Российские пациенты оставляют в немецких клиниках миллионы евро
Согласно официальной статистике, пациенты из России обеспечивают приблизительно десятую часть суммарной выручки от медицинского туризма в Германии. И это притом, что в немецкие клиники люди едут лечиться со всего мира – более чем из 170 стран.
В среднем за год количество российских больных в немецких стационарах превышает 13 тысяч человек, количество амбулаторных больных из России приближается к 20 тысячам. Только на медицинское обслуживание, не считая расходов на проживание и прочие нужды, россияне ежегодно тратят около 130 миллионов евро.
Причин популярности немецкой медицины несколько. Одна из них – относительно умеренные цены. К примеру, в США и Швейцарии расходы на те же самые медицинские услуги нередко оказываются в три раза выше.
В Германии существует государственное регулирование цен на все виды лечения, хирургического вмешательства и протезирования. Поэтому клиники и частные врачи выставляют счета, опираясь на единые для всей страны прейскуранты. Медицинские работники не имеют права требовать с иностранцев больше, чем с немецких пациентов (последним, правда, практически все оплачивают страховые больничные кассы).
Удаление карциномы простаты стоит от 15 тысяч до 20 тысяч евро. Искусственный коленный сустав – приблизительно 12 тысяч евро. Ну, а стоимость такой сложной операции, как пересадка костного мозга, – 150–200 тысяч евро.
В основном пациенты из России едут в Германию со сложными онкологическими заболеваниями, кардиологией и гастроэнтерологией. Многие состоятельные россиянки пользуются услугами немецких пластических хирургов, а также предпочитают именно в Германии прибегать к искусственному оплодотворению.
О качестве самой немецкой медицины говорить не приходится: новейшая аппаратура, высокая квалификация врачей, качество обслуживания больных известны на весь мир. А вот к работе посреднических фирм, которые имеют на этой ниве колоссальную маржу, часто возникают претензии. Как правило, фирмы эти организуют бывшие россияне. Иногда в выборе врача посредники в первую очередь руководствуются не соображениями авторитета и квалификации врача, а личными договоренностями и дружескими связями с тем или иным русскоговорящим доктором. Поэтому прежде чем делать выбор в пользу определенного агентства, занимающегося медицинским туризмом, пациентам следует получить максимальную информацию о том, кому придется доверить свое здоровье. По крайней мере, обязательно стоит выяснить, насколько известна и популярна клиника, с которой работает посредник.
Учитывая постоянный спрос на медицинские услуги у немецких врачей и число россиян, которые приезжает в Германию поправить здоровье, российские консульства в ФРГ тоже могли бы по мере сил помогать своим соотечественникам в чужой стране. Возможно, было бы правильно вменить в обязанность дипломатическим ведомствам помощь россиянам, приехавшим в Германию или другие страны на лечение и операцию, чтобы люди не чувствовали себя полностью зависящими лишь от аппетитов и степени добросовестности посредников.
Адель КАЛИНИЧЕНКО. «Новые Известия», 29 сентября 2015 года
Боль без границ
Зарубежный медицинский туризм оправдан для россиян, не доверяющих здравоохранению в своей стране
В конце минувшей недели в Алтайском крае открылся Второй Сибирский международный форум по оздоровительному и медицинскому туризму. Как заявили участники форума, клиники этого региона потенциально могут конкурировать с клиниками Израиля и Кореи. Сегодня чиновники обращают внимание на то, что россияне часто ездят за необходимым лечением за рубеж. Регулярно звучат мнения, что зачастую врачебную помощь наши граждане могут получить и не выезжая за рубеж. Эксперты замечают, что пока заграничному медицинскому туризму способствует недоверие к отечественной системе здравоохранения, а также плохая его организация. Именно последняя может свести на нет все усилия самых грамотных российских специалистов.
В начале сентября на форуме Общероссийского народного фронта (ОНФ) по вопросам здравоохранения президент России Владимир Путин выразил убеждение, что чиновники, особенно занимающие высокие должности, «должны думать над тем, как улучшить систему здравоохранения и здесь лечиться». Запрещать получать медицинские услуги за рубежом никому не будут, а вот «побудить человека к тому, чтобы пользоваться услугами национального здравоохранения или образования, конечно, можно», считает президент.
Однако обращаться к услугам зарубежных медучреждений часто приходится и простым пациентам, лечение которых оплачивают благотворительные фонды. На этом фоне все чаще слышны мнения, что преимущества зарубежной медицины преувеличены, а необходимую помощь наши граждане часто могут получить и в России. Как выяснили «НИ», сомнений на этот счет еще много.
В августе главный детский онколог Минздрава РФ Владимир Поляков высказался против отправки неизлечимо больных детей на лечение в другие страны. По его словам, нередко траты на зарубежную медицину не оправданы, а благотворительные фонды, посылая детей лечиться в другие страны, дискредитируют российскую медицину. «Я сам участвую в комиссии Минздрава по направлению детей за рубеж. Зачастую имеют место случаи направления за рубеж за счет средств благотворителей инкурабельных пациентов. Я не помню случаев, чтобы такие пациенты выздоравливали», – сказал он.
Свое мнение о медицинском туризме в мае высказывал и главный сердечно-сосудистый хирург Минздрава РФ, директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева Лео Бокерия. Он уверен, что россияне не нуждаются в зарубежном медицинском туризме в сфере кардиохирургии. «Мы самая большая в мире клиника. В прошлом году мы выполнили больше пяти тысяч операций на остановленном сердце. Сегодня в Штатах нет ни одной клиники, которая выполняла бы больше 3,5 тысяч операций. Я не говорю уже о европейских странах», – пояснял журналистам г-н Бокерия. По его словам, в России есть 17 центров, где делают более тысячи всех видов операций с искусственным кровообращением. «Кроме того, у нас есть порядка 20 клиник, где делается 500 операций в год, – это тоже очень большие клиники», – сказал главный сердечно-сосудистый хирург Минздрава РФ. Он уверен, что компании, занимающиеся медицинским туризмом, используют пациентов для собственного обогащения: «Я читал года два назад в центральной прессе материал о том, почему россияне уезжают за границу. Двое молодых людей, которые занимаются этим, вывезли пациентов на 2,5 миллиардов евро. Представляете, какой это бизнес?»
Говоря о возможностях российской медицины, врачи все-таки признают, что пока помочь абсолютно всем Россия не может. «С введением бюджетного финансирования высокотехнологической медпомощи многие сложные операции и процедуры стали доступными для обычных граждан. В России сегодня медицинский туризм составляет менее 10% от потребности проведения высокотехнологических вмешательств и процедур. Тем не менее для лечения некоторых заболеваний требуется выезд за пределы России. Чаще всего россияне предпочитают лечиться в Германии, Израиле, Франции, Италии и США», – рассказал «НИ» руководитель лаборатории оценки и коррекции сердечно-сосудистого риска Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Мехман Мамедов. Эксперт добавил, что медицинский туризм как явление стал активно развиваться для лечения прежде всего нейрохирургических пациентов, сложных сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний опорно-двигательной системы и онкологии. Однако «активная пиар-компания зарубежной медицины не всегда оправдана», – считает собеседник «НИ».
«Большая часть выездов в сфере медицинского туризма связана с недоверием к нашей системе здравоохранения, нежели с тем, что за границей лечат лучше», – сказал «НИ» президент «Лиги пациентов» Александр Саверский. Он заметил, что жалобы приходят не только на больницы России, но и на клиники Германии, Израиля и других стран. «Часто за рубеж люди едут с заболеваниями, которые у нас лечить отказались. Люди хватаются за последний шанс, но надо понимать, что он за деньги. Бывает, там соглашаются лечить только ради прибыли, а в итоге человек все равно умирает», – замечает г-н Саверский. «Часто, заплатив те же деньги, люди могут получить такие же результаты и в России. Однако в этом голосовании деньгами уничтожается наша бесплатная система здравоохранения. В итоге недоверие россиян к отечественной медицине растет, и одновременно растет количество платных медуслуг. Так мы платим дважды: первый раз – налогами за бесплатную медицину, а второй раз – деньгами за лечение», – говорит эксперт.
Россияне, по мнению Александра Саверского, выбирают зарубежные клиники еще и потому, что «там каждый средний врач оказывает помощь в рамках определенного стандарта, а у нас непонятно: попадешь ты к гению или двоечнику». «Люди не хотят играть в лотерею, когда дело касается их здоровья», – полагает эксперт. «Есть множество недобросовестных фондов, зарабатывающих на страхах больных. «Онкология? Только заграница!» – говорят они и сразу начинают сбор средств. Часто при этом россияне не информируются о способах получить бесплатную медпомощь в России, о механизмах защиты прав, о возможностях бесплатного лечения за рубежом», – отмечает г-н Саверский. Он уверен, что нужно заставлять нашу бесплатную медицину работать, требовать от нее качественного лечения.
Президент благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин в разговоре с «НИ» заметил, что, к сожалению, бывают случаи, когда заграница является единственным шансом для больного. «Сейчас мы собираем деньги на операцию в Индии для Людмилы Пименовой. Ее оперировал Лео Бокерия и признал, что ей необходима пересадка сердца. Однако в силу ее строения сердце нужно подростковое, а трансплантация детских органов в России запрещена», – рассказал эксперт. К сожалению, шансов на то, что в нашей стране найдется человек с таким же маленьким сердцем, очень мало. «Аналогичная ситуация с любыми детьми, которым требуется трансплантация», – добавил Владимир Берхин.
Он привел в пример несколько случаев, когда в России отказывались или не могли помочь, но лечение за рубежом давало положительный результат. «Был мужчина с доброкачественной опухолью мозга. В России его направляли из одного центра в другой. Добиться же от Минздрава отправления для лечения за госсчет за рубежом очень сложно. Мы собрали деньги, сделали операцию в Индии, и сейчас у него все хорошо», – поведал эксперт.
Он согласен с известными врачами в том, что в России есть качественная медицина. «Однако есть она только в федеральных центрах, а попасть в них обычным людям не всегда просто», – считает Владимир Берхин. Многое, по его мнению, портит бюрократия в медицине: «В прошлом году была большая проблема с квотами в НИИ нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко, где в середине года внезапно закончились квоты».
При этом собеседник «НИ» полагает, что зарабатывать на отправке больных за границу крупные фонды вряд ли могут: «Сбор необходимой суммы, как правило, занимает много времени. И она еле-еле собирается. Что-то заработать могут только представители медицинских туристических контор или частные лица». Последние, кстати, по его словам, используют следующий способ: организуют сбор денег для тех, кто заведомо не выживет. В итоге человек умирает, а клиника возвращает часть средств, так как лечение было проведено не полностью. Эти-то деньги и оседают в карманах мошенников.
Диана ЕВДОКИМОВА. «Новые Известия», 29 сентября 2015 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)