|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
СЕМЬЯ, ДЕТИ - ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
И УСТАНОВКИ: ИТОГИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ
РОССИИ
Коллективная монография
Ответственный редактор А.И. Антонов
М., Фонд Андрея Первозванного и Центр национальной славы,
2015, 238 страниц
|
Рейтинг наилучших профессий для ребенка
по версии родителей, в % (стр. 84)
|
профессия/род занятий
|
всего
|
1
|
врач, медик, хирург
|
22,0%
|
2
|
юрист, адвокат
|
9,3%
|
3
|
руководитель, директор, администратор
|
6,8%
|
4
|
бизнесмен, предприниматель, коммерсант
|
6,0%
|
5
|
учитель, педагог, преподаватель
|
3,6%
|
6
|
экономист, финансист
|
3,6%
|
7
|
инженер, техник
|
3,2%
|
8
|
президент, министр
|
2,6%
|
9
|
военнослужащий, мчс, пожарный
|
2,2%
|
10
|
программист
|
2,0%
|
Степень согласия с утверждением «Детей
можно заводить только на определенной материальной базе» в
зависимости от самооценки материального благополучия семьи
(стр. 122)
|
Всего
|
Низкий доход
|
Средний доход
|
Высокий доход
|
Совершенно не согласен
|
14,7%
|
14,8%
|
14,7%
|
0,0%
|
Пожалуй не согласен
|
23,8%
|
26,2%
|
23,9%
|
7,4%
|
Трудно сказать
|
24,4%
|
25,3%
|
24,2%
|
25,9%
|
Пожалуй согласен
|
25,6%
|
23,1%
|
25,7%
|
44,4%
|
совершенно согласен
|
11,4%
|
10,5%
|
11,5%
|
22,2%
|
Среднее
|
3,0
|
2,9
|
3,0
|
3,8
|
В целом не согласен (1+2)
|
38,5%
|
41,0%
|
38,6%
|
7,4%
|
В целом согласен (4+5)
|
37,1%
|
33,6%
|
37,2%
|
66,7%
|
Распределение средних оценок по 16 утверждениям
о ценности детей и родительства в зависимости от пола и возраста
респондентов* (стр. 131)
|
Всего
|
Пол
|
Возраст
|
Мужской
|
Женский
|
18-29
лет
|
30-49
лет
|
50 лет и
старше
|
Ничто не приносит такого удовлетворения, как выращенный
ребенок
|
4,5
|
4,4
|
4,6
|
4,4
|
4,6
|
4,6
|
Бездетные часто ощущают пустоту своей жизни
|
3,9
|
3,8
|
4,0
|
3,9
|
4,0
|
3,7
|
Быть счастливым можно и не имея детей
|
2,6
|
2,7
|
2,5
|
2,5
|
2,5
|
2,8
|
Родители часто бывают менее счастливы, чем те, у кого
нет детей
|
2,4
|
2,5
|
2,4
|
2,4
|
2,4
|
2,5
|
Детей можно заводить только на определенной материальной
базе
|
3,0
|
2,9
|
3,0
|
3,3
|
2,7
|
2,7
|
Правы те, кто, отказываясь от детей, говорит «нечего
плодить нищету»
|
2,1
|
2,1
|
2,1
|
2,1
|
2,1
|
2,0
|
Люди заводят ребенка только тогда, когда его жизнь
перспективна
|
2,4
|
2,4
|
2,4
|
2,6
|
2,3
|
2,3
|
Нельзя рождать детей при безысходности собственного
существования
|
3,2
|
3,2
|
3,2
|
3,3
|
3,1
|
3,3
|
Надо выполнять заповедь: «Плодитесь и размножайтесь»
и не мудрить
|
2,6
|
2,7
|
2,5
|
2,7
|
2,5
|
2,5
|
В нынешних условиях дай бог одного-то вырастить, а
там - видно
|
3,0
|
2,9
|
3,0
|
3,0
|
3,0
|
2,9
|
Многодетные семьи не пользуются престижем в обществе
|
2,7
|
2,7
|
2,7
|
2,7
|
2,8
|
2,8
|
Только неразвитые люди могут рожать бесчисленное число
детей
|
2,4
|
2,4
|
2,4
|
2,2
|
2,6
|
2,4
|
Чем меньше детей, тем меньше у семьи проблем
|
2,5
|
2,6
|
2,5
|
2,4
|
2,5
|
2,7
|
Только в детях можно передать себя и свойства своего
рода в будущее
|
4,1
|
3,9
|
4,1
|
4,0
|
4,1
|
4,0
|
Настоящие люди вырастают в многодетных дружных семьях
|
3,3
|
3,3
|
3,4
|
3,3
|
3,3
|
3,4
|
Чем больше детей, тем дружнее и сплоченнее семья
|
3,5
|
3,5
|
3,5
|
3,5
|
3,5
|
3,5
|
* Жирным шрифтом выделены отличия средних, значимые на
95% доверительном интервале
|
В коллективной монографии социологов ведущих социологических
центров РФ представлены результаты опроса 2169 человек из 10 регионов
России относительно их семейной ситуации и жизненных перспектив,
связанных с брачно-семейным образом жизни. В книге на основе фамилистической
парадигмы и теории институциональных изменений семьи обсуждается
информация, полученная с помощью традиционных и проективных методик
измерения ценностных ориентаций и семейно-детных установок.
В центре внимания находятся вопросы изменения ценностных
ориентаций населения и семейно-детных установок. В связи с этим
привлекаются для анализа результаты исследований авторского коллектива
в 1976,1978,2000,2010,2012 гг., а также частично используется информация
опроса населения в сентябре 2015 г. в Уфе и Московской области.
Монография адресована всем, кто интересуется достижениями современной
фамилистики и социологической демографии, научными разработками
остроты семейно-демографических процессов в России и возможностями
активизации семейно-демографической политики в ближайшие годы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА
О целях и задачах социологического исследования
ВВЕДЕНИЕ
Основные положения и термины фамилистической концепции семьи, исторические
изменения института семьи, современные тенденции брачно-семейных
изменений
ГЛАВА 1
Краткий очерк состояния семейного образа жизни российского населения
в контексте современной демографической ситуации
§ 1.Исторические изменения института семьи
§ 2. Семейные изменения и их отражение в общественном мнении
ГЛАВА 2
Социально-экономические и социокультурные характеристики городской
семьи в регионе
§1. Характеристика выборочной совокупности: социально -демографический
портрет респондента в контексте социо-демографических и социально-экономических
особенностей
§2.Брачный статус и жизненные ценности
§3. Семья и профессия. Родительская семья как фактор профессионального
самоопределения личности
§4.Семья и СМИ. Особенности получения информации населением и
взаимодействия населения. органов власти и СМИ
ГЛАВА 3
Ценностные ориентации и установки
§1.Дети как семьеобразующая ценнность в системе жизненных ориентаций
личности
§2.Социально-демографические характеристики и степень согласия
- несогласия с позитивными и негативными суждениями о разных типах
семей §3.Сравнительный анализ жизненных ориентаций женщин в 2012,
2014 и 2015 гг.
§4 Потребность в семье и детях. Установки детности
4.1. Репродуктивное поведение и репродуктивное здоровье
4.2. Семейно-детные ориентации и установки
Приложение №1.Анкета социологического опроса
Приложение №2. Профили оценок разных типов семьедетности (1976-2014,
2 шкалы активность и теплота)
Приложение №3. Комбинационные таблицы: величины дифференциалов
в зависимости от пола, возраста, семейного состояния, фактической
детности, образования и дохода
|