Антиалкогольная кампания в СССР 1985-1987 годы: Характеристика и результаты
16 мая 1985 года во времена перестройки в СССР стартовала одна из самых масштабных алкогольных компаний. Такое решение было принято после прихода к власти М.С. Горбачева, поэтому её часто называли «горбачевской».
Предыстория.
Несмотря на то, что этой компании предшествовали многие другие, количество употребления спиртных напитков продолжало расти. К 1984 году в год на человека приходилось 10,5 литров зарегистрированного алкоголя в год, а с учётом спиртного собственного производства показатель мог достигать 14 литров. Согласно оценкам, уровень потребления был эквивалентен 110 бутылкам водки в год.
Инициаторами введения антиалкогольного законодательства стали Е. Лигачев и М. Соломенцев. Они вслед за политическим деятелем Андроповым считали, что причиной стагнации советской экономики является массовый упадок морально-нравственный ценностей, а также халатное отношение населения к труду, ведь среди них активно распространялся алкоголизм.
16 мая 1985 года вышел официальный Указ Президиума Верховного Совета СССР, подкрепляющий борьбу с алкоголизмом и пьянством в целом. Аналогичные поправки в законодательства были приняты во всех республиках – членах Союза.
Ход антиалкогольной кампании
Государством впервые было принято решение пойти на уменьшение доходов от алкогольной продукции, которая составляла значимую статью в государственном бюджете. Власти приняли решение о сокращении её производства. После старта кампании на территории СССР закрылись значительное число магазинов, которые специализировались на продаже ликёро-водочной продукции. Очень часто на этом и завершался комплекс мероприятий, направленный на реализацию законодательства. Также можно было видеть увеличение цен на спиртную продукцию. Например, водка, получившая названием «Андроповка», в начале кампании стоила 4,7 рубля, а спустя три месяца – 9,1 рубля. Магазины, в которых всё-таки присутствовала алкогольная продукция, имели право реализовывать её с двух часов дня до семи часов вечера.
Также государство позаботилось о принятии жестких мер, направленных на уменьшение распития спиртных напитков в скверах, а также пассажирских поездах дальнего следования. Если людей ловили в пьяном виде, то у них возникли серьёзные проблемы на работе. Когда сотрудники решались на употребление спиртного, то руководство обязано было уволить его. Банкеты, связанные с успешной защитой диссертацию. Кроме этого, очень модным было проводить безалкогольные свадьбы. Почти в каждом городе имелись так называемые «зоны трезвости», где не продались спиртные напитки.
Пропаганда трезвости
Антиалкогольная кампания в обязательном порядке сопровождалась активной пропагандой трезвости. Повсюду шло массовое распространение статей, автором которых выступал академик АНМ СССР Углов. В них повествовалось о вреде и недопустимости употребления алкогольных напитков.
Благодаря цезуре, удалялись и перефразировались тексты литературных произведений. Кроме этого, требования отказа от алкоголя распространялись на членов партии. Он должны были добровольно вступить в Общество трезвости. Результаты Антиалкогольная компания 1985-1987 годов очень негативно отразилась на винодельческой отрасли. Также она затронула сырьевую базу – виноградарство. В частности, были приняты решения о сокращении ассигнований на основание виноградников и уход за ними. Всем имеющимся хозяйствам пришлось платить повышенные налоги. На территории Молдавии было уничтожено до 80 тысяч гектаров насаждений. Как рассказывает нынешний руководитель молдавского завода «Cricova», в те годы людей заставляли рубить виноград топоров. Те, кто пытался сохранить виноградные насаждения, получали по 15 лет лишения свободы. За пять лет на территории России сократились площади виноградников. Их величина достигла 186 гектаров. Если говорить о среднегодовом сборе винограда, то он упал практически в два раза до 430 тысяч тонн. Наибольшая проблема заключалась в том, что оказались уничтожены уникальные коллекционные сорта винограда. К их числу относятся «черный доктор», «эким-кара». Селекционная работа подвергалась очень жесткими гонениями. В связи с этим покончил собой один из ведущих селекционеров Павел Голодрига. В связи с реализацией антиалкогольной компании произошло резкое ухудшение со странами СЭВ – Румынией, Венгрией, Болгарией. Представители Внешторга отказались закупать вино в вышеназванных государства и предложили, в свою очередь, компенсировать выгоду иными товарами.
За годы антиалкогольной компании продажи спиртных напитков упали в 2,5 раза. Это сопровождалось увеличением продолжительности жизни, ростом рождаемости. За это время на свет появились почти шесть миллионов малышей. Кампания ставила цель – «моральное оздоровление» советского общества, однако в результате она так и не была достигнута. В сознании большей части людей она понималась как совершенно абсурдная инициатива руководства, направленная против обычных граждан. Несмотря на это, алкоголь оставался доступным для лиц, которые были вовлечены в теневую экономику. Также достать его не возникало проблем у партийно-хозяйственной элиты.
Падение продаж алкогольных напитков нанесло серьёзный ущерб бюджетной системе СССР. Годовой товарооборот сократился примерно на 16 миллиардов рублей. Одновременно с этим происходил устойчивый рост теневой экономики.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)