Rambler's Top100

№ 649 - 650
1 июля - 23 августа 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Тенденции брачности населения Республики Беларусь

Тенденций разводимости населения республики Беларусь

Статистическая оценка и анализ демографической значимости возрастной структуры населения Республики Беларусь

Рынок труда в трансформирующейся экономике Беларуси

Влияние миграционных потоков на социально-экономическое развитие Беларуси

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Рынок труда в трансформирующейся экономике Беларуси

Боброва А.Г.[1] - специально для Демоскопа

Рынок труда - основополагающий элемент экономики любого типа, одновременно представляющий важную сферу социальной и политической жизни общества. Особенностью данного рынка является чрезвычайная сложность нахождения компромисса между эффективной для экономического развития долей занятых в населении и обеспечением его социальной защиты.

Современный рынок труда в Беларуси развивается в условиях реформирования национальной экономики после распада Советского Союза. Переход к рыночным отношениям стал одним из ключевых вызовов его развития. Неизбежным было принятие того, что в новых экономических условиях не удастся сохранить высокий уровень занятости, отличавший плановую экономику, «когда занятость была не только правом, но и обязанностью для большинства людей трудоспособного возраста»[2].

Период централизованной экономики характеризовался стабильной занятостью. Главным принципом регулирования трудовых отношений выступала минимизация незапланированных передвижений работников, которая реализовывалась путем прикрепления рабочего или служащего к предприятию на весь рабочий период. Численность и структура трудовых ресурсов устанавливались в соответствии с объемами и месторасположением производства, все предприятия размещали своих работников согласно установленному плану, а проблем занятости не было, т.к. спрос на рабочую силу определялся предложением, т.е. численностью трудовых ресурсов. Такая сбалансированность была возможна благодаря коллективизации сельского хозяйства и увеличению объемов промышленного производства, что вызывало необходимость роста численности занятых в данных отраслях. Промышленная структура была статична. На протяжении нескольких десятилетий доля занятых в отраслях материального производства (включая грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговлю и личное подсобное хозяйство) превышала 70%, из которых половина была представлена работниками ручного труда. В процессе индустриализации численность промышленных рабочих превысила численность работников агропромышленного комплекса, и только одна треть всех трудовых ресурсов была представлена работниками непроизводственной сферы (здравоохранение и социальное обеспечение, культура и искусство, наука, жилищно-коммунальное хозяйство, государственное управление, пассажирский транспорт, страхование). Для сравнения, в США и Японии удельный вес последних составлял более 50%[3].

Планированию подвергалась и стоимость рабочей силы. Полная занятость требовала обеспечения всех работников стабильной заработной платой, размер которой не мог быть существенно дифференцирован, поэтому умеренный размер оплаты труда был гарантирован для всех.

Переход к рыночным отношениям способствовал ослабеванию такой стабильности, но одновременно увеличил возможности зарабатывать больше, в том числе в неформальном секторе.

На сегодняшний день сложно однозначно утверждать, что Беларусь полностью преодолела переходный период и вышла на новый этап развития рынка труда. Входя в число стран с транзитивной экономикой, республика, безусловно, трансформировала трудовые отношения, но при этом все еще наблюдается присутствие и элементов плановой экономики.

Сравнительный анализ рынка труда в странах с переходной экономикой показал, что, несмотря на общие предпосылки, ситуация различалась от страны к стране. Переход к новым экономическим отношениям предполагал реформирование и реструктуризацию экономики в целом и рынка труда в частности, и многие страны, среди которых выделялись Польша, Словакия, Чехия, Турция, Эстония, Венгрия и др., смогли достичь значительных результатов в данном направлении. Другие государства начали проводить реформы, но время их реализации увеличилось вследствие особых исходных условий. Так, практически во всех странах бывшего СССР процесс реформирования сдерживался сильной зависимостью от добывающих отраслей и сильным участием государственного сектора.

В целом можно выделить три основных блока изменений, имеющих отношений к рынку труда в переходный период:

  • сокращение занятости;
  • изменение природы рабочих мест;
  • дифференциация заработной платы.

Сокращение занятости. Население всех стран с переходной экономикой столкнулось с проблемой сокращения рабочих мест, вызванной реформированием или закрытием предприятий. Для одних это послужило стимулом переквалифицироваться и найти новые места, для других – стать постоянным безработным. Решение, принимаемое работником, также основывалось на анализе возможностей к трудоустройству в каждой конкретной стране.

Во многих странах в переходный период численность безработных росла постоянно. Уровень безработицы достигал двухзначного значения в Македонии, Югославии и Польше. Многие работники теряли мотивацию к поиску работы и возвращались к ведению натурального хозяйства. Распространенным являлся не только высокий уровень безработных, но и преобладание среди них молодежи и менее образованных слоев населения. Так, в Польше для человека с начальным уровнем образования вероятность стать безработным в четыре раза выше, чем для имеющего высшее образование. В свою очередь уровень безработицы среди молодежи в два раза выше ее общего уровня. Например, в Болгарии и Словакии более трети молодежи являются безработными.

В то же время в Словении и Эстонии уже наблюдается превышение числа создаваемых рабочих мест над сокращаемыми позициями, а в Румынии и России все еще наблюдается обратная ситуация.

В Беларуси на протяжении длительного периода поддерживалась стабильная и управляемая ситуация, что позволяло удерживать безработицу в социально-приемлемых пределах, а также обеспечивать социальные гарантии и компенсации. Как следствие, широкое распространение получила формальная занятость, которая обусловила появление неполной занятости и задолженностей по оплате труда[4]. Однако более значимым был тот факт, что при официально низком уровне безработицы существенная доля трудоспособного населения работала на немодернизированных предприятиях с низкой производительностью труда.

Постепенно у населения выработались определенные механизмы адаптации как к формальной занятости с низкой заработной платой, так и к сокращению с постоянного места работы, в числе которых – самозанятость, параллельная занятость в неформальном секторе и трудовая миграция. Среди наиболее распространенных сфер занятости белорусов за рубежом - сельскохозяйственное производство, строительство и сферы применения неквалифицированного труда. Преобладание данных сфер обусловлено не только высвобождением работников из этих отраслей белоруской экономики, но и более высокой оплатой аналогичного и иного труда за рубежом[5]. В силу того, что основным направлением для работы стала Россия, потоки трудовых мигрантов учитывались только частично и не отразились на открытом уровне безработицы, который, в сравнении с другими странами, был чрезвычайно низким. Кроме того, реальный уровень безработицы недооценивается и по причине низкой суммы пособия по безработице, поскольку лица, находящиеся в поиске работы, не всегда регистрируются в органах занятости. Фактически по результатам последней переписи 2009 г. уровень безработицы в Беларуси был оценен в 6,1%.

В структуре зарегистрированных безработных Беларуси, как и в большинстве транзитивных экономик, также преобладает молодежь, женщины и лица со средним уровнем образования, однако сохранение системы обязательного распределения в определенной степени не позволило отнести значительную часть молодежи к числу безработных. Кроме того, для Беларуси характерно то, что на молодых работников возлагаются надежды на усиление модернизации и увеличение экономического роста, поскольку для работы на реформированных предприятиях требуется высокая профессиональная подготовка и комплекс современных навыков, которыми слабо владеют лица более старших возрастов.

В настоящее время в Беларуси отмечается один из самых низких в СНГ и других странах с переходной экономикой уровень официально зарегистрированной безработицы – менее 0,5% от экономически активного населения (рисунок 1), однако за формально низкой безработицей продолжает стоять замедленная модернизация и избыточная занятость с низкими доходами[6].

Рисунок 1. Уровень безработицы в отдельных странах с переходной экономикой, в % к экономически активному населению

Для того чтобы не оказывать сильного давления на конъюнктуру рынка труда проводится поэтапное высвобождение рабочей силы: в 2013 г. на 1 заявленную вакансию условно приходилось 0,4 безработных по сравнению с 1,9 в 2005 г. и 2,9 в 2000 г.

Одновременно с этим наблюдается определенный парадокс, характерный для белорусского рынка труда: параллельное сокращение как уровня безработицы, так и занятости. Тем не менее, их однонаправленность связана с неблагоприятной демографической ситуацией и с трудовой миграцией, прежде всего, в Россию, а также с увеличением занятости в теневом секторе экономики (рыночная торговля, посредническая деятельность; услуги населению и т.п. без уплаты налогов).

Изменение природы рабочих мест. По мере перехода к рыночной экономике изменялась природа рабочих мест. Прежде всего, это было обусловлено реструктуризацией транзитивных экономик и их общей деиндустриализацией. Произошел переход от преобладания менее квалифицированных рабочих мест в сфере материального производства к высококвалифицированным и требующим более высокого уровня образования (в частности в сфере услуг), однако в некоторых странах сокращение доли занятых в материальном производстве сопровождалось ростом доли работников в сельском хозяйстве. Одновременно с этим одной из проблем отдельных стран было то, что при наличии рабочих мест для среднеквалифицированных рабочих, высвобожденные работники с ранее признанным средним уровнем образования не могли трудоустроиться на данные рабочие места. Причиной являлось квалификационное несоответствие между рабочими местами, сокращенными в старом секторе, и созданными в новом секторе, обусловленное нереформированной системой образования.

Для стран СНГ отличительной чертой являлось также изменение структуры занятых по форме собственности предприятий. Высокий удельный вес государственной собственности был обусловлен длительным периодом существования централизованной экономики и отраслевой структурой занятости.

В Беларуси, несмотря на медленное протекание процесса создания рабочих мест в частном секторе, доля населения, занятого в частном бизнесе значительно увеличилась – с 26% в 1990 г. до 56,5% в 2013 г. Если в 1990 г. только доля занятых в промышленности и сельском хозяйстве, которые главным образом представлены государственной собственностью, составляла 50%, то тенденцией последних десяти лет становится ее сокращение до 35%. Сегодня производство товаров уступает место услугам. За двадцатилетний период произошло снижение занятости в наиболее распространенных отраслях экономики Беларуси: почти на 20% в промышленности, на 50% в сельском хозяйстве, на 15% в строительстве. Параллельно увеличилась доля занятых в сфере услуг: торговле и общественном питании – на 120%, в здравоохранении – на 35%, в образовании – на 17%, что расширило возможности трудоустройства для наиболее уязвимых групп населения (студентов, пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями) и дало стимул к росту уровня квалификации и образования (рисунок 2).

Рисунок 2. Динамика доли занятых по отдельным отраслям экономики, Беларусь

*по видам экономической деятельности

Следует отметить, что развитие сферы услуг позволило существенно снизить формальную занятость женщин и увеличить реальную. При одинаковой по официальным данным о степени вовлечения женщин в общественное производство (85 занятых на 100 женщин трудоспособного возраста) в 1990-е гг. и в настоящее время наблюдается разница в сущности данных цифр. В эти годы, вследствие несоответствия между вовлечением женщин в производство и недостаточным уровнем развития сферы услуг, по оценкам экспертов, женщины затрачивали две трети годового рабочего фонда на ведение домашнего хозяйства[7]. Сейчас с ростом уровня образования женщин и ростом их активности спрос на женскую рабочую силу растет. Несмотря на законодательно установленный более низкий возраст выхода на пенсию (у женщин 55 лет, у мужчин – 60 лет), с ростом уровня жизни и улучшением состояния системы здравоохранения многие женщины готовы и продолжают работать после этого возраста. Система, при которой работающим пенсионерам одновременно выдается пенсия и назначается заработная плата, имеет определенные плюсы социального плана, однако оказывает дополнительную нагрузку на бюджет. Последний момент является особенно важным ввиду неблагоприятной перспективы развития демографических процессов. Как отмечают эксперты, демографические проблемы также являются одним из ключевых вызовов на рынке труда наряду с наследием переходного периода и скоростью модернизации[8].

В настоящее время трудовые ресурсы в Беларуси представлены 6 млн человек, из которых более 400 тыс. относятся к лицам младше и старше трудоспособного возраста. В последующие годы ожидается сокращение численности экономически активного населения, что уже сегодня отражается на изменениях в возрастной структуре работников, обусловленных изменениями возрастной структуры всего населения Беларуси. За последнее десятилетие наблюдается сокращение доли работников в возрастных группах 30-39 и 40-49 лет от 30% до 24% в каждой группе. Доля работников старше 50 лет увеличилась с 21% в 2000 г. до 30% в 2012 г., причем более значительны темпы роста у показателя женщин. В силу того, что в трудоспособный возраст начали вступать малочисленные когорты родившихся в 1990–х годах, доля трудоспособного населения (которая сейчас превышает 60%), начнет сокращаться, а доля лиц в старших возрастах, соответственно, увеличиваться.

Учитывая результаты прогноза населения Беларуси до 2030 г. (рисунок 3), в частности, сокращение доли трудоспособного населения, можно констатировать дальнейшее увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население, которая уже на начало 2014 г. составила 684 человека на 1000 человек трудоспособного возраста[9]. В ситуации с низкой рождаемостью (12,5‰ в 2013 г.) и высокой смертностью (13,2‰ в 2013 г.), при увеличении миграционного оттока Беларусь может столкнуться с проблемой нехватки кадров.

Рисунок 3. Динамика численности населения и прогноз до 2030 г., Беларусь, тыс. человек на начало года

Соответственно уже сейчас необходимо выработать и реализовать меры по совершенствованию системы оплаты труда и обеспечения эффективной занятости, для чего требуется продолжение работы по устранению барьеров и противоречий на рынке труда. Особое внимание следует уделить контролю над неформальной занятостью (оценить число занятых в неформальном секторе не представляется возможным в виду специфики и недоучета трудовой миграции), поскольку, получив распространение в начале переходного периода, она широко представлена среди низкоквалифицированных слоев населения. В то же время неформальная занятость является возможным переходом к работе в формальном секторе и, по мере сокращения теневого сектора экономики в целом, безусловным станет и снижение занятых в неформальной сфере.

В целом последствия реструктуризации производства в Беларуси можно охарактеризовать как положительные. Благодаря происходящим изменениям наблюдается оптимизация кадрового потенциала, определенный рост производительности труда, ликвидация морально устаревших и неэффективных рабочих мест[10].

Дифференциация заработной платы. Во многих странах с переходной экономикой реструктуризация экономики привела к повышению производительности труда и увеличению реальной заработной платы. Наиболее быстрые темпы роста заработной платы (до 2,8% в год) наблюдались в странах с более низкими доходами. Переход к рыночному механизму установления заработной платы способствовал усилению дифференциации в оплате труда. Существовавшая ранее система предполагала усреднение в оплате труда вне зависимости от уровня подготовки: так, заработная плата у работника с высшим образованием была выше всего на 20% по сравнению с работником, имеющим профессионально-техническое образование. В настоящее время ситуация кардинально изменилась, и, например, в Польше человек с высшим образованием имеет заработную плату на 70% выше, чем работник с базовой профессиональной подготовкой. Это стало возможным благодаря появлению различных надбавок за образование и квалификацию. Усиление дифференциации в оплате труда работников разного уровня подготовки обусловили повышение эффективности рынка, т.к. заработная плата пришла в соответствие с разницей в производительности труда.

В Беларуси система оплаты труда находится на стадии реформирования. Важным вопросом остается изменение системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Доля работников только образования, здравоохранения и социального обслуживания в 2013 г. превысила 20%. В Беларуси оплата труда работников бюджетной сферы (с 1992 г.) основывается на Единой тарифной сетке, при этом в результате сокращения диапазона тарифных коэффициентов ЕТС менее квалифицированным работникам зарплата начисляется по тарифным коэффициентам, увеличенным по сравнению с коэффициентами, предусмотренными ЕТС, а более квалифицированным, наоборот, по уменьшенным коэффициентам. Множественность различных видов повышений и нескольких баз их исчисления приводит к усложнению начисления заработной платы, приводит к непрозрачности оплаты труда.

В настоящее время в Беларуси наблюдается превышение темпов роста заработной платы над темпами роста производительности труда (рисунок 4), тогда как одним из основополагающих критериев повышения заработка должна быть прямо противоположная тенденция[11].

Рисунок 4. Динамика производительности труда и реальной заработной платы в Беларуси в сопоставимых ценах

В организациях государственного сектора Беларуси продолжает складываться ситуация, при которой сокращение рентабельности продаж (как одного из основных показателей результатов финансовой деятельности), а также рост задолженности по кредитам и займам сопровождается ростом заработной платы работников (рисунок 5)[12].

Определенные шаги делаются в сторону современных мотивационных систем, стимулирующих высокопроизводительный и эффективный труд: речь идет о взаимосвязи повышения заработной платы или поощрительных выплат с конечными результатами. Работник должен быть заинтересован в достижении плана, так же как и понимать, что в противном случае он не может рассчитывать на дополнительные деньги. В данной связи важен контроль над повышением оплаты труда путем увязки темпов изменения реальной заработной платы и темпов изменения финансовых результатов деятельности в сопоставимых ценах.

Рисунок 5. Динамика отдельных показателей деятельности организаций государственного сектора, Беларусь, в % к предыдущему году

Положительным моментом стало сокращение неравенства в оплате труда между мужчинами и женщинами. В среднем заработная плата у женщины на 20% меньше, чем у мужчин. В Беларуси разница в оплате труда в целом по экономике по половому признаку составляет около 30%, в то время как при сопоставлении данных по различным странам наблюдается значительный разброс значений (рисунок 6).

К примеру, в европейских странах с переходной экономикой наблюдается достаточно высокая разница между заработной платой работников, которая, одновременно, не превышает установленный порог, тогда как в странах СНГ работник верхнего уровня получает существенно больше, чем работник нижнего уровня. Например, в России данная разница составляет 11 раз, в Азербайджане – 13, а в Евросоюзе – около 4.

Низкий уровень заработной платы в отдельных странах стимулирует население мигрировать в страны с более высокой оплатой труда за аналогичный труд. Следует отметить, что, несмотря на более низкую заработную плату, Беларусь отличает относительно низкая мобильность трудовых ресурсов, и определенную сдерживающую роль в данном случае оказывает наличие социальных льгот в виде денежной помощи, а также предоставления жилья.

Рисунок 6. Номинальная начисленная заработная плата работников в отдельных странах с переходной экономикой, в долларах США

Проблемные моменты и перспективные направления совершенствования отечественного рынка труда. В целом рынок труда в Беларуси остается еще недостаточно модернизированным. С одной стороны, уровень зарегистрированной безработицы позволяет считать, что баланс спроса и предложения рабочей силы достигнут. С другой, данный показатель не отражает действительного состояния рынка труда. Избранная в середине 2000-х гг. стратегия «пережидания» кризиса и сохранения неэффективных рабочих мест, стала тупиковой, – произошло усреднение трудовых доходов, снижение мотивации и, как следствие, замедление развития человеческого потенциала.

Анализ текущей ситуации на рынке труда в Беларуси позволяет выявить ряд наиболее проблемных моментов:

  • сокращение занятого населения;
  • идущие параллельно процессы снижения занятости и безработицы;
  • рост вынужденной неполной занятости.

Численность занятых в экономике Беларуси продолжает сокращаться. Так, в 2013 г. к занятым относилось 4545,6 тыс. человек, что на 3% меньше, чем в 2010 г., при этом доля занятых в трудовых ресурсах Республике Беларусь остается на уровне 76%. Остальные 24% приходятся на прочее трудоспособное население в трудоспособном возрасте, которые по каким-либо причинам не работают. Более детальный анализ динамики доли отельных категорий населения данной группы в общей численности трудовых ресурсов позволил выявить ряд позитивных изменений в 2013 г. по сравнению с 2012 г.: сократилась доля безработных и тех, кто считает, что нет возможности найти работу; увеличилась доля лиц, находящихся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им 3 лет. Среди негативных изменений можно выделить сокращение доли обучающихся и рост работающих за границей и одновременное сокращение официально зарегистрированной численности безработных. В Беларуси отмечается один из самых низких в СНГ уровень зарегистрированной безработицы – в 2013 г. он составил 0,5% от экономически активного населения, а численность безработных на одну вакансию сократилась с 1,9 в 2005 г. до 0,4 в 2013 г.

Следует отметить, что идущие одновременно процессы снижения занятости и безработицы связаны не только с неблагоприятной демографической ситуацией, но и с трудовой миграцией, прежде всего, в Россию, увеличением занятости в теневом секторе экономики (рыночная торговля, посредническая деятельность; услуги населению и т.п. без уплаты налогов), а также наблюдаемыми негативными тенденциями в экономике (снижением темпов роста, ухудшением финансовых показателей деятельности организаций). В определенной степени на отток рабочей силы влияет нехватка рабочих мест в регионах.

В связи с этим требуется переориентировать политику занятости в сторону развития активных форм ее регулирования. Основной задачей государства по регулированию рынка труда должно стать обеспечение занятости населения путем создания рабочих мест на вновь создаваемых и модернизируемых производствах, а также поддержание безработицы на социально приемлемом уровне.

В настоящее время реструктуризация рынка труда в Беларуси является управляемым процессом, несмотря на наличие избыточной занятости, которая, по оценкам экспертов, на предприятиях промышленности и строительства может достигать 25%, в других отраслях – до 10%. В целях достижения сбалансированности спроса и предложения рабочих мест в профессионально-квалификационном разрезе уже применяется ряд мер активной государственной политики на рынке труда, включая помощь в поиске работы, обучение и переподготовку, стимулы к занятости, общественные работы и программы предпринимательства. Анализ эффективности данных мер в странах с переходной экономики позволил экспертам Всемирного банка выделить 2 направления, которые работают не только в краткосрочном периоде, но и на перспективу, а именно – помощь в поиске работы и программы обучения.

Важно понимать, что главной целью государственной политики в сфере занятости в Беларуси является повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства. В условиях реструктуризации производства и внедрения новых достижений науки и техники будет происходить развитие наукоемких производств и трудосберегающих технологий, что приведет к снижению трудоемкости выпуска продукции и высвобождению избыточной численности кадрового персонала на государственных предприятиях. Перспективой развития кадрового потенциала промышленности станет сокращение численности работающих в этой отрасли, что во многом явится следствием снижения реальной потребности производства в кадрах в условиях его модернизации и роста производительности труда. Кроме того, снижение численности работающих будет обусловлено также исчерпанием демографического потенциала предложения рабочей силы, прежде всего сокращением численности трудоспособного населения. Следствием данных процессов станет сокращение численности занятых в промышленности.

Вместе с тем будет проявляться тенденция, сопровождающаяся расширением инвестиционной активности по созданию новых рабочих мест и, соответственно, одновременным ростом занятости в сфере услуг и малом бизнесе. По расчетам, численность занятых в сфере услуг возрастет и составит 65% от общей численности работающих в экономике. Наиболее высокие темпы роста занятости прогнозируются в торговле и общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании, на транспорте и связи, но при этом сократится численность работников образования и сферы управления.

Влияние интеграционных процессов на отечественный рынок труда и формирование единого кадрового пространства ЕАЭС. Перспективы развития трудового потенциала в Беларуси будут в существенной мере определяться процессами создания единого рынка труда – в первую очередь, на пространстве ЕАЭС.

В основе общего для Евразийского союза рынка труда лежит миграция трудовых ресурсов на территориях стран постсоветского пространства. Российскими учеными обосновано введение в научный оборот отдельной категории – Евразийская миграционная система. При этом важным системообразующим признаком является взаимосвязь стран-участниц, основанная на исторических, экономических, демографических, социально-культурных, политических и социально-психологических аспектах, что в совокупности и определяет функционирование системы.

Таким образом, рассматривая единый для Евразийского экономического союза рынок труда, следует понимать, что он уже в определенной мере создан в рамках Евразийской миграционной системы. В то же время механизм его эффективного функционирования зависит от того, насколько успешно выстроено управление миграционными и трудовыми процессами в каждой стране-участнице. Таким образом, данный механизм представляет собой комплекс взаимосогласованных юридических и неюридических мер, осуществляемых государством и направленных на создание условий, при которых трудовые ресурсы могут беспрепятственно использовать представляемые им возможности по применению своих способностей и улучшению условий труда.

Что касается юридических предпосылок, то ряд международных правовых актов, которые уже успешно реализуются, положили основу формированию условий для проведения согласованной миграционной политики, сближения национальных законодательств в сфере миграции, развития сотрудничества и информационного взаимодействия государственных и негосударственных структур в области трудовой миграции в странах-участницах Евразийской миграционной системы.

Кроме того, очевидной предпосылкой развития общего рынка труда уже является развитие трудовых отношений в Союзном государстве России и Беларуси, за период существования которого был разработан и подписан целый ряд нормативно-правовых документов, что внесло неоценимый вклад в развитие единого кадрового пространства. Создание и усовершенствование законодательной базы позволило гражданам двух государств беспрепятственно влиться в процесс интеграции. К основным достижениям в области законодательной базы относятся соглашения, регулирующие вопросы трудоустройства граждан Республики Беларусь в Российской Федерации, а также о свободном передвижении граждан государств-участников внутри Единого экономического пространства. Так, в соответствии с Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «О равных правах» от 25 декабря 1998 г. Республика Беларусь и Российская Федерация обеспечивают гражданам Беларуси и России равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях Беларуси и России. Данный договор может быть основой для развития интеграционных связей на всей территории Евразийского экономического Союза, однако это должен быть долгосрочный процесс, исключающий принятие непродуманных и нерациональных решений. Как было отмечено выше, в Беларуси отмечается благоприятная и регулируемая ситуация на рынке труда, в том числе и с участием иностранной рабочей силы, в то время как российские попытки проведения политики мультикультурализма продемонстрировали некоторую поспешность и нерациональность. Безусловно, Россия, являясь страной-реципиентом, была вынуждена воспользоваться рабочей силой стран постсоветского пространства. Республика Беларусь не испытывает такой необходимости, и поэтому для нее сохранение в достаточной степени стабильной обстановки может выступать главным ориентиром в сфере труда при любом виде интеграции.

В интересах Беларуси нельзя допустить замещения рабочих мест иностранными гражданами. В данном аспекте важно сохранить ограничения в отношении трудовой деятельности трудящихся-мигрантов, рода их занятий и территории пребывания, устанавливаемые законодательством в целях обеспечения национальной безопасности, в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение, общественного порядка, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также меры, принимаемые государствами в целях социальной защиты от безработицы, финансируемые из государственных бюджетов, которые не должны рассматриваться как дискриминация и ограничение прав и свобод трудящихся-мигрантов и членов их семей. Тем самым Беларусь в некоторой степени сможет сохранить возможность контролировать ситуацию на рынке труда при включении других постсоветских стран в Евразийский экономический союз, в частности с определенной спецификой предложения рабочей силы. Например, опасения вызывает наплыв трудовых мигрантов из Таджикистана. Будучи малопритязательными к условиям и оплате труда, они могут составить конкуренцию белорусским рабочим в сфере применения низкоквалифицированного труда, что впоследствии может отразится не только на состоянии и структуре рынка труда, но и на других социальных процессах. При вступлении в союз других стран постсоветского пространства и уравнении для всех условий, также следует ожидать притока рабочей силы не только из Таджикистана, но, прежде всего, из Армении, Кыргызстана, Узбекистана и Молдовы. Для граждан данных стран работа в других странах стала важным элементом стратегии выживания их и их семей. Сохраняющийся разрыв в оплате труда между странами СНГ дает основание утверждать, что этот экономический фактор будет увеличивать свое значение в формировании единого рынка труда в целом и миграционных потоков в Беларусь, в частности.

Следует отметить, что Беларусь станет страной-реципиентом не только в силу более высокой, по сравнению с вышеперечисленными странами, оплаты труда.

Во-первых, по сравнению с Россией Беларусь отличает более высокая толерантность. Политика в области межнациональных отношениях основывается и в действительности реализуется на принципах равенства всех национальностей перед законом, права на сохранение своей национальной принадлежности, развития национальной культуры, языка, уважительного отношения к национальным ценностям других народов, доступности достижений культуры для всех народов, проживающих на территории республики.

Во-вторых, более низкая, чем в России, стоимость жизни, выступает стимулом для трудоустройства в Беларуси. Несмотря на двукратную разницу в оплате труда по уровню дохода, Беларусь не то что не уступает, а даже выигрывает перед странами Евразийской миграционной системы, в том числе по сравнению с Россией. Результаты исследования медианного дохода домашних хозяйств в 131 стране, проведенного Институтом Гэллапа, показали, что по уровню данного показателя Беларусь находится на 32 месте, опережая Россию на 10, а Казахстан на 32 места. Согласно агрегированным за период 2006-2012 гг. данным среднемесячный медианный доход белорусов составил 436 долларов по паритету покупательной способности. Безусловно, исследование и метод его непосредственного проведения могут быть подвергнуты критике, с точки зрения объективности интерпретации его результатов, однако сопоставление десятки лидеров различных рейтингов по уровню оплаты труда или полученных доходов позволяют с доверием отнестись и к оценкам Института Гэллапа.

В-третьих, Беларусь отличает относительно низкая внутренняя мобильность трудовых ресурсов. Учитывая будущие демографические проблемы и, как результат, нехватку кадров, особенно в определенных сферах, где требуется низкоквалифицированный труд, менее притязательные к условиям труда трудовые мигранты из новых стран-участников Евразийского союза составят конкуренцию белорусским рабочим. Завоевание отдельных ниш в занятости негативно скажется на ситуации на рынке труда, также существует возможность роста объемов нелегальной миграции, поскольку как страна транзита Беларусь представляет собой фильтр, в котором оседает часть мигрантов, продвигающихся в страны Евросоюза. По данным МВД только за 2012 г. всего за нарушение Правил пребывания было привлечено к административной ответственности 14,5 тыс. иностранцев. Для того чтобы избежать подобных моментов, Беларуси требуется стимулировать внутренние перемещения граждан в целях трудоустройства.

На современном этапе Беларусь все еще удается сохранить достаточно квалифицированный трудовой потенциал и поэтому необходимо создать условия, чтобы он был максимально задействован внутри страны, поскольку отдельные сферы экономической деятельности уже испытывают определенные кадровые проблемы. Важным вопросом является нехватка рабочей силы в строительном секторе, что отчасти связано с превалированием самого сектора в экономике страны. Сфера информационных технологий также зависит от эмиграции, в то время как квалифицированный персонал из Беларуси активно нанимают транснациональные компании. В стране наблюдается и недостаток рабочих и занятых в сфере здравоохранения, но данные вопросы более тесно связаны с реструктуризацией рынка труда и централизованной моделью здравоохранения, чем с эмиграцией. Однако, эмиграция – особенно нелегальная трудовая миграция – имеет отрицательные последствия для системы социального обеспечения, так как последовательное сокращение взносов в Фонд социального страхования оказывает дополнительное давление на распределительную систему пенсионного обеспечения, которая и без того характеризуется увеличением нагрузки на трудоспособное население.

При разработке неюридических мер удержания трудовых ресурсов в Беларуси нельзя ограничиваться только увеличением оплаты труда, так как причины трудовой миграции не исчерпываются низким или недостаточным с точки зрения работника уровнем оплаты труда. В систему факторов, побуждающих к работе в другой стране, входит и удовлетворенность трудом, и перспективы карьерного и личностного роста, и возможности удовлетворения сложного и дифференцированного комплекса потребностей, присущего работнику в постиндустриальном обществе, и для сокращения выезда из страны квалифицированных кадров необходимо предоставить им комплекс мотивационных стимулов, а не только более высокую зарплату. Так, в настоящее время потоки трудовой миграции из Беларуси сдерживаются наличием социальных льгот в виде денежной помощи, а также льгот при строительстве жилья. Тем не менее, расширение рынка труда увеличит миграционный потенциал, который пока относительно невысок. Число лиц, не имеющих работы, активно ее ищущих и готовых к ней приступить, в 2013 г. составило 212 тыс. человек. В данной категории не учитываются безработные, стоящие на учете, лица, не имеющие необходимости или желания работать, а также те, кто считает, что нет возможности найти работу. Таким образом, 212 тыс. человек - это активные трудовые ресурсы, которые с высокой долей вероятности являются прошлыми, настоящими или потенциальными трудовыми мигрантами. При этом официально, согласно балансу трудовых ресурсов, численность внешней трудовой миграции оценивалась только в 63,4 тыс. человек.

Насколько в последующем может измениться ситуация на рынках труда в странах-участницах Евразийского экономического Союза, будет во многом зависеть от проводимой в России миграционной политики, так как при определенном ужесточении российских правил пребывания и проживания, мигранты могут перемещаться в Беларусь. Учитывая, что общее число внешних иммигрантов в Беларусь составляют всего 5% от числа внешних мигрантов в Россию, даже незначительное для российской стороны изменение в потоках может существенно сказаться на Беларуси.

Таким образом, на современном этапе развития главными отличительными чертами белорусского рынка труда являются низкий уровень безработицы, сохранение доли формальной занятости в сферах с низкой производительностью труда, низкие трудовая активность и мобильность.

Целевым ориентиром развития трудового потенциала в Беларуси становится переход от политики сохранения неэффективных рабочих мест к поддержке способности трудящихся зарабатывать. Безусловно, это приведет к росту безработицы на внутреннем рынке, однако при условии успешной реализации комплекса мер содействия занятости и трудоустройства, включающих переподготовку и обучение высвобожденных работников, недопущение существенного роста безработных может быть поставлено под контроль и оставаться регулируемым процессом при сохранении стабильной миграционной ситуации. В свою очередь последняя в значительной степени зависит от координации реализации основных направлений развития кадрового потенциала на пространстве стран-участниц ЕАЭС.

В условиях развития общего рынка труда на пространстве ЕАЭС следует ожидать притока молодых неквалифицированных кадров и оттока трудовых ресурсов из Беларуси на более высокооплачиваемые рабочие места. Хотя в целом ситуация кардинально не изменится, благодаря сближению национальных законодательств стран-участниц ЕАЭС в отношении обеспечения гарантий прав трудящихся-мигрантов в оплате труда и социальной поддержке их и членов их семей.

Перспективным направлением развития единого рынка труда должно стать создание межгосударственного органа системы организованного набора и привлечения трудящихся-мигрантов на территории государств – членов Союза, включающие помощь в поиске работы, обучение и переподготовку, а также формирование единого электронного ресурса по размещению резюме и вакансий, с обязательным размещением открывающихся вакансий для предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории ЕАЭС.


[1] Боброва Анастасия Григорьевна - Заведующая сектором социально-трудовых отношений и демографии Института экономики НАН Беларуси.
[2] Рутковский, Ян, Скартпетта, Стефана. Расширение возможностей для трудоустройства // Всемирный банк: регион Европы и Центральной Азии. Вашингтон. С. 5.
[3] Horst Brand. Perestroyka and its impact on the Soviet labour market //Monthly Labour Review. - December, 1991. – p. 38-45.
[4] Haiduk, K. et al (2006), Chubrik, A., Parchevskaya, S., Walewski, M. (2006): Labour Market in Belarus: A General Review, / Haiduk, K., Chubrik, A., Parchevskaya, S., Walewski, M. in: ECOWEST, 5 (1), pp. 44-94.
[5] Боброва, А. Социально-политическое влияние трудовой миграции в Беларуси, CARIM-East RR 2012/16, Robert Schuman Centre for Advanced Studies, San Domenico di Fiesole (FI): European University Institute, 2012. – 26 с.
[6] Республика Беларусь, 2014. Статистический ежегодник. – Белстат, Минск, 2014 – 578 с.; Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь 2009-2013. Статистический ежегодник. – Белстат, Минск, 2014. – 327 с.
[7] Морова А.П. (2010).Переход к новой модели социальной политики в Республике Беларусь: итоги и перспективы // Проблемы управления №4(37), С.35-42.
[8] Omar S.Arias, Carolina Sanchez-Paramo. Back to work: growing with jobs in Europe and Central Asia // The World Bank. Washington, D.C. – 65 p.
[9] Демографический ежегодник Республики Беларусь, 2014. Статистический ежегодник. – Белстат, Минск, 2014. – 414 с.
[10] Haiduk, K. et al (2006), Chubrik, A., Parchevskaya, S., Walewski, M. (2006): Labour Market in Belarus: A General Review, / Haiduk, K., Chubrik, A., Parchevskaya, S., Walewski, M. in: ECOWEST, 5 (1), pp. 44-94.
[11] Республика Беларусь, 2014. Статистический ежегодник. – Белстат, Минск, 2014.
[12] Там же.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.