|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Ghafur Khodjamurodov,
Dilorom Sodiqova,
Baktygul Akkazieva,
Bernd Rechel
TAJIKISTAN
Health Systems in Transition
Volume 18, № 1, 2016
WHO, 2016, 139 pages
|
http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/308833/HiT-Tajikistan.pdf
Смертность и показатели здоровья, 1980-2013
(отдельные годы) (стр. 6)
|
1980
|
1990
|
1995
|
2000
|
2005
|
2010
|
2013
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины
(лет)
|
64,7
|
66,1
|
66,3
|
67,8
|
69,3
|
70,4
|
70,8
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины
(лет)
|
59,9
|
59,8
|
58,7
|
60,0
|
62,2
|
63,8
|
64,1
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, всего
(лет)
|
62,2
|
62,9
|
62,4
|
63,8
|
65,7
|
67,0
|
67,4
|
Коэффициент смертности, взрослые, женщины (на 1000
взрослых женщин)
|
134,6
|
140,5
|
148,3
|
147,2
|
139,3
|
131,3
|
128,2
|
Коэффициент смертности, взрослые, мужчины (на 1000
взрослых мужчин)
|
181,1
|
233,9
|
269,2
|
266,4
|
247,2
|
222,0
|
212,5
|
Показатели здоровья матерей, детей и подростков,
1990-2013 гг. (отдельные годы) (стр. 8)
|
1990
|
1995
|
2000
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
Коэффициент подростковой рождаемости, рождений на 1000
женщин в возрасте 15-19 летa
|
57,0
|
53,1
|
44,6
|
43,6
|
43,2
|
42,8
|
41,5
|
Коэффициент абортов, на 1000 живорожденийb
|
95,5
|
108,7
|
77,4
|
44,0
|
38,8
|
38,5
|
68,0
|
Коэффициент перинатальной смертности, на 1000 рожденийb
|
22,6
|
17,1
|
13,2
|
17,4
|
18,5
|
18,3
|
22,0
|
Коэффициент неонатальной смертности, на 1000 живорожденийa
|
37,6
|
39,9
|
34,4
|
23,5
|
22,9
|
22,4
|
21,9
|
Оценка коэффициента младенческой смертности, на 1000
живорожденийa
|
84,9
|
92,9
|
74,7
|
44,7
|
43,4
|
42,1
|
40,9
|
Оценка коэффициента младенческой смертности, на 1000
живорождений (Доклад о состоянии здравоохранения в мире)b
|
84,9
|
92,9
|
74,7
|
44,7
|
43,4
|
42,1
|
40,9
|
Коэффициент младенческой смертности, на 1000 живорожденийc
|
40,9
|
30,9
|
15,5
|
16,8
|
17,8
|
17,2
|
17,9
|
Коэффициент смертности в возрасте до 5 лет, на 1000
живорожденийa
|
108,2
|
119,7
|
93,5
|
52,7
|
51,0
|
49,3
|
47,7
|
Коэффициент материнской смертности (смоделированная
оценка, на 100000 родившихся живыми)a
|
68,0
|
120,0
|
89,0
|
48,0
|
n/a
|
n/a
|
44,0
|
Коэффициент материнской смертности (национальная оценка,
на 100000 родившихся живыми)c
|
97,7
|
97,7
|
44,6
|
46,0
|
37,0
|
33,4
|
33,0
|
a -Данные Всемирного банка
b - Данные регионального бюро ВОЗ по Европе
c - Министерство здравоохранения и социальной защиты
n/a - нет данных
Тенденции в области расходов на здравоохранение
в Таджикистане, 1995-2013 гг. (отдельные годы) (стр. 38)
|
1995
|
2000
|
2005
|
2010
|
2013
|
Общие расходы на здравоохранение на душу населения
(международный $, ППС)
|
28,4
|
43,7
|
90,2
|
125,1
|
169,6
|
Общие расходы на здравоохранение (% ВВП)
|
3,1
|
4,6
|
5,9
|
6,0
|
6,8
|
Общие государственные расходы на здравоохранение (%
от общих расходов на здравоохранение)
|
42,1
|
20,4
|
19,4
|
26,4
|
30,6
|
Частные расходы на здравоохранение (% от общих расходов
на здравоохранение)
|
57,9
|
79,6
|
80,6
|
73,6
|
69,4
|
Внешние ресурсы на здравоохранение (% от общих расходов
на здравоохранение)a
|
17,6
|
2,3
|
12,0
|
8,2
|
10,3
|
Общие государственные расходы на здравоохранение (%
от общих государственных расходов)
|
7,4
|
6,5
|
5,9
|
5,9
|
7,3
|
Личные расходы (% от частных расходов на здравоохранение
)
|
99,2
|
99,0
|
97,2
|
90,8
|
86,7
|
Личные расходы (% от общих расходов на здравоохранение)
|
57,5
|
78,8
|
78,4
|
66,8
|
60,1
|
Примечание: a - рассчитывается как часть частных
расходов на здравоохранение;
Перечень категорий получателей помощи,
имеющих право на бесплатное медицинское обслуживание и фармацевтические
препараты в рамках базового пакета медицинских услуг, 2014-2016
гг. (стр. 47)
Группа 1: социальный статус
|
Группа 2: медицинские показания (основное заболевание)
|
Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и лица,
приравненные к ним
Герои Республики Таджикистан, Советского Союза и лица,
награжденные тремя классами ордена Славы
Герои Социалистического Труда
Солдат-интернационалисты, ветераны войн в других государствах
Граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской
атомной электростанции и члены их семей, которые потеряли
своих попечителей
Инвалиды, раненые или искалеченных во время военная
служба
Инвалиды с детства
Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет
Дети-сироты живут в государственных детских домах,
приемных семьях, школах-интернатов для детей-сирот и
детей, оставшихся без родительское попечение
Дети в возрасте до 1 года
Инвалиды I и II групп в результате травм, связанных
с работой, профессиональных заболеваний или общих болезнь
Граждане в возрасте от 80 лет и старше
Граждане, проживающие в домах престарелых и интернатных
учреждениях
|
Дети в возрасте до 5 лет с острыми респираторными инфекциями
и предшествующими желудочно-кишечные заболеваниями (в
рамках программы по интегрированному управлению болезнями
детства)
Больные гемофилией
Пациенты с лепрой
Бешенство
Пациенты с дифтерией
Пациенты с туберкулезом (в рамках программы DOTS)
Пациенты с ВИЧ / СПИДом
Пациенты с с сахарным диабетом (инсулинозависимый форма)
|
|
Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения:
время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения
той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются,
так и находящихся в стадии разработки. Эти обзоры составляют местные
специалисты в сотрудничестве с научными руководителями и сотрудниками
Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения.
Чтобы данные обзоров разных стран были сопоставимы, разработан единый
формат обзора - подробное руководство и перечень вопросов, определений
и примеров. Этот формат периодически пересматривается.
Цель обзоров "Системы здравоохранения: время перемен"
заключается в том, чтобы предоставить организаторам здравоохранения
и аналитикам сравнительную информацию, необходимую им для совершенствования
систем здравоохранения в странах Европы. Обзоры систем здравоохранения
дают возможность:
- подробно изучить различные методы организации, финансирования
и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников
систем здравоохранения;
- описать организационную структуру, процессы подготовки и реализации
программ реформ здравоохранения и их содержание;
- обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения,
а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
- предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент
для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена
опытом по стратегии их реформ;
- помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более
глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением.
Составление обзоров сопряжено с рядом методологических
трудностей. Во многих странах информации о системах здравоохранения
и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой
базы данных количественные показатели приходится получать из разных
источников: в первую очередь это база данных "Здоровье для
всех" Европейского регионального бюро ВОЗ, национальные органы
статистики, Организация экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), Евростат, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк
и ряд других источников, которые авторы посчитали релевантными.
И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных, могут несколько
отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно согласуются
между собой.
Наряду с преимуществами составление обзоров в едином
формате имеет и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы
финансирования и предоставления медицинских услуг различны. Преимущества
же состоят в том, что единый формат позволяет проанализировать,
как одни и те же вопросы и проблемы решаются в разных странах. Обзоры
"Системы здравоохранения: время перемен" могут стать полезным
источником информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию
в области здравоохранения в своей стране. Кроме того, их можно использовать
для сравнительного анализа систем здравоохранения.
Contents
Preface
Acknowledgements
List of abbreviations
List of tables and figures
Abstract
Executive summary
1. Introduction
1.1 Geography and sociodemography
1.2 Economic context
1.3 Political context
1.4 Health status
2. Organization and governance
2.1 Overview of the health system
2.2 Organization
2.3 Decentralization and centralization
2.4 Planning
2.5 Intersectorality
2.6 Health information management
2.7 Regulation
2.8 Patient empowerment
3. Financing
3.1 Health expenditure
3.2 Sources of revenue and financial flows
3.3 Overview of the statutory financing system
3.4 Out-of-pocket payments
3.5 Voluntary health insurance
3.6 Other financing
3.7 Payment mechanisms
4. Physical and human resources
4.1 Physical resources
4.2 Human resources
5. Provision of services
5.1 Public health
5.2 Patient pathways
5.3 Primary/ambulatory care
5.4 Specialized ambulatory care/inpatient care
5.5 Emergency care
5.6 Pharmaceutical care
5.7 Rehabilitation/intermediate care
5.8 Long-term care
5.9 Services for informal carers
5.10 Palliative care
5.11 Mental health care
5.12 Dental care
5.13 Complementary and alternative medicine
5.14 Health services for specific populations
6. Principal health reforms
6.1 Analysis of recent reforms
6.2 Future developments
7. Assessment of the health system
7.1 Stated objectives of the health system
7.2 Financial protection and equity in financing
7.3 User experience and equity of access to health care
7.4 Health outcomes and quality of care
7.5 Health system efficiency
7.6 Transparency and accountability
8. Conclusions
9. Appendices
9.1 References
9.2 Useful web sites
9.3 HiT methodology and production process
9.4 The review process
9.5 About the authors
|