|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Виктория
САКЕВИЧ
|
Половое просвещение в школах Восточной Европы и Центральной
Азии
Tigran Yepoyan,
Региональный советник ЮНЕСКО по ВИЧ/СПИДу для стран
Восточной Европы и Центральной Азии
(опубликовано в журнале «Entre Nous», №80, 2014)
Введение
В 2013 году Бюро ЮНЕСКО в Москве заказало проведение
оценки нормативной базы и практики по обеспечению образования в
области профилактики ВИЧ в Восточной Европе и Центральной Азии (ВЕиЦА)[1].
Цель заключалась в более глубоком понимании фактической ситуации,
достижений и пробелов, а также информационного обеспечения дискуссии
среди многочисленных заинтересованных сторон о том, как повысить
качество и расширить охват образовательных программ. Сведения, полученные
в результате оценки, были опубликованы в отчете под названием «Профилактическое
образование в странах Восточной Европы и Центральной Азии: Обзор
нормативной базы и существующей практики» [1] и рассмотрены совместно
с представителями национальных министерств образования, общественных
организаций и партнеров ООН на региональной конференции «Образование
для здоровья, развития и участия», состоявшейся 3-4 декабря 2013
года в Киеве, Украина. Настоящая статья основана на упомянутом отчете
об оценке.
Полученные данные
Во многих странах Восточной Европы и Центральной Азии
задача обеспечения детей и молодых людей знаниями и навыками, необходимыми
для безопасной и здоровой жизни, возложена на сектор образования.
Это создает предпосылку для включения в школьные программы занятий
по жизненным навыкам и здоровому образу жизни, которые, помимо прочих
тем, будут затрагивать вопросы в области сексуального и репродуктивного
здоровья (СРЗ). Элементы полового просвещения, включая профилактику
ВИЧ и СРЗ, присутствуют в учебных программах общеобразовательных
школ всех стран ВЕиЦА. Тем не менее, между странами существуют значительные
различия в подходах, содержании и объеме предоставляемого образования
в области ВИЧ и СРЗ. Ни в одной из стран подобное образование не
называется «половым просвещением». Как правило, эти программы носят
такие названия, как «Основы здоровья», «Здоровый образ жизни» или
«Основы безопасности жизнедеятельности». Поскольку они главным образом
направлены на предотвращение рискованного поведения и негативных
последствий, то могут считаться программами профилактического образования.
В большинстве стран основная информация о репродукции
человека изучается в средней школе (в 5–7 классах) в рамках такого
обязательного предмета, как «Биология». В трех странах (Российская
Федерация, Беларусь и Казахстан) профилактика ВИЧ кратко рассматривается
в контексте предотвращения других инфекционных заболеваний и угроз
для здоровья по программе обязательного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» в 7–9 классах. Этот предмет уделяет особое внимание
безопасному поведению дома и на дороге, а также в условиях природных
катаклизмов и техногенных катастроф. Школьники учатся оказывать
первую помощь, разрешать конфликты, справляться со стрессом; им
объясняют преимущества здорового питания и отказа от вредных привычек,
таких как курение, потребление алкоголя и наркотиков, и предупреждают
об опасностях, связанных с риском заражения ВИЧ и другими инфекционными
заболеваниями. Однако в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
не затрагиваются другие важные вопросы, касающиеся СРЗ, и совсем
не обсуждаются аспекты сексуальных отношений, не связанные со здоровьем.
В трех странах Региона разработаны достаточно исчерпывающие
программы для обязательного просвещения в области СРЗ в рамках обучения
жизненным навыкам в средней школе. На Украине учащиеся 7–9 классов,
а в Армении и Молдавии учащиеся 8–11 классов на занятиях по этим
предметам узнают не только о романтических отношениях, любви, браке,
создании семьи и воспитании детей, но и о психосексуальном развитии,
половом созревании, гендере, гендерном насилии и домогательствах.
Они также изучают темы, связанные с репродуктивным здоровьем, профилактикой
инфекций, передающиеся половым путем (ИППП), ВИЧ и незапланированной
беременности, толерантностью и недопустимостью дискриминации в отношении
людей, живущих с ВИЧ.
Во многих странах школьники получают знания о ВИЧ и
СРЗ в основном на факультативных курсах и внеклассных мероприятиях.
В Казахстане ученикам 5–9 классов предоставляется возможность выбрать
курс «Здоровье и жизненные навыки в школе». В Узбекистане эти темы
включены в курс «Основы здорового поколения». В Киргизии ученики
1–8 классов изучают предмет «Культура здоровья». В Российской Федерации
тоже предлагаются различные факультативные курсы для обучения жизненным
навыкам и просвещения в области здоровья, которые охватывают некоторые
темы ВИЧ и СРЗ.
Вопросы анатомии и физиологии человека, как правило,
изучаются в 8–9 классах, когда школьники достигают возраста 13–15
лет. В это время они получают основной объем информации о сохранении
репродуктивного здоровья, профилактике ИППП, ВИЧ и злоупотребления
психоактивными веществами, а также закрепляют навыки общения, принятия
решений и разрешения конфликтов. Обязательные программы по формированию
жизненных навыков и образованию в области здоровья реализуются для
учеников старших классов (10–11 классы) только в Армении и в Молдавии.
Отсутствие в программе старших классов средней школы обязательных
предметов, охватывающих вопросы ВИЧ и СРЗ, означает, что многие
важные темы, касающиеся СРЗ и приемлемые для обсуждения со школьниками
в возрасте 16–17 лет, не будут ими изучены в предыдущих классах.
Количество учебных часов, отводимых на освоение тем,
связанных со здоровым образом жизни и СРЗ, варьирует в зависимости
от страны и уровня образования. В Белоруссии на изучение этих вопросов
отводится 5–7 часов в учебном году, в Армении – 14 часов, а на Украине
– 35 часов в 1–7 классах и 17 часов в 8–9 классах.
В большинстве стран «деликатные» темы в школе не обсуждаются.
Например, в учебной программе по биологии хорошо представлены вопросы
анатомии и физиологии репродуктивной системы человека, но почти
не уделено внимания вопросам психосексуального развития и поведения
подростков. Школьники изучают навыки общения и урегулирования конфликтов,
однако на уроках редко обсуждаются вопросы принятия решений о сексуальном
поведении и выборе более безопасной практики половых контактов.
В учебной программе по многим предметам предусмотрено обсуждение
вопросов прав человека и гендерного равенства, но при этом репродуктивные
и сексуальные права почти не упоминаются, а гендерное разнообразие
замалчивается или представляется школьникам как нечто «отклоняющееся
от нормы» или «аномальное».
По данным отчетов 2010–2011 годов из четырех стран (Казахстан,
Кыргызстан, Республика Молдова и Российская Федерация), программы
просвещения по вопросам ВИЧ на основе жизненных навыков в 2006–2011
годах осуществлялись в 81–92,4% общеобразовательных школ [2]. Однако
в этих странах в тот же период только 31,9–38,2% молодых людей в
возрасте 15–24 лет могли правильно назвать способы профилактики
ВИЧ и имели верное представление о путях его передачи. В Узбекистане
было заявлено, что образовательные программы по профилактике ВИЧ
в 2009 году осуществлялись во всех школах, однако лишь 12,5% опрошенных
молодых людей имели верные представления о ВИЧ. Результаты обучения
в наибольшей степени соответствуют масштабам школьных программ в
Беларуси (занятия проводились в 96,8% школ, и 62,7% молодых людей
имели хорошие знания о ВИЧ) и в Украине (занятия проводились в 58,7%
школ, и 39,9% молодых людей имели хорошие знания).
Несоответствие между охватом школ и результатами обучения
может быть связано с ограничениями в сборе данных, а также объясняться
нерегулярным и несистемным просвещением, недостаточным количеством
учебных часов и дедуктивным, ориентированным на учителя подходом
к обучению. Данное несоответствие также отражает сложность оценки
эффективности образовательных программ в области СРЗ и профилактики
ВИЧ.
В большинстве случаев учащиеся не сдают экзаменов по
этим программам. Введение экзаменов повысило бы статус таких программ,
но при этом превратило бы их в еще один предмет, в рамках которого
школьникам пришлось бы заучивать информацию для получения высоких
оценок. В итоге существует вероятность, что учащиеся будут демонстрировать
хорошее знание фактов и давать социально приемлемые ответы, но при
этом придавать лишь незначительную ценность полученным знаниям и
не применять их в жизни.
В то время как важность образовательных программ в области
здоровья и формирования жизненных навыков не ставится под сомнение,
обсуждение на уроках вопросов, связанных с сексуальным и репродуктивным
здоровьем и поведением, нередко считается неуместным во многих странах.
Недостаточное внимание, уделяемое этим вопросам в школах, часто
объясняется негативным отношением к таким урокам со стороны родителей.
Вместе с тем, по данным недавно проведенного исследования «Репродуктивное
здоровье населения России 2011», 88% российских женщин в возрасте
15–44 лет поддерживают введение в школах программ обучения навыкам
семейной жизни для повышения осведомленности учащихся о беременности,
ИППП, контрацепции и других вопросах [3]. Спорные мнения о целях
и преимуществах образования в области СРЗ затрудняют принятие решений
о том, чтобы сделать его обязательным и инвестировать достаточно
средств для его реализации в национальных масштабах в соответствии
с согласованными стандартами.
Дальнейшая работа
Главная задача стран ВЕиЦА заключается в преодолении
предрассудков, связанных с половым просвещением, и развитии гендерно-ориентированного
и основанного на доказанных фактах и принципе уважения прав человека
подхода к комплексному обучению жизненным навыкам и здоровому образу
жизни, которое в полной мере охватывает темы, касающиеся СРЗ, предполагает
активное участие учащихся и учитывает их национально-культурные
и возрастные особенности.
На основании стандартов в области полового просвещения,
согласованных на международном уровне [4, 5], страны могут: пересмотреть
существующие учебные программы и разработать новые материалы для
преподавателей и учащихся, улучшить подготовку и методическое сопровождение
преподавателей, а также проводить с родителями систематическую информационно-разъяснительную
работу с целью повышения их осведомленности о половом просвещении
в школе и заручиться их поддержкой. Кроме того, необходимо нормативно
закрепить использование метода обучения по принципу «равный – равному»
при проведении как школьных, так и внешкольных мероприятий, уделяя
особое внимание подросткам и молодежи из ключевых групп. Принимая
во внимание популярность Интернета и социальных сетей среди подростков
и молодых людей, в дополнение к школьным программам следует расширить
использование информационно-коммуникационных технологий, направленных
на просвещение и повышение осведомленности.
Вместе с этим необходимо усилить национальный потенциал
в проведении систематического сбора и анализа данных, с разбивкой
по возрасту и полу, о знаниях, поведении и показателях здоровья
подростков и молодежи в области СРЗ, в целях информационного обеспечения
процесса разработки соответствующей политики и практики в секторах
здравоохранения и образования.
Наконец, что не менее важно, следует наладить и укрепить
взаимодействие образовательных учреждений с дружественными к молодежи
службами, предоставляющими услуги в области СРЗ, а также устранить
правовые и институциональные барьеры, препятствующие доступу молодых
людей к таким услугам.
Использованные источники:
- Prevention Education in Eastern Europe and Central
Asia: A review of Policies and Practices. Moscow: UNESCO, 2013.
- Country progress reports for 2008, 2010, 2012. http://www.unaids.org/
(Accessed 6 June 2014).
- 2011 Russia’s Population Reproductive Health Survey
Report. UNFPA, 2013.
- International Technical Guidance on Sexuality Education:
An evidence-informed approach for schools, teachers and health
educators. Paris: UNESCO, 2009.
- Standards for Sexuality Education in Europe. A framework
for policy makers, educational and health authorities and specialists.
Cologne: WHO Regional Office for Europe and Federal Centre for
Health Education (BZgA), 2010.
[1] Оценка проводилась
по следующим странам: Армения, Азербайджан, Белоруссия, Казахстан,
Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Украина
и Узбекистан.
|