Rambler's Top100

№ 673 - 674
8 - 21 февраля 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Опросы и ответы 

Система образования в России: 1991-2016

Россияне о любви

О добрачном сексе, изменах и однополых связях

Отношение к беженцам с Ближнего Востока


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Система образования в России: 1991-2016

Обучение в вузах сегодня кажется менее доступным, чем в советские годы, однако состояние системы образования в целом в наши дни оценивают выше, чем четверть века назад.

В преддверии Дня студента Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, как россияне оценивают состояние российской системы образования и сегодня и 25 лет назад, о каком образовании мечтают для своих детей.

Доступность высшего образования, по мнению половины россиян (53%), в наши дни ниже, чем в советское время. Обратного мнения придерживаются 38% всех опрошенных. Среди людей пенсионного возраста соответствующие ответы дали 58% и 34%, тогда как среди молодежи от 18 до 24 лет – 45% и 42%, среди малообеспеченных – 58% и 33%, а среди респондентов с высоким достатком – 40% и 54%.

При этом только 20% опрошенных сегодня оценивают состояние системы образования как «плохое» или «очень плохое» - эта доля ниже показателя 25-летней давности (27%), тогда как 33% считают его «хорошим» или «отличным» (против 8% в 1991 г.). Однако наиболее распространенным (как в советские годы, так и в наше время) является то мнение, что образование у нас посредственное (41% в 2016 г. и 46% в 1991 г.).

Необходимость наличия образования сегодня осознается куда сильнее, чем в начале 90-х. Так, если в 1991 г. 20% опрошенных было безразлично, какой уровень образования получит их ребенок, то в 2016 г. так сказали только 9%. Своих детей и внуков большинство россиян (81%) хотели бы видеть выпускниками вузов, причем за четверть века эта доля выросла в полтора раза (с 53%). Техникумы и колледжи, ПТУ не пользуются авторитетом – их выбрали бы для обучения детей только 4% и 1% респондентов, соответственно. Одним из факторов, влияющих на оценки граждан, можно назвать связь уровня образования и материального благополучия человека: сегодня 40% уверены, что они находятся в прямо пропорциональной зависимости (чем выше одно, тем лучше другое).

Взгляды на роль воспитания и семьи в получении ребенком того или иного образования за 25 лет также подверглись пересмотру. Если в 1991 г. главным фактором, влияющим на уровень образования, считались способности ребенка (58%), то сегодня его важность ощущается заметно меньше (41%). Ключевым в настоящее время называют тягу к знаниям – 53% (ранее эта доля составляла 55%), вторым по значимости – материальное положение семьи (47% в 2016 г. против 34% в 1991 г.). Стремление родителей дать ребенку образование сегодня считают более значимым, чем ранее (за 25 лет соответствующая доля ответов выросла с 29% до 38%), а вот уровень образования родителей, по мнению опрошенных, напротив, уже не играет той роли, что во времена СССР (снижение с 29% до 18%).

Председатель Правления ВЦИОМ Константин Абрамов отмечает: «Трансформация государственной системы и социума за последние 25 лет естественно нашла отражение и в отношении россиян к системе образования. Общество адаптировалось к новым правилам, появились новые ориентиры. Высшее образование, по мнению большинства россиян, напрямую влияет на уровень дохода. И если в советском обществе на практике подтверждался лозунг «все профессии нужны, все профессии важны», а уровень доходов представителей рабочего класса был сопоставим, а иногда превышал уровень доходов высокообразованных, то сейчас ситуация изменилась. Физический труд обесценился. На рынке появился огромный спрос на высшее образование, или скорее на «корочку» о высшем образовании. Появился ряд «псевдовузов», ориентированных только на зарабатывание денег в коммерции. «Недоюристов», «недоменеждеров» или «недоэкономистов» поглотили новые рынки. С реформой образовательной системы эта ситуация вновь начала меняться. Требования к образованию со стороны работодателей ужесточаются, его качество растет, но доступность падает. По мнению респондентов, получить высокий балл на госэкзаменах невозможно без дополнительных вложений в подготовку. При этом сам ЕГЭ, как один из элементов новой системы, стал механизмом более объективной оценки знаний».

Согласно анализу «Медиалогии», тема «День студента» на федеральном ТВ и в прессе за 5 лет упоминалась более 1 тыс. раз. «Пик» упоминаемости темы приходится на 2012 год (260 сообщений СМИ).

По Вашему мнению, сейчас высшее образование более доступно или менее доступно для россиян, чем в советские годы? (закрытый вопрос, один ответ, %)


Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Скорее более доступно

38

42

41

34

40

34

Скорее менее доступно

53

45

49

58

53

58

Затрудняюсь ответить

9

13

10

8

7

8

Как бы Вы оценили состояние нашей системы образования? (закрытый вопрос, один ответ, %)


1991 г.*

2016 г.

Отличное

1

3

Хорошее

7

30

Посредственное

46

41

Плохое

20

16

Очень плохое

7

4

Затрудняюсь ответить

19

6

*В 1991 г. массовый опрос проходил по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения от 16 лет, объем выборки – 1255 человек

Какое образование Вы хотели бы, чтобы получили Ваши дети, внуки? (закрытый вопрос, один ответ, %)


1991 г.*

2016 г.

Университет, институт, академию (высшее образование)

53

81

Техникум, колледж (среднее специальное образование)

11

4

ПТУ, профессиональное училище, профессиональный лицей (среднее образование)

3

1

Среднюю школу (среднее образование)

2

1

Это не имеет значения

20

9

Затрудняюсь ответить

11

4

Зависит ли материальное благополучие человека от уровня его образования или нет?(закрытый вопрос, один ответ, %)


1991 г.*

2016 г.

Чем выше уровень образования человека, тем лучше его материальное благополучие

31

40

Наоборот, чем выше уровень образования человека, тем хуже его материальное благополучие

9

3

Прямой зависимости не существует

47

53

Затрудняюсь ответить

13

4

Если говорить о семье, в которой растет ребенок, то от чего прежде всего зависит, какое образование он получит? (закрытый вопрос, не более 3-х ответов, %)


1991 г.*

2016 г.

От желания ребенка учиться

55

53

От материального положения семьи

34

47

От способностей ребенка

58

41

От стремления родителей дать ребенку образование

29

38

От уровня образования родителей

29

18

От общественного положения родителей, их места работы

12

9

От знакомств, блата

10

6

Другое

1

1

Затрудняюсь ответить

6

3

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 16-17 января 2016 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 30100 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь 2011 – декабрь 2015 года.

Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3022, 22 января 2016 г.
http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115556

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.