Лидер партии «Альтернатива для Германии» Фрауке Петри — о том, чем чреват для Европы миграционный кризис, и будущем Евросоюза
Фрауке Петри, лидер партии «Альтернатива для Германии», потеснившей «Христианско-демократический союз» Ангелы Меркель на выборах в Берлине, рассказала «Известиям» о том, что миграционный кризис несет Евросоюзу множество проблем, решение которых она видит в выходе из ЕС, а также о необходимости создать зону свободной торговли от Владивостока до Лиссабона.
— Какой вызов вы считаете главным для Европы в целом и Германии в частности?
— Европа и Германия за последние 10 лет столкнулись с большим количеством глобальных вызовов, среди них — проваленный процесс принятия общеевропейской конституции, нарушение стабильности еврозоны и, разумеется, проблема растущей миграции, в основе которой лежит не только безграничное (limitless) приглашение канцлера Меркель от 4 сентября 2015 года, но и начавшиеся в 2005 году изменения миграционных правил и процедур предоставления убежища в Европе. Но главным вызовом для Европы, ее суверенности и демократии всё же является нынешний миграционный кризис, который грубо нарушает право на самоопределение европейских государств и народов.
— Но ведь Германии нужны мигранты для решения демографических проблем?
— В Германии действительно на протяжении нескольких десятилетий наблюдается острая нехватка детей, уровень рождаемости упал с 1,35 млн в 1965-м до примерно 650 тыс. детей в 2012-м. Но мигранты не решают эту проблему. Поток мигрантов состоит в основном из молодых, плохо образованных мужчин. Даже эксперты теперь признают, что максимум 10–15% нелегальных мигрантов и соискателей на получение статуса беженца смогут интегрироваться в германский рынок труда, соответственно, платить налоги. Остальные, скорее всего, будут рассчитывать на социальные пособия.
Сейчас ежегодные расходы на нашу социальную систему оцениваются не менее чем в €20–30 млрд, в ближайшие годы они могут вырасти до €900 млрд, и это не говоря о культурных изменениях, которые невозможно оценить. Мигранты работать не смогут из-за недостатка квалификации, а немцев нет. Это может привести к серьезным проблемам в пенсионной системе и системе здравоохранения. Так что Германия импортирует вместе с мигрантами серьезные экономические и социальные проблемы, которые только усугубят все аспекты демографической проблемы.
— Как вы оцениваете соглашение о миграции между Турцией и Евросоюзом?
— Очевидно, что это соглашение было инициировано канцлером Меркель для того, чтобы преодолеть собственную изоляцию в сообществе государств — членов ЕС, где ее позиция по миграции не пользуется популярностью. По сути, это соглашение является признанием ЕС своего поражения, поскольку оно касается страны, широко известной многочисленными фактами нарушения прав человека, более того, мы должны заплатить Турции минимум €6 млрд, чтобы она могла укрепить собственные границы, а также отменить визовый режим. Наконец, это соглашение позволяет производить обмен мигрантов и беженцев через Турцию, создавая прецедент, подрывающий правовые стандарты предоставления убежища в Германии.
— Что ваша партия предлагает для решения миграционной проблемы?
— Мы предлагаем немедленно прекратить принимать беженцев и изменить национальное законодательство о предоставлении статуса беженца. Мы должны прояснить разницу между миграционным законодательством и законодательством о беженцах, нам необходимо реформировать закон о гражданстве, чтобы не допустить получения гражданства Германии сотнями тысяч нелегальных иммигрантов. Решение вопросов, связанных с нашей демографической проблемой, потребует огромных финансовых затрат, чтобы избежать коллапса государственной пенсионной системы и системы здравоохранения. Мы также предлагаем реформировать порядок выплаты государственных пособий на детей и сбора налогов, чтобы снизить налоговую нагрузку на семьи и тем самым уменьшить финансовую помощь государства.
— Ваши оппоненты говорят, что вы используете острые проблемы, чтобы завоевать голоса. Они также называют «Альтернативу для Германии» националистической партией. Что бы вы им на это ответили, если бы всё это было высказано напрямую?
— «АдГ» — это единственная значимая партия, призывающая к здоровому патриотизму во всех политических аспектах, тогда как другие партии даже не могут отличить патриотизм от национализма. Что касается острых проблем, они должны быть во главе угла для всех партий Германии. И то, что «АдГ» получила голоса за то, что пытается их решить, а другие партии нет, — это сигнал о том, что граждане нашей страны признают и подтверждают этот факт.
— Как вы видите будущее ЕС?
— Процесс дальнейшего расширения Евросоюза приведет к фундаментальным проблемам. Партия «Альтернатива для Германии» — это часть широкого критически относящегося к идее ЕС движения, которая требует пересмотра европейских договоров. Нынешние договоры — Маастрихтский, Дублинский, Шенгенский — были нарушены, искажены и, по сути, потеряли свою связующую способность. Следовательно, ЕС и всей Европе надо переосмыслить так называемый европейский проект таким образом, чтобы создать процветающую экономическую зону во всей Европе, а возможно, и от Владивостока до Лиссабона, а страны, сохраняя национальный суверенитет, оставались добрыми соседями.
Елена ТЕСЛОВА. «Известия», 27 сентября 2016 года
Эксперты «Валдая» оценили влияние миграционного кризиса в ЕС на Россию
Миграционный кризис, захлестнувший Европу в 2015 году, прошел свою пиковую точку и идет на спад. Вместе с тем несогласованные действия государств ЕС по противодействию притока нелегалов поставили Шенгенскую зону в неустойчивое промежуточное положение — между абсолютной свободой перемещения внутри Союза и полным восстановлением внутренних границ. Российским же властям в этих условиях стоит задуматься о повышении эффективности своей миграционной политики, вплоть до отмены безвизовых режимов с рядом стран.
Такие выводы содержатся в докладе, подготовленном экспертами Валдайского клуба и представленном в среду. Документ, озаглавленный «Шенген скорее жив, чем мертв?», был написан в соавторстве экспертом по европейской интеграции, заведующей отделом Института Европы РАН Ольгой Потемкиной и чиновником ФМС, замначальника Управления по вопросам гражданства Юлией Пауковой.
Стабильно тяжелое состояние
Одной из наиболее ярких и важных характерных черт текущей ситуации с наплывом нелегальных мигрантов является, по мнению авторов доклада, кризис солидарности между странами Евросоюза. Недоверие к наднациональным структурам и несогласованность действий стали одной из причин сложившейся ситуации, а углубление этого кризиса солидарности — одним из следствий.
Эксперты заявляют, что в ЕС сформировались две основные группы, два «полюса» по отношению к проблеме наплыва беженцев. «Европессимистов» представляют некоторые бывшие страны социалистического блока и Австрия, которые призывают к решению миграционных вопросов на уровне национальных властей. «Еврооптимисты» же, призывающие к поиску общесоюзного подхода, представлены Германией и отчасти Францией.
К осени 2016 года хозяевами положения чувствуют себя консервативные правительства Восточной Европы, отметила на презентации доклада Потемкина из РАН. В первую очередь это страны «Вишеградской группы» — Венгрия, Польша, Чехия и Словакия. Во-первых, это объясняется тем, что Словакия сейчас председательствует в ЕС и добилась проведения у себя ключевого саммита Евросовета, посвященного проблемам миграции, выхода Великобритании из ЕС и другим насущным вопросам. Во-вторых, на этом саммите многие лидеры Союза согласились с предложенным «Вишеградской группой» принципом «гибкой солидарности».
Речь идет о том, чтобы заменить систему квот при распределении беженцев (которая, по словам экспертов «Валдая», уже признана в ЕС провалившейся) механизмом, где решение принимается на уровне властей отдельных стран, а не в Еврокомиссии. Планируется, что каждая страна обязана будет проанализировать свой опыт и социально-экономический потенциал, чтобы самой определить тот посильный вклад, который она сможет внести в решение общеевропейской миграционной проблемы.
По сути, утверждает Потемкина, это противоречит изначально заложенному при создании ЕС принципу солидарности и открытости. Создание же на базе миграционной службы Frontex более мощного Европейского пограничного агентства (EBCG) выйти из тупика не поможет: получив больше прав и полномочий, оно не получит собственной материальной базы для достаточной независимости от национальных властей.
Безнаказанность стран-членов за неисполнение решений Брюсселя, половинчатость реформы пограничной охраны и перспектива принятия принципа «гибкой солидарности» стабилизируют положение, правда, в промежуточном состоянии. Альтернативой может быть либо возвращение свободы перемещения внутри Шенгенской зоны при резком усилении охраны внешних границ либо полный откат к до-Шенгенскому состоянию 1980-х годов, отмечают эксперты «Валдая».
Интересы России как соседа и партнера Евросоюза так или иначе затрагиваются масштабным миграционным кризисом у ее западных рубежей. Ранее, в мае, в рамках Валдайского клуба был обнародован доклад о российско-европейских отношениях, где прямо указывалось, что Москве нужен стабильный и предсказуемый партнер в лице единой Европы.
Торговля с ЕС последние три года падает и не сможет не пострадать дополнительно в случае восстановления внутри Шенгена пограничного контроля, хотя бы потому что экономика Евросоюза в этих условиях будет недосчитываться от €5 млрд до €18 млрд ежегодно, отмечают эксперты «Валдая». В частности, только стоимость грузоперевозок по ЕС вырастет, по разным оценкам, на сумму от €1,7 млрд до €7,5 млрд.
Сам по себе текущий миграционный кризис в ЕС может стать для России своего рода антипримером, глядя на который необходимо будет провести некоторую корректировку пограничной и миграционной политики, призывают авторы доклада. Во-первых, это анализ защищенности границ и их укрепление в наиболее уязвимых местах. Затем это использование опыта приема беженцев из Донбасса для создания необходимой инфраструктуры, если миграционные потоки направятся из Европы в Россию.
Наконец, поскольку мониторинг миграционных потоков проще проводить с использованием виз, «Валдай» предлагает рассмотреть возможность отмены безвизовых режимов с некоторыми странами. Указанный в докладе «анализ целесообразности денонсации имеющихся соглашений о безвизовых поездках граждан» относится в первую очередь к соседям России из стран СНГ, считает директор Центра миграционной политики Ольга Чудиновских. В разговоре с РБК Чудиновских отметила, что подобные меры не только чреваты социальным кризисом, но и создают преграды сложившимся потокам рабочей силы. Сами авторы доклада отмечают, что внутри Шенгенской зоны восстановление пограничного контроля негативно скажется на жизнях 1,7 млн европейцев, живущих в одной стране ЕС, а работающих в другой.
Эксперты «Валдая» прогнозируют даже наплыв переселенцев из стран ЕС в Россию, поскольку миграционный кризис приводит к ухудшению там социально-политической обстановки. Речь идет как о европейских гражданах и бывших российских эмигрантах на Западе, так и о беженцах из стран Ближнего Востока. И те и другие, подчеркивает Паукова из ФМС, должны пройти проверку на причастность к террористической деятельности. В случае же с нелегальным проникновением ближневосточных беженцев через Европу в Россию в Конвенции о статусе беженцев есть юридическая возможность попросту их выдворять. Формально власти обязаны принимать нелегалов, прибывших из стран, где их жизни и свободе угрожает опасность, но Европа к этой категории, очевидно, не относится.
Вместе с тем конфликты на Ближнем Востоке и Украине и небывалая за несколько десятилетий волна беженцев из зон боевых действий должны сподвигнуть Москву не только к укреплению границ, но и к реформированию законодательства, считают эксперты «Валдая». Учитывая опыт Южной Европы, где наплыв нелегалов парализовал работу миграционных служб, в России предлагается ввести понятие «временной защиты». Этот вид убежища будет в экстренном порядке выдаваться целым группам беженцев на небольшой срок до полугода, с тем чтобы за этот период успевать решить судьбу мигрантов в индивидуальном порядке.
Законодательное оформление механизма «временной защиты» стартовало по инициативе ФМС еще в 2014 году и было связано с волной беженцев из Донбасса. Судя по ф?едеральному порталу проектов нормативных правовых актов на сайте Минэкономразвития России, предложенный ФМС пакет законопроектов (включая внесение изменений в Налоговый кодекс) находится на этапе обсуждения и пока еще не принят.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)