|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Автор обзора
Юлия ЛОНЩИКОВА[1]
Рубрику ведет
Илья КАШНИЦКИЙ
|
The Effect of Schooling on Mortality: New Evidence From
50,000 Swedish Twins
Многочисленные исследования фиксируют положительную
взаимосвязь между продолжительностью обучения и продолжительностью
жизни. Петтер Лундборг, Карл Хампус Литкенс
и Пол Нойштадт провили влияние образования на смертность
с помощью анализа различий между близнецами. Этот методологически
выверенный и многократно опробованный дизайн исследования позволяет
исследовать влияние внешних факторов, очищенные от эндогенных эффектов.
В качестве базы данных используется шведский реестр близнецов (крупнейший
в мире), который ведет Каролинский университет Стокгольма. Для анализа
были отобраны близнецы старше 40 лет, родившиеся в период 1886-1958
гг.. В выборку попали около 49,6 тыс. однополых близнецов, из которых
18,7 тыс. являются монозиготными. Для установления зависимости между
переменными образования и смертности авторы используют регрессии
Кокса (Cox) и модели стратифицированного частичного правдоподобия
(stratified partial likelihood, SPL).
Основным результатом исследования стало получение сильной и статистически
значимой взаимосвязи между продолжительностью обучения и смертностью.
Учившиеся как минимум 13 лет (полное школьное образование в Швеции),
имели ожидаемую продолжительность жизни в возрасте 60 лет на 2,5
– 3,5 года больше, нежели те, кто на протяжении жизни обучался не
дольше 10 лет. Ниже в таблице представлены главные результаты эмпирической
части работы:
Таблица 1. Результаты регрессии: смертность и образование
|
Монозиготные и дизиготные близницы
|
Монозиготные близнецы
|
Кокс
|
SPL
|
Кокс
|
SPL
|
Полная выборка
|
0,960**
|
0,954**
|
0,958**
|
0,955**
|
Мужчины
|
0,960**
|
0,957**
|
0,963**
|
0,948**
|
Женщины
|
0,959*
|
0,951**
|
0,951**
|
0,962*
|
Кроме того, авторы рассматривают и иные взаимосвязи.
Так они получили положительную связь между массой тела при рождении
и школьным обучением. Поэтому была сделана переоценка основной
модели смертности с включением информации о весе при рождении,
чтобы проверить, как оценка обучения зависит от массы тела при
рождении. Результаты оказались похожи на основные. Также авторы
предполагают, что оценки отличаются между мужчинами и женщинами
и поэтому строят отдельные регрессии по полу. Учитывая различные
роли мужчин и женщин в обществе, не было бы удивительным найти
различия в характере отношений между смертностью и школьным обучением.
В целом, результаты этого исследования указывают на сильную взаимосвязь
между продолжительностью обучения и долголетием. При этом авторы
отмечают, что нужны более детальные исследования по причинам смерти,
прежде чем можно будет давать практические рекомендации о том, как
образование может быть средством улучшения долголетия и здоровья.
В завершение статьи, авторы отмечают, что не стоит поспешно возводить
результаты анализа одной страны в ранг непреложных законов. Сравнение
с исследованием похожего дизайна на датских данных показывает, что,
несмотря на очевидные исторические и социальные сходства Дании и
Швеции, результаты совпадают не полностью. Для более глубокого понимания
взаимосвязи продолжительности образования и продолжительности жизни
необходимо обобщить выводы как можно большего числа исследований,
проведенных в разнообразных исторических и географических контекстах.
[1] Студентка 4 курса факультета
экономических наук НИУ ВШЭ.
|