На экономический кризис многие работники реагируют отъездом домой
Миллионы инициативных жителей глубинки и их трудовые навыки не востребованы на малой родине. В поисках достойного заработка они отправляются в столицы и в отдаленные регионы. Юрий Плюснин, Артемий Позаненко и Наталья Жидкевич из НИУ ВШЭ в статье «Отходничество как новый фактор общественной жизни» отмечают: временная, преимущественно неофициальная занятость жителей в других регионах обеспечивает 40% провинциальных семей, в которых живут десятки миллионов человек, 20–25% населения страны. Это новая версия явления, характерного для России рубежа XIX–XX вв., где аграрное перенаселение выталкивало значительную часть рабочей силы в города.
В новом отходничестве задействованы большие территории, его масштабы и специализация существенно отличаются по регионам. Процесс стартовал в 1990-е гг., когда занятость в провинции резко снизилась из-за сокращений в госсекторе и слабости спроса. В 2000-е гг. многих не устраивали низкие заработки. Высокие барьеры для входа в бизнес не позволяли инициативным и энергичным открыть дело в провинции. Люди вынуждены были выйти на более привлекательные рынки труда, но переезду в большой город на ПМЖ препятствовала дороговизна жилья. В Москве и Подмосковье работают до 75% отходников, в Петербурге и окрестностях – около 10%, примерно столько же уезжают в отдаленные районы, около 5% работают в пределах своего региона. Половина отходников работают неофициально. Многие проводят дома выходные или значительную часть месяца. Есть территории, где отходников очень много (в Темниковском районе Мордовии и Чухломском районе Костромской области – почти половина трудоспособного населения), в Касимове (Рязанская область) и Торопце (Тверская) – около 15%.
Регионы отличаются и профессиональной специализацией. Жители северных и северо-западных областей заняты в элитном деревянном строительстве или лесными промыслами, уроженцы центральных областей чаще работают на заводах, в строительстве, охранниками. Из райцентров, где сохранились техникумы, уезжают их выпускники: медсестры, воспитатели и др. По словам Позаненко, отходники мало конкурируют на рынке труда мегаполисов с местными жителями и редко пересекаются с гастарбайтерами, чья квалификация обычно ниже. Среди них много занятых неформально; этот сегмент рынка труда очень динамичен: на экономический кризис многие работники реагируют отъездом домой. До нового периода роста они возвращаются к натуральному хозяйству.
При сокращении занятости в торговле и на производстве в больших городах отходники могут частично заменить уехавших гастарбайтеров, если им предложат приличную по их меркам зарплату в 20000–25000 руб. Временных работников объединяет один признак: они исключены из местной экономики, не доверяют государству, их хозяйственная активность незаметна для власти и статистики. Отходники, несмотря на плохие стартовые условия, нашли способ выживания в рыночной экономике, и хорошо бы государство им как минимум не мешало
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)