… о здоровье населения и здравоохранении в Армении
Здоровье - решающий фактор развития человеческого потенциала, говорит в интервью "ГА" Министр здравоохранения РА Армен Мурадян
- Г-н Мурадян, здоровье населения – один из важнейших факторов экономического и социального развития любой страны. Каковы мировые тенденции в сфере общественного здравоохранения, насколько они согласуются с политикой, стратегией и программами Минздрава Армении?
- Средняя продолжительность жизни в нашей республике - 74,2 года, что приближается к соответствующему европейскому показателю (76,6 года) и значительно превышает средние показатели продолжительности жизни в странах СНГ (69,7 года). По детской и материнской смертности, ряду других интегральных показателей здоровья, в частности, смертности во всех возрастных группах Армения в сравнении со странами Европы и СНГ занимает промежуточное место, хотя по объемам государственного финансирования здравоохранения мы отстаем от первых в 3 и от вторых в 2 раза.
В последние 30 лет расходы систем здравоохранения в большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития растут, опережая рост реального ВВП. Однако данные ВОЗ по многим из этих стран указывают на отсутствие корреляции между расходами на здравоохранение и уровнем здоровья населения. Повышению показателей здоровья препятствует экономическая нестабильность, а стремительный рост хронических заболеваний и психических расстройств, недостаточная социальная защищенность, экологические угрозы затрудняют работу по улучшению здоровья населения, угрожают устойчивости систем здравоохранения, которые не могут преодолеть все эти трудности собственными силами. Решение этих проблем требует комплексных подходов, включая переориентацию систем здравоохранения в первую очередь на профилактику заболеваний и укрепление здоровья.
- Но, по-видимому, это требует дополнительных средств...
- Стратегия общественного здравоохранения позволяет значительно улучшить уровень здоровья населения даже при ограниченных ресурсах. Научные данные по экономическим аспектам профилактики болезней демонстрируют широкие возможности сдерживания расходов на здравоохранение. По определению ВОЗ, общественное здравоохранение – это наука и практика предупреждения болезней, продления жизни и укрепления здоровья посредством организованных действий, предпринимаемых обществом. Объединяющий принцип общественного здравоохранения - ориентация на здоровье населения в целом. Это ключевой аспект более широкой системы здравоохранения, который может играть важную роль в улучшении эффективности работы системы здравоохранения. Во всем мире 97% ресурсов здравоохранения тратится на диагностику и лечение болезней, хотя охрана здоровья связана с условиями, в которых человек рождается, живет, работает и стареет. Поэтому цель общественного здравоохранения - сотрудничество с другими структурами, регулирующими социальные, экологические и экономические условия, влияющие на здоровье населения.
- Вы сказали, что основные расходы систем здравоохранения связаны с диагностикой и лечением больных. Лечение каких заболеваний требует самых больших расходов?
- Самое тяжелое бремя систем здравоохранения всего мира - неинфекционные заболевания, которые уносят 38 млн жизней в год. В Европе с этими заболеваниями связано 80% случаев смертности. Такая же статистика и в Армении, причем 48% составляют сердечно-сосудистые заболевания, 20,6% - злокачественные новообразования, 4,8% - сахарный диабет, 4,7% - травмы и отравления. Основные факторы риска неинфекционных заболеваний связаны с образом жизни: курением, неправильным питанием, злоупотреблением газированными напитками, алкоголем, жирами, солью и сахаром, гиподинамией. В результате - избыточный вес, высокое артериальное давление и повышение холестерина в крови. Распространенность факторов риска среди нашего населения довольно высока плюс неблагоприятное состояние окружающей среды. В Европе с экологическим фактором связывают 15–20% всех случаев смерти и 10– 20% утраченных лет здоровой жизни и инвалидности. По итогам наших разработок и с учетом международного опыта нами подготовлено и принято протокольное постановление нашего правительства об утверждении Стратегической программы формирования здорового образа жизни и плана мероприятий по ее реализации, создана межведомственная комиссия, в задачи которой входят укрепление здорового образа жизни, совершенствование законодательства, информирование и укрепление соответствующих служб здравоохранения, создание системы мониторинга.
- В числе важнейших факторов, определяющих здоровье населения, вы упомянули правильное питание.
- По данным ВОЗ, дефицит витаминов и микроэлементов - основной фактор риска в Европе, особенно в развивающихся странах. Дефицитом железа, йода и витамина А обусловлено 7,3% заболеваний. В частности, дефициту железа подвержены 2 млрд 30 млн человек. Основными факторами риска являются бедность, недостаточное разнообразие пищи и отсутствие адекватных представлений о рациональном питании, а также ряд инфекционных заболеваний, связанных с неприемлемыми санитарно-гигиеническими условиями. Неправильное питание препятствует социально-экономическому развитию, вредит здоровью, снижает производительность труда и способность к обучению. Особое значение железа, йода и некоторых витаминов, в частности, фолиевой кислоты получило научное подтверждение. При установлении распространенности клинико-биохимических признаков, связанных с дефицитом микронутриентов, а также при неприемлемо низких уровнях их потребления населением предлагаются меры общественного здравоохранения, включая обогащение ими сырья и готовых продуктов. Армения стала первой страной СНГ, которая решением правительства 2004 г. внедрила программу обязательного йодирования поваренной соли и решила проблему дефицита йода на государственном уровне.
В 2009 г. в республике создан Совет по обеспечению осуществления программы обогащения пшеничной муки микроэлементами, а позднее было принято правительственное постановление по обогащению пшеничной муки микроэлементами и витаминами. Основной целью принятия закона по обогащению пшеничной муки является профилактика заболеваний, связанных с недостаточностью микроэлементов и витаминов, в частности, железа и фолиевой кислоты, дефицит которых приводит к анемии, замедляет развитие, вызывает иммунные нарушения у детей, перинатальные осложнения у женщин, пороки развития плода, снижение работоспособности у взрослых, повышает показатели заболеваемости и смертности. Рассмотрению этого законопроекта будет предшествовать 4-е по счету общенациональное исследование вопросов демографии и здоровья, результаты которого будут представлены общественности и использованы для выработки стратегий в этом и других направлениях общественного здравоохранения.
- Какие меры принимаются по снижению травматизма?
- Травматизм - одна из основных причин смертности и инвалидности европейского населения в возрасте от 5 до 44 лет. В первую очередь это связано с дорожнотранспортными происшествиями, являющимися основной причиной смерти и увечий среди людей в возрасте от 10 до 24 лет. В Армении в 2013 г. ДТП унесли 316 жизней. Эффективные стратегии общественного здравоохранения, реализуемые совместно с системой образования, полицией, градостроительными и другими организациями, могут предотвратить или значительно сократить травматизм, в том числе на 40% за счет улучшения инфраструктуры дорог. Предложенная нами стратегия профилактики травматизма одобрена постановлением правительства РА. План мероприятий охватывает 2015-2020 гг. и включает создание системы эпиднадзора и образовательных программ по факторам риска, ряд приоритетных мер профилактики.
- Какие меры принимаются по инфекционным заболеваниям?
- В этом направлении Минздрав Армении осуществляет 12 программ по двум приоритетным направлениям. Это усиление информационного обеспечения эпиднадзора, включающего обеспечение выполнения международных медико-санитарных правил ВОЗ, в том числе создание всеобщей лабораторной сети в республике, картографирование случаев туляремии, осуществление программы "Выявление опасных патогенов и меры реагирования по ним", создания референс-лабораторного центра, в том числе музея патогенов, и обеспечение обмена информацией внутри лабораторной сети. Второе направление - преодоление серьезных вирусных и бактериальных угроз. Это борьба с устойчивостью к противомикробным препаратам, профилактика инфекций и контроль над ними в учреждениях здравоохранения, а также использование противомикробных препаратов, обеспечение безопасности воды и пищевых продуктов, высокий уровень иммунизации против болезней, в том числе полиомиелита, кори и краснухи. В Армении не зарегистрировано местных случаев дифтерии, полиомиелита, столбняка и кори. А в 2014 г. впервые проведена вакцинация против пневмококков. С 2011 по 2015 гг. в Армении не зарегистрировано местных случаев малярии. Осуществляется полный контроль над такими опасными инфекционными болезнями, как туберкулез, ВИЧ-инфекция и грипп, обеспечен доступ всего населения к услугам здравоохранения. Борьба с инфекционными болезнями также требует широкого сотрудничества органов общественного здравоохранения, контроля ветеринарной службы, продовольственного обеспечения и сельскохозяйственного производства, а также предотвращения водных и пищевых инфекций. Тут необходимо сочетать нормативные меры и убеждения, привлекать независимые агентства и экспертные органы к реализации программ общественного здравоохранения.
- Каков механизм принятия государственных решений в сфере общественного здравоохранения?
- Для обоснования политики и практики системы здравоохранения необходимо использовать объективные данные, соблюдать этические нормы, осуществлять транспарентную политику, обеспечивать подотчетность в таких сферах, как соблюдение прав человека, оценка рисков и их воздействия на здоровье населения.
В мире накоплен значительный объем знаний, касающихся тесной взаимосвязи между здоровьем и устойчивым развитием человеческого потенциала. Следуя лучшим традициям современного общественного здравоохранения, мы признаем, что из затратного сектора, в котором доминируют врачи, каким воспринимается здравоохранение сегодня, оно должно превратиться в фактор, создающий важнейшее общественное благо, приносящее экономические выгоды, обеспечивающее безопасность страны и выполнение основных социальных задач. Удалось достичь полного взаимопонимания в вопросе того, что здоровье населения является решающим фактором развития человеческого потенциала и социального развития. В последние десятилетия обязательные правовые нормы, принимаемые в Европейском регионе с целью охраны здоровья населения, получили более широкое применение. В частности, предметом законодательного регулирования в области общественного здравоохранения стали вопросы борьбы с инфекционными заболеваниями, гигиены окружающей среды, труда, безопасности питьевой воды и продуктов питания. Во всех тех случаях, когда считается, что угрозы здоровью превалируют над другими соображениями, в том числе и над возможностями индивидуального выбора, законодательство является наиболее предпочтительным инструментом политики. Признавая важность этого инструмента, по инициативе Министерства здравоохранения идет разработка проекта закона "Об общественном здравоохранении", что внесено в список приоритетных задач нашего правительства на 2015 год.
Беседу вела Гаянэ САРМАКЕШЯН. «Голос Армении», 14 мая 2015 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)