|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Система образования в России: 1991-2016
Обучение в вузах сегодня кажется менее доступным,
чем в советские годы, однако состояние системы образования в целом
в наши дни оценивают выше, чем четверть века назад.
В преддверии Дня студента Всероссийский центр изучения
общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, как
россияне оценивают состояние российской системы образования и сегодня
и 25 лет назад, о каком образовании мечтают для своих детей.
Доступность высшего образования, по мнению половины
россиян (53%), в наши дни ниже, чем в советское время. Обратного
мнения придерживаются 38% всех опрошенных. Среди людей пенсионного
возраста соответствующие ответы дали 58% и 34%, тогда как среди
молодежи от 18 до 24 лет – 45% и 42%, среди малообеспеченных – 58%
и 33%, а среди респондентов с высоким достатком – 40% и 54%.
При этом только 20% опрошенных сегодня оценивают
состояние системы образования как «плохое» или «очень плохое»
- эта доля ниже показателя 25-летней давности (27%), тогда как 33%
считают его «хорошим» или «отличным» (против 8% в 1991 г.). Однако
наиболее распространенным (как в советские годы, так и в наше время)
является то мнение, что образование у нас посредственное (41% в
2016 г. и 46% в 1991 г.).
Необходимость наличия образования сегодня осознается
куда сильнее, чем в начале 90-х. Так, если в 1991 г. 20%
опрошенных было безразлично, какой уровень образования получит их
ребенок, то в 2016 г. так сказали только 9%. Своих детей
и внуков большинство россиян (81%) хотели бы видеть выпускниками
вузов, причем за четверть века эта доля выросла в полтора раза (с
53%). Техникумы и колледжи, ПТУ не пользуются авторитетом
– их выбрали бы для обучения детей только 4% и 1% респондентов,
соответственно. Одним из факторов, влияющих на оценки граждан,
можно назвать связь уровня образования и материального благополучия
человека: сегодня 40% уверены, что они находятся в прямо
пропорциональной зависимости (чем выше одно, тем лучше другое).
Взгляды на роль воспитания и семьи в получении ребенком
того или иного образования за 25 лет также подверглись пересмотру.
Если в 1991 г. главным фактором, влияющим на уровень образования,
считались способности ребенка (58%), то сегодня его важность
ощущается заметно меньше (41%). Ключевым в настоящее время
называют тягу к знаниям – 53% (ранее эта доля составляла
55%), вторым по значимости – материальное положение семьи
(47% в 2016 г. против 34% в 1991 г.). Стремление родителей дать
ребенку образование сегодня считают более значимым, чем ранее (за
25 лет соответствующая доля ответов выросла с 29% до 38%), а вот
уровень образования родителей, по мнению опрошенных, напротив, уже
не играет той роли, что во времена СССР (снижение с 29% до 18%).
Председатель Правления ВЦИОМ Константин
Абрамов отмечает: «Трансформация государственной
системы и социума за последние 25 лет естественно нашла отражение
и в отношении россиян к системе образования. Общество адаптировалось
к новым правилам, появились новые ориентиры. Высшее образование,
по мнению большинства россиян, напрямую влияет на уровень дохода.
И если в советском обществе на практике подтверждался лозунг «все
профессии нужны, все профессии важны», а уровень доходов представителей
рабочего класса был сопоставим, а иногда превышал уровень доходов
высокообразованных, то сейчас ситуация изменилась. Физический труд
обесценился. На рынке появился огромный спрос на высшее образование,
или скорее на «корочку» о высшем образовании. Появился ряд «псевдовузов»,
ориентированных только на зарабатывание денег в коммерции. «Недоюристов»,
«недоменеждеров» или «недоэкономистов» поглотили новые рынки. С
реформой образовательной системы эта ситуация вновь начала меняться.
Требования к образованию со стороны работодателей ужесточаются,
его качество растет, но доступность падает. По мнению респондентов,
получить высокий балл на госэкзаменах невозможно без дополнительных
вложений в подготовку. При этом сам ЕГЭ, как один из элементов новой
системы, стал механизмом более объективной оценки знаний».
Согласно анализу «Медиалогии», тема «День студента» на федеральном
ТВ и в прессе за 5 лет упоминалась более 1 тыс. раз. «Пик»
упоминаемости темы приходится на 2012 год (260 сообщений СМИ).
По Вашему мнению, сейчас высшее образование
более доступно или менее доступно для россиян, чем в советские годы?
(закрытый вопрос, один ответ, %)
|
Все опрошенные
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Скорее более доступно
|
38
|
42
|
41
|
34
|
40
|
34
|
Скорее менее доступно
|
53
|
45
|
49
|
58
|
53
|
58
|
Затрудняюсь ответить
|
9
|
13
|
10
|
8
|
7
|
8
|
Как бы Вы оценили состояние нашей системы образования? (закрытый
вопрос, один ответ, %)
|
1991 г.*
|
2016 г.
|
Отличное
|
1
|
3
|
Хорошее
|
7
|
30
|
Посредственное
|
46
|
41
|
Плохое
|
20
|
16
|
Очень плохое
|
7
|
4
|
Затрудняюсь ответить
|
19
|
6
|
*В 1991 г. массовый опрос проходил по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения от 16 лет, объем выборки – 1255 человек
Какое образование Вы хотели бы, чтобы получили Ваши дети,
внуки? (закрытый вопрос, один ответ, %)
|
1991 г.*
|
2016 г.
|
Университет, институт, академию (высшее образование)
|
53
|
81
|
Техникум, колледж (среднее специальное образование)
|
11
|
4
|
ПТУ, профессиональное училище, профессиональный лицей (среднее образование)
|
3
|
1
|
Среднюю школу (среднее образование)
|
2
|
1
|
Это не имеет значения
|
20
|
9
|
Затрудняюсь ответить
|
11
|
4
|
Зависит ли материальное благополучие человека от уровня
его образования или нет?(закрытый вопрос, один ответ,
%)
|
1991 г.*
|
2016 г.
|
Чем выше уровень образования человека, тем лучше его материальное благополучие
|
31
|
40
|
Наоборот, чем выше уровень образования человека, тем хуже его материальное благополучие
|
9
|
3
|
Прямой зависимости не существует
|
47
|
53
|
Затрудняюсь ответить
|
13
|
4
|
Если говорить о семье, в которой растет ребенок, то от чего
прежде всего зависит, какое образование он получит? (закрытый
вопрос, не более 3-х ответов, %)
|
1991 г.*
|
2016 г.
|
От желания ребенка учиться
|
55
|
53
|
От материального положения семьи
|
34
|
47
|
От способностей ребенка
|
58
|
41
|
От стремления родителей дать ребенку образование
|
29
|
38
|
От уровня образования родителей
|
29
|
18
|
От общественного положения родителей, их места работы
|
12
|
9
|
От знакомств, блата
|
10
|
6
|
Другое
|
1
|
1
|
Затрудняюсь ответить
|
6
|
3
|
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен
16-17 января 2016 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах
в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность
не превышает 3,5%.
Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией
«Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии»,
включающей порядка 30100 источников: ТВ, радио, газеты, журналы,
информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь
2011 – декабрь 2015 года.
Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3022, 22 января 2016 г.
http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115556
|