о том, что «большинство мигрантов переезжает на короткие расстояния»[10]. Среднее расстояние передвижений, как и медиана, в таком случае составит 14 км, а наибольшее расстояние – 40 км.

Рисунок 3. География поездок маятниковых мигрантов г. Уфы по данным оператора «Большой тройки» при условии 10 и более человек с одинаковым маршрутом

Дальнейшее исследование предполагает использование данных по другим регионам страны, включение в выборку людей, которые помимо голосового трафика используют интернет трафик, а также устранение ограничивающих исследование факторов. К сожалению, нарисовать демографический портрет мигранта (например, в разрезе пола, возраста) достаточно сложно из-за того, что данные оператора далеко не всегда соответствуют реальному пользователю услуг. Однако можно обрисовать экономическое поведение и проверить различные экономические теории миграции[11].


[1] Юмагузин Валерий Валерьевич - кандидат социологических наук, младший научный сотрудник, Институт демографии, Национальный исследовательский университет – «Высшая школа экономики», г. Москва
[2] Развитие Москвы будет основываться на геоданных. Департамент информационных технологий города Москвы URL: http://dit.mos.ru/presscenter/news/detail/1962251.html; Шитова Ю., Шитов Ю. Маятниковая трудовая миграция в Московском регионе // Демоскоп Weekly №569-570. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0569/tema01.php.
[3] Ежеквартальный отчет ПАО «Мобильные ТелеСистемы» за 2 квартал 2015 г. URL: http://static02.mts.ru/uploadmsk/contents/1762/rep_0215.pdf; Фомина Т.А. Анализ рынка операторов сотовой связи // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 466-468.
[4] Ежеквартальный отчет ПАО «Мобильные ТелеСистемы» за 2 квартал 2015 г. URL: http://static02.mts.ru/uploadmsk/contents/1762/rep_0215.pdf
[5] Зубарев А. Е., Перевозникова М. В. Обзор рынка услуг сотовой связи России // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2015. - №3(36) URL: http://pnu.edu.ru/media/vestnik/articles-2015/159-166_%D0%97%D1%83%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2_%D0%90._%D0%95._
%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B8%
D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%9C._%D0%92.pdf

[6] Ежеквартальный отчет ПАО «Вымпел-Коммуникации» за 4 квартал 2015 г. URL: http://static.beeline.ru/upload/images/qr0415.rtf
[7] Компания Теле2 владеет CDMA-оператором Skylink, у которого есть абоненты в Москве [Акимов В. «Большая тройка» не боится выхода Tele2 в Москву // РБК, 21.12.2014. URL: http://www.rbc.ru/ins/technology_and_media/21/12/2014/54945cf09a794798c366aff3], выход на московский рынок самого оператора Теле2 состоялся 22 октября 2015 года
[8] Акимов В. «Большая тройка» не боится выхода Tele2 в Москву // РБК, 21.12.2014. URL: http://www.rbc.ru/ins/technology_and_media/21/12/2014/54945cf09a794798c366aff3
[9] Наумов И. Большой пылесос Нижний Новгород // Независимая газета. 06.07.2012 http://www.ng.ru/economics/2012-07-06/1_nn.html
[10] Ravenstein E. The Laws of Migration // Journal of the Statistical Society. 1885. № 46. P. 167–235, цит. по Винник М. В., Абылкаликов С. И. Экономические теории миграции: рабочая сила и рынок труда // Бизнес. Общество. Власть. 2012. №12. С. 1-19.
[11] Винник М. В., Абылкаликов С. И. Экономические теории миграции: рабочая сила и рынок труда // Бизнес. Общество. Власть. 2012. № 12. С. 1-19.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.