Rambler's Top100

№ 631 - 632
23 февраля - 8 марта 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Рейтинг устойчивого развития российских городов

Города и устойчивое развитие

Зачем нужен Рейтинг устойчивого развития городов

Составляющие и система показателей Рейтинга

Лидеры и аутсайдеры Рейтинга

Разные грани сравнения

Равномерно и неравномерно развитые города

Как совершенствовать и использовать рейтинги городов

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Долгих Е.И., Антонов Е.В. Рейтинг устойчивого развития российских городов //Демоскоп Weekly. 2015. № 631 - 632. URL: http://demoscope.ru/
weekly/2015/0631/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Рейтинг устойчивого развития российских городов

Над темой номера работали

Елена
ДОЛГИХ

Евгений
АНТОНОВ

Как совершенствовать и использовать рейтинги городов

В рамках деятельности по совершенствованию методики составления рейтинга устойчивого развития городов в дальнейшем предусматривается возможность расширения списка показателей, пересмотра самих подходов к обработке исходных данных, расширению охвата городов. Можно выделить несколько основных направлений возможного совершенствования методики рейтинга.

Первое направление - это увеличение числа рассматриваемых индикаторов. Особенности методики Рейтинга УР позволяют включить новые показатели по трем основным блокам. Обозначим несколько возможных дополнительных тем в каждом из блоков показателей.

В экономическом блоке предполагается в будущем оценить деятельность малого и среднего бизнеса и меры, предпринимаемые городскими властями для его поддержки. Работа в этом направлении для муниципальных органов самоуправления и региональной власти является одной из приоритетных и должна оказывать значительное влияние на изменение показателей, входящих в экономический блок.

В блок показателей, оценивающих городскую инфраструктуру, в дальнейшем целесообразно включить характеристики дорожной инфраструктуры (плотность дорожной сети, изношенность дорог общего пользования), структуры территорий города по функциональным зонам (в том числе долю территорий рекреационного назначения, «зеленого каркаса» и др.), приспособленность городской среды для маломобильных категорий граждан. Возможно, для оценки городской среды имеет смысл и включение качественных характеристик документов территориального планирования.

В блоке показателей социальной сферы пока не рассматриваются вопросы качества социального обслуживания населения, поддержки социально незащищенных категорий граждан: пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями и т.д. Также возможно расширение показателей для оценки качества как высшего, так и среднего образования (пока для высшего образования оценивается только уровень доступности, а качество среднего образования оценивается лишь на основе результатов олимпиад школьников), развития культурной сферы и спорта. Отдельная важная для оценки устойчивости развития города тема безопасности также не затрагивается в рейтинге в связи с отсутствием объективных показателей для всех городов.

Наименее полным, по мнению ряда экспертов, в Рейтинге УР пока остается экологический блок показателей, сейчас в него включены только три показателя. Имеет смысл как расширение набора показателей за счет показателей напряженности экологической ситуации в городе и индикаторов, характеризующих эффективность обращения с отходами, оценку энергоэффективности и соответствия зеленым стандартам строительства зданий и объектов социальной инфраструктуры, применение экологических стандартов топлива в общественном транспорте и др. В последние годы наметился существенный прогресс в сфере экологического законодательства, что дает обоснованную надежду на появление новых достоверных индикаторов в этой сфере.

Другим важным направлением доработки методики Рейтинга в дальнейшем может стать учет многолетней динамики показателей для определения долгосрочных тенденций развития города. Поскольку категория «развитие» подразумевает оценку некой динамики, а не статического положения характеристик, то целесообразно, хотя бы по отдельным показателям или в качестве дополнительной составляющей, ввести поправочную оценку на тренд динамики показателей.

Кроме того, возможно включение в рассмотрение некоторых качественных показателей, таких как наличие местных инициатив и стратегических документов в области устойчивого развития, наличие в местных образовательных учреждениях направлений подготовки специалистов в области экологии и устойчивого развития. На данный момент включение этих показателей в рейтинг затруднено в силу отсутствия необходимой информации и сложности формализации оценки.

Второе направление совершенствования рейтинга - расширение охвата городов, включение в него городов с населением менее 100 тысяч человек. С точки зрения повышения репрезентативности результатов, это имеет смысл, однако есть существенные сложности со своевременным сбором многих статистических показателей по этим городам. Отчасти это связано и с особенностями административного статуса небольших городов, многие из которых являются городскими поселениями районного подчинения, а не городскими округами, по которым информация более полная. В паспортах населенных пунктов с таким статусом, публикуемых Росстатом, отображается меньшее число показателей. Вместе с тем расширение числа рейтингуемых городов могло бы сделать рейтинг более качественным инструментом оценки сбалансированности развития регионов и эффективности деятельности региональных властей.

Еще одним возможным направлением совершенствования методики рейтинга могла бы стать верификация ряда показателей результатами социологических опросов населения городов, бизнес-сообщества, представителей городских администраций. Такой подход позволит использовать рейтинг в качестве объективного инструмента для оценки эффективности работы администраций муниципальных образований.

В целом Рейтинг устойчивого развития городов представляет собой качественный аналитический инструмент для оценки перспектив и возможностей развития городов РФ. На основе анализа различных сторон жизни города могут быть выработаны как общие рекомендации, так и конкретные предложения по повышению качества жизни населения, эффективности городского самоуправления, переходу города к устойчивому развитию и, как следствие, к повышению его конкурентоспособности среди других городов.

Результаты Рейтинга УР могут быть использованы при планировании стратегического развития муниципалитета в целях обеспечения устойчивого развития. Так, например, с его помощью можно расставить приоритеты в городском развитии, чтобы добиться сбалансированного развития экономики городов, их инфраструктуры и минимизировать нагрузку на окружающую среду.

Например, сравнение демографических показателей и уровня экономического развития городов (рис. 12) позволяет сделать следующие выводы. Чем ближе положение города на графике к красной прямой, тем более развитие города сбалансировано по основным сферам жизни (экономической, демографической, экологической, инфраструктурной и др.). Заметное отклонение вверх или вниз от диагонали свидетельствует о необходимости корректировки стратегии развития города. В реальности же это значит, что если город уже достиг достаточно высокого уровня экономического развития, но при этом происходит сокращение численности населения, имеются тенденции к постарению населения, то не только администрации города, но и бизнесу стоит обратить внимание, например, на повышение миграционной привлекательности города, минимизации оттока молодежи, создания условий для её привлечения. Наоборот, города, испытывающие демографический рост и обладающие значительным трудовым потенциалом, могли бы уделять больше внимания поиску инвесторов, созданию рабочих мест, построению инновационной экономики и т.п. Схожий анализ можно провести и для других пар показателей, например, демографических и индикаторов социальной инфраструктуры (рис. 13).

Рисунок 12. Сбалансированность городов по уровню развития экономики города и демографическим показателям

Рисунок 13. Сбалансированность городов по уровню развития социальной инфраструктуры и демографическим показателям

Выделение проблемных точек в каждом городе по основным составляющим Рейтинга УР в определенной степени позволяет оценить эффективность работы органов власти на местном и региональном уровнях. В рейтинге рассматриваются различные аспекты развития города, ответственность за состояние и развитие которых несут разные уровни исполнительной власти и местного самоуправления. В соответствии с результатами по отдельным сферам развития города (например, дошкольного образования, здравоохранения, работы общественного транспорта и др.) можно судить об эффективности деятельности органов местного самоуправления, по другим индикаторам (например, уровню развития высшего и среднего образования и др.) – региональных органов власти. Ряд индикаторов (например, по блоку экономических показателей) характеризуют общеэкономическую ситуацию в городах, повлиять на которую способны, в основном федеральные органы власти. Деятельность конкретных экономических агентов (предприятий и организаций), их взаимодействие с городом, воздействие на окружающую среду, в первую очередь, зависит от политики собственника. В целом, рейтинг устойчивого развития оценивает большое количество сфер городского развития, которые находятся под влиянием различных заинтересованных сторон. На основе результатов рейтинга - выделения сильных и слабых сторон городов – возможно создание информационно-аналитической основы, опираясь на которую заинтересованные стороны будут углублять свое взаимодействие.

Помимо интереса к рейтингу со стороны органов государственной власти, в его результатах могут быть заинтересованы представители бизнес-сообщества. Многие средние и крупные компании реализуют ряд мероприятий и программ в городах присутствия в рамках корпоративной социальной политики. В последние годы эффективность такой политики серьезным образом сказывается на имидже компаний, взаимодействии с деловыми партнерами при реализации инвестиционной деятельности, лояльности городского населения. Улучшение положение города в рейтинге УР по отдельным показателям, связанным с деятельность компаний, безусловно, окажет на неё позитивное влияние.

Для популяризации идей и внедрения принципов УР большое значение имеют информационно-аналитические инструменты, дефицит которых остро ощущается в России. В этой связи простой и понятный количественный инструмент, каким стал Рейтинг устойчивого развития городов РФ, открыл новый этап в исследовании УР муниципалитетов в нашей стране.

Результаты рейтинга 2012 года уже показали свою практическую значимость. Они использовались в качестве основы для проведения ряда прикладных исследований, в частности, Агентством в сотрудничестве с Магнитогорским государственным техническим университетом им. Г.И. Носова была выполнена исследовательская работа по оценке качества городской среды г. Магнитогорска[48]. В рамках исследования проблем моногородов в РФ подготовлен аналитический доклад, основные положения которого были представлены на III Российском Форуме по экологическим социально ответственным инвестициям[49].

В дальнейшем инструментарий рейтинга УР может получить широкое распространение в прикладных исследованиях по обеспечению устойчивого развития в российских городах.

Ежегодное составление подобных рейтингов позволит отслеживать динамику развития конкретных городов. В рамках дальнейшей работы по совершенствованию рейтинга, безусловно, следует учитывать пожелания как экспертного сообщества, так и целевой аудитории рейтинга – населения, органов власти и корпоративного сектора, а также других заинтересованных сторон. С этой целью необходимо постоянное совершенствование методики рейтинга. При этом нужно осознавать, что добиться исключительно объективных результатов при неизбежном многообразии мнений и несовершенстве исходных данных, конечно, будет достаточно сложно.


[48] Аналитический доклад «Оценка качества состояния городской среды города Магнитогорска» www.agencysgm.com/regions/Магнитогорск.%20Аналитический%20доклад.pdf.
[49] III Российский Форум по экологическим социально ответственным инвестициям http://www.sustainable-russia.org/forum/forum2014.html

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.