|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Молодежь, исключенная из сферы занятости и образования,
в странах ЕС и России
Е.Я. Варшавская[1]
(Опубликовано в журнале "Вопросы статистики", 2015,
№4, с. 40-47)
Традиционно для характеристики участия населения в рабочей
силе и положения на рынке труда используются показатели уровней
занятости, безработицы и экономической активности/экономической
неактивности, измеряемые по методологии МОТ. Однако с начала 1990-х
годов исследователи все чаще стали обращать внимание на их неполноту
и недостаточную адекватность для оценки и анализа положения молодежи.
Во-первых, уровень безработицы, рассчитываемый как доля безработных
в численности экономически активного населения, не учитывает значительной
вариативности показателя экономической активности молодежи, связанной
с частыми переходами молодых людей из состояния экономической активности
в неактивность и обратно, особенно в условиях усилившейся экономической
нестабильности[2]. Во-вторых,
при расчетах уровня экономической неактивности учитывается вся молодежь,
не участвующая в рабочей силе, то есть как те, кто охвачен какими-либо
формами обучения, так и те, кто не учится. При этом нивелируются
существенные различия между молодыми людьми, получающими образование,
и их необучающимися сверстниками, прежде всего с точки зрения шансов
на трудоустройство и риска попасть в число безработных[3].
В-третьих, традиционные подходы и основанные на них показатели не
учитывают усиливающиеся индивидуализацию и разнообразие жизненных
траекторий молодежи при переходе «школа - вуз/другое учебное заведение»,
«учеба - работа»[4]. В определенной
мере эти проблемы снимаются использованием альтернативного подхода,
основанного на концепции социальной эксклюзии. В рамках этого подхода
основное внимание уделяется молодым людям, которые не учатся и не
работают, в результате чего существенно повышаются риски маргинализации,
бедности и социальной эксклюзии.
Впервые на молодежь, которая не включена ни в сферу
занятости, ни в образование, обратили внимание английские исследователи
в конце 1980-х годов. Первоначально для ее обозначения использовался
термин «группа Zer0». Спустя несколько лет он был заменен на NEET
(аббревиатура от английского выражения «Not in Employment, Education
or Training»). В 1999 г. термин NEET был впервые использован в официальных
документах - в Докладе Правительства Великобритании, посвященном
проблемам молодых людей в возрасте 16-18 лет[5].
Достаточно быстро он стал применяться исследователями и политиками
других стран. С конца 2000-х годов понятие NEET широко используется
в аналитических и программных документах различных международных
организаций (ЕС, ОЭСР, МОТ) для анализа и характеристики социально-экономического
положения молодежи. Так, в Европейской стратегии 2020 и разработанной
на ее основе программе «Молодежь в движении» особое внимание обращается
на необходимость решения проблем занятости и образования молодых
людей, а уровень NEET, наряду с уровнем безработицы, признается
одним из двух ключевых показателей, характеризующих положение молодежи[6].
В 2010 г. Евростатом было принято стандартизированное
определение NEET и разработана методология статистического расчета
уровня NEET. К группе NEET относятся молодые люди в возрасте 15-24
лет, которые являются безработными или экономически неактивными
и при этом не учатся и не охвачены профессиональной подготовкой/переподготовкой.
Уровень NEET рассчитывается как доля названной выше группы в общей
численности молодежи в возрасте 1524 лет[7].
Для более детального анализа Евростат рекомендует странам ЕС рассчитывать
этот показатель по половым, возрастным (15-19 лет, 20-24 года, 18-24
года, а также 25-29 лет и 15-29 лет[8])
и образовательным группам, а также по группам по статусу на рынке
труда [так называемые показатели NEET-безработицы и NEET- экономической
неактивности (ЭН)][9]. Необходимо
подчеркнуть, что показатели NEET-безработицы и NEET-экономической
неактивности отличаются от показателей, используемых для измерения
уровней безработицы и экономической неактивности по методологии
МОТ. Уровень NEET-безработицы - это отношение численности безработных
в возрасте 15-24 лет к численности всего населения данного возраста,
а не к числу экономического активного населения (как в случае с
уровнем безработицы по методологии МОТ). При расчетах уровня NEET-экономической
неактивности учитывается не все экономически неактивное население
(как при определении традиционного показателя), а только те, кто
не участвует в обучении и переподготовке.
Цель работы - проанализировать динамику уровня NEET
в странах ЕС в 2000-2013 гг., основные социально-демографические
характеристики европейской NEET-молодежи и ее структуру. Кроме того,
в статье впервые представлены показатели NEET, рассчитанные для
РФ. Эмпирической основой анализа являются данные Евростата. Расчет
показателей для Рoccии выполнен по данным Обследования населения
по проблемам занятости (ОНПЗ).
Уровень и динамика NEET
В 2013 г. 13% молодых людей в возрасте 15-24 лет, проживающих
в странах ЕС, не были включены в сферу занятости и образования,
то есть относились к группе NEET. Этот показатель существенно дифференцирован
по странам. В Люксембурге, Дании, Нидерландах, Германии и Австрии
он не превышал 5-7%, в то время как в ряде стран Южной Европы (Греции,
Испании, Италии, Хорватии), а также в Болгарии находился в пределах
19-22%. По данным ОНПЗ, в 2013 г. уровень NEET в России был близок
к среднеевропейскому показателю и составлял 12,7%, то есть каждый
восьмой молодой человек в возрасте 15-24 лет не работал и не учился.
База данных Евростата позволяет оценить динамику уровня
NEET в странах ЕС в 2000-х годах. В течение 2000-2008 гг. уровень
NEET в ЕС плавно снижался - с 13,2 до 10,9% (см. рис. 1). Снижение
этого показателя происходило как среди юношей, так и среди девушек
[на 1,8 и 2,9 процентного пункта (п.п.) соответственно], а также
в обеих возрастных группах (на 1,3 и 3,4 п.п.). В 2009 г. понижательная
динамика уровня NEET была прервана экономическим кризисом и начался
рост этого показателя. В течение 2009 г. он увеличился на 1,5 п.п.
Его pост происходил во всех странах ЕС. Причем в пяти государствах
(Эстонии, Латвии, Испании, Ирландии, Литве) уровень NEET увеличился
более чем на 3 п.п. В наибольшей мере этот показатель вырос среди
молодых мужчин (на 2,3 п.п.) и в группе 20-24-летней молодежи (на
2,5 п.п.). В последующий период (до 2012 г.) рост уровня NEET продолжился,
хотя значительно меньшими темпами. Только в 2013 г. впервые после
начала кризиса 2008 г. было зафиксировано его несущественное снижение
(на 0,2 п. п.).
Рисунок 1. Динамика уровня NEET в странах ЕС в 2000-2013
гг. по возрасту и полу (в процентах)
Изменение уровня NEET определяется главным образом
динамикой NEET-безработицы, уровень которой весьма чувствителен
к экономическому циклу (см. рис. 2). В 2004-2008 гг. этот показатель
снизился на 1,5 п.п. (с 6,4 до 4,9%), а затем в течение всего лишь
одного кризисного 2009 года драматически вырос на ту же величину.
Наибольшая вариативность NEET-безработицы отмечается в группе 20-24-летних
мужчин, в которой она сократилась на 2,8 п. п. за 2004-2008 гг.
(с 10,6 до 7,8%), а затем увеличилась на 3,7 п.п. за последующие
пять лет (до 11,5%), в том числе на 3,1 п.п. за 2009 г.
Рисунок 2. Динамика уровня NEET в странах ЕС в 2004-2013
гг. по возрастным группам и группам по статусу на рынке труда (в
процентах)
Показатель NEET-экономической неактивности оставался
на протяжении всего анализируемого периода стабильным (в пределах
6,0-6,5%), демонстрируя устойчивость и независимость от фазы экономического
цикла. Так, за 2004-2008 гг. он уменьшился на 0,5 п.п., затем в
течение 2009-2013 гг. вырос всего лишь на 0,2 п.п. Динамика экономической
неактивности в младшей и старшей возрастных группах была сходной
- незначительное снижение в период экономического роста (на 0,5-0,6
п.п.) и стабилизация в последующие годы. Юноши и девушки также вначале
демонстрировали снижение показателя NEET-экономической неактивности
(на те же 0,5-0,6 п.п.), однако в условиях экономической рецессии
изменения этого показателя приобрели разнонаправленный характер.
В течение 2009-2013 гг. экономическая неактивность девушек продолжала
снижаться (на 0,3 п.п.), возможно за счет еще большего вовлечения
в сферу образования. У юношей же она выросла на 0,8 п.п. Можно предположить,
что молодые мужчины, не имея возможности найти работу и/или низко
оценивая шансы ее получения, перешли в состав экономически неактивного
населения.
Социально-демографические характеристики NEET-молодежи
Возраст и пол. Статус NEET в первую очередь характерен
для юношей и девушек старше 20 лет. Показатель NEET, рассчитанный
для 15-19-летней молодежи, почти втрое меньше аналогичного показателя
для молодежи 20-24 лет (6,7 и 18,6% соответственно). В ряде стран,
прежде всего южноевропейских (Испании, Греции, Италии, Хорватии,
Болгарии), более четверти молодых людей в возрасте 20-24 лет не
имеют работы и не учатся (см. рис. 3). Связь между уровнями NEET,
рассчитанными для двух возрастных групп, сильная (г = 0,84, р <
0,01). Иначе говоря, высокая включенность молодежи в занятость и
образование является одновременно характеристикой обеих анализируемых
возрастных групп, и наоборот, низкие показатели участия в рабочей
силе и образовании чаще всего также отмечаются в обоих возрастах.
Рисунок 3. Уровень NEET в странах ЕС и России в 2013
г. в возрастных группах 15-19 лет и 20-24 года (в процентах) (страны
расположены по возрастанию общего уровня NEET)
Уровень NEET у женщин несколько превышает этот показатель,
рассчитанный для мужчин (13,2 и 12,7% соответственно). Обратим внимание,
что за 2000-2013 гг. гендерный разрыв в уровне NEET сократился:
если в 2000 г. он составлял п.п., то в 2013 г. - всего 0,5 п.п.
Связь между уровнями NEET, рассчитанными для мужчин и женщин, очень
сильная (г = 0,96, р < 0,01). Мы можем говорить, что в странах
ЕС, в которых наблюдаются высокие показатели NEET для мужчин, они
высоки и для женщин. И наоборот, низкие уровни NEET для мужчин отмечаются
в тех странах ЕС, в которых этот показатель принимает низкие значения
и для женщин.
Уровень NEET у юношей в возрасте 15-19 лет незначительно
выше, чем у девушек (на 0,8 п.п.). Это соотношение наблюдается в
большинстве стран ЕС (гендерный разрыв колеблется в пределах 0,5-2,5
п.п.). Напротив, среди 20-24-летних «женский» показатель NEET выше
«мужского» (на 1,7 п.п.). В этой возрастной группе отмечается значительная
межстрановая дифференциация. В таких странах, как Чехия, Венгрия,
Румыния, Великобритания, уровень NEET у женщин превосходит «мужской»
более чем на 5 п.п. Напротив, в Хорватии, Кипре, Финляндии наблюдается
обратное соотношение: показатель NEET, рассчитанный для молодых
мужчин, больше аналогичного показателя, рассчитанного для женщин,
на 4-5 п.п.
Для России, как и для большинства стран Европы, характерна
существенная гендерная и возрастная дифференциация анализируемого
показателя (см. таблицу). Уровень NEET среди девушек в полтора раза
превышает аналогичный показатель для юношей (15,3 и 10,2% соответственно).
Доля NEET среди 2024-летних втрое выше, чем среди 15-19-летних (17,1
и 5,9%).
Таблица 1. Уровень NEET в РФ и странах ЕС по половозрастным
группам, 2013 г.
(в процентах)
|
Возраст, лет
|
Россия
|
ЕС28
|
NEET
|
NEET-безраб.
|
NEET-ЭН
|
NEET
|
NEET-безраб.
|
NEET-ЭН
|
Мужчины
|
15-19
|
5,7
|
2,4
|
3,4
|
7,1
|
3,6
|
3,5
|
20-24
|
13,1
|
8,2
|
4,9
|
17,8
|
11,6
|
6,2
|
15-24
|
10,2
|
5,9
|
4,3
|
12,8
|
7,8
|
4,9
|
Женщины
|
15-19
|
6,0
|
2,3
|
3,7
|
6,2
|
2,5
|
3,7
|
20-24
|
21,4
|
7,0
|
14,4
|
19,4
|
8,9
|
10,6
|
15-24
|
15,3
|
5,1
|
10,1
|
13,3
|
5,9
|
7,4
|
Итого
|
15-19
|
5,9
|
2,3
|
3,5
|
6,7
|
3,0
|
3,6
|
20-24
|
17,1
|
7,6
|
9,5
|
18,6
|
10,3
|
8,3
|
15-24
|
12,7
|
5,5
|
7,2
|
13,0
|
6,9
|
6,1
|
Образование. В среднем в странах ЕС в 2013 г. почти
половина (44,5%) NEET-молодежи в возрасте 15-24 лет имела образование
не выше общего среднего. В таких странах, как Испания, Германия,
Нидерланды, Дания, Австрия, доля такой молодежи превысила 50%. В
целом для NEET-молодежи характерен невысокий уровень образования.
На рис. 4 показана доля молодых людей, имеющих образование не выше
общего среднего, среди группы NEET и в среднем для возрастной группы
20-24 года[10]. Несмотря
на существенную межстрановую вариацию обоих показателей, во всех
странах ЕС удельный вес тех, кто имеет образование не выше общего
среднего, среди NEET-молодежи значительно превышает аналогичный
показатель, рассчитанный для всех 20-24-летних. В среднем по ЕС
разрыв составляет 20 п.п.
Рисунок 4. Доля молодежи, имеющей образование не выше
общего среднего, в общей численности молодежи 20-24 лет и среди
NEET-молодежи того же возраста (в процентах)
Низкий уровень образования является одним из основных
факторов, существенно увеличивающих вероятность попадания в группу
NEET-молодежи. Так, молодые люди, имеющие образование не выше среднего,
в два раза чаще попадают в группу NEET по сравнению со своими сверстниками,
получившими среднее профессиональное образование, и в три раза -
по сравнению с теми, кто имеет высшее образование[11].
NEET-молодежь: статус на рынке труда
В 2013 г. уровень NEET-безработицы составлял в странах
ЕС 6,9%, NEET-экономической неактивности - 6,1%, то есть около половины
молодого населения в возрасте 15-24 лет, относимого к категории
NEET, являлись безработными, другая половина относилась к экономически
неактивным и не участвовала ни в каких формах обучения.
Отмечается значительная межстрановая дифференциация
- размах вариации по обоим рассматриваемым показателям превосходит
12 п.п. (см. рис. 5). В половине стран ЕС уровень NEET- безработицы
больше показателя NEET-экономической неактивности, в остальных странах
наблюдается обратное соотношение. Среди стран первой группы выделяются
Греция, Испания, Хорватия, где разница между NEET-безработицей и
NEET-экономической неактивностью составляет около 8 п.п. В Болгарии,
наоборот, уровень NEET-неактивности превосходит показатель NEET-безработицы
на 7 п.п.
Рисунок 5. Уровни NEET-безработицы и NEET-экономической
неактивности в странах ЕС и России в 2013 г. (в процентах) (страны
расположены по возрастанию общего уровня NEET)
Следует отметить, что для стран с низкими показателями
NEET (Нидерланды, Дания, Германия, Австрия, Швеция) характерны низкие
уровни и NEET-безработицы (в пределах 2,03,7%), и NEET-экономической
неактивности (3,0-3,9%). Очевидно, что в этих государствах для молодежи
отсутствуют барьеры как для получения образования, так и для начала
работы, в том числе и после окончания обучения. В странах с высоким
уровнем NEET отмечаются высокие значения только одного показателя:
либо NEET- безработицы (Испания, Хорватия, Греция), либо NEET-экономической
неактивности (Румыния, Италия, Болгария). Другой же показатель находится
обычно на среднеевропейском уровне.
Показатели NEET-безработицы и NEET- экономической неактивности
существенно дифференцированы по половозрастным группам. Безработица
является в первую очередь «мужским» феноменом: уровень NEET-безработицы
для молодых мужчин в возрасте 15-24 лет составляет 7,8%, для женщин
- 5,9%. Максимального значения этот показатель достигает в группе
2024-летних юношей, среди которых каждый 10-й (11,5%) не имеет работы.
NEET-экономическая неактивность распространена преимущественно среди
женщин, для которых ее уровень составляет 7,4%; для мужчин он в
полтора раза меньше - 4,9%. При этом гендерные различия экономической
неактивности усиливаются с возрастом. Если среди юношей и девушек
15-19 лет уровни NEET - неактивности практически равны (3,5 и 3,7%),
то среди 20-24-летних разрыв составляет уже 4,4 п. п. (6,2% для
мужчин и 10,6% для женщин).
В России уровень NEET-безработицы равен 5,5%, NEET-экономической
неактивности - 7,2%. Как и в европейских странах, эти показатели
значительно варьируются по половозрастным группам. Безработица свойственна
главным образом молодежи в возрасте 20-24 лет, среди которой 7,6%
не имеют работы, что почти в 3,5 раза больше аналогичного показателя
для 15-19-летних (7,6 и 2,3%). Заметим, что 20-24-летние юноши являются
единственной группой среди российской молодежи, в которой уровень
NEET-безработицы превышает уровень NEET-неактивности. NEET - экономическая
неактивность распространена преимущественно среди женщин: уровень
NEET - неактивности для женщин составляет 10,1%, для мужчин он в
2,3 раза меньше - 4,3%. При этом ярко выраженная гендерная окраска
экономической неактивности проявляется фактически только в более
старшей возрастной группе. Если среди юношей и девушек 15-19 лет
уровни NEET - неактивности практически равны (3,4 и 3,7%), то среди
20-24-летних разрыв достигает почти 10 п. п. (4,9% для мужчин и
14,4% для женщин). В целом именно в группе 20-24-летних женщин уровень
NEET является максимальным, составляя 21,4%, то есть каждая пятая
молодая российская женщина не работает и не учится.
Как выглядит Россия в сравнении со странами ЕС? В целом
российские показатели NEET находятся на среднеевропейском уровне
(см. таблицу 1). Наиболее существенные отличия наблюдаются в двух
группах. Уровень NEET-безработицы среди 20-24-летних мужчин в России
ниже, чем в странах ЕС (8,2 и 11,6% соответственно). Однако российские
молодые женщины этого же возраста значительно чаще, чем их европейские
сверстницы, являются экономическими неактивными: уровень NEET-неактивности
для 20-24-летних россиянок составляет 14,4%, что почти в полтора
раза выше, чем в странах ЕС (10,6%)[12].
В результате в России наблюдается самый высокий гендерный разрыв
в уровне NEET среди молодежи в возрасте 20-24 лет (8,3 п. п.) по
сравнению со всеми странами ЕС.
Подведем некоторые итоги.
В России каждый восьмой молодой человек в возрасте
15-24 лет находится вне сферы занятости и образования, то есть не
работает и не учится. Одним из основных факторов, существенно увеличивающих
вероятность попадания в группу NEET-молодежи, является низкий уровень
образования. Наличие сильной связи между уровнями NEET, рассчитанными
для различных возрастных и гендерных групп, свидетельствует о существовании
общих институциональных и структурных условий на уровне страны,
которые либо стимулируют, либо ограничивают включение молодежи (независимо
от пола и возраста) в сферу занятости и образования.
По нашему мнению, дополнение российской статистики
показателями, характеризующими NEET-молодежь, позволит получить
более точную и достоверную информацию об этой социальной группе,
в частности оценить, в какой мере возможно повышение уровня экономической
активности молодежи, который в России существенно ниже, чем в большинстве
стран Европы и Северной Америки.
[1] Варшавская Елена Яковлевна
- д-р экон. наук, профессор, кафедра управления человеческими ресурсами
НИУ ВШЭ.
[2] NEETs - Young people not
in employment, education or training: characteristics, costs and
policy responses in Europe. Luxembourg, Publications Office of the
European Union, 2012: 19
[3] NEETs - Young people not
in employment, education or training: characteristics, costs and
policy responses in Europe. Luxembourg, Publications Office of the
European Union, 2012; Youth neither in employment nor education
and training (NEET). Presentation of data for the 27 Member States.
European Commission, EMCO Contribution. 2011.
[4] Bynner J., Parsons S. Social
exclusion and the transition from school to work: the case of young
people not in education, employment or training (NEET). Journal
of Vocational Behavior. 2002. Vol. 60; Quintini G., Martin P., Martin
S. The Changing Nature of the School-to-Work Transition Process
in OECD Countries. WDA-HSG Discussion Paper. 2007. №2; Thompson
R. Individualisation and social exclusion: the case of young people
not in education, employment or training. Oxford Review of Education.
2011. Vol. 37. №6.
[5] Bridging the gap: New opportunities
for 16-18 year olds not in education, employment or training. Report
by the Social Exclusion Unit. July 1999. URL: http://dera.ioe.ac.uk/15119/2/bridging-the-gap.pdf
(дата обращения: 5 декабря 2014 г.).
[6] Europe 2020: A strategy
for smart, sustainable and inclusive growth. European Commission.
Brussels, 2010; Youth on the move. Luxembourg, Publications Office
of the European Union, 2010.
[7] Youth neither in employment
nor education and training (NEET). Presentation of data for the
27 Member States. European Commission, EMCO Contribution. 2011:
2-3.
[8] Расширение возрастных границ,
используемых для расчета показателей NEET, обусловлено главным образом
удлинением времени получения образования, в результате чего во многих
европейских странах многие молодые люди завершают обучение в возрасте
24 лет и старше, и соответственно переход «учеба-работа» происходит
уже после 24 лет.
[9] Уровень NEET рассчитывается
по данным национальных обследований рабочей силы.
[10] Для анализа была выбрана
возрастная группа 20-24 лет, поскольку в этом возрасте получение
общего среднего образования обычно завершено.
[11] Europe 2020: A strategy
for smart, sustainable and inclusive growth. European Commission.
Brussels, 2010: 56.
[12] Это в первую очередь
объясняется тем, что Россия принадлежит к группе стран с наиболее
«молодой» рождаемостью [Захаров С.В., Исупова О.Г., Сакевич В.И.
Рождаемость и воспроизводство населения // Население России 2010-2011.
Отв. ред. А.Г. Вишневский. М.: Изд. дом ВШЭ, 2013: 292]. Средний
возраст появления первого и последующего ребенка хотя и растет,
однако ниже, чем в большинстве европейских стран.
|