|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Виктория
САКЕВИЧ
|
В России в кризис выросли продажи презервативов
По данным аналитической компании DSM Group, в
2015 году продажи презервативов выросли сразу на 6%, а продажи оральных
контрацептивов упали на 4%.
Reckitt Benckiser выигрывает
По данным аналитической компании DSM Group, которая
ведет мониторинг коммерческого розничного рынка медицинских препаратов,
в 2015 году в России продажи презервативов по сравнению с предыдущим
годом выросли на 6%, в натуральном выражении - до 16,6 млн упаковок.
Аптечные продажи выросли несмотря на существенный рост цены: средняя
стоимость упаковки средства барьерной контрацепции в 2015-м увеличилась
на 37%, до 211 руб. за упаковку. В итоге в рублевом выражении рынок
вырос сразу на 45%, до 3,5 млрд руб.
Продажи презервативов действительно увеличиваются в последнее время,
подтвердила РБК исполнительный директор Российской ассоциации аптечных
сетей Нелли Игнатьева.
Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк объясняет рост продаж
презервативов их сравнительно невысокой ценой относительно противозачаточных
таблеток: "Несмотря на рост цен из-за падения рубля, презервативы
остаются одной из самых доступных категорий среди средств контрацепции,
что особенно актуально при падении доходов людей. В прошлый кризис
2008 года спрос на этот товар тоже рос".
По данным DSM, крупнейшим продавцом презервативов в
России была британская компания Reckitt Benckiser: ее марка Contex
занимала 43,8% этого рынка. За лидером следует марка Durex (владелец
- та же Reckitt Benckiser) с долей 30,7%, VIZIT (немецкая CPR Produktions
und Vertriebs GmdH) с 13,1%. Пресс-службы компаний не ответили на
запросы РБК.
Директор отечественного Армавирского завода резиновых
изделий (выпускает презервативы под брендом "Эрос") Наталья
Симонова рассказала РБК, что в прошлом году продажи их продукции
в натуральном выражении выросли сразу на 30%, в денежном - на 46%,
не уточнив абсолютных показателей. "По нашим оценкам, рост
связан с тем, что из-за кризисных явлений люди стали отказываться
от более дорогих средств контрацепции - гормональных препаратов",
- говорит Симонова.
Сделали запасы
В августе прошлого года Минпромторг РФ предложил ограничить
госзакупки ряда импортных медицинских препаратов, включающих презервативы,
используемые медицинскими учреждениями. Эта информация тоже повлияла
на рост продаж презервативов в 2015 году. "Люди побежали запасаться
презервативами, не разобравшись, что планируемое ограничение касалось
только госзакупок", - вспоминает директор ГБУ НИИ организации
здравоохранения и медицинского менеджмента департамента здравоохранения
города Москвы Давид Мелик-Гусейнов.
Отраслевое издание Vademecum 10 февраля со ссылкой на
директора департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности
Минпромторга Ольгу Колотилову сообщило, что презервативы исключили
из текущего перечня импортных препаратов, который сейчас согласовывается.
"Список сейчас на согласовании в федеральных органах исполнительной
власти. <...> Он в таком же виде, в каком мы его вывешивали
на regulation.gov.ru. Презервативы только выкинули по заказу граждан",
- сказала Колотилова.
Bayer проигрывает
Спрос на презервативы растет одновременно с падением
продаж другого популярного средства контрацепции - противозачаточных
таблеток. В 2015 году аптечные продажи оральных контрацептивов,
по данным DSM Group, упали на 4% в натуральном выражении, до 17,4
млн упаковок. "Оральные контрацептивы - это товар, который
необходимо принимать постоянно в отличие от презервативов, поэтому
затраты на них, как правило, выше. В кризис фактор цены становится
решающим, поэтому люди начинают отказываться от таблеток",
- объясняет Шуляк.
По данным DSM, средняя цена на оральные контрацептивы
в 2015-м составила 779 руб. за упаковку, за год она увеличилась
на 21%.
При этом 97% российского рынка оральных контрацептивов
занимают импортные препараты. Большая часть всех продаж - 51% -
приходится на немецкую компанию Bayer (препараты "Джес",
"Ярина" и "Жанин"), еще 39% - на венгерскую
Gedeon Richter ("Регулон", "Линдинет"). Пресс-службы
компаний не ответили на запросы РБК.
Источник:
Екатерина
Бурлакова, РБК 20 февраля 2015 г.
|