|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
О.Д. Выхованец, А.В. Прохорова,
Ю.К. Савинкова, М.В. Старчак,
Е.Б. Яценко
ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ
КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В РОССИИ
М., Фонд "Наследие Евразии", 2014,
144 страницы
|
В 2004 году для стран Евросоюза была разработана
специальная методика оценки политики интеграции, основанная
на соотнесении законодательства стран с директивами Совета
Европы, касающихся правового положения иммигрантов. Эта методика
получила название «Индекс интеграции мигрантов МІРЕХ». Оценка
законодательства стран в области интеграционной политики проводилась
в 2004-м, 2007-м и 2010-м году. По ее результатам каждый раз
составлялся рейтинг стран. В 2010 году 31 страна попала в
рейтинг: 25 стран ЕС плюс Канада, Норвегия, Швейцария, Болгария,
Румыния, США (таблица 2.2.1). В 2014 году общее число стран,
принявших участие в обследовании, достигло 40. России в этом
рейтинге до сих пор не было. В соответствии с методикой построения
индекса М1РЕХ «интеграция» интерпретируется как соблюдение
принципа равных возможностей. Следовательно, в странах-лидерах
рейтинга раз¬рыв в правах и возможностях граждан и иммигрантов
минимален.
Таблица 2.1.1. Рейтинг МІРЕХ по результатам
расчета индекса в 2010 году
1. Швеция
|
11. Люксембург
|
21. Венгрия
|
2. Португалия
|
12. Германия
|
22. Румыния
|
3. Канада
|
13. Великобритания
|
23. Швейцария
|
4. Финляндия
|
14. Дания
|
24. Австрия
|
5. Нидерланды
|
15. Франция
|
25. Польша
|
6. Бельгия
|
16. Греция
|
26. Болгария
|
7. Норвегия
|
17. Ирландия
|
27. Литва
|
8. Испания
|
18. Словения
|
28. Мальта
|
9. США
|
19. Чехия
|
29. Словакия
|
10 Италия
|
20. Эстония
|
30. Кипр
|
|
|
31. Латвия
|
Стр. 57.
2.3.Взаимодействие акторов в вопросах адаптации и
интеграции мигрантов в России
- Политика интеграции мигрантов в России начала формироваться
несколько лет назад. Участие в этом процессе принимали как
государственные, так и негосударственные акторы.
- Параллельно законодательному оформлению интеграционной
политики Шла практическая работа по интеграции мигрантов:
все проблемы, с которыми сталкивались мигранты в России,
начиная от недостаточного знания русского языка и доступом
к медицинским услугам и заканчивая продлением разрешительных
документов на работу и пребывание, занимались общественные
организации и диаспоры.
- Особенность концептуального подхода к интеграции мигрантов
в ж России состоит в том, что интеграция мигрантов рассматривается
как инструмент противодействия и профилактики межнациональных
конфликтов.
- Несмотря на то, что главным объектом интеграционных мер
являются трудовые мигранты, экономический аспект интеграции
остается до сих пор практически без внимания
- Социально-культурная интеграция мигрантов полностью перешла
в ведение ФМС России и Министерство образования и науки,
которое несет ответственность за разработку экзаменационных
тестов по русскому языку, истории России и российскому законодательству.
- Роль бизнес ассоциаций, тестировавших механизмы организованного
набора иностранных работников, остается малозаметной. В
разработанном законопроекте о социальной и культурной адаптации
и интеграции иностранных граждан без внимания остается опыт
по работе с мигрантами, накопленный общественными и диаспорными
организациями
Стр. 78-79.
Закон о социальной и культурной адаптации
иностранных граждан как инструмент реализации Концепции миграционной
политики (стр. 87)
Задачи политики интеграции мигрантов
|
Способ решения задач в рамках законопроекта
об адаптации и интеграции
|
1. создание центров содействия иммиграции
|
Создание системы организаций, оказывающих адаптационные
и интеграционные услуги, включая обучение русскому языку,
основам законодательства Российской Федерации, истории,
информирование о культурных традициях народов России
и правилах поведения, принятых в российском обществе,
центры информационной и правовой поддержки, центры социальной
адаптации и интеграции, где мигранты будут проживать
и проходить обучение, центры профессиональной подготовки
и переподготовки.
|
2. создание инфраструктуры для проживания трудовых
мигрантов
|
3. создание инфраструктуры для интеграции и адаптации
трудовых мигрантов, включая центры информационной и
правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и
культуры Российской Федерации
|
Есть ли у Вас желание переехать в Россию
на ПМЖ? (в % от всех опрошенных)
(стр. 108)
Наличие желания переезда в Россию
|
В % от всех опрошенных
|
желание есть, делаем все для его реализации
|
17%
|
желание есть, но опасаемся возможных трудностей
|
21%
|
вопрос с переездом обсуждается, но окончательного решения
нет
|
30%
|
желания нет
|
32%
|
|
В публикации дается комплексная оценка сложившихся реалий
в сфере адаптации и интеграции мигрантов в России. В ракурсе проводимой
миграционной политики, рассматриваются вопросы трансформации идентичности
мигрантов с точки зрения влияния этих процессов на формирование
российского гражданского общества. Что у нас есть и насколько мы
готовы адаптировать мигрантов и интегрировать в себя прибывающий
человеческий капитал, в каком правовом поле это должно происходить?
Что сами мигранты думают и предлагают делать по этому поводу? Кто,
где, на какие средства, в какой степени и каким способом должен
обеспечивать адаптацию мигрантов к работе и проживанию в России,
чтобы полученный опыт был позитивным для самих мигрантов, принимающего
социума и сообщества стран исхода? Как влияют процессы адаптации
и интеграции на идентичность мигрантов и представителей принимающего
сообщества, влияют ли вообще? Как и на что в дальнейшем ориентировать
работодателей по отношению к использованию человеческих ресурсов
из-за рубежа? Эти и другие вопросы требуют аргументированного ответа.
Попытке поиска ответов на них и посвящен данный проект.
Книга адресована специалистам сферы управления миграцией,
а также всем, интересующимся актуальными проблемами становления
гражданского общества в России.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
О ПРОЕКТЕ
Раздел 1. СИТУАЦИЯ С ТРУДОВОЙ МИГРАЦИЕЙ В РОССИИ
1.1. Анализ стратегических документов Российской Федерации в
сфере миграции
1.2. Анализ миграционного законодательства Российской Федерации
1.3. Анализ правового поля России и стран Центральной Азии в сфере
миграции
1.4. Актуальные вопросы, связанные с трудовой миграцией из Центральной
Азии
Раздел 2. ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО: ГОСУДАРСТВО И МИГРАНТЫ
2.1. Программно-целевые методы содействия интеграции мигрантов:
лучший зарубежный опыт и российская практика
2.2. Вопросы разграничения полномочий между федеральными органами
государственной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере
обеспечения интеграции и адаптации мигрантов
2.3. Взаимодействие акторов в вопросах адаптации и интеграции
мигрантов в России
2.4. Опыт интеграции мигрантов в России: роль организаций диаспор,
бизнеса, РПЦ
Раздел 3. ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО: ЗАЧЕМ, КАК и КТО ЕСТЬ КТО?
3.1. Основные мотивы миграции и вопросы рекрутинга
3.2. Прикладная идентичность мигрантов в контексте бизнес-интеграции
3.3. Адаптация мигрантов как фактор развития бизнес-процессов
с точки зрения краткосрочных и долгосрочных интересов бизнес-структур
Раздел 4. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ
КАК ЭЛЕМЕНТ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ
4.1. Факторы, влияющие на трансформацию идентичности трудовых
мигрантов
4.2. Основные трудности мигрантов при адаптации к российской действительности
4.3. Выявление возможных трансформаций идентичности трудовых мигрантов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
SUMMARY
Приложения
Список сокращений
|