Для цитирования: Щербакова
Е.М. Преступность в России, 2016 //Демоскоп Weekly. 2017. № 723-724.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0723/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина ЩЕРБАКОВА
|
Число погибших в ДТП сократилось в 2016 году на 13%,
число раненых - на 5%
Несмотря на тенденцию к снижению, значительное число
дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших в них людей
остается одной из серьезных социально-экономических проблем России.
Число пострадавших (погибших и раненых) в ДТП[5]
резко возросло во второй половине 1980-х годов, увеличившись со
166 тысяч человек в 1980 году до 252 тысяч в 1992 году, а затем,
после снижения в 1992-1997 годах – почти до 326 тысяч человек в
2007 году. В 2008-2010 годах оно довольно существенно снизилось
– до 277 тысяч человек в 2010 году, но в 2011-2013 годы вновь несколько
увеличилось. В последние три года число пострадавших в ДТП снижается,
опустившись в 2016 году до 240 тысяч человек, что меньше на 5,7%
по сравнению с 2015 годом и на 26,3% по сравнению с 2007 годом.
В 2007 году число зарегистрированных ДТП возросло до
233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году (157,6 тысячи).
Начиная с 2008 года, оно стало довольно быстро сокращаться (кроме
2011 года), снизившись до 172,7 тысячи ДТП в 2016 году, что на 26,1%
меньше, чем в 2007 году, и на 6,1% меньше, чем в 2015 году.
В связи с массовой автомобилизацией населения устойчиво
растет доля ДТП, произошедших по вине водителей-владельцев индивидуальных
транспортных средств: в 1995 году она составляла 52%, в 2000 году
– 59%, в 2005 году – 67%, в 2012-2014 годах – 77%, в 2015 году –
75%.
В последние годы несколько увеличилась доля ДТП, произошедших
по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных средств,
находившихся в состоянии алкогольного опьянения: в 2016 году она
составила 8,1% от общего числа ДТП против 5,9% в 2011 году.
Наиболее частыми ДТП являются столкновения (41% в 2015
году), менее частыми – наезды на пешеходов (31%) или опрокидывания
(9%).
Число погибших в ДТП увеличилось с 22,7 тысячи человек
в 1985 году до 37,5 тысячи человек в 1991 году и 37,1 тысячи человек
в 1993 году. После непродолжительного снижения - до 27,7 тысячи
человек в 1997 году, - оно вновь стало расти, увеличившись до 35,6
тысячи в 2003 году (рис. 9). Всего за 2003 год от всех видов транспортных
травм, по данным учета умерших по причинам смерти, умерло 43,4 тысячи
человек (30 на 100 тысяч человек). Начиная с 2004 года, число погибших
в ДТП стало сокращаться, исключение составил 2007 год. Число раненых
продолжало расти до 2007 года, когда оно достигло 292,2 тысячи человек,
а с 2008 года также наметилась тенденция снижения. В 2011-2012 годах
вновь отмечался рост числа пострадавших в ДТП, особенно раненых
в ДТП, который в 2013-2014 годах сменился умеренным, а в 2015-2016
годах существенным сокращением.
По данным МВД России, число погибших на автомобильных
дорогах и улицах составило в 2016 году 20,2 тысяч человек (-12,6%
по сравнению с 2015 годом), а число раненых в дорожно-транспортных
происшествиях – 219,7 тысячи человек (-5,0%). По данным оперативного
учета умерших по причинам смерти, от всех видов транспортных несчастных
случаев в январе-декабре 2016 года в России умерли 21,6 тысячи человек
(-12,6%), в том числе в результате ДТП – 15,6 тысячи человек (-10,7%
по сравнению с 2015 годом).
Рисунок 9. Численность пострадавших в дорожно-транспортных
происшествиях, 1980, 1985, 1990-2016 годы, тысяч человек
Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число
самих ДТП, в которых были пострадавшие, в результате чего «летальность»
дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась (рис. 10).
Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на
1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001 годах
и 133 в 2010 году. В 2011 году оно возросло до 140, а затем вновь
снизилось – до 132 на 1000 ДТП в 2013 году, а после незначительно
увеличения в 2014 году (135) - до 117 на 1000 ДТП в 2016 году.
Вместе с тем до 2013 года устойчиво, за исключением
небольшого снижения в 2008 году, возрастало число раненых в происшествиях
на дорогах и улицах. В расчете на 1000 зарегистрированных ДТП оно
увеличилось с 1099 в 1995 году до 1270 в 2012 году. В дальнейшем
оно понемногу снижалось, опустившись до 1256 на 1000 ДТП в 2015
году. В 2016 году оно вновь увеличилось - до 1272 на 1000 ДТП. В
целом же пока можно говорить об определенной стабилизации показателя
в последние годы.
Снижение «летальности» ДТП и стабилизация числа раненных
в ДТП в определенной степени связана с обновлением и изменением
парка автомобилей, среди которых возрастает доля более безопасных
современных машин. Немалую роль играет и улучшение дорожной инфраструктуры.
Однако в целом по России ДТП, произошедших из-за неудовлетворительного
состояния улиц и дорог высока и в последние годы быстро увеличивалась,
составив 34% в 2015 году против 21% в 2011-2012 годах.
Рисунок 10. Число погибших и раненых на 1000
дорожно-транспортных происшествиях, 1995, 2000-2016 годы
Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий
и пострадавших в них заметно различается по регионам России.
В 2015 году число зарегистрированных ДТП в расчете на
100 тысяч человек постоянного населения составило в целом по стране
126, варьируясь от 29 в Чеченской Республике до 226 в Новгородской
области (рис. 11). Еще в 2 регионах оно превышало 200 ДТП на 100
тысяч человек - в Псковской (219) и Калужской (204) областях. Еще
в трех регионах распространенность ДТП была близка к этому уровню
(в Республике Калмыкии, Владимирской и Ленинградской областях –
от 193 до 199 на 100 тысяч человек). Только в 14 регионах-субъектах
федерации она не достигала 100 на 100 тысяч человек (помимо Чечни,
в республиках Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Удмуртия
и Крым, Чукотском и Ненецком автономных округах, Томской, Белгородской,
Свердловской, Волгоградской и Мурманской областях и городе Москве).
Однако при низком относительном числе зарегистрированных
ДТП их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах,
где их больше в расчете на 100 тысяч населения. Так, число погибших
в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло в
2015 году от 49 в Санкт-Петербурге до 417 в Чеченской Республике.
Несколько ниже соотношение числа погибших и дорожно-транспортных
происшествий в республиках Ингушетия (402), Дагестан (313), Адыгея
(254), Карачаево-Черкессия (251), Кабардино-Балкарии (235) и Тыва
(230). В остальных регионах оно не достигало 200 погибших на 1000
ДТП с пострадавшими. В половине регионов-субъектов федерации это
соотношение ниже 129 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими, варьируясь
в центральной половине регионов от 111 до 155 погибших на 1000 ДТП.
Рисунок 11. Число дорожно-транспортных происшествий
и численность пострадавших в них по регионам – субъектам Российской
Федерации, 2015 год
Список регионов
[5] Дорожно-транспортное происшествие
(ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного
средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди,
повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинен
иной материальный ущерб. В статистический показатель, характеризующий
ДТП, включаются сведения только о тех ДТП, в которых погибли или
были ранены люди.
Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия,
либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток,
в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 19.11.2008 года № 859 «О внесении изменений в Правила учета ДТП»
(до 2009 г. - в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее в месте
ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок
не менее суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
|