|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Доступность и качество российского здравоохранения:
оценки пациентов
О госполиклиниках и больницах большинство россиян отзывается
негативно, в первую очередь сетуют на низкое качество медицинских
услуг и непрофессионализм медперсонала.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
представляет данные о том, как наши сограждане оценивают состояние
системы здравоохранения страны, насколько удовлетворены доступностью
и качеством медицинских услуг.
Согласно анализу, проведенному компанией «Медиалогия»,
тема «здравоохранение» в российских СМИ за год упоминалась
790586 раз. Самые заметные темы: борьба с вирусом Эболы
и коронавирусом MERS, а также проведение реформы здравоохранения
и митинги против реформы.
В случае болезни большинство наших сограждан
(60%) прежде всего идут в государственные поликлиники.
О своих правах по полису ОМС известно большинству респондентов,
прежде всего, знают, что наличие полиса дает возможность получить
первичную медико-санитарную и скорую медицинскую помощь (по 71%),
а также консультации узких специалистов (57%).
При этом две трети россиян (65%) оценивают качество
медицинских услуг, предоставляемых в государственных больницах и
поликлиниках, в целом как низкое (чаще это отмечают люди
с высоким достатком – 69%, нежели малоимущие – 59%).
Наиболее актуальными проблемами российского
здравоохранения, по мнению населения, являются низкое качество
медицинских услуг (50%) и недостаточный уровень профессиональной
подготовки врачей (49%). Реже всего участники опроса жалуются на
неэффективную работу страховых компаний, участвующих в системе ОМС
(9%).
Около (38%) в случае болезни не обращаются в
госполиклинику – свое нежелание они чаще всего объясняют плохой
организацией работы больниц (большие очереди – 16%, невозможность
записаться на прием – 8% и т.д.), недоверием к медперсоналу
(некомпетентность – 10%, равнодушие врачей – 6%, грубость – 5% и
т.д.), а также тем, что не считают свои болезни серьезным поводом
пойти к врачу (16%).
К услугам платной медицины обращаются только
8% опрошенных. Самолечение предпочитает четверть респондентов
(25%). Пожилые люди чаще посещают государственные поликлиники (71%
старше 60 лет – против 52% от 18 до 34 лет), а молодежь, напротив,
пытается справиться с болезнями своими силами (31% от 18 до 34 лет
– против 17% старше 60 лет). Народные целители пользуются популярностью
лишь у 1% респондентов. Наконец, 4% участников опроса при недомогании
не предпринимают никаких действий, пуская все на самотек.
Индекс доступности медицинской помощи показывает,
как часто больные россияне обращаются в больницы. Чем выше значение
индекса, тем чаще россияне обращаются в больницы и поликлиники.
Индекс строится на основе вопроса: «Что Вы делаете, когда заболеваете?».
Рассчитывается как разница суммы ответов («Обращаюсь в государственную,
бесплатную поликлинику, больницу» и «Обращаюсь в платную поликлинику,
больницу») и ответов («Лечусь сам», "Обращаюсь к народным целителям,
нетрадиционной медицине" и «Ничего не делаю, все пускаю «на самотек»»).
Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от -100 до
100.
Что Вы обычно делаете, когда заболеваете? (закрытый вопрос, любое число ответов, %)
|
2006
|
2008
|
2009
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
Обращаюсь в государственную, бесплатную поликлинику, больницу
|
52
|
50
|
51
|
55
|
51
|
55
|
60
|
Лечусь сам
|
37
|
35
|
33
|
33
|
36
|
32
|
25
|
Обращаюсь в платную поликлинику, больницу
|
6
|
7
|
8
|
6
|
7
|
6
|
8
|
Обращаюсь к народным целителям, нетрадиционной медицине
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Ничего не делаю, все пускаю «на самотек»
|
3
|
6
|
4
|
4
|
5
|
6
|
4
|
Затрудняюсь ответить
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
Индекс доступности медицинской помощи
|
16
|
14
|
20
|
23
|
16
|
22
|
38
|
Почему Вы не обращаетесь в государственную бесплатную поликлинику, больницу? (открытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто в случае болезни не обращается в государственную больницу, поликлинику)
|
Все опрошенные
|
Большие очереди
|
16
|
Лечусь сам, серьезно не болел (-а), не оформляю больничный
|
16
|
Некомпетентность мед персонала
|
10
|
Невозможно записаться на прием, длительное ожидание записи
|
8
|
Нет времени
|
6
|
Равнодушие врачей, неэффективность, халатность
|
6
|
Все равно придется платить
|
5
|
Не доверяю врачам
|
5
|
Низкий уровень обслуживания, плохое отношение к пациентам
|
5
|
Нет нужного специалиста, нехватка персонала
|
4
|
Не хочу
|
4
|
Не вижу смысла
|
3
|
Не люблю врачей, больницы
|
2
|
Выписывают дорогостоящие лекарства
|
1
|
Среди родственников (близких друзей) есть врач
|
1
|
Привычка
|
1
|
Устаревшее оборудование, отсутствие оборудования
|
‹1
|
Другое
|
3
|
Затрудняюсь ответить
|
20
|
Какие услуги из перечисленных предоставляются государственными и муниципальными медицинскими учреждениями бесплатно, по полису Обязательного медицинского страхования? (закрытый вопрос, любое число ответов, %)
|
Все опрошенные
|
Обращались в медицинские учреждения для получения медицинской помощи в течение последних двух лет
|
НЕ обращались в медицинские учреждения для получения медицинской помощи в течение последних двух лет
|
Первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь
|
71
|
80
|
57
|
Скорая медицинская помощь
|
71
|
76
|
64
|
Специализированная медицинская помощь (помощь узких специалистов)
|
57
|
67
|
38
|
Установление индивидуального поста медсестры при лечении в условиях стационара
|
15
|
16
|
13
|
Применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
|
16
|
18
|
12
|
Другое
|
1
|
1
|
1
|
Затрудняюсь ответить
|
10
|
2
|
22
|
По каждой паре выберите утверждение, с которым Вы в большей степени согласны (закрытый вопрос, один ответ, %)
|
Все опрошенные
|
В больницах, поликлиниках бесплатно оказывают все услуги,
указанные в полисах ОМС - Многие положенные по ОМС услуги
больницы стараются оказать платно
|
Скорее первое
|
45
|
Скорее второе
|
45
|
Затрудняюсь ответить
|
10
|
Система Электронной очереди ускорила доступ пациентов к узким
специалистам - Система Электронной очереди замедлила доступ
пациентов к узким специалист
|
Скорее первое
|
38
|
Скорее второе
|
32
|
Затрудняюсь ответить
|
30
|
В последние два года работа скорой помощи улучшилась - В
последние два года работа скорой помощи ухудшилась
|
Скорее первое
|
36
|
Скорее второе
|
26
|
Затрудняюсь ответить
|
38
|
В государственных больницах, поликлиниках качество мед. услуг
высокое - В государственных больницах, поликлиниках качество
медицинских услуг низкое
|
Скорее первое
|
24
|
Скорее второе
|
65
|
Затрудняюсь ответить
|
11
|
Сокращение и укрупнение больниц облегчило доступ к узким
специалистам - Сокращение и укрупнение больниц усложнило доступ
к узким специалистам
|
Скорее первое
|
21
|
Скорее второе
|
50
|
Затрудняюсь ответить
|
29
|
Сокращение и укрупнение больниц упростило получение места
в стационаре - Сокращение и укрупнение больниц усложнило получение
места в стационаре
|
Скорее первое
|
19
|
Скорее второе
|
39
|
Затрудняюсь ответить
|
42
|
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен
15-16 июля -2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах
в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность
не превышает 3,5%.
Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией
«Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии»,
включающей порядка 26 500 источников: ТВ, радио, газеты, журналы,
информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: сентябрь
2014 – август 2015.
Пресс-выпуск ВЦИОМ №2919, 2 сентября 2015 г.
http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115370
|