Rambler's Top100

№ 639 - 640
20 апреля - 3 мая 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Изменение политики "одна семья - один ребенок" в Китае: причины и ожидаемые результаты

Социально-демографическое развитие КНР в ходе реформ: новые тенденции в свете решений XVIII съезда КПК

КНР: «охота за умами». Урок для России?

Шанхайские женщины в первой половине XX в.: от «тройной покорности» к равноправию в браке

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

КНР: "охота за умами". Урок для России?

Боревская Н.[1]
(Опубликовано на сайте Российского совета по международным делам 3 июня 2012 года, адрес: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=569)

На протяжении трех последних десятилетий Китай стремительно развивается и ставит перед собой амбициозную задачу вхождения в ряды передовых инновационных держав. Учитывая низкий экономический и образовательный старт начала 1980-х годов, эта задача может быть выполнена только при условии хотя бы частичной подготовки высококвалифицированных кадров за рубежом. В последние двадцать лет КНР тщательно разрабатывает стратегию «привлечения умов» в страну как альтернативу их утечки. С учетом своих успехов и провалов, а также стремительно меняющейся обстановки в стране и в мире Китай наметил достаточно реалистичные перспективы этой политики в государственных планах до 2020 г. Изучение его опыта, при всей специфике этой страны, может быть в какой-то мере полезно для России. Если не в реализации программы содействия переселению на Родину соотечественников, то хотя бы в привлечении их умов к технологической модернизации Родины, пусть даже и бывшей.

Уйти, чтобы вернуться? Политика «привлечения умов» против «утечки умов»

Согласно официальной статистике КНР, после 1978 г., когда пришедшее к власти после Мао Цзэдуна новое руководство разрешило выезд молодежи на учебу за рубеж, общая численность граждан КНР, получивших дипломное образование, прошедших стажировку или защитивших диссертации за рубежом, к 2011 г. достигла 224 млн человек. Численность уехавших на обучение в зарубежные вузы только в 2011 г. составила 339,7 тыс., т.е. по сравнению с 1990 г. (2950 человек) она выросла более чем в 100 раз (!). Сейчас КНР занимает первое место в мире по числу студентов, получающих образование за рубежом. Среди новых трендов – заметный ежегодный рост численности, а также все более юный возраст уезжающих: родители стремятся отправить детей уже для получения среднего образования.

Нас интересуют два вопроса: каковы причины стремления китайской молодежи получить образование за рубежом, и каково отношение правительства страны к проблеме «утечки умов»? По почти единодушному мнению специалистов по Китаю, причин отъезда несколько, и они частично отличаются от мотивировки россиян. На сегодня в КНР уже есть ряд весьма престижных вузов, занимающих достойные места в первой сотне по международным рейтингам. Однако в связи с тем, что в отличие от России по экономическим и демографическим показателям в КНР высшим образованием (кстати, полностью платным) охвачено только (по мировым стандартам) или уже (по китайским меркам) 24,2% молодежи, конкурсы в престижные вузы высоки. Соответственно многие молодые китайцы, не сумев поступить в первоклассный вуз на родине, предпочитают уехать, чтобы вернуться с престижным иностранным дипломом. Кроме того, в связи с сохраняющейся (несмотря на усилия правительства) значительной неравномерностью развития восточных, центральных и западных регионов страны, особенно городской и сельской местности, поступление в перспективные вузы больших городов проблематично даже для детей богатых сельчан, равно как и трудоустройство после их окончания – регистрация по месту прописки не позволит остаться в большом городе.

С наступлением в конце 1970-х годов этапа «реформ и открытости» китайское правительство, озабоченное подготовкой высококвалифицированных кадров для интенсивной модернизации, перестало препятствовать выезду молодежи на учебу за рубеж, правда, рассчитывая на массовое возвращение. В одном из выступлений Дэн Сяопина от 1978 г. была высказана надежда, что 90% получивших образование за рубежом вернутся. В 1992 г., в период перехода страны от плановой к рыночной экономике, китайский лидер, будучи прагматичным и дальновидным политиком, подтвердил, что руководство страны не будет препятствовать выезду молодежи на учебу в иностранные университеты, даже если вернется лишь половина, а для оставшихся найдутся способы помочь родине. Именно после этих слов была сформулирована новая политика, выраженная в 12 иероглифах: «поддерживать обучение за рубежом, поощрять к возвращению на родину при свободе въезда и выезда». А вскоре формулировка «вернуться, чтобы служить стране» (huiguo fuwu) была заменена лозунгом «служить стране» (weiguo fuwu). В 2000 г. в интервью журналу «Science» тогдашний председатель КНР Цзян Цзэминь заявил, что для него «вполне понятна» позиция тех китайцев, которые решили пока не возвращаться на родину. Дело в том, что целый ряд специалистов по Китаю считают, что у КНР нет ни возможности, ни необходимости принять обратно всех получивших образование за рубежом. Для правительства КНР это ценный резервный фонд, из которого оно может черпать капитал и в будущем.

Именно после 1992 г. неширокий поток отъезжающих превращается в полноводную реку. Сыграло важную роль и то, что с 1993 г. вузам КНР было предоставлено больше автономии, в том числе право на установление самостоятельных контактов с зарубежными университетами. В августе 1998 г. Госсовет КНР подписал специальное распоряжение, упрощающее процедуру выезда. В 1999 г. высококвалифицированные зарубежные специалисты и получившие образование за рубежом китайцы получили право участвовать в изобретательской деятельности и получать патенты на изобретения и открытия в КНР. С 2003/2004 учебного года в целях стимулирования обучения за рубежом с выпускников регулярных вузов были сняты такие ограничения, как необходимость поработать в родной стране в течение пяти лет после окончания учебы и компенсировать государству расходы за полученное высшее образование.

Учрежден «Государственный стипендиальный фонд для лучших студентов, выезжающих на учебу за рубеж за свой счет»[2].

С этого момента наблюдается резкий взлет числа как отъезжающих, так и возвращающихся. Следует учесть, что более 80% молодых китайцев едут учиться за рубеж за свой счет (см. табл. 1), поэтому их труднее убедить вернуться, тем не менее факты подтверждают успехи руководства КНР в этом направлении.

Таблица 1. Динамика изменения численности граждан КНР, уехавших на обучение за рубеж и вернувшихся после обучения (в тыс. чел.)

Год

Общее число уехав-
ших

За гос. счет (% от уехав- ших)

За счет орг-ций (% от уехав-
ших)

За свой счет (% от уехав-
ших)

Общее число вернув-
шихся

За гос. счет (% от вернув-
шихся)

За счет орг-ций (% от вернув-
шихся.)

За свой счет (% от вернув-
шихся)

2003

117,3

3,0 (2,5)

5,1 (4,4)

109,2 (93,3)

20,1

2,6 (12,9)

4,3 (21,1)

13,2 (66)

2011

339,7

12,8 (3,9)

12,1 (3,5)

314,8 (92,6)

186,2

9,3

7,7

169,2 (90,1)

Таблица составлена автором на основании данных Министерства образования КНР и Australian Education International.

Итак, в 2011 г., по сравнению с 2003 г., из общей численности китайцев, вернувшихся после получения образования за рубежом, доля обучавшихся за свой счет выросла с 66% до 90%.

По данным министерства образования КНР, доля вернувшихся сокращалась с 38% в 2000 г. до 24,3% в 2004 г., но затем начала медленно расти. Всего же из 2,24 млн молодых людей, отправившихся набираться ума за границу после 1978 г., к 2011 г. вернулись на родину 818,4 тыс., т.е. почти треть уехавших. А в 2011 г., по сравнению с предыдущим годом, она выросла на 38%.

Представляется, что одной из причин послужил экономический кризис в западных странах, увеличивший там безработицу (недаром в этот же период существенно снизились и зарплатные ожидания претендентов). Свою роль сыграли и новые направления стратегии правительства КНР по «привлечению умов».

Для решения проблемы возвращения важен и тот факт, что, по расчетам китайских специалистов, к 2014 г. численность граждан КНР, выезжающих на обучение за рубеж, возрастет до 550–600 тыс. человек. Причем, если в предшествующие годы большинство ехало за получением магистерской степени, а на уровне бакалавриата обучалось лишь 30%, то к 2015 г. соотношение может измениться – в зарубежные вузы хлынет поток выпускников средних школ, а их адаптация проходит легче и перспектив остаться у них больше.

Правительство КНР активно контролирует процесс, в частности, определяет иностранные университеты, куда рекомендуется посылать на стажировку за государственный счет.

«Родина-мать зовет»

Тщательно изучив зарубежный опыт, КНР постепенно создает всеобъемлющую и многофункциональную систему оказания услуг китайцам, получившим образование за рубежом и вернувшимся на родину. На правительственном уровне всю деятельность в этом направлении координирует Государственное управление по делам иностранных специалистов КНР. Перед центральным и провинциальными правительствами стоят разные задачи: первое нацелено на «охоту» за высококлассными специалистами и учеными, а вторые заинтересованы в предпринимателях для развития высоких технологий. Принципиально важно, что местные власти имеют право разрабатывать свои программы и дополнять центральные без прямого контроля со стороны центра.

Центральные власти с 1994 г. запустили несколько государственных программ под патронажем разных ведомств по привлечению на родину высококвалифицированных специалистов-китайцев. Ключевым словом для совершенствования подобных программ является «гибкость», в том числе и в отношении источников финансирования. Программы дифференцированы по возрасту и квалификации ученых, а также длительности их пребывания за рубежом, в них четко прописаны требования к квалификации и опыту работы приглашенных (см. табл. 2).

Таблица 2. Программы по привлечению китайских ученых и специалистов к работе на родине

№ п/п

Название программы

Годы действия

Органи-
затор

Число ученых
к 2008 г.

Объекты программы

Сумма выплат

1.

«Подготовка талантов для XXI века»

1993

-

 

Дипломи-
рованные молодые ученые

Ежегодные исследо-
вательские гранты – 200–300 тыс. юаней

2.

«100 талантов»

1994

АНК* по заявкам ун-тов

800

Высоко-
квалифици-
рованные ученые до 45 лет

Стипендии: 2 млн юаней (240 тыс. долл.) на 3 года**

3.

Без названия

1994

ННФМУ***

1200

Высоко-квалифици-
рованные ученые до 45 лет

 

4.

«100, 1000 и 10 тыс. талантов»

1995

Мин-во кадров

10000

-

 

5.

«Весенние бутоны»

1996

Мин-во образования

10000

Заслуженные ученые и доктора наук

Оплата проезда для научных визитов в летние отпуска – зарплата в 5 раз больше имеющейся у них

6.

«Янцзы»

1998
Спонсор и мин-во образования

 

Ученые до 45 лет по определенным областям знаний, приглашенные ун-тами КНР в качестве почетных профессоров

100000 юаней поощрительных, а зарплата и социальный пакет – от университета

 

7.

«1000 талантов»

2008

Под эгидой ЦК КПК

 

Ведущие специалисты

 

* Академия наук Китая.
** На приобретение оборудования для создания лабораторий и найма технического персонала, включая субсидии на жилье и скромную зарплату.
*** Национальный научный Фонд для выдающихся молодых ученых, созданный Национальным фондом естественных наук Китая.

Таблица составлена автором на основании разных источников.

Комментарии к таблице

Что касается программы №3, то Фонд поддерживал ученых, успешно работающих в следующих областях знаний: математика и физика, химия, наука о жизни, наука о земле, инжиниринг и материаловедение, информатика и менеджмент. Получившие грант имели право продолжить свои исследования. Гранты предоставлялись изначально на трехлетний период; работающие в области экспериментальных и технологических исследований получали по 600 тыс. юаней (72 тыс. долл.), а занимающиеся теоретическими разработками – только половину этой суммы. После пяти лет успешной работы в 1999 г. правительство утвердило увеличение бюджета Фонда с 70 млн юаней (8,4 млн долл.) в 1998 г. до 180 млн юаней (21,7 млн долл.), продлив срок действия грантов до 4 лет. Средства, выделяемые на экспериментальные и теоретические исследования, возросли соответственно до 800 тыс. и 550 тыс. юаней (96 тыс. долл. и 66 тыс. долл.). Выросло и число получателей грантов – до 1200 молодых ученых, 80% из которых имели опыт обучения или работы за рубежом. С 2005 г. Национальный фонд естественных наук Китая выделяет неограниченное число грантов для зарубежных китайцев – ведущих ученых, докторов наук, приглашенных в университеты или НИИ с ежегодными выплатами 1 млн юаней (120 тыс. долл.) сроком на 4 года.

В Программу «Янцзы», рассчитанную не только на зарубежных ученых, изначально гонконгский магнат Ли Кайшин вложил 9,5 млн долл., и солидную сумму добавило министерство образования КНР. Приглашенные профессора должны были проработать в китайских университетах не менее 4 месяцев. С 2004 г. ежегодные квоты проекта были увеличены с 10 до 100 человек, и к 2009 г. в нем приняли участие 1308 ведущих ученых (90% из них – китайцы)[3].

Партийно-правительственная программа 2008 г., в отличие от предыдущих, была рассчитана не столько на университеты и НИИ, сколько на экспериментальные лаборатории, крупные предприятия, государственные коммерческие и финансовые организации и зоны высоких технологий. Согласно Государственному плану развития науки и техники на среднесрочную и долгосрочную перспективу, исследовательским университетам выдавались государственные гранты для деятельности в двух направлениях: создание и разработка ключевых научных дисциплин; научные исследования для иностранных специалистов и вернувшихся на родину китайских ученых. Примерно половина суммы выделенного им гранта шла на зарплату, остальное – на создание необходимых для исследования условий (оплата труда помощников, закупка оборудования и т.п.)[4].

Кроме этих программ, с середины 1990-х годов для привлечения на родину зарубежных китайцев в зонах технологического развития городов создаются «технопарки для открытия бизнеса» с налоговыми льготами, льготными условиями аренды, ссудами на открытие бизнеса. Они нацелены, прежде всего, на содействие в создании собственных предприятий (через бизнес-инкубаторы). Займы на эти цели предоставляются созданным в 1990 г. «Фондом для реэмигрантов для запуска научно-технических исследований» (к 2003 г. около 11 тыс. ученых получили от Фонда в целом 350 млн юаней). В 2009 г. действовало около 70 таких бизнес-инкубаторов, а в 2011 г. – уже 150, они предоставляли стартовую площадку для 8 тыс. предприятий и 20 тыс. репатриантов. К 2015 г. планируется иметь 200 стартовых бизнес-инкубаторов с 15 тыс. предприятий, управляемых полностью или при участии репатриантов. Для этого Китай собирается привлечь не менее 500 тыс. специалистов из числа зарубежных китайцев, а также целые коллективы, работающие в области инновационных наук и технологий, оборудования и обрабатывающей промышленности, информатики, биотехнологий, новых материалов, авиации, защиты окружающей среды, энергетических ресурсов и современной агрокультуры, которые способны помочь стране совершить технологический прорыв.

С 2000 г. наступает новый этап – активизировались ярмарки вакансий, проводимые для зарубежных китайцев в разных странах как государственными, так и частными компаниями КНР (при этом в 2008–2009 гг. численность претендентов превышала число вакансий), а также тщательно планируемая и поддерживаемая правительством деятельность рекрутинговых компаний по «охоте за умами», например, компании «Wang & Li Asia Resources».

Эффективной мерой являются организуемые в КНР тематические конференции, в частности, по науке и технике, и форумы зарубежных китайских ученых, на которых выступают высокие руководители. Организаторы этих мероприятий – министерство образования, Академия наук Китая, местные правительства.

Роль «моста» между зарубежными учеными и китайскими организациями играет журнал «Shen zhou xue ren».

Проводимая КНР политика «охоты за умами» оказалась успешной. Если в 1980 г. в КНР работало только 468 иностранных специалистов, то в 2009 г. их численность достигла 300000 человек. В своем выступлении в начале 2010 г. премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао назвал эту цифру недостаточной и заявил, что стратегическим курсом КНР на длительное время является «привлечение капитала» и «привлечение умов»[5].

Тем не менее опыт предыдущих десятилетий показал, что труднее всего склонить к возвращению на родину тех, в ком правительство КНР заинтересовано больше всего, – действительно выдающихся ученых, имеющих степени докторов и постоянную штатную должность, – в лучшем случае они соглашаются на совместительство. В целом только от трети до половины приехавших в КНР по вышеперечисленным программам имеют докторские степени иностранных университетов, большинство закончили бакалавриат и/или, защитившись в КНР, провели несколько лет за рубежом на постдокторской стажировке. Так, из 466 ученых-репатриантов, привлеченных на работу в Академию наук Китая с 1994 г., только 11,6% имели звание профессора или адъюнкт-профессора, еще 10% – ассистента профессора.

Возвращение «блудных сыновей»

Итак, на протяжении почти четверти века, вслед за изменением социально-политической ситуации в стране и в рамках растущих глобальных вызовов, правительство КНР продумывает и придумывает все новые рычаги притяжения лучших умов, набравшихся современных знаний в развитых странах мира, в основном бывших соотечественников. Главное, что эта политика носит системный характер, в ней задействованы и государственные учреждения, и частные компании.

Прежде всего, задействуются экономические механизмы. Помимо грантов и премий – зарплата. Так, среди управленцев высшей категории на иностранных предприятиях на территории КНР годовой оклад репатриантов выше, чем у остальных китайцев (на 2008 г. он составлял 150 тыс. долл. по сравнению с 90 тыс. долл. у их коллег), но ниже, чем у специалистов из Гонконга (200 тыс. долл.) или Европы (180 тыс. долл.)[6]. Все иностранные ученые и специалисты получили привилегии по обмену и вывозу иностранной валюты (в КНР операции по обмену валют находятся под строгим контролем). Особо талантливые получают специальные дотации от заинтересованных ведомств. Оговаривается также возможность – в зависимости от должности и вклада – «регулировать» их доходы (так называемая договорная зарплата). Так, для работающих в банках, страховых компаниях, университетах и научных учреждениях нанимающая организация в зависимости от должности и вклада и согласно сетке зарплат имеет право в 2–3 раза повысить планку от изначально установленного уровня зарплаты. Для работающих в университетах и НИИ ежемесячно выплачиваются надбавки в пятикратном размере к зарплате, а для внесших особый вклад надбавки могут превышать зарплату, но не более чем в 10 раз[7]. Высококвалифицированных репатриантов также быстрее продвигают по службе.

Но есть и иные «магниты». Так, на эту категорию лиц не распространяются ограничения по паспортному режиму проживания (уехал из заштатного городка, а вернуться можешь хоть в Шанхай), штатному расписанию, тарифной ставке зарплат. Им предоставляют субсидии на жилье (а в некоторых городах и 20%-ную скидку по его оплате) и пакет социальных благ, их детей устраивают в лучшие школы и вузы, а членов семьи обеспечивают работой. Упрощены визовые процедуры при въезде в Китай и порядок предоставления рабочих виз. Власти Шанхая даже предоставляют статус резидента репатриантам, внесшим особый научный вклад в модернизацию КНР. От них не требуют отказаться от гражданства другой страны, правда, пока они этого не сделают, они лишены многих льгот, полагающихся гражданам КНР.

Крайне важно и то, что специалистов, приехавших на работу в НИИ или университеты, после обучения за рубежом не вливают в старые коллективы, а создают из них новые подразделения, которые выдают современную научную продукцию, да еще и на английском языке.

Многих китайских репатриантов, как показывают опросы, влекут на родину ощущение своей социальной идентичности и более широкие возможности карьерного роста.

В то же время, как свидетельствуют факты, ученых-репатриантов на родине ждет немало испытаний. Прежде всего, это иной социальный и научный климат, а также потерянные за годы отсутствия контакты (а это решающий фактор в стране, где личные связи традиционно решают все). Поэтому ключевая проблема для руководства – создание благоприятной атмосферы для реэмигрантов: правительство учредило сервисный центр для обучавшихся за рубежом, который помогает им в поисках работы, а для обладателей докторской степени – базы для дальнейших исследований.

Иной научный климат ощущается даже в специализированных отделах, ведь они – часть общего коллектива, а во внутривузовском управлении в КНР до сих пор действует система «ответственности ректора под руководством парткома». Кроме того, в Китае, как и в России, ставка в научной работе делается на быстрый результат, а у научных достижений часто долгий путь. Неудачи в эксперименте там воспринимаются не как вехи в поиске истины, а как провалы. Зачастую репатрианты сталкиваются с открытой завистью и недоброжелательством коллег. Что касается общественных наук, то ученые, работающие в этой сфере, предпочитают не возвращаться (за исключением экономистов).

Заключение: новая стратегия ради смены лейбла

В ближайшее десятилетие вся деятельность по привлечению к реализации национальных планов модернизации высококвалифицированного персонала из-за рубежа будет проходить под лозунгом смены лейбла «сделано в Китае» на гордый – «создано в Китае», что будет относиться к продуктам высоких технологий. «Национальный план развития талантов на среднесрочную и долгосрочную перспективу», отпочковавшийся от «Государственного плана развития образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу», показывает, насколько интенсивно правительство КНР готово работать в этом направлении. Основной тренд – заключение соглашений по взаимному признанию дипломов. Китайское правительство подписало соглашения о взаимном признании дипломов с 64 странами и регионами, в том числе с Россией, Англией, Германией, Италией и др. В то же время в апреле 2012 г. министерство образования КНР издало документ, ужесточающий порядок выдачи дипломов совместными китайско-иностранными высшими учебными заведениями и регулирующий деятельность последних.

Ведется работа по совершенствованию системы обнаружения, использования и поощрения талантов, в том числе зарубежных соотечественников, начиная от уже предоставляемых им льгот и преференций и заканчивая улучшением системы предоставления им прав на постоянное проживание. Власти КНР уже объявили о предоставлении пятилетних и многократных виз ученым, работающим на китайские университеты и центры высоких технологий. В настоящее время рассматривается вопрос о предоставлении выдающимся ученым права на жительство. Дело в том, что по Конституции КНР 1982 г. граждане, выехавшие из страны и получившие гражданство другой страны, лишались гражданства КНР. Соответственно, отсутствие двойного гражданства тормозит процесс привлечения «умов» на длительный срок (недаром именно с этой целью в 2005 г. Индия, в 2009 г. Вьетнам, в 2011 г. Южная Корея допустили двойное гражданство). Более того, сделав выводы из опыта предшествующих двух десятилетий, правительство КНР осознало, что для китайских ученых с именем, укоренившихся в зарубежных университетских и научных центрах и технопарках, предпочтительны кратковременные визиты на родину в рамках академических обменов. Оно рассчитывает на привлечение их к совместным научным проектам, на их инвестиции в проекты, получение от них научной информации и техническое консультирование.

План привлечения талантов обеспечен солидной финансовой базой. В нее включены и средства на исследовательские проекты (1–3 млн юаней на три года), и крупные государственные премии молодым талантам (от 500 тыс. юаней – около 78,8 тыс. долл.). Программа «1000 талантов» вошла в План в качестве одного из 12 ключевых проектов, что расширило ее возможности: если к маю 2010 г. Программа привлекла 662 специалиста, то после принятия Плана к августу 2011 г. – уже 1510 человек.

Отражая официальную позицию, руководители высшего звена китайских университетов заявляют, что для них «предпочтительнее импортировать таланты, чем капитал или технологии».

В целом, несмотря на то, что Китаю не вполне удается охота за самыми «высоколобыми» учеными, его программы по возмещению «утечки умов» в основном достаточно успешны.

А что же Россия? В силу иных экономических и культурологических координат китайский опыт возвращения соотечественников из развитых стран Европы и Америки вряд ли может быть применен в России. Нужен целый ряд условий, включая политическую стабильность, личную безопасность и неизменный экономический рост. Стоит обратить внимание и на то, что Китай не обещает специалистам-репатриантам обеспечить их интересы, а гарантирует их.

И все же китайский опыт привлечения иностранных специалистов и ученых можно частично использовать, если на это всерьез настроиться. Речь идет о создании государственных программ (в частности, по линии разных министерств и академий) для привлечения высококвалифицированных иностранных ученых, в том числе и бывших россиян, к участию в трех- и пятилетних научных программах университетов и НИИ, о привлечении спонсоров к финансированию этих программ. Необходимо стимулировать совместные научные проекты, создавать совместные лаборатории с крупными западными институтами, но главное – с обязательной разработкой направления специальностей и тематики проектов, исходя из приоритетов нашей страны. Причем о разработке планов должны думать не только центральные власти, с инициативой должны выступать и местные руководители. Стоит заимствовать опыт многих стран, в том числе и Китая, по созданию ярмарок вакансий и рекрутинговых компаний для «охоты за умами». Еще один вывод – надо активизировать сотрудничество с учеными не только Запада, но и Востока, прежде всего, Китая.

И все же, представляется, что главное для нашей страны – перестать убаюкивать себя колыбельной о том, что мы «сами с усами», и продумать стратегию активного привлечения работающих за рубежом российских профессоров и специалистов. Если не к возвращению на Родину (что пока маловероятно), то хотя бы к участию в совместных проектах, чтению лекций в российских вузах, а соотечественников-бизнесменов – к инвестициям в развитие отечественной науки и техники, независимо от их политических симпатий, а просто «во славу Отечества».


[1] Боревская Нина - Д.и.н., г.н.с. Института Дальнего Востока РАН, член Управляющего совета Международного Института планирования образования ЮНЕСКО.
[2] Боревская Н.Е. Государство и школа: опыт Китая на пороге III тысячелетия. М., 2002. С. 58.
[3] Афанасьева А. Привлечение квалифицированных кадров из числа зарубежных китайцев для работы в КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 5. С. 88.
[4] Боревская Н.Е. Создание потенциала для повышения конкурентоспособности на мировом рынке. Новые акторы: Китай // Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего. М., 2010. С. 103.
[5] International Talent (Пекин). 2010. №3. С. 5.
[6] International Talent (Пекин). 2008. № 2. С. 51.
[7] International Talent (Пекин). 2010. № 1. С. 48.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.