|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
90 лет со дня рождения Виктора Петровича
Данилова
1925 – 2004
4 марта 2014 года исполнилось 90 лет со дня рождения
Виктора Петровича Данилова, известного российского ученого историка,
доктора исторических наук (1982), профессора (1990), видного специалиста
по изучению социально-экономической истории деревни 1920-х годов,
ее демографии, роли крестьянской общины и кооперации в предреволюционной
и послереволюционной России, проведения коллективизации и раскулачивания
(1927-1939). В.П. Данилов был вдохновителем, редактором и составителем
многотомных публикаций документов о советской деревне из ранее недоступных
архивов.
В.П. Данилову в 1990-е годы удалось реализовать целый
ряд крупномасштабных российских и международных исследовательских
исторических проектов в сотрудничестве с учеными Англии, США, Канады,
Франции, Германии, Японии, Южной Кореи. Важнейшими из этих проектов,
связанных с введением в научный оборот огромных многотомных массивов
ценнейших архивных документов, стали: «Социальная структура советского
села»; «Крестьянская революция в России 1902–1922 гг.»; «Как ломали
НЭП 1927–1929 гг.»; «Трагедия советской деревни: Коллективизация
и раскулачивание»; «Советская деревня глазами ВЧК, ОГПУ, НКВД»[1].
С биографией В.П. Данилова и списком его основных научных
трудов можно ознакомиться в Демоскопе № 155-156[2].
Сегодня Демоскоп предлагает интересные и очень трогательные воспоминания
А.Журавля, определившего себя как несостоявшегося ученика В.П. Данилова.
Памяти Виктора Петровича Данилова
(воспоминания несостоявшегося ученика)[3].
Александр ЖУРАВЕЛЬ
В.П. Данилов (1925—2004), великий русский историк-аграрник,
участник Великой Отечественной войны. В книге «Создание
материально-технических предпосылок коллективизации сельского хозяйства»
(М.,1957) он показал, что
таковых к моменту начала «великого перелома» фактически не имелось.
Возглавлявшаяся Даниловым группа молодых ученых-аграрников к 1964
году подготовила двухтомную монографию, не оставлявшую камня на
камне от официозной концепции коллективизации. После снятия Н.С.
Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС издание книги, уже отправленной
в типографию, остановили.
В феврале 1966 года В.П. Данилов выступил на партийном
собрании Института истории с докладом «Задачи исторической науки
в свете решений XX съезда КПСС», что было воспринято властями
как откровенный вызов начатому в тот момент курсу на ресталинизацию.
От ожидавшегося ареста Виктора Петровича спас… перитонит. После
операции историка оставили в покое, но лишь во второй половине 1970-х
годов ему позволили защитить докторскую диссертацию (см. двухтомную
монографию: Советская доколхозная деревня: Население,
землепользование, хозяйство. М., 1977; Советская доколхозная деревня:
Социальная структура, социальные отношения. М., 1979).
В последние годы жизни В. П. Данилов занимался подготовкой
и изданием крупных сборников документов по истории крестьянства
и политической борьбы в первые десятилетия Советской власти. Среди
них: «Крестьянская революция в России. 1902–1922». М., 1994; «Филипп
Миронов. Тихий Дон в 1917–1921 годах». М., 1997; «Трагедия советской
деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927–1939». Т. 1–5. М.,
1999–2006; «Советская деревня глазами ВЧК–ОГПУ–НКВД. 1918–1939».
Т. 1–3. М., 1998–2003; «Как ломали нэп… Стенограмма пленумов ЦК
ВКП(б) 1928–1929 гг.». Т. 1-5. М., 2000; «Крестьянское движение
в Поволжье. 1919–1922 гг.» М., 2002; «Крестьянское движение в Тамбовской
губернии. 1917–1918 гг.» М., 2003; «Нестор Махно. Крестьянское движение
на Украине. 1918–1921». М., 2006.
В
начале 2012 года трудами Л.В. Даниловой в свет вышел двухтомник
его избранных сочинений (Данилов В.П. История крестьянства в России
в XX веке. Ч.1-2. М.: Росспэн, 2011). В нем опубликованы статьи
ученого с начала 1960-х годов, включая написанные им главы из I
тома так и не увидевшей свет "Истории коллективизации сельского
хозяйства в СССР". К сожалению, в силу прискорбного стечения обстоятельств,
многие тексты пришлось публиковать не по рукописям, а по заредактированным
старым публикациям...
Воспоминания о Викторе Петровиче Данилове неизбежно
окажутся для меня очень личными. Я отношусь к числу тех «кошек»,
которые гуляют сами по себе, и не могу сказать, что кто-то по большому
счету был моим Учителем. Но несколько человек, несомненно, повлияло
на мое становление как человека и историка, и среди них особое место
занимают Людмила Валериановна и Виктор Петрович Даниловы.
Все началось с того, что в 1982 году, будучи студентом
исторического факультета Брянского пединститута, я написал обширную
дипломную работу по историографии рабства в Киевской Руси и решился
показать ее Л. В. Ее работы я выделил среди сонма участников дискуссии
об азиатском способе производства – своей аналитичностью и умением
вычленять самые существенные теоретические проблемы докапиталистических
обществ. Сам я к тому времени на основе работ К. Маркса и Ф. Энгельса
пришел к выводу, что советское общество на самом деле вовсе не было
социалистическим (мол, на новой технологической основе сложился
все тот же «азиатский способ производства») и потому весьма скептично
относился к историкам советского периода: разве об этом можно писать
правду в советских условиях?
Поэтому мое первое впечатление от В.П. было – недоверчивость
и удивление. Знакомство произошло, когда Л. В. пригласила меня к
себе в гости и обстоятельно – страницу за страницей – разобрала
объемистый труд провинциального студента. Работа была оценена довольно
высоко, но была признана недиссертабельной в обозримом будущем.
В то время, находясь под обаянием личности Л.В., я не мог понять:
как муж Л.В., с виду такой симпатичный и умный человек, может заниматься
советской историей? Разве ум и советская история – совместимы?
Попытки «приспособить» свою работу к «аспирантским»
реалиям того времени были безуспешны, а тем временем на кафедре
истории Брянского пединститута, куда я вернулся в начале 1986 г.
после службы в армии, сложилась следующая ситуация: мне надо было
либо поступать в аспирантуру, которая там только открылась под недавно
там появившегося профессора-демографа, либо искать другое место
работы. Единственно возможная специализация – как раз история советского
общества. Тему мне придумали заранее – «Социально-экономическое
положение брянского крестьянства в 1920-е гг.».
В тех условиях я мог бы в принципе попасть в соискатели
к И.Я. Фроянову, на что тот был согласен, но для этого надо было
переформулировать исходную тему, выхолостить ее и подстроить под
Фроянова. Но я тогда был максималистом и на компромиссы идти не
хотел. К тому же при просмотре старой работы обнаружилось, что она
мне уже не очень интересна: в ней я все для себя уяснил, и портить
текст студенческой работы – ради того, чтобы превратить ее в диссертацию
– скучно.
В итоге я решил поехать к Виктору Петровичу и впрямую
задал вопрос: а можно ли о советском обществе писать правду? В.П.
ответил мне столь же прямо: об истории советского крестьянства 1920-х
годов – можно. И рассказал свою историю попадания в аспирантуру.
Я не помню уже деталей, но все получилось, по его словам, достаточно
случайно: Институт истории в тот момент набирал аспирантов только
по советской истории, и поневоле пришлось поступать в аспирантуру
именно по такому направлению. Но поскольку у него была возможность
выбора конкретной проблематики, то – буквальная цитата – «у меня
хватило ума выбрать именно историю крестьянства», о которой можно
было писать, не кривя душой.
В тот раз В.П. собственно и сформулировал мне тему и
дал несколько советов, как именно строить работу. Он предложил,
во-первых, не ограничиваться темой Брянщины, а взять Западный район
в целом, т. е. территорию Брянской, Смоленской и Калужской губерний
в рамках тогдашнего административного деления; во-вторых, сузить
«социально-экономическое положение» до «земельных отношений»; в-третьих,
при сборе материала поменьше сидеть в московских архивах, а основное
время уделить архивам местным, стремясь там «опуститься» как можно
ниже – от губернских фондов к фондам уездным и волостным: они гораздо
богаче и интереснее, чем фонды центральные. Он был одним из немногих
столичных историков, кто много работал в провинциальных архивах.
В этом я имел возможность лично убедиться: в калужском архиве я
открывал дела, где в листках использования была его подпись.
Советы эти казались мне тогда достаточно сухими и чуть
ли не банальными, но смысл их уяснил позже: в ту пору я был все
же теоретиком, свою задачу видел в разработке исторической теории
нового поколения, а возможный переход к советской проблематике рассматривал
как кратковременный эпизод: мол, это просто возможность внимательнее
рассмотреть эпоху крушения традиционного общества…
Вопрос о переформулировке темы был решен в Брянске просто:
приехавшего из Сибири демографа такие детали не волновали: какая
разница – Брянск или Смоленск? Главное, чтобы аспирант защитился…
Фактически моим научным руководителем с той поры стал именно В.П.,
и вскоре я при общении с демографом достаточно нагло ссылался на
мнение В.П. по поводу того, что надлежит или не надлежит делать.
Тот принимал это как должное, но свои оргвыводы делал – из заочной
аспирантуры в очную меня так и не перевели…
Когда я принялся изучать работы В.П., то по ходу чтения
«Советской доколхозной деревни» пришел в изумление: а зачем я-то
здесь нужен? В.П. уже сказал все самое существенное! Остается роль
простого иллюстратора: на конкретном материале подкреплять общие
выводы, уже сделанные В.П. на общероссийском материале. Молодому
теоретику, желающему сказать свое слово в науке, этого было слишком
мало.
К тому же этот теоретик упорно не хотел расставаться
со своей теоретичностью и все норовил в Москве отправляться не на
Пироговку изучать фонды ЦГАНХа и ЦГАОРа, а в библиотеку, где прочитывал
от корки до корки журналы типа «На аграрном фронте», а также работы
замечательных ученых-аграрников 1920-х гг. В.П. отнесся к этому
спокойно, но настойчиво рекомендовал побольше сидеть в архивах,
а из экономистов повнимательнее приглядеться не к А.В. Чаянову,
который мне очень понравился, а к Н.Д. Кондратьеву. На мой вопрос:
а зачем я нужен, если есть уже «Советская доколхозная деревня»?
– В.П. отвечал вроде бы уклончиво – мол, работай в архиве и все
поймешь, а уж у теоретиков ответа точно не найти.
И со временем я понял, что В.П. совершенно прав, и чем
больше я посещал архивы, тем больше облетала с меня вся эта теоретическая
шелуха. Более того, именно после этого я и стал по-настоящему историком:
раньше с первоисточниками я почти и не был знаком – изучил основательно
Русскую Правду и ряд тому подобных древнерусских документов, а летописей,
т.е. самый информативный источник, по существу не знал, полагаясь
на изложения других историков. Самое ужасное, что я и не испытывал
в том сильной потребности – мол, зато прочту много книг разных авторов,
обобщу их исследования и создам на их основе нечто грандиозное.
Именно ненавязчивое, но настойчивое подталкивание со
стороны В.П. в сторону архивов, собственно, и перевернуло мое стоящее
на голове – исходившее из головы – мировоззрение. Именно в ту пору
до меня дошла, наконец, простая истина: опираться надо именно на
источники, а не отталкиваться от самых правдоподобных абстрактных
идей. Постепенно я понял, в чем может быть ценность и исследования
Западного района РСФСР: в отличие от В.П., блестяще представившего
общий, т.е. столичный взгляд на проблему, я могу и должен показать,
как отличался взгляд на нее из отдельных районов страны – какова
была брянская, смоленская, калужская точки зрения на те же самые
вопросы. Я с удивлением обнаружил, что документы, взятые из фонда
Наркомата земледелия и неоднократно цитируемые в общих монографиях
(от И.А. Кириллова в 1920-е гг. до В. В. Кабанова в 1980-е), в рамках
местного материала звучат совсем иначе, чем в общероссийском контексте:
с точки зрения центра, это проявление лишь некой общей тенденции
и в данном регионе, а с точки зрения региона, данное явление характерно
лишь для отдельной его волости, а сам регион и не характеризует.
Словом, то, что выглядит доказательным с высокой колокольни, совсем
не является таковым при более пристальном взгляде снизу. Эта тема
остается не изученной до сих пор. В.П. прекрасно ее осознавал и
меня подталкивал к тому, чтобы я сам сформулировал ее для себя.
Именно потому, что у меня произошла в ту пору – в конце
1980-х и в начале 1990-х гг. – именно ломка мировоззрения, а не
просто некоторое переосмысление частностей, я так и не сумел закончить
диссертацию, а поскольку сам текст настойчиво требовал продолжения
и мешал осознанию нового взгляда на мир, я вынужден был уничтожить
черновики, чтобы они не мешали заниматься главным – в частности,
ритмами истории.
Собственно, сам по себе архивный материал не мешал.
Мешала форма – прокрустово ложе диссертационной работы. Все эти
«актуальности» и «апробации» темы меня доводили до бешенства. Хотелось
писать на манер платоновского «Чевенгура» путешествие с открытым
сердцем – о том, как какой-нибудь землемер или платоновский «куровод
из Почепа» (т.е. человек с Брянщины!), заблудившись по дороге из
Чевенгура, прошел бы по названным землям… В такой поэме нашлось
бы место всем архивным находкам (и даже таблицам и графикам!), но
защитить такую поэму в качестве диссертации было бы невозможно.
В итоге я однажды пришел к В.П. и в течение примерно
двух часов во всех подробностях объяснял, почему я не могу написать
эту несчастную диссертацию и почему я сделал то, что сделал. Я,
в частности, рассказал о своем восприятии А. Платонова, воздух его
рассказов и повестей и воздух архивных документов 1920-х гг. – совершенно
одинаковы, и потому никакой историк в рамках обычного научного подхода
и не сможет передать во всей точности ту эпоху и потому – если хочет
приблизиться к Платонову – должен неизбежно «выламываться» за рамки
обычной науки. К моему изумлению В.П. полностью согласился с моей
оценкой Платонова, но пытался мне внушить, что с диссертацией я
погорячился, что некоторое продвижение «к Платонову» возможно и
в рамках академической науки, но я в тот момент не мог пойти на
компромиссы.
С тем мы и разошлись: я – с чувством неловкости и вины;
В.П. – видимо, с разочарованием: он, кажется, рассчитывал, что из
меня выйдет нечто путное и со временем я смогу подхватить направление
начатых им исследований: учеников у В.П. было очень немного.
Это чувство вины не покидает меня до сих пор, хотя вовсе
не жалею о содеянном – разве что написанный текст стоило бы сохранить:
он был не столь уж плох.
Теперь – несколько сцен, из которых видно отношение
В.П. к разным сторонам жизни. К сожалению, я стеснялся впрямую спрашивать
его о тех или иных вещах, выходящих за рамки «крестьянской» темы
и лишь подхватывал разговор, когда его начинал сам В.П. Так он постоянно
спрашивал о том, что делается на Брянщине и, в частности, на тамошнем
историческом факультете. А тогда, на заре туманной гласности, несколько
молодых преподавателей попыталось осуществить эту самую гласность
и перестройку в рамках факультета. Одним из первых их действий было
поднятие самостоятельно сделанного транспаранта «Вся власть Советам!»
в ходе традиционной тогда демонстрации 7 ноября 1987 г. Хотя в тот
же день сам Генеральный секретарь ЦК КПСС «благословил» этот лозунг,
так что все центральные газеты его радостно опубликовали, партком
института отнесся к самодеятельности истфаковских преподавателей
с крайней настороженностью. Когда же те посмели на очередных перевыборах
зав. кафедрой предложить альтернативную кандидатуру – вместо профессора-демографа,
над которым откровенно смеялись студенты, «всего лишь» доцента,
которого студенты уважали, – партком и ректорат сделали оргвыводы
и начали вести работу по «улучшению морально-политической обстановки
на историческом факультете». В итоге этой «работы» В.Н. Костылев,
талантливый исследователь и самобытный человек, умер в 38 лет от
инфаркта, а прочие участники «банды четырех» были постепенно удалены
под разными предлогами.
Я, активно участвуя во всех этих событиях, придерживался
несколько иных взглядов: считал, что надо вести не «политическую
борьбу» (выдвигать лозунги всякие), а «подрывную работу» среди студентов.
Так я собирал по 20–30 человек и читал им вслух наиболее интересные
публицистические статьи и публикации ранее запрещенных поэтов и
писателей. Более того, я даже сделал попытку организовать «Архивное
общество», целью которого, помимо обсуждения публицистики, было
вовлечь студентов в архивные разыскания – чтобы они готовили на
архивном материале курсовые и дипломные работы. Ничего из этого
толком не вышло: большим достижением было то, что народ приходил
и слушал, но делать что-то самим – реферировать статьи, работать
с архивными документами – почти никому не хотелось. Привлекала теплая
неформальная обстановка – это была разрядка, отдых от серости и
скуки факультетских будней. Но на мои призывы заняться, наконец,
реальным делом, один из вроде бы «продвинутых» парней сказал: «Опять
работа, а хотелось бы отдохнуть». Меня это завело: «Да за последние
20 лет молодежь в основном тем и занимается, что отдыхает!» И когда
я рассказал В.П. об этом эпизоде, то тут же почувствовал, как резко
вырос в его глазах.
В.П. сам в это время участвовал в обсуждении путей преобразования
сельского хозяйства, ведущемся в аппарате ЦК, и резко не принял
его «перестройку» по-горбачевски. И он очень иронично отозвался
о пресловутом, широко рекламируемом тогда «архангельском мужике»,
неодобрительно – о писателе Б. Можаеве и очень резко о публицисте
Ю. Черниченко: когда я назвал и одну из его статей в числе вынесенных
на обсуждение, В.П. с несвойственной ему грубоватостью спросил:
«А этого-то зачем?» Он не рассказывал о своем участии в тех непубличных
«цековских» обсуждениях практически ничего, но, видимо, уже тогда
вполне осознавал опасность насаждения капитализма большевистскими
методами, планируемого в ЦК: это я понимаю ныне, а тогда это вызвало
некоторое недоумение – хотелось ведь надеяться на лучшее, и как-то
не верилось, что власти могут быть столь бестолковыми, что они настолько
лишены понимания общегосударственных задач.
Столь же резким было и его отношение к Б. Ельцину. Уже
позднее, в начале 1990-х, я как-то попытался объяснить В.П. возможность
совершенно новых подходов к историческому материалу, что позволит
отвечать на те вопросы, на которые сейчас в рамках традиционных
подходов ответов просто нет. В качестве примера я привел такой:
есть вероятность того, что Николай I, которому ход Крымской войны
показал нежизнеспособность его политической системы, сознательно
ушел из жизни, однако строго доказать это обычными методами нельзя...
И тут В.П., не дослушав мое толкование, резко бросил: «Да уж, Николай
I – просто светоч по сравнению с Ельциным…».
Еще один краткий диалог в коридоре Института российской
истории. В ответ на общий вопрос: «Как Вы поживаете?» – В.П. сообщает
о том, что читает сейчас протоколы заседаний Политбюро 1920-х гг.
– И каково Ваше общее впечатление?
– Разбойники!»
В заключение – еще один «брянский» эпизод: рассказываю
В.П. о своем шефе-демографе, который занимал явно не свое место:
из него бы получился неплохой сельский учитель, но только не доктор
наук и зав. кафедрой. Из-за этого его занятия превращались в кошмар;
таким же кошмаром становились заседания кафедры, где часами обсуждались
какие-то пустяковые вопросы, которые можно было решить за пять минут.
Задним числом об этом вспоминать было даже весело, но для этого
надо сначала как-то вытерпеть треп этого выжившего из ума ветхого
старика… В.П. строго смотрит на меня и спрашивает: «А сколько ему
лет?» И тут я понимаю, что болтнул лишнее – не подумав: В.П. лет
на пять старше «моего» демографа. И не остается ничего, как неловко
извиняться и сказать чистую правду: «Так ведь Вы, В.П., духом намного
моложе, чем он; поэтому и выговорились эти слова!»
Это, конечно, не буквальные мои слова, но суть передана
верно. В этом-то все и дело: очень многие люди уже с 20–30 лет начинают
не жить, а доживать, а потому и выглядят куда старше своих лет.
В.П. – до самых своих последних дней именно жил.
[1] А.М. Никулин. В поисках
альтернатив российского развития: переосмысливая наследие аграрника
В.П. Данилова.//Мир России. 2014, № 1.
http://ecsocman.hse.ru/hsedata/2014/03/26/1318828336/
mir%20rossii%20%E2%84%961_%202014%20[Pages%208%20-%2034].pdf
[2] http://demoscope.ru/weekly/2004/0155/nauka02.php
[3] Журавель А.// Крестьяноведение.
Теория. История. Современность. Вып. 5. М., 2006. с.64–70. http://suzhdenia.ruspole.info/node/1392
|