Существует ли на самом деле рост подросткового суицида?
The Village выяснил, что на эту тему говорит официальная статистика и есть ли повод для паники
В Сети продолжаются обсуждения подростковых самоубийств и «групп смерти». Накануне Владимир Путин поручил российскому правительству и региональным властям к концу июня усовершенствовать профилактику самоубийств среди подростков, а в понедельник, 27 февраля, в Москве прошла пресс-конференция, посвященная проблемам пропаганды детского суицида на просторах интернета. Одной из тем встречи был заявлен вопрос «Как переломить ужасный рост подросткового суицида?».
The Village обратился к статистике и попробовал разобраться, правда ли существует пугающий прирост детских самоубийств и по какой причине подростки лишают себя жизни.
Почему подростки совершают самоубийства?
Большинство СМИ и экспертов связывают недавние случаи суицидов с появившимися во «ВКонтакте» «группами смерти», аргументируя это тем, что несколько десятков подростков, совершивших суицид, состояли в группах подобной тематики. Однако, как в свое время заметила «Медуза», достоверно установить причинно-следственную связь в этом случае невозможно: вполне допустимо предположить и обратную взаимосвязь: человек вступает в тематическую группу из-за того, что его посещают мысли о суициде.
Недавно ТАСС опубликовал данные МВД о причинах самоубийств среди подростков. «Проведенный анализ показал, что основными причинами, послужившими возникновению у подростков желания покончить жизнь самоубийством, явились неразделенная любовь — 30%, конфликты в семье — 29%, психические заболевания — 10%», — говорится в ответе МВД на запрос ТАСС. Также в ведомстве отметили, что дети убивают себя из-за проблем в школе, ссор с друзьями и из желания привлечь к себе внимание. В ведомстве подчеркнули, что самыми редкими причинами суицидов детей и подростков является употребление наркотических веществ и спиртных напитков — 1,5%, а влияние интернет-сайтов составляет 0,6%. «В 9,5% случаев причины не установлены», — уточнили авторы исследования.
Сколько подростковых суицидов происходит на самом деле?
В «Демографическом ежегоднике России» за 2015 год указано, что в 2014 году зарегистрировано 5433 смерти людей от 15 до 19 лет и 2049 смертей людей в возрасте от 10 до 14 лет. Из них 461 человек покончил жизнь самоубийством. Такой подробный отчет выходит в России раз в два года, поэтому мы не имеем возрастной статистики суицидов на конец 2016 года. Однако вице-спикер Госдумы Ирина Яровая утверждает, что в России в 2016 году произошло 820 самоубийств подростков, — не ссылаясь на официальные данные.
При этом, по данным Росстата, общая смертность от самоубийств в России снижается: в период с 2005-го по 2014 год число завершенных попыток суицида в стране снизилось с 46 тысяч до 26,6 тысячи. Средний возраст, когда человек в России погибает в результате самоубийства, составляет 46 лет у мужчин и 54 года у женщин (данные за 2014 год).
ГЕННАДИЙ БАННИКОВ
детский суицидолог
Говорить о том, что сейчас есть огромный рост суицидов среди подростков, нельзя. Ситуация раздувается.
В интернете есть ссылка на слова депутата, и это единственная информация. А Росстат данные пока еще не дает. Меньше самоубийств не становится тоже, к сожалению. Конечно, «группы смерти» влияют на ситуацию, но говорить о катастрофическом увеличении числа случаев нельзя, пока нет статистики.
ЛЮБОВЬ ВЛАДЫКИНА
детский психолог
Я догадываюсь, что пара подростков из моих знакомых состоят в «группах смерти». Оба очень умные, хорошие ребята с большими планами на будущее. Вступить в такие сообщества могут совершенно разные дети — в основном экспериментаторы, те, которые все хотят проверить сами. Но это не значит, что они попадут под влияние того, что там говорится.
Очень подвержены влиянию подобных игр подростки, которые не могут делиться с родителями сокровенными переживаниями, которые чувствуют себя одинокими и брошенными. Это и дети из неблагополучных семей, и, наоборот, дети богатых людей, которые игнорируют детей, покупая им вещи. Подростки постоянно находятся в состоянии нестабильности. Одно сообщество — детское — его уже отторгло, а второе — взрослое — не готово принять. Подросток постоянно недоволен — миром, собой, качеством коммуникаций: их то слишком много, и тогда они «навязчивые», или слишком мало, и тогда «меня никто не понимает». Подросток страшно хочет быть независимым и одновременно ужасно завидует младшим, тем, кто еще близок родителям. Подобные группы — и крик о помощи, и возможность эпатировать близких. Это и способ напугать родителей, и способ показать свое бесстрашие.
Светлана ДЮМАЕВА. «The Village», 28 февраля 2017 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)