Россия не только для русских: Парламентарии о мигрантах
Треть россиян (34%) ограничила бы проживание в России выходцев с Кавказа, сообщает «Левада-центр» (вопрос не различает жителей независимых государств Закавказья и уроженцев российского Северного Кавказа – впрочем, их и большинство респондентов различает плохо). 29% выступает за ограничения для уроженцев Средней Азии, 24% - для китайцев, 21% - для цыган.
Напомним, среди российских политиков нет согласия насчет основ миграционной политики. Некоторые выступают за решительное ограничение как въезда гастарбайтеров вообще, так и, в особенности, предоставления им гражданства. Другие, напротив, настаивают, что иммигранты России необходимы – как из-за потребности в рабочей силе, так и из-за демографических проблем: по словам некоторых депутатов, для полноценного экономического развития в России не хватает примерно 50-70 миллионов трудовых мигрантов.
Число россиян, желающих ограничить проживание выходцев с Кавказа в РФ, (34%) в целом идентично доле тех опрошенных, кто испытывает негативные чувства в отношении выходцев из южных республик, с которыми они проживают в одном городе, районе (38% суммарно, включая такие позиции, как «раздражение», «неприязнь», «страх»). Вместе с тем декларативное безразличие населения к данной категории («никаких особых чувств») населения остается преобладающей самооценкой среди 60% опрошенных.
Лозунг «Россия – для русских» в той или иной мере поддерживает больше половины опрошенных (52%) – впрочем, 38% оговорились, что его следовало бы осуществить «в разумных пределах». Впервые за все годы замеров число россиян, ответивших, что «меня это не интересует», достигла пятой части опрошенных (21%).
«Наиболее вероятной причиной снижения симпатий общественного мнения к «русской повестке» с правым уклоном представляется, с одной стороны, отсутствие выраженно артикулированного официального русского национализма (к примеру, в предвыборных программах партий в Госдуму), с другой – альтернативного, «низового» национализма, который, помимо разногласий по «крымскому вопросу» среди движений, взят по жесткий контроль антиэкстремистского законодательства, что в обоих случаях минимизирует трансляцию идей подобного рода в массы и их «вживление» в общественное мнение» - констатируют социологи.
Только 18% респондентов заявили, что в городе или районе, где они живут, ощущается межнациональная напряженность. Развитие конфликтов на межнациональной почве в ближайшем будущем кажется возможным только десятой части населения (12%).
При этом большинство (54%) россиян не согласны, что иммигранты обогащают российское общество, принося с собой новые идеи и культуру – напротив, 39% полагают, что они разрушают российскую культуру. 51% не думают, что иммигранты в целом способствуют развитию российской экономики – они лишь увеличивают уровень преступности (64%) и отбирают рабочие места у россиян (62%). При этом большинство считает, что количество мигрантов в стране либо осталось без изменений (43%), либо увеличилось (42%). Только 7% участников опроса отметили снижение численности мигрантов за последние два года.
Корреспондент Regions.ru поинтересовался у парламентариев: Как бы Вы оценили итоги опроса? Есть ли сдвиги в миграционной политике России? Как Вы сами относитесь к мигрантам и что думаете о лозунге «Россия для русских»? Почему этот лозунг так популярен до сих пор, несмотря на все усилия властей по снятию межнациональной напряженности?
Сергей Калашников Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)
Я бы сказал, что результаты этого опроса очень оптимистичны. Они свидетельствуют, что наше общество относится к мигрантам сверхтолерантно. При этом я хочу обратить внимание, что по итогам опроса наши граждане больше всего недовольны наличием выходцев с Кавказа. Но под выходцами с Кавказа подразумеваются не грузины, армяне, азербайджанцы, а уроженцы именно северокавказских республик, которые являются гражданами Российской Федерации! Казалось бы, парадокс, но он закономерен: так люди выражают неприятие довольно-таки агрессивной кавказской культурой, точнее не ею самой, а тем, как ее доносят представители Северного Кавказа.
Показатель «29% против уроженцев Средней Азии» вообще сверхсверхтолерантен! То есть подавляющее большинство россиян считает, что эти мигранты – такие же люди и их надо принимать. Скорее, это наследие советских времен, когда существовал лозунг «Единая общность – советский народ». Мы, кстати, до сих пор плохо отделяем себя от представителей других республик бывшего Советского Союза, если только не считать прибалтов. А вот в Европе, в Германии, неприятие мигрантов достигает более 80%!
У нас очень толерантное, гуманное общество. Лично же я отношусь к мигрантам как к немому укору нашей неэффективной политики в области регулирования рынка труда, а именно в плане распределения производственных ресурсов, в частности, рабочей силы. Любой мигрант «крадет» рабочее место у россиянина. Но тут возникает вопрос, почему россиянин на это рабочее место не идет, хотя у нас растет безработица? А потому что у нас низкий доход. Я понимаю США, которые «высасывают» самые лучшие мозги со всего мира, потому у них нобелевских лауреатов так много. И я обеими руками «за», чтобы к нам ехали люди с высшим образованием, высококвалифицированные специалисты, уникальные мастера. Но когда мы отдаем мигрантам технические рабочие места, мягко говоря, мы обкрадываем свой народ.
Теперь что касается лозунга «Россия – для русских». Он не отражает миграционных отношений. Он отражает негативное отношение людей к ситуации, когда они на своей родине чувствуют себя не хозяевами, а обделенными, ущемленными, изгоями, бедными, то есть угнетенность жизнью трансформируется в казалось бы националистический лозунг «Россия – для русских». Таким образом, напрашивается вывод: у нас очень мало проблем в области восприятия нами других народов и очень много проблем в экономике!
А нашу миграционную политику в целом обсуждать в принципе нечего, потому что ее просто нет. Миграционная политика предполагает наличие четко обозначенных целей и задач, но ни цели, ни задачи никогда в рамках российской миграционной политике не озвучивались и, соответственно, не реализовывались. Были какие-то спонтанные движения в разные стороны, и то на потребу политического момента, как, например, ввели визы с Грузией, запретили из Грузии, с Украины поставки в Россию некоторых их товаров и так далее из этой же оперы. Все это – реакция на сиюминутную политическую ситуацию, а вот продуманной миграционной политики на десятилетия нет. Между тем в той же Канаде есть аж с 80-го года прошлого века (с нее надо брать пример). Там на 20 лет вперед определяется количество нужных им мигрантов и их квалификация.
Сергей Катанандов 1-й зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Республика Карелия). Глава Республики Карелия (2002-2010) Член ЕР
Межнациональные отношения – один из сложнейших и важнейших вопросов в жизни нашей большой, многонациональной страны. Он должен быть под постоянным контролем правительства, администрации президента и общественности – от градуса межнациональных отношений зависит спокойствие в России.
Я сам был руководителем республики, потому очень хорошо понимаю важность этой проблемы. Хорошо, что «Левада-центр» обратил внимание на эту тему. Крайне опасно, чтобы в данной области даже намечались, а не то чтобы уже происходили какие-то тенденции, связанные с национализмом, шовинизмом и т.д. А с учетом осложнения экономического фона – снижения доходов граждан, роста безработицы – межнациональные отношения могут обостряться.
Наши же люди видят, что, приезжая в Россию, мигранты занимают рабочие места, что не может не раздражать коренное население. Потому важно как можно быстрее переловить кризис в экономике, добившись роста доходов российских граждан.
Лозунг «Россия – для русских» - не новый и опасный. Применительно к той или иной национальности он периодически всплывает в разных, в том числе цивилизованных странах, кое-где он сейчас очень популярен, что вызывает серьезные столкновения на национальной почве.
Многонациональность – это богатство России. Обогащая друг друга разностью культур, историй, мы развиваемся и идем по пути возрождения Великой России. С другой стороны надо помнить, что русский народ ответственен за то, чтобы малые народы жили в нашей стране в мире, согласии, чувствовали бы себя комфортно.
А без мигрантов мы жить не сможем. Мигранты – неотъемлемая часть нынешнего этапа развития России как следствие развала Советского Союза. И потому ничего удивительного, что бОльшая часть мигрантов – жители бывшего СССР или их потомки, знающие русский язык и более-менее понимающие культуру России. У нас эти люди выполняют тяжелую работу, на которую не хотят идти местные жители. Так что мигранты сегодня – это для нас естественное явление.
Мы, кстати, немало сделали, чтобы упорядочить миграционную систему, в частности, социально защитить приезжих. Одновременно к ним были ужесточены и требования (необходимо владеть русским языком, иметь разрешение на трудовую деятельность, медицинскую справку – по этим и другим параметрам идет строгий спрос с работодателей). Но в первую очередь наша защита была направлена на собственных граждан, на создание для них рынка занятости, на выплату им пособия пока идет поиск работы. Так что в миграционной политике уже не 90-е годы, когда Россия была проходным двором для мигрантов.
Еще один момент. В связи с экономическим кризисом, падением курса рубля миграционный поток к нам снизился. И если рубль не начнет укрепляться, рассчитывать на приток рабочей силы не придется. А ведь прогнозы показывают, что нам необходимо развивать экономику за счет притока новых сил, потому мы должны активнее искать пути выхода из кризиса.
Евгений Федоров Член комитета ГД по бюджету и налогам. Фракция "ЕР", координатор "Национально-Освободительного Движения"
Сам по себе исторический лозунг «Россия - для русских» - это отличный лозунг. Другое дело, что нельзя мешать понятие «русский» с понятием «славянин». Русский – это человек любой национальности, который в своей жизни опирается на русскую культуру и который любит Россию. Вот два основных фактора, которые определяют понятие «русский».
Это понятие отвечает целям и методам русского типа государственного строительства как строительства многонационального общества. У нас изначально была именно многонациональная русская государственность. И если мы восстанавливаем русский тип госстроительства, который был порушен в 1991 году оккупантами, то восстанавливаем и его принципиальное отличие от англо-саксонского варианта. А этот вариант предусматривает колониальное строительство, при котором каждый житель колонии, понимая свою ущербность, стремится жить в метрополии.
Русский же тип защитно-оборонительного госстроительства никогда не был колониальным и всегда предусматривал создание государства-убежища для самых разных народов. Это когда государство обеспечивает всем одинаковые возможности жизнеустройства. Это означает, что жители окраин в большинстве своем не стремятся в центральные части России, потому что они и на окраинах имеют такие же возможности, как и люди, живущие в центре. Если граждане имеют те же условия для жизни где-нибудь в Тамбове, на своей Родине, зачем им ехать в Москву?
Так вот, восстановление русского типа госстроительства будет означать естественное прекращение процесса избыточной миграции. Соответственно, будет сходить «на нет» и справедливо раздражающий многих людей фактор появления чужой, непривычной им культуры в среде их традиционного обитания.
А чтобы вернуться вот к этому исконно присущему нам типу госстроительства, нам нужно восстановить свой суверенитет и жить по своему, российскому уставу, а не по американскому. Добившись тем самым равенства граждан в возможностях жизнеустройства, мы автоматически прекратим миграцию. Это мы уже наблюдали и в Советском Союзе, где практически не было миграции из периферии в центр, и в царской России, где в центр стремились только отдельные представители отдельных категорий населения.
Я сам в советские годы одно время жил в Ташкенте, столице Узбекистана, где ощущал себя абсолютно комфортно и где жили тогда люди узбекской национальности русского типа.
Валерий Гартунг Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"
Мне кажется, сохраняющаяся популярность лозунга «Россия – для русских» объясняется несколькими моментами. Во-первых, идет очень много информации о том, как бесчинствуют мигранты в Европе. Во-вторых, правоприменительная практика у нас такова, что действия людей, которые пренебрежительно относятся к традициям нашего государства, как правило, законными способами не пресекаются. А потому их вызывающее поведение начинает рассматриваться коренными гражданами уже как угроза. Так что результаты данного опроса мне вполне понятны и в целом мнение его участников я разделяю.
Если говорить о миграционной политике государства, то позитивных сдвигов в этой политике я пока не ощущаю. Но дело даже не столько в миграционной политике, сколько все в той же правоприменительной практике. Если правосудие не работает, если обычного гражданина за любой пустяк могут осудить, а тот же мигрант за более серьезное правонарушение вообще избегнет наказания, это не может не вызывать у людей раздражение. Двойные стандарты – вот фактор, который возмущает их прежде всего.
Вот и у меня отношение к несправедливости и двойным стандартам резко негативное. Если же все будут равны перед законом и будут жить по тем же нормам и правилам, что и титульная нация, то у меня будет нормальное отношение ко всем мигрантам – к какой бы национальности кто бы ни принадлежал. Я нормально отношусь ко всем приезжающим в Россию иностранным гражданам, в том числе трудовым мигрантам, если они не посягают на наши традиции и законы.
Валентин Шурчанов 1-й зампред комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ
Ну, что можно сказать о результатах этого опроса? Возможно, многие его участники по-прежнему считают, что мы обиженный народ, что во многих наших проблемах виноваты другие народы. Вы знаете, мы сами во многом виноваты. Социально-экономический курс определен руководством нашей, а не какой-то другой страны, и на всех выборах этот курс по сути поддерживается, несмотря на всю его неэффективность.
В любом случае, закрыть свои границы для мигрантов мы не можем. И дело даже не только в том, что нам не будет хватать неквалифицированной рабочей силы. В ближнем зарубежье у нас просто не окажется тогда людей, которые имеют связи с Россией, зависят от нее. Мигранты и их заинтересованность в нашей стране – это в какой-то степени ослабляет возможности вредить России. Это как в большой деревне, где человек, выходя на улицу, старается поддерживать со всеми соседями ровные, хорошие отношения. Ведь если он будет с соседями не дружить, а конфликтовать, то прежде всего ему самому будет от этого плохо. Не зря же мы говорим, что в Сирии мы защищаем в первую очередь свои собственные интересы на «дальних подступах».
Безусловно, количество мигрантов в России, их потоки нужно серьезно контролировать, регулировать, определяя четкие правила их пребывания на территории нашей страны. Нельзя допускать, чтобы кто-то из них паразитировал на России. Но наличие каких-то проблем, издержек в миграционных процессах – это не повод для того, чтобы жестко пресекать потоки мигрантов, вводить визовые режимы и т.д. Надо просто искать такие варианты применения в России иностранной рабочей силы, чтобы соблюдались и наши национальные интересы, и укреплялось сотрудничество с дружественными нам соседними государствами.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)