|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
КНР: "охота за умами". Урок для России?
Боревская Н.[1]
(Опубликовано на сайте Российского совета по международным делам
3 июня 2012 года, адрес: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=569)
На протяжении трех последних десятилетий Китай стремительно
развивается и ставит перед собой амбициозную задачу вхождения в
ряды передовых инновационных держав. Учитывая низкий экономический
и образовательный старт начала 1980-х годов, эта задача может быть
выполнена только при условии хотя бы частичной подготовки высококвалифицированных
кадров за рубежом. В последние двадцать лет КНР тщательно разрабатывает
стратегию «привлечения умов» в страну как альтернативу их утечки.
С учетом своих успехов и провалов, а также стремительно меняющейся
обстановки в стране и в мире Китай наметил достаточно реалистичные
перспективы этой политики в государственных планах до 2020 г. Изучение
его опыта, при всей специфике этой страны, может быть в какой-то
мере полезно для России. Если не в реализации программы содействия
переселению на Родину соотечественников, то хотя бы в привлечении
их умов к технологической модернизации Родины, пусть даже и бывшей.
Уйти, чтобы вернуться? Политика «привлечения
умов» против «утечки умов»
Согласно официальной статистике КНР, после 1978 г.,
когда пришедшее к власти после Мао Цзэдуна новое руководство разрешило
выезд молодежи на учебу за рубеж, общая численность граждан КНР,
получивших дипломное образование, прошедших стажировку или защитивших
диссертации за рубежом, к 2011 г. достигла 224 млн человек. Численность
уехавших на обучение в зарубежные вузы только в 2011 г. составила
339,7 тыс., т.е. по сравнению с 1990 г. (2950 человек) она выросла
более чем в 100 раз (!). Сейчас КНР занимает первое место в мире
по числу студентов, получающих образование за рубежом. Среди новых
трендов – заметный ежегодный рост численности, а также все более
юный возраст уезжающих: родители стремятся отправить детей уже для
получения среднего образования.
Нас интересуют два вопроса: каковы причины стремления
китайской молодежи получить образование за рубежом, и каково отношение
правительства страны к проблеме «утечки умов»? По почти единодушному
мнению специалистов по Китаю, причин отъезда несколько, и они частично
отличаются от мотивировки россиян. На сегодня в КНР уже есть ряд
весьма престижных вузов, занимающих достойные места в первой сотне
по международным рейтингам. Однако в связи с тем, что в отличие
от России по экономическим и демографическим показателям в КНР высшим
образованием (кстати, полностью платным) охвачено только (по мировым
стандартам) или уже (по китайским меркам) 24,2% молодежи, конкурсы
в престижные вузы высоки. Соответственно многие молодые китайцы,
не сумев поступить в первоклассный вуз на родине, предпочитают уехать,
чтобы вернуться с престижным иностранным дипломом. Кроме того, в
связи с сохраняющейся (несмотря на усилия правительства) значительной
неравномерностью развития восточных, центральных и западных регионов
страны, особенно городской и сельской местности, поступление в перспективные
вузы больших городов проблематично даже для детей богатых сельчан,
равно как и трудоустройство после их окончания – регистрация по
месту прописки не позволит остаться в большом городе.
С наступлением в конце 1970-х годов этапа «реформ и
открытости» китайское правительство, озабоченное подготовкой высококвалифицированных
кадров для интенсивной модернизации, перестало препятствовать выезду
молодежи на учебу за рубеж, правда, рассчитывая на массовое возвращение.
В одном из выступлений Дэн Сяопина от 1978 г. была высказана надежда,
что 90% получивших образование за рубежом вернутся. В 1992 г., в
период перехода страны от плановой к рыночной экономике, китайский
лидер, будучи прагматичным и дальновидным политиком, подтвердил,
что руководство страны не будет препятствовать выезду молодежи на
учебу в иностранные университеты, даже если вернется лишь половина,
а для оставшихся найдутся способы помочь родине. Именно после этих
слов была сформулирована новая политика, выраженная в 12 иероглифах:
«поддерживать обучение за рубежом, поощрять к возвращению на родину
при свободе въезда и выезда». А вскоре формулировка «вернуться,
чтобы служить стране» (huiguo fuwu) была заменена лозунгом «служить
стране» (weiguo fuwu). В 2000 г. в интервью журналу «Science» тогдашний
председатель КНР Цзян Цзэминь заявил, что для него «вполне понятна»
позиция тех китайцев, которые решили пока не возвращаться на родину.
Дело в том, что целый ряд специалистов по Китаю считают, что у КНР
нет ни возможности, ни необходимости принять обратно всех получивших
образование за рубежом. Для правительства КНР это ценный резервный
фонд, из которого оно может черпать капитал и в будущем.
Именно после 1992 г. неширокий поток отъезжающих превращается
в полноводную реку. Сыграло важную роль и то, что с 1993 г. вузам
КНР было предоставлено больше автономии, в том числе право на установление
самостоятельных контактов с зарубежными университетами. В августе
1998 г. Госсовет КНР подписал специальное распоряжение, упрощающее
процедуру выезда. В 1999 г. высококвалифицированные зарубежные специалисты
и получившие образование за рубежом китайцы получили право участвовать
в изобретательской деятельности и получать патенты на изобретения
и открытия в КНР. С 2003/2004 учебного года в целях стимулирования
обучения за рубежом с выпускников регулярных вузов были сняты такие
ограничения, как необходимость поработать в родной стране в течение
пяти лет после окончания учебы и компенсировать государству расходы
за полученное высшее образование.
Учрежден «Государственный стипендиальный фонд для лучших
студентов, выезжающих на учебу за рубеж за свой счет»[2].
С этого момента наблюдается резкий взлет числа как отъезжающих,
так и возвращающихся. Следует учесть, что более 80% молодых китайцев
едут учиться за рубеж за свой счет (см. табл. 1), поэтому
их труднее убедить вернуться, тем не менее факты подтверждают успехи
руководства КНР в этом направлении.
Таблица 1. Динамика изменения численности граждан
КНР, уехавших на обучение за рубеж и вернувшихся после обучения
(в тыс. чел.)
Год
|
Общее число уехав-
ших
|
За гос. счет (% от уехав- ших)
|
За счет орг-ций (% от уехав-
ших)
|
За свой счет (% от уехав-
ших)
|
Общее число вернув-
шихся
|
За гос. счет (% от вернув-
шихся)
|
За счет орг-ций (% от вернув-
шихся.)
|
За свой счет (% от вернув-
шихся)
|
2003
|
117,3
|
3,0 (2,5)
|
5,1 (4,4)
|
109,2 (93,3)
|
20,1
|
2,6 (12,9)
|
4,3 (21,1)
|
13,2 (66)
|
2011
|
339,7
|
12,8 (3,9)
|
12,1 (3,5)
|
314,8 (92,6)
|
186,2
|
9,3
|
7,7
|
169,2 (90,1)
|
Таблица составлена автором на основании данных Министерства
образования КНР и Australian Education International.
Итак, в 2011 г., по сравнению с 2003 г., из общей численности
китайцев, вернувшихся после получения образования за рубежом, доля
обучавшихся за свой счет выросла с 66% до 90%.
По данным министерства образования КНР, доля вернувшихся
сокращалась с 38% в 2000 г. до 24,3% в 2004 г., но затем начала
медленно расти. Всего же из 2,24 млн молодых людей, отправившихся
набираться ума за границу после 1978 г., к 2011 г. вернулись на
родину 818,4 тыс., т.е. почти треть уехавших. А в 2011 г., по сравнению
с предыдущим годом, она выросла на 38%.
Представляется, что одной из причин послужил экономический
кризис в западных странах, увеличивший там безработицу (недаром
в этот же период существенно снизились и зарплатные ожидания претендентов).
Свою роль сыграли и новые направления стратегии правительства КНР
по «привлечению умов».
Для решения проблемы возвращения важен и тот факт, что,
по расчетам китайских специалистов, к 2014 г. численность граждан
КНР, выезжающих на обучение за рубеж, возрастет до 550–600 тыс.
человек. Причем, если в предшествующие годы большинство ехало за
получением магистерской степени, а на уровне бакалавриата обучалось
лишь 30%, то к 2015 г. соотношение может измениться – в зарубежные
вузы хлынет поток выпускников средних школ, а их адаптация проходит
легче и перспектив остаться у них больше.
Правительство КНР активно контролирует процесс, в частности,
определяет иностранные университеты, куда рекомендуется посылать
на стажировку за государственный счет.
«Родина-мать зовет»
Тщательно изучив зарубежный опыт, КНР постепенно создает
всеобъемлющую и многофункциональную систему оказания услуг китайцам,
получившим образование за рубежом и вернувшимся на родину. На правительственном
уровне всю деятельность в этом направлении координирует Государственное
управление по делам иностранных специалистов КНР. Перед центральным
и провинциальными правительствами стоят разные задачи: первое нацелено
на «охоту» за высококлассными специалистами и учеными, а вторые
заинтересованы в предпринимателях для развития высоких технологий.
Принципиально важно, что местные власти имеют право разрабатывать
свои программы и дополнять центральные без прямого контроля со стороны
центра.
Центральные власти с 1994 г. запустили несколько государственных
программ под патронажем разных ведомств по привлечению на родину
высококвалифицированных специалистов-китайцев. Ключевым словом для
совершенствования подобных программ является «гибкость», в том числе
и в отношении источников финансирования. Программы дифференцированы
по возрасту и квалификации ученых, а также длительности их пребывания
за рубежом, в них четко прописаны требования к квалификации и опыту
работы приглашенных (см. табл. 2).
Таблица 2. Программы по привлечению китайских
ученых и специалистов к работе на родине
№ п/п
|
Название программы
|
Годы действия
|
Органи-
затор
|
Число ученых
к 2008 г.
|
Объекты программы
|
Сумма выплат
|
1.
|
«Подготовка талантов для XXI века»
|
1993
|
-
|
|
Дипломи-
рованные молодые ученые
|
Ежегодные исследо-
вательские гранты – 200–300 тыс. юаней
|
2.
|
«100 талантов»
|
1994
|
АНК* по заявкам ун-тов
|
800
|
Высоко-
квалифици-
рованные ученые до 45 лет
|
Стипендии: 2 млн юаней (240 тыс. долл.) на 3 года**
|
3.
|
Без названия
|
1994
|
ННФМУ***
|
1200
|
Высоко-квалифици-
рованные ученые до 45 лет
|
|
4.
|
«100, 1000 и 10 тыс. талантов»
|
1995
|
Мин-во кадров
|
10000
|
-
|
|
5.
|
«Весенние бутоны»
|
1996
|
Мин-во образования
|
10000
|
Заслуженные ученые и доктора наук
|
Оплата проезда для научных визитов в летние отпуска – зарплата
в 5 раз больше имеющейся у них
|
6.
|
«Янцзы»
|
1998
Спонсор и мин-во образования
|
|
Ученые до 45 лет по определенным областям знаний, приглашенные
ун-тами КНР в качестве почетных профессоров
|
100000 юаней поощрительных, а зарплата и социальный пакет
– от университета
|
|
7.
|
«1000 талантов»
|
2008
|
Под эгидой ЦК КПК
|
|
Ведущие специалисты
|
|
* Академия наук Китая.
** На приобретение оборудования для создания лабораторий и найма
технического персонала, включая субсидии на жилье и скромную зарплату.
*** Национальный научный Фонд для выдающихся молодых ученых, созданный
Национальным фондом естественных наук Китая.
Таблица составлена автором на основании разных источников.
Комментарии к таблице
Что касается программы №3, то Фонд поддерживал
ученых, успешно работающих в следующих областях знаний: математика
и физика, химия, наука о жизни, наука о земле, инжиниринг
и материаловедение, информатика и менеджмент. Получившие грант
имели право продолжить свои исследования. Гранты предоставлялись
изначально на трехлетний период; работающие в области экспериментальных
и технологических исследований получали по 600 тыс. юаней
(72 тыс. долл.), а занимающиеся теоретическими разработками
– только половину этой суммы. После пяти лет успешной работы
в 1999 г. правительство утвердило увеличение бюджета Фонда
с 70 млн юаней (8,4 млн долл.) в 1998 г. до 180 млн юаней
(21,7 млн долл.), продлив срок действия грантов до 4 лет.
Средства, выделяемые на экспериментальные и теоретические
исследования, возросли соответственно до 800 тыс. и 550 тыс.
юаней (96 тыс. долл. и 66 тыс. долл.). Выросло и число получателей
грантов – до 1200 молодых ученых, 80% из которых имели опыт
обучения или работы за рубежом. С 2005 г. Национальный фонд
естественных наук Китая выделяет неограниченное число грантов
для зарубежных китайцев – ведущих ученых, докторов наук, приглашенных
в университеты или НИИ с ежегодными выплатами 1 млн юаней
(120 тыс. долл.) сроком на 4 года.
В Программу «Янцзы», рассчитанную не только на
зарубежных ученых, изначально гонконгский магнат Ли Кайшин
вложил 9,5 млн долл., и солидную сумму добавило министерство
образования КНР. Приглашенные профессора должны были проработать
в китайских университетах не менее 4 месяцев. С 2004 г. ежегодные
квоты проекта были увеличены с 10 до 100 человек, и к 2009
г. в нем приняли участие 1308 ведущих ученых (90% из них –
китайцы)[3].
Партийно-правительственная программа 2008 г.,
в отличие от предыдущих, была рассчитана не столько на университеты
и НИИ, сколько на экспериментальные лаборатории, крупные предприятия,
государственные коммерческие и финансовые организации и зоны
высоких технологий. Согласно Государственному плану развития
науки и техники на среднесрочную и долгосрочную перспективу,
исследовательским университетам выдавались государственные
гранты для деятельности в двух направлениях: создание и разработка
ключевых научных дисциплин; научные исследования для иностранных
специалистов и вернувшихся на родину китайских ученых. Примерно
половина суммы выделенного им гранта шла на зарплату, остальное
– на создание необходимых для исследования условий (оплата
труда помощников, закупка оборудования и т.п.)[4].
|
Кроме этих программ, с середины 1990-х годов для привлечения
на родину зарубежных китайцев в зонах технологического развития
городов создаются «технопарки для открытия бизнеса» с налоговыми
льготами, льготными условиями аренды, ссудами на открытие бизнеса.
Они нацелены, прежде всего, на содействие в создании собственных
предприятий (через бизнес-инкубаторы). Займы на эти цели предоставляются
созданным в 1990 г. «Фондом для реэмигрантов для запуска научно-технических
исследований» (к 2003 г. около 11 тыс. ученых получили от Фонда
в целом 350 млн юаней). В 2009 г. действовало около 70 таких бизнес-инкубаторов,
а в 2011 г. – уже 150, они предоставляли стартовую площадку для
8 тыс. предприятий и 20 тыс. репатриантов. К 2015 г. планируется
иметь 200 стартовых бизнес-инкубаторов с 15 тыс. предприятий, управляемых
полностью или при участии репатриантов. Для этого Китай собирается
привлечь не менее 500 тыс. специалистов из числа зарубежных китайцев,
а также целые коллективы, работающие в области инновационных наук
и технологий, оборудования и обрабатывающей промышленности, информатики,
биотехнологий, новых материалов, авиации, защиты окружающей среды,
энергетических ресурсов и современной агрокультуры, которые способны
помочь стране совершить технологический прорыв.
С 2000 г. наступает новый этап – активизировались ярмарки
вакансий, проводимые для зарубежных китайцев в разных странах как
государственными, так и частными компаниями КНР (при этом в 2008–2009
гг. численность претендентов превышала число вакансий), а также
тщательно планируемая и поддерживаемая правительством деятельность
рекрутинговых компаний по «охоте за умами», например, компании «Wang
& Li Asia Resources».
Эффективной мерой являются организуемые в КНР тематические
конференции, в частности, по науке и технике, и форумы зарубежных
китайских ученых, на которых выступают высокие руководители. Организаторы
этих мероприятий – министерство образования, Академия наук Китая,
местные правительства.
Роль «моста» между зарубежными учеными и китайскими
организациями играет журнал «Shen zhou xue ren».
Проводимая КНР политика «охоты за умами» оказалась успешной.
Если в 1980 г. в КНР работало только 468 иностранных специалистов,
то в 2009 г. их численность достигла 300000 человек. В своем выступлении
в начале 2010 г. премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао назвал эту цифру
недостаточной и заявил, что стратегическим курсом КНР на длительное
время является «привлечение капитала» и «привлечение умов»[5].
Тем не менее опыт предыдущих десятилетий показал, что
труднее всего склонить к возвращению на родину тех, в ком правительство
КНР заинтересовано больше всего, – действительно выдающихся ученых,
имеющих степени докторов и постоянную штатную должность, – в лучшем
случае они соглашаются на совместительство. В целом только от трети
до половины приехавших в КНР по вышеперечисленным программам имеют
докторские степени иностранных университетов, большинство закончили
бакалавриат и/или, защитившись в КНР, провели несколько лет за рубежом
на постдокторской стажировке. Так, из 466 ученых-репатриантов, привлеченных
на работу в Академию наук Китая с 1994 г., только 11,6% имели звание
профессора или адъюнкт-профессора, еще 10% – ассистента профессора.
Возвращение «блудных сыновей»
Итак, на протяжении почти четверти века, вслед за изменением
социально-политической ситуации в стране и в рамках растущих глобальных
вызовов, правительство КНР продумывает и придумывает все новые рычаги
притяжения лучших умов, набравшихся современных знаний в развитых
странах мира, в основном бывших соотечественников. Главное, что
эта политика носит системный характер, в ней задействованы и государственные
учреждения, и частные компании.
Прежде всего, задействуются экономические механизмы.
Помимо грантов и премий – зарплата. Так, среди управленцев высшей
категории на иностранных предприятиях на территории КНР годовой
оклад репатриантов выше, чем у остальных китайцев (на 2008 г. он
составлял 150 тыс. долл. по сравнению с 90 тыс. долл. у их коллег),
но ниже, чем у специалистов из Гонконга (200 тыс. долл.) или Европы
(180 тыс. долл.)[6]. Все иностранные
ученые и специалисты получили привилегии по обмену и вывозу иностранной
валюты (в КНР операции по обмену валют находятся под строгим контролем).
Особо талантливые получают специальные дотации от заинтересованных
ведомств. Оговаривается также возможность – в зависимости от должности
и вклада – «регулировать» их доходы (так называемая договорная зарплата).
Так, для работающих в банках, страховых компаниях, университетах
и научных учреждениях нанимающая организация в зависимости от должности
и вклада и согласно сетке зарплат имеет право в 2–3 раза повысить
планку от изначально установленного уровня зарплаты. Для работающих
в университетах и НИИ ежемесячно выплачиваются надбавки в пятикратном
размере к зарплате, а для внесших особый вклад надбавки могут превышать
зарплату, но не более чем в 10 раз[7].
Высококвалифицированных репатриантов также быстрее продвигают по
службе.
Но есть и иные «магниты». Так, на эту категорию лиц
не распространяются ограничения по паспортному режиму проживания
(уехал из заштатного городка, а вернуться можешь хоть в Шанхай),
штатному расписанию, тарифной ставке зарплат. Им предоставляют субсидии
на жилье (а в некоторых городах и 20%-ную скидку по его оплате)
и пакет социальных благ, их детей устраивают в лучшие школы и вузы,
а членов семьи обеспечивают работой. Упрощены визовые процедуры
при въезде в Китай и порядок предоставления рабочих виз. Власти
Шанхая даже предоставляют статус резидента репатриантам, внесшим
особый научный вклад в модернизацию КНР. От них не требуют отказаться
от гражданства другой страны, правда, пока они этого не сделают,
они лишены многих льгот, полагающихся гражданам КНР.
Крайне важно и то, что специалистов, приехавших на работу
в НИИ или университеты, после обучения за рубежом не вливают в старые
коллективы, а создают из них новые подразделения, которые выдают
современную научную продукцию, да еще и на английском языке.
Многих китайских репатриантов, как показывают опросы,
влекут на родину ощущение своей социальной идентичности и более
широкие возможности карьерного роста.
В то же время, как свидетельствуют факты, ученых-репатриантов
на родине ждет немало испытаний. Прежде всего, это иной социальный
и научный климат, а также потерянные за годы отсутствия контакты
(а это решающий фактор в стране, где личные связи традиционно решают
все). Поэтому ключевая проблема для руководства – создание благоприятной
атмосферы для реэмигрантов: правительство учредило сервисный центр
для обучавшихся за рубежом, который помогает им в поисках работы,
а для обладателей докторской степени – базы для дальнейших исследований.
Иной научный климат ощущается даже в специализированных
отделах, ведь они – часть общего коллектива, а во внутривузовском
управлении в КНР до сих пор действует система «ответственности ректора
под руководством парткома». Кроме того, в Китае, как и в России,
ставка в научной работе делается на быстрый результат, а у научных
достижений часто долгий путь. Неудачи в эксперименте там воспринимаются
не как вехи в поиске истины, а как провалы. Зачастую репатрианты
сталкиваются с открытой завистью и недоброжелательством коллег.
Что касается общественных наук, то ученые, работающие в этой сфере,
предпочитают не возвращаться (за исключением экономистов).
Заключение: новая стратегия ради смены лейбла
В ближайшее десятилетие вся деятельность по привлечению
к реализации национальных планов модернизации высококвалифицированного
персонала из-за рубежа будет проходить под лозунгом смены лейбла
«сделано в Китае» на гордый – «создано в Китае», что будет относиться
к продуктам высоких технологий. «Национальный план развития талантов
на среднесрочную и долгосрочную перспективу», отпочковавшийся от
«Государственного плана развития образования на среднесрочную и
долгосрочную перспективу», показывает, насколько интенсивно правительство
КНР готово работать в этом направлении. Основной тренд – заключение
соглашений по взаимному признанию дипломов. Китайское правительство
подписало соглашения о взаимном признании дипломов с 64 странами
и регионами, в том числе с Россией, Англией, Германией, Италией
и др. В то же время в апреле 2012 г. министерство образования КНР
издало документ, ужесточающий порядок выдачи дипломов совместными
китайско-иностранными высшими учебными заведениями и регулирующий
деятельность последних.
Ведется работа по совершенствованию системы обнаружения,
использования и поощрения талантов, в том числе зарубежных соотечественников,
начиная от уже предоставляемых им льгот и преференций и заканчивая
улучшением системы предоставления им прав на постоянное проживание.
Власти КНР уже объявили о предоставлении пятилетних и многократных
виз ученым, работающим на китайские университеты и центры высоких
технологий. В настоящее время рассматривается вопрос о предоставлении
выдающимся ученым права на жительство. Дело в том, что по Конституции
КНР 1982 г. граждане, выехавшие из страны и получившие гражданство
другой страны, лишались гражданства КНР. Соответственно, отсутствие
двойного гражданства тормозит процесс привлечения «умов» на длительный
срок (недаром именно с этой целью в 2005 г. Индия, в 2009 г. Вьетнам,
в 2011 г. Южная Корея допустили двойное гражданство). Более того,
сделав выводы из опыта предшествующих двух десятилетий, правительство
КНР осознало, что для китайских ученых с именем, укоренившихся в
зарубежных университетских и научных центрах и технопарках, предпочтительны
кратковременные визиты на родину в рамках академических обменов.
Оно рассчитывает на привлечение их к совместным научным проектам,
на их инвестиции в проекты, получение от них научной информации
и техническое консультирование.
План привлечения талантов обеспечен солидной финансовой
базой. В нее включены и средства на исследовательские проекты (1–3
млн юаней на три года), и крупные государственные премии молодым
талантам (от 500 тыс. юаней – около 78,8 тыс. долл.). Программа
«1000 талантов» вошла в План в качестве одного из 12 ключевых проектов,
что расширило ее возможности: если к маю 2010 г. Программа привлекла
662 специалиста, то после принятия Плана к августу 2011 г. – уже
1510 человек.
Отражая официальную позицию, руководители высшего звена
китайских университетов заявляют, что для них «предпочтительнее
импортировать таланты, чем капитал или технологии».
В целом, несмотря на то, что Китаю не вполне удается
охота за самыми «высоколобыми» учеными, его программы по возмещению
«утечки умов» в основном достаточно успешны.
А что же Россия? В силу иных экономических и культурологических
координат китайский опыт возвращения соотечественников из развитых
стран Европы и Америки вряд ли может быть применен в России. Нужен
целый ряд условий, включая политическую стабильность, личную безопасность
и неизменный экономический рост. Стоит обратить внимание и на то,
что Китай не обещает специалистам-репатриантам обеспечить их интересы,
а гарантирует их.
И все же китайский опыт привлечения иностранных специалистов
и ученых можно частично использовать, если на это всерьез настроиться.
Речь идет о создании государственных программ (в частности, по линии
разных министерств и академий) для привлечения высококвалифицированных
иностранных ученых, в том числе и бывших россиян, к участию в трех-
и пятилетних научных программах университетов и НИИ, о привлечении
спонсоров к финансированию этих программ. Необходимо стимулировать
совместные научные проекты, создавать совместные лаборатории с крупными
западными институтами, но главное – с обязательной разработкой направления
специальностей и тематики проектов, исходя из приоритетов нашей
страны. Причем о разработке планов должны думать не только центральные
власти, с инициативой должны выступать и местные руководители. Стоит
заимствовать опыт многих стран, в том числе и Китая, по созданию
ярмарок вакансий и рекрутинговых компаний для «охоты за умами».
Еще один вывод – надо активизировать сотрудничество с учеными не
только Запада, но и Востока, прежде всего, Китая.
И все же, представляется, что главное для нашей страны
– перестать убаюкивать себя колыбельной о том, что мы «сами с усами»,
и продумать стратегию активного привлечения работающих за рубежом
российских профессоров и специалистов. Если не к возвращению на
Родину (что пока маловероятно), то хотя бы к участию в совместных
проектах, чтению лекций в российских вузах, а соотечественников-бизнесменов
– к инвестициям в развитие отечественной науки и техники, независимо
от их политических симпатий, а просто «во славу Отечества».
[1] Боревская Нина - Д.и.н.,
г.н.с. Института Дальнего Востока РАН, член Управляющего совета
Международного Института планирования образования ЮНЕСКО.
[2] Боревская Н.Е. Государство
и школа: опыт Китая на пороге III тысячелетия. М., 2002. С. 58.
[3] Афанасьева А. Привлечение
квалифицированных кадров из числа зарубежных китайцев для работы
в КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 5. С. 88.
[4] Боревская Н.Е. Создание
потенциала для повышения конкурентоспособности на мировом рынке.
Новые акторы: Китай // Интернационализация высшего образования:
тенденции, стратегии, сценарии будущего. М., 2010. С. 103.
[5] International Talent (Пекин).
2010. №3. С. 5.
[6] International Talent (Пекин).
2008. № 2. С. 51.
[7] International
Talent (Пекин). 2010. № 1. С. 48.
|