Какой опыт работы с мигрантами Россия предлагает странам Запада
Обвиняя страны Запада в незаконном вторжении на Ближний Восток и негуманном отношении к беженцам, Россия не пытается помочь беженцам на своей территории.
Российская позиция определенна: «Беженцы, безусловно, нуждаются в сострадании и поддержке, – сказал Владимир Путин с трибуны ООН. – Однако кардинально решить эту проблему можно только путем восстановления государственности там, где она была уничтожена». Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, выступая на заседании Ассамблеи Межпарламентского союза, назвала гуманитарный кризис в Сирии результатом «недальновидной политики ряда стран, их незаконного вмешательства в дела суверенных государств». А что касается беженцев, Матвиенко упрекнула страны Запада в выборе стратегии «ограничений и всевозможных заграждений» и призвала учитывать российский опыт работы с мигрантами.
Российский опыт не слишком вдохновляет. Процедура получения статуса беженца в России искусственно затруднена, ФМС предпочитает предоставлять временное убежище (на 12 месяцев), что позволяет экономить на их устройстве в новой стране. По данным ФМС, в России находится около 12 000 граждан Сирии, большинство из них прибыли в Россию давно и получили либо статус временного убежища, либо разрешение на временное проживание, либо вид на жительство, либо встали на миграционный учет. За восемь месяцев 2015 г. в Россию въехало 7102 гражданина Сирии, а выехало – 7162. В Европу стараются попасть даже те, кто давно жил в России, – на это жалуются, например, норвежские власти.
По данным комитета «Гражданское содействие», с начала года в Россию прибыло 333 сирийца, статус беженца не получил ни один.
Известна история семьи из пяти человек, которые полтора месяца живут в транзитной зоне аэропорта «Шереметьево». Им отказано в предоставлении убежища из-за пересечения границы по поддельным паспортам – хотя сирийский МИД по запросу «Гражданского содействия» подтвердил их подлинность.
Из подготовленного правозащитниками доклада «Россия как страна убежища» следует, что с 2010 по 2014 г. доля иностранцев, получивших статус беженца, составляла 2–9% от числа обратившихся.
О какой бы то ни было логике говорить не приходится, замечает глава комитета Светлана Ганнушкина. Если Россия решает принимать участие в боевых действиях в Сирии, значит, положение там действительно страшное и России следовало бы принять участие также и в программе помощи беженцам. По международной Конвенции о статусе беженца такая помощь должна автоматически оказываться беженцам из стран, в которых им угрожает опасность.
Пока политической воли для изменения отношения к беженцам нет. Остается обжаловать отказы в выдаче статуса и обращаться в международные суды. На прошлой неделе ЕСПЧ обязал Россию выплатить компенсацию трем гражданам Палестины и Сирии. Получив отказ в предоставлении статуса беженца, в прошлом году они оказались под стражей за нелегальное нахождение в стране. Сирийцам – в нарушение конвенции – грозит высылка на родину.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)