|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет
Илья КАШНИЦКИЙ
|
Do restrictive asylum and visa policies increase irregular
migration into Europe?
Матиас Чайка и Могенс Хоболт
проанализировали данные иммиграционного притока в 29 стран Европы
из более чем 200 стран мира на протяжении 2008-2011 гг. Авторы поставили
своей задачей проверить гипотезу, согласно которой увеличение нелегальной
миграции представляет собой результат естественной поведенческой
адаптации в ответ на ужесточение государственной политики в области
приема беженцев и соблюдения визового законодательства.
Призывы к ужесточению иммиграционной политики стали
повседневностью современных развитых стран Европы. Недавний кризис
беженцев спровоцировал новую, беспрецедентную по накалу, волну общественной
и политической полемики. Однако, несмотря на градус политической
дискуссии сегодня, политический тренд на ужесточение иммиграционной
политики выглядит очень логично и закономерно и, в действительности,
не менялся вот уже несколько десятилетий. При этом у исследователей
нет однозначного ответа на вопрос, эффективны ли подобные ужесточения
при решении задачи снижения притока иммигрантов, в целом, и беженцев,
в частности. Одни исследователи, скептики иммиграционных ограничений,
отмечают, что более жесткие меры контроля всего лишь толкают потенциальных
переселенцев искать обходные пути для въезда в страны Европы, и
они все чаще вынуждены проживать в нелегальном статусе. Другие исследователи
утверждают, что иммиграционная политика стран Европы, в целом, на
удивление эффективна, и все более жесткие меры успешно справляются
с ограничением непрестанно увеличивающегося потока желающих переселиться
в Европу.
Рисунок 1. Страны-доноры в международном иммиграционном
обмене для 29 стран Европы, 2008-2011.
Рисунок 2. Количество принятых иммигрантов из неевропейских
стран в 29 странах Европы, 2008-2011 гг.
Относительно нечастые исследования, подкрепленные эмпирическим
анализом, даже находят прямую взаимосвязь между вводом новых ограничительных
мер и непосредственным сокращением количества заявок на предоставление
убежища. Несмотря на то, что подобные выводы подтверждаются от исследования
к исследованию, до сих пор оставался невыясненным вопрос: не связано
ли снижение количества заявок на статус беженца с уходом мигрантов
"в тень". Гипотеза заключается в том, что, столкнувшись
с невозможностью легализации своего статуса, переселенцы принимают
решение остаться в нелегальном статусе. Наличие этого побочного
эффекта жестких мер иммиграционной политики и проверяют авторы статьи.
Для исследования вопроса авторы применяют регрессионные
модели Пуассона. В качестве моделируемой переменной для оценки уровня
нелегальной миграции используется статистика задержаний в странах
Европы из-за нарушений регистрационных документов. Подобные данные,
собранные по унифицированному образцу для стран Европы, доступны
лишь с 2008 года. Иных способов более или менее объективно оценить
численность нелегальных мигрантов нет. Надо отметить, что данные
эти сильно зависят от межстрановых различий в интенсивности работы
полиции по выявлению и пресечению нарушений миграционного режима.
Эти недостатки исходных данных авторы стараются нивелировать, включив
контрольные дамми-переменные для стран Европы, а также данные о
численности полиции, призванные приблизительно охарактеризовать
потенциал стран в борьбе с нелегальной миграцией. Ключевые объясняющие
переменные в моделях - строгость мер в отношении беженцев и строгость
визового режима - измеряются распространенностью отказов в выдаче
статуса беженца и виз на въезд, соответственно. Эти две ключевые
объясняющие переменные используются в моделировании раздельно, для
проверки валидности результатов.
Результаты моделирования показывают, что увеличение
числа отказов на 10% соответствует увеличению числа задержанных
за нарушение визового режима на 3-4%. При этом наблюдается интересное
различие в зависимости от места задержания нелегальных мигрантов:
на территории страны или на границе. Так, увеличение отказов в предоставлении
статуса беженца увеличивают число задержаний на территории страны.
Напротив, учащение отказов в выдаче виз приводит к значительному
увеличению задержаний на границе. Таким образом, ужесточение визового
режима приводит к увеличению числа попыток нелегального пересечения
границ, в то время как ужесточение требований к получению статуса
беженца приводит к росту числа мигрантов, решающих остаться нелегально
на территории отказавшим им в убежище стран.
В целом, исследование показывает, что ужесточение
иммиграционной политики увеличивает распространенность нелегального
пребывания мигрантов в странах Европы, как бы выталкивает мигрантов
из правового поля. Этот побочный эффект иммиграционной политики
практически не упоминается в общественном и политическом дискурсе,
хотя есть все основания полагать, что он заслуживает пристального
внимания не только исследователей. Авторы же заключают, что непрестанно
ужесточающиеся меры иммиграционной политики в странах Европы, в
действительности, могут быть значительно менее успешными, чем принято
считать.
|