… об удовлетворенности россиян услугами здравоохранения и собственным здоровьем
Здоровье купишь?
Платных медуслуг становится все больше, но их качество вызывает сомнения
На днях Росстат опубликовал данные опроса, согласно которым доверие россиян к здравоохранению в стране за последние три года значительно снизилось. Доля недовольных качеством работы отечественных медучреждений выросла с 19,5% в 2011 году до 30% в 2014 году. Также почти в два раза (с 5,7% до 11,1%) увеличилась доля тех, кто считает, что необходимое лечение можно получить только на платной основе. Тем не менее, как выяснили «НИ», и платная медицина – не панацея. Законы рынка заставляют коммерческие медучреждения ориентироваться на прибыль и лишь во вторую очередь заботиться о качестве услуг. Поэтому сегодня найти хорошую платную клинику не так уж и просто.
На прошлой неделе президент фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер опубликовала на своей странице в социальной сети Facebook пост о том, как она решила проверить достоверность сведений, указанных в рекламе клиники, предоставляющей услуги платного хосписа. Сайт этого учреждения ярко расписывает преимущества платного хосписа над бесплатным. Пациентам предлагались «лучшие условия пребывания, более высокий уровень специального ухода, наличие в достаточном количестве любых обезболивающих препаратов, повышенная комфортность палат (включая многофункциональные кровати, кондиционер, холодильник, телевизор, санузел), лучшее питание, соответствующее домашнему, приготовленное с учетом индивидуальных предпочтений каждого пациента». Прочитав все это, г-жа Федермессер решила лично обратиться в клинику, позвонив по указанному телефону. «Говорю: маму отказываются положить в хоспис, нет места, дома не справляемся с обезболиванием, у нее пластырь Дюрогезик и морфин, можете положить к себе? У вас есть обезболивание? И у нее еще калостома и цистостома, пролежни и уход трудный, плохой характер (короче, типичный пациент нашего хосписа)», – пишет Нюта. Ответ ее разочаровал. В хосписе сообщили, что своих наркотиков у них нет, но они могут принять пациента с его собственным обезболивающим. Также у г-жи Федермессер уточнили, есть ли у нее сиделка.
В Интернете есть сайт spr.ru, на котором пациенты оставляют свои отзывы – в частности, и об этом учреждении. Интересно, что положительные отклики написаны от имени людей, которые там вылечились или получили качественную реабилитацию. Отзывы же об услугах хосписа – негативные.
«Положили папу в хоспис. С первого дня начались предложения оплатить дорогостоящее лечение, но мы отказались, т.к. у папы последняя стадия рака печени, в брюшной полости уже жидкость. Папе 84 года, его уже не вылечить, и мучить лишними процедурами незачем. Оплатили 100 тыс. рублей. Врач при каждой встрече на вопрос, что с папой, только отвечает, что мы не оплатили лечение и нечего его спрашивать о состоянии», – пишет в апреле одна из клиентов хосписа Марина.
«Все, что написано на их сайте, – неправда. Есть только выкачивание денег и вранье», – пишет в сентябре Лада Рогожина, которая надеялась, что этот хоспис облегчит жизнь ее маме с четвертой стадией рака. В итоге г-жа Рогожина оказалась недовольна уходом и врачами. В частности, ее маму самостоятельно перевели в бесплатную больницу, заявив об ухудшении состояния, при этом дезинформировав о том, в какую именно. Женщина всю ночь искала, куда же перевезли ее мать. «Остается только добавить, что за 5 дней пребывания мамы в этом заведении мы заплатили 50 тыс. рублей», – пишет она.
Количество платных услуг в стране сегодня растет. Согласно недавнему отчету Счетной палаты, их объем в 2014 году по сравнению с 2013 годом вырос на 24,2%. Примерно 11,1% населения страны сегодня считает, что качественное лечение можно получить только за деньги. К сожалению, некоторые из платных медучреждений больше следуют законам бизнеса, нежели клятве Гиппократа. Честную клинику найти не всегда легко.
О своем опыте работы в частной медицине «НИ» поведала бывшая сотрудница коммерческой клиники Маргарита Преснякова. «Все лечение действительно было нацелено на получение прибыли, – рассказывает она. – Больница давала рекламу, предлагая сделать множество анализов за 2900 рублей. При таком количестве анализов у взрослого человека всегда можно найти какие-то отклонения. В результате каждого пациента начинали запугивать, доказывая, что его небольшие проблемы могут перерасти во что-то серьезное и необходимо обязательно пройти курс лечения. Хотя на самом деле человеку мог требоваться, например, просто здоровый сон в течение некоторого времени, а не принятие множества препаратов». В итоге, по словам г-жи Пресняковой, пациент оставлял в кассе 15–20 тыс. рублей. «Если вы видите рекламу, в которой за небольшую сумму вам предлагают сдать множество анализов, знайте – вы оставите в этой клинике гораздо больше денег», – говорит собеседница «НИ». Она добавляет, что зарплата врачей зависела от количества пациентов и тех денег, с которыми люди в итоге расставались. «Это как в магазине, когда вам стараются предложить купить еще и эту вещь, и другую. Многим врачам подобная установка руководства не нравилась», – замечает Маргарита Преснякова. Еще ее возмущал запрет руководства сообщать пациентам названия препаратов, которыми их лечат.
У Андрея Сергеева из Санкт-Петербурга есть опыт работы как в государственной, так и в частной медицине. Сейчас он является генеральным директором медицинских центров и довольно критично смотрит на бесплатное медобслуживание. «Государственный врач работает на руководство, выполнение формальных требований и стандартов, а не на пациента. В частной же медицине работают на результат, положительный отзыв от клиента», – говорит «НИ» г-н Сергеев.
Он замечает, что переизбытка профессионалов в сфере пока еще нет, но конкуренция в последнее время растет. По его словам, 80% клиентов, перед тем как пойти к врачу, смотрят на отзывы своих знакомых и в Интернете. «Конечно, везде в частных медучреждениях есть планы по прибыли. Везде у врачей небольшой оклад, и основной заработок основан на процентах. Это рыночные отношения. Выживает сильнейший», – признается г-н Сергеев, добавляя, что основная разница все же в подходах к увеличению дохода. По его мнению, если клиника строится вокруг одного врача, который заслужил уважение пациентов, то она будет бережно относиться к своему имени и бренду. Такие медцентры ориентируются на качество, а потом на прибыль. Если же клиника создается изначально как бизнес-структура, то там могут действовать совершенно иные стандарты.
Платная медицина сегодня, по мнению президента «Лиги пациентов» Александра Саверского, очень неоднородна: «Есть компании, которые чтят свое имя и традиции и не устраивают конвейера по зарабатыванию денег, а есть те, которые изначально созданы для получения прибыли». Он заметил, что, к сожалению, вторым грешат даже известные бренды. «Основной тезис против платной медицины второго типа состоит в том, что она представляет собой бизнес на страхах в условиях асимметрии информации. Человека запугивают, а потом заставляют подписывать договор на услуги. Однако пока у нас не понимают, что в данном случае воля пациента для вступления в сделку подавлена и он не способен адекватно оценивать свои действия. Человеку плохо. Ему нужна помощь, а не договор», – объясняет президент «Лиги пациентов». По его словам, сегодня в платной медицине не менее 50% услуг являются навязанными, особенно в стоматологии. Александр Саверский опасается, что растущая популярность платной медицины приведет к ухудшению качества оказываемых услуг. «Любой бизнес стремится сократить издержки и увеличить расходы. В итоге врачи начнут преувеличивать диагнозы, сокращать качество лечения, используя более дешевые, но не всегда лучшие препараты», – заметил эксперт.
Собеседник «НИ» советует при первых же сомнениях в качестве услуг платной клиники обратиться в бесплатную. «Истина будет где-то посередине», – полагает Александр Саверский.
Диана ЕВДОКИМОВА. «Новые известия», 19 мая 2015 года
Выздоровление дороже болезни
Жители России хотели бы общаться с врачами чаще
Как следует из данных опроса Росстата за 2014 год, в течение нескольких последних лет выросло число россиян, считающих, что им нужна медицинская помощь. Число тех, кто при этом все же не обращался к врачам, существенно снизилось: теперь таковые составляет только треть опрошенных. Спрос на медицину предсказуемо вызвали вложения государства в здравоохранение, в том числе в диагностику, и пропаганда здорового образа жизни.
За последние несколько лет существенно выросло число россиян, считающих, что им нужна медицинская помощь — такие данные были представлены вчера на пресс-конференции Росстата. Опрос был проведен ведомством в 2014 году, в нем приняли участие 60 тыс. домохозяйств из всех регионов страны. В целом сообщили о своей "нуждаемости" в медпомощи 27% опрошенных — наибольшее количество таких старше трудоспособного возраста (44%). Прирост нуждаемости в медпомощи на 4-5% по сравнению с данными за 2011 год, когда ведомство проводило аналогичный опрос, был отмечен во всех возрастных группах с 15 до 59 лет.
Хронические заболевания при этом были зафиксированы у 30% респондентов — из них под диспансерным наблюдением находятся только две трети (63%). Наибольшее число имеющих хронические заболевания, как и в 2011 году, относятся к возрастной группе старше 70 лет, однако снижение числа таких пациентов на 2-5% отмечено во всех возрастах. "Необходимо понимать, что в данном случае фиксируются только известные человеку болезни — на самом деле их число может быть существенно больше. Особенно часто у россиян остаются незамеченными онкозаболевания, диабет, болезни сердечно-сосудистой системы и нижних дыхательных путей, а также психические расстройства",— замечает глава Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. При этом, по его словам, прирост обращений за медпомощью скорее можно рассматривать как признак повышения качества диагностики. "В рамках программы модернизации многие болезни стали выявлять раньше, что позволяет людям больше обращаться за помощью",— говорит он. Аналогичную причину — рост заболеваемости на фоне увеличения общей продолжительности жизни — называет и глава Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ Сергей Шишкин. "Было бы легко объяснить эти цифры сложностями в системе здравоохранения, однако это не так",— отмечает он.
Также изменился еще один показатель, характеризующий отношение россиян к своему состоянию: сократилось число тех, кто при потребности в медпомощи не обращался к врачам. Если в 2011 году таковых было 43% от числа опрошенных, то в прошлом году их количество уменьшилось до 34% респондентов. "Эти цифры, с одной стороны, свидетельствуют о росте доступности здравоохранения, что неудивительно с учетом увеличения финансирования этой отрасли в 2011-2013 годах. С другой стороны, мы и на других данных, собранных с помощью специалистов "Левада-центра", наблюдали прирост интереса россиян к собственному здоровью",— говорит господин Шишкин.
Действительно, рост спроса на услуги здравоохранения не сопровождаются снижением самооценок состояния здоровья. По оценке самих респондентов, у большинства здоровье, как и в 2011 году, остается удовлетворительным (49%). 35% сообщили, что считают его хорошим, 11% назвали его плохим. Наибольшее число тех, кто оценили свое здоровье как "хорошее", относятся к возрастной группе 15-29 лет (67%). Несколько меньше таких в "трудоспособном возрасте" (49%) и среди тех, кто "старше этого порога" (38%). У последних, соответственно, наибольшее число тех, кто считает свое здоровье "плохим" (28%). Удовлетворенность своим здоровьем выше в городской (37%), чем в сельской местности (30). Среди мужчин довольны своим состоянием 40%, а среди женщин — 32%.
Отметим, наибольшее число неудовлетворенных своим здоровьем проживают в Новосибирской, Курганской, Кировской, Тамбовской, Смоленской, Тверской, Ярославской, Псковской областях и в Мордовии. Максимально хорошо оценивают свое состояние проживающие в Москве, а также, что удивительно — в Якутии, Чукотском, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, входящих в число регионов с экстремальным климатом. "В списке регионов с хорошими показателями ожидаемо находятся те из них, которые в течение нескольких последних лет активно вкладывали средства в модернизацию здравоохранения",— замечает господин Мелик-Гусейнов, подтверждая, таким образом, предположения о том, что рост недовольства населения здравоохранением может быть вызван ростом (а не сокращением) его финансирования с 2007 года.
Анастасия МАНУЙЛОВА. «Коммерсантъ», 15 мая 2015 года
Граждане дольше ждут госпитализации и все чаще получают отказы в медпомощи
Росстат опубликовал вчера новые данные комплексного обследования условий жизни населения. Это сотни таблиц и тысячи показателей, по которым можно понять изменения в социальной сфере за последние три года. Наиболее заметные ухудшения зафиксированы в здравоохранении. Вдвое выросло время ожидания необходимой госпитализации. Увеличилась также доля тех, кто вообще не получил медпомощи. При этом статистика фиксирует рост недоверия граждан к отечественной медицине, который говорит о неудовлетворительной работе медучреждений. Тем самым Росстат фактически подтверждает негативные последствия оптимизации здравоохранения, о которых ранее сообщала Счетная палата.
В последнее статистическое обследование Росстат включил данные опросов 60 тыс. домохозяйств, тогда как предыдущее обследование охватывало лишь 10 тыс. домохозяйств. По словам замруководителя Росстата Константина Лайкама, общая оценка гражданами РФ состояния своего здоровья по сравнению с данными 2011 года несколько улучшилась. Так, в 2014 году 39% респондентов обозначили состояние своего здоровья как хорошее и очень хорошее – в 2011 году таких было на один процентный пункт (п.п.) меньше. Правда, по сравнению с 2011 годом увеличилось и число тех, кто оценивает свое здоровье как плохое и очень плохое – в 2011 году таких было 10,9%, в то время как в прошлом – уже почти 12%. Наиболее оптимистично оценивает свое здоровье молодежь в возрасте от 15 до 29 лет. В этой группе о плохом здоровье заявили лишь около 1% респондентов. Тогда как в группе старшего трудоспособного возраста о плохом самочувствии заявили 28% россиян.
Заметно сократилась доля нуждающихся в какой-либо медицинской помощи, рапортуют в Росстате. В прошлом году лишь 27% опрошенных указали на такую потребность. К слову, в 2011 году этот показатель был заметно выше – почти 44%. При этом количество все-таки обратившихся за медпомощью в поликлиники и решивших отказаться от этого в течение последних лет не изменилось – 44% и 55% соответственно. Почти на 10 п.п. снизилась и доля тех, кто не обратился за медицинской помощью, хотя нуждался в ней. Тем не менее количество таких граждан по-прежнему высоко – более трети опрошенных.
Вполне возможно, что снижение количества нуждающихся в медпомощи не столько было обусловлено победами реформы здравоохранения, сколько увеличивающимся со стороны населения недоверием к отечественной системе здравоохранения. Более половины населения в качестве причин необращения за помощью указали на самолечение. Правда, в 2011 году доля таких граждан превышала 70%. Однако за последние три года заметно возросла доля тех, кого не удовлетворяет качество работы российских медучреждений (30%), и тех, кто и не рассчитывает на возможность эффективного лечения (22%). Вдвое увеличилось число тех, кто считает, что необходимое лечение можно получить лишь платно.
Доля обратившихся за медицинской помощью, но не получивших ее увеличилась с 2,3% в 2011 году до 3,3% в 2014 году. При этом около 36% респондентов в качестве причины неполучения медпомощи указали на отсутствие нужного специалиста. Еще 20% сообщили, что за медпомощью им предложили обратиться к платной медицине. А более 16% респондентов не смогли получить помощи из-за больших очередей на прием.
На проблему очередей в поликлиниках обратили вчера внимание и в Общероссийском народном фронте (ОНФ), подвергнув критике малую доступность амбулаторной помощи в регионах. «Активисты ОНФ проверили работу 407 поликлиник в 71 субъекте РФ. Среди регионов, где дела с очередями обстоят хуже всего, оказались Курганская, Ленинградская, Владимирская, Новгородская, Амурская, Иркутская, Ивановская, Сахалинская и Брянская области, а также Республика Дагестан, где среднее время ожидания врачебного приема составило от 82,5 мин. в Курганской, до 38 мин. – в Брянской области», – говорится на сайте ОНФ.
К тому же, напоминают в ОНФ, почти везде выявилась нехватка медработников. «По этой причине гражданам отказывают в прикреплении к поликлиникам, нелегко получить талон на прием к врачу в нужное время, приходится сидеть в очереди к специалисту. На наш взгляд, необходимо подумать о возможном пересмотре некоторых аспектов реформы здравоохранения. Никакая оптимизация не может быть оправданной, если при этом снижается качество и доступность медпомощи», – цитирует Интерфакс сопредседателя Всероссийского союза общественных объединений пациентов Яна Власова.
Частично в этом можно обвинить и продолжающуюся «оптимизацию» системы здравоохранения в России. Ведь в результате сокращения стационарной помощи возросла нагрузка на амбулаторный сегмент. Как известно, в апреле Счетная палата опубликовала шокирующей доклад, согласно выводам которого такая «реформа» здравоохранения привела лишь к росту смертности, снижению доступности медицинских услуг и ухудшению результатов деятельности государственных и муниципальных организаций. В частности, по данным федерального статистического наблюдения, в медучреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения в 2014 году умерло на 17,9 тыс. больных больше, чем в 2013 году. Кроме того, по ряду регионов, в том числе в которых зарегистрирован рост внутрибольничной летальности, в прошлом году был отмечен рост числа умерших на дому (см. «НГ» от 15.04.15).
По мнению же Минздрава, все не так уж пессимистично. Так, по заявлениям замминистра здравоохранения Татьяны Яковлевой, в росте смертности виноват рост средней продолжительности жизни в России. «В РФ увеличилась средняя продолжительность жизни, следовательно, увеличилась доля пожилого населения. И такой эффект (высокую смертность. – «НГ») дает именно смертность после 70 лет», – сообщила она вчера. Подобной версии в объяснении причин повышения смертности, видимо, придерживается и президент РФ Владимир Путин. «Увеличение продолжительности жизни изменило структуру населения. Выросла доля граждан пожилого возраста. Естественно, что люди пожилого возраста из жизни уходят гораздо чаще, чем молодые, люди трудоспособного возраста, разница в разы», – сообщил в начале мая глава государства.
По мнению экспертов «НГ», сама программа оптимизации медицинской помощи фактически была направлена на снижение ее доступности для населения. «Когда произошло перепрофилирование стационарной медпомощи в амбулаторную – увеличилась лишь нагрузка на поликлиники, в то время как стационарной помощи стало в разы меньше», – напоминает президент Лиги защитников пациентов Александр Сверский.
В результате оптимизации увеличилось количество смертей на дому и от заболеваний, которые раньше, как правило, не приводили к летальному исходу, отмечает замредседателя Формулярного комитета РАМН Павел Воробьев. «Люди все чаще умирают от воспаления легких. Им отказывают в госпитализации, в результате чего они вначале попадают в реанимацию, а потом и на тот свет», – объясняет Воробьев.
Ольга СОЛОВЬЕВА. «Независимая газета», 15 мая 2015 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)