Rambler's Top100

№ 699 - 700
3 - 16 октября 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Lenta.ru» о глобальных демографических вызовах и России
«Независимая газета» о повороте в демографической политике Китая
«Юга.Ру» о стимулировании рождаемости
«Московский Комсомолец» о раннебрачных и многодетных
«Slate.fr» о вынужденном материнстве
«Новые Известия» о беби-боксах
«Коммерсантъ» об анонимном материнстве
«Lenta.ru», «Коммерсантъ», «РБК», «Полит.ру» и «BFM» о возможном запрете абортов
«Meduza» и «Коммерсантъ» об опыте запрета абортов в Польше и текущих протестах
«Wonderzine» о результатах запрета абортов в разных странах
«РИА Новости» о контрацепции
«Независимая газета» о репродуктивном здоровье подростков
«Ведомости» о расходах на образование, медицину и массовый спорт
«Коммерсантъ», «Ведомости» и «LIFE» о последнем месте России в рейтинге здравоохранения

«Yle» о финской методике лечения алкоголизма
«Газета.Ру» о миграционной политике России
«Известия» и «РБК» о миграционном кризисе в ЕС
«Коммерсантъ» о проблеме беженцев в Европе
«The Nation» об отношении к беженцам в Дании и Швеции
«Известия» о гражданах ЕС в Лондоне после Brexit
«Liberation» о гражданстве
«Life» о проблемах мигрантов в России
«ВВС, русская служба» и «Йод» о межрегиональной миграции молодежи
«Ведомости» об эмиграции из России
«Коммерсант-Деньги» об избытке жилья в Подмосковье
«Независимая газета» о рейтинге дороговизны аренды квартир
«Зеркало недели» о неравенстве на Украине
«РИА Новости» о дне пожилых людей
«N+1» и «Медуза» о максимальной продолжительности жизни человека
«Slate.fr» о бизнесе на борьбе с одиночеством
«Православие и мир» об эвтаназии
«REGNUM» о голоде 1921 года

о миграционной политике России

Затрат на рубль, доход — на два

Ольга Гулина о том, почему мигранты могли бы стать для России золотой жилой

Ведущие мировые страны дискутируют о подходах к миграции, многие уже меняют свою миграционную политику. Какую политику в этой сфере проводит сегодня наша страна, не может сказать даже специалист. Все важные решения принимаются ситуативно и в ручном режиме. Тем временем мнение, что Россия не страна иммиграции и никогда ею не будет, глубоко ошибочно, считает Ольга Гулина, директор Института миграционной политики.
Каждый 37-й житель нашей планеты — международный мигрант, а каждый 113-й — беженец или лицо в поисках убежища. Усиление мобильности, увеличение миграционных потоков и возрастание связанных с ними угроз заставляют современные государства обратить особое внимание на заявленную ими миграционную стратегию и, как следствие, проводимую политику.
Япония, миграционная стратегия которой десятилетиями опирается на постулат о «щедром кошельке и закрытых дверях», увеличила количество финансовых взносов в УВКБ ООН и другие международные институции по поддержке мигрантов (сегодня Япония входит в пятерку стран – лидеров по количеству взносов), сохранив при этом строгий лимит на расселение иностранцев на своей территории.
Миграционная стратегия Франции, сформулированная в 2006 году, закрепила выборочную политику республики в отношении вновь прибывающих мигрантов, установила обязательное участие вновь прибывающих в языковых и ориентационных курсах, включая подписание интеграционного контракта, и объявила о взаимодействии и сотрудничестве со странами – поставщиками мигрантов.
Миграционная стратегия Германии, сформулированная лозунгом Ангелы Меркель «Мы справимся» (Wir schaffen das), привела к серьезному переформатированию миграционной политики страны в 2014–2016 годах.
В России концепция государственной миграционной политики была подписана президентом в 2012 году, но ответить на вопрос, какую стратегию избрала страна в обозначенный документом срок, до 2025 года, — «политику закрытых дверей», «селективной, выборочной миграции» или «стимулирования иммиграции», — сегодня затруднятся даже специалисты.
И дело даже не в том, что на бумаге у страны есть миграционная концепция, а на практике ее нет, а в том, что регулирование внутренних и внешних миграционных потоков в России — это дело случая или, вернее сказать, решение одной задачи, выполнение которой необходимо в какой-то один конкретно взятый момент.
Охлаждение в российско-турецких отношениях ознаменовалось запретом для российских работодателей привлекать к труду на территории России мигрантов из Турции. А украинский кризис и возросшие потоки гуманитарных мигрантов с востока Украины в Россию способствовали развертыванию на территории страны беспрецедентных мер поддержки — был создан 321 центр размещения беженцев в 69 регионах России. Однако статус беженца, который дает право трехлетнего законного нахождения на территории Российской Федерации, право на медицинскую помощь и открывает доступ на рынок труда, в 2014 году на территории Российской Федерации получили чуть более 200 граждан Украины.
Остальные обратились за временным убежищем, подали заявление на участие в государственной программе переселения соотечественников, приобретение российского гражданства в упрощенном порядке, выкупили патенты. Вне зависимости от правового статуса все они столкнулись со сложностями в признании их образования или квалификации на территории России. При этом в соседней Белоруссии по указу президента гуманитарные мигранты из восточных областей Украины получали признание образования и полученной квалификации и устраивались на работу в упрощенном порядке.
Вот и получается, что бюрократические проволочки и «неповоротливость» миграционного менеджмента в России не позволили стране в полной мере воспользоваться потенциалом людей, исторически, культурно и лингвистически близких к россиянам.
Миграционная политика современной России направлена на обслуживание узкопрофильных, лоббируемых отдельными группами интересов без учета кратко- и долгосрочных перспектив страны, человеческого фактора и вообще всего происходящего в мире.
Правильный и успешный менеджмент внешних миграционных потоков — это и механизм влияния государства на внешней арене. Сегодня этот механизм применяют в своих интересах Турция, выступающая европейским форпостом по наплыву мигрантов с Ближнего Востока и из стран Африки, Израиль, где внешняя иммиграция — составная часть истории современного государства, и другие. Проведение грамотной и гуманной миграционной политики могло бы способствовать и внешнеполитическим успехам России. Какой бы безумной ни казалась для большинства россиян идея принятия и размещения гуманитарных мигрантов из регионов, охваченных войнами и конфликтам, на территории России, у нее по крайней мере есть две позитивные составляющие.
Во-первых, проведение подобной программы в жизнь способно повысить уровень России на международной арене. Инициативность России и создание специальной программы по переселению лиц, нуждающихся в убежище, способно стать демонстрацией гуманитарной мощи страны, готовой принять и разместить гуманитарных мигрантов. Во-вторых, запуск подобной целевой программы способен разрешить внутренние проблемы отдельных регионов, где на протяжении последнего десятилетия плотность расселения и убыль населения являются факторами, угрожающими национальной безопасности и стабильности страны.
В настоящее время плотность населения России — 8,4 человека на 1 кв.км. Это в 18 раз ниже, чем в Китае, в 14 раз ниже, чем в Европейском союзе, и в шесть раз ниже, чем среднеарифметическая плотность населения в мире.
Сегодня в Дальневосточном федеральном округе проживают 6,2 млн человек, а в Сибирском, куда входит Забайкальский край, — 19,3 млн, притом что население трех китайских провинций — Хэйлуньцзян, Гирин и Внутренняя Монголия, — граничащих с российской территорией, насчитывает более 100 млн жителей. Поэтому обсуждать соглашения правительства Забайкальского края и китайских компаний о передаче последним в аренду на 49 лет участков российской земли для их освоения и обработки, конечно, можно, но бесперспективно, ведь другого человеческого капитала для освоения этих территорий у России, 79% населения которой проживает в европейской части страны, нет.
В последнее время принято говорить, что жесткая линия миграционной политики России связана с передачей функций миграционного контроля от ФМС к главному управлению по вопросам миграции МВД РФ. Несомненно, изменение институциональной и правовой юрисдикции органа, ответственного за проведение миграционной политики в стране, может сыграть свою роль. Однако, как показывает практика, не столь существенную.
Институциональная трансформация ФМС в МВД в эпоху поиска оптимального баланса между правами человека и национальной безопасностью может быть оправданной при условии существования комитета профессионалов, которые на постоянной, а не общественной основе занимаются оценкой всех инициатив в сфере миграционного менеджмента. Такая практика существует во многих странах, где профильные комитеты вне национальных структур миграционного контроля объединяют узкий круг специалистов миграционной тематики. Социологи-антропологи считывают миграционное поле, выявляют тенденции и особенности миграционных потоков в страну. Основываясь на социологических выкладках, специалисты-юристы формулируют правовой каркас — институты и механизмы миграционного регулирования, а экономисты просчитывают прибыль и убытки в каждом из предложенных вариантов развития событий.
В России говорить о финансовой прибыли от миграции не особо любят.
Однако данные экономической науки не восприимчивы к политическим инсинуациям и со всей очевидностью доказывают, что в краткосрочной перспективе от трех до пяти лет государственные расходы на администрирование миграции (расселение, интеграционные и языковые курсы, адаптация к рынку труда, переквалификация, медицинские расходы) всегда приводят к увеличению ВВП страны. В сентябре 2016 года Филипп Леграйн, бывший советник президента Европейской комиссии, обновил свой прогноз для государств ЕС. Расходы государств ЕС на менеджмент гуманитарных мигрантов до 2020 года составят €69 млрд, в то время как суммарный прирост ВВП ЕС увеличится на €126 млрд.
Данные независимого отчета Tent Foundation от мая 2016 года подтверждают расчеты Леграйна: €1, вложенный в гуманитарных мигрантов сегодня, обернется прибылью в €2 в течение пяти лет.
Лозунг, что Россия не страна иммиграции и никогда ею не будет, глубоко ошибочен. Россия — это страна, в которой при правильном миграционном менеджменте миграция способна стать источником геополитической мощи страны на внешней арене, фактором устойчивого внутреннего развития и основой для роста финансового благосостояния россиян.

Ольга ГУЛИНА. «Газета.Ру», 26 сентября 2016 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.