Статистика Управлений ЗАГС за 2014 год свидетельствует: россияне стали чаще жениться и выходить замуж. В Москве, например, на фоне экономической нестабильности и политических рисков прошлого года зарегистрировали свои отношения 100483 молодые пары — абсолютный рекорд за последние 30 лет. Разводов стало меньше, а количество новорожденных прибавилось. В регионах тоже все благополучно: кругом свадьбы и гуляния.
— У этого феномена есть и объективные причины,— поясняет Анатолий Антонов, завкафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.— В 1981-1987 годах наблюдался бум рождаемости, и как раз это поколение спешит сейчас создавать семьи. Вот такой подарок от советской поры подоспел.
С другой стороны, в 2013 году настолько высоких показателей вступления в брак еще не наблюдалось, поэтому социологи предполагают, что все дело в кризисе. Это он укрепляет в россиянах тоску о крепкой семье. Недавно исследователи из Университета Аризоны доказали, что стратегия объединяться и укрупнять семьи в период потрясений — одна из древнейших на планете: североамериканские индейцы прибегали к ней еще в XIII веке. Мы здесь мало чем отличаемся. Согласно статистике Московской неотложной психологической помощи, в 2014-м число жалоб на одиночество от столичных жителей возросло аж на 28 процентов: ищут люди свою "половинку".
Сотрудники Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ксения Абанокова и Михаил Локшин выяснили, что и в 1998-м, и в 2008-2009 годах институт семьи выходил из горнила финансовых бед только окрепшим. Семьи укрупнялись (за счет выросших детей, которые из-за сложной экономической ситуации возвращались жить к родителям), россияне реже разводились и чаще старались вести совместное домашнее хозяйство. С точки зрения экономики все объясняется очень просто: вместе дешевле.
— Экономические трудности, воспринимаемые как кратковременные, подталкивают людей к реализации отложенных радостей жизни вроде вступления в брак и рождения детей,— считает Ольга Исупова, доцент Института демографии НИУ ВШЭ.
По матримониальным установкам своего населения Россия, кстати, очень отличается от других развитых стран. Во-первых, престиж официального брака по сравнению с гражданским у нас по-прежнему высок. По словам Ольги Исуповой, штамп в паспорте остается "показателем качественных отношений". Во-вторых, мы не очень склонны просчитывать риски и "цену" вступления в брак. В США, например, экономические трудности чаще сокращают число брачующихся. Как заметила демограф Саутгемптонского университета Бриенна Перелли-Харрис, американцы регулярно объясняют свое нежелание регистрировать отношения тем, что "жениться — это дорогое удовольствие".
— У нас действительно все не так,— резюмирует Анатолий Антонов.— В этом есть и плюсы, и минусы, но населению такая неосмотрительность в любом случае простительна. Хуже, когда чиновники не просчитывают рисков, в том числе в своей семейной и демографической политике. У нас до сих пор во власти господствует упрощенно-сексуальное представление о семейных отношениях: давайте устроим кризис, выключим лампочки, запретим аборты — и все сразу начнут рожать. Начать-то, может, они и начнут, но как потом будут жить молодые семьи?
Семейное предприятие Экспертиза Брак выгоден бедным и затратен для обеспеченных Михаил Черныш, завсектором социальной мобильности Института социологии РАН
Кризис еще не настолько ощутим массе населения, чтобы по-настоящему сказаться на институте семьи. Вот если экономические трудности затянутся, тогда действительно реакция будет сильна, и прежде всего скажется на значении горизонтальных связей для россиян. Хорошо известно, что горизонтальные связи — дружеские, семейные — помогают выживать населению в условиях неработающих институтов и государства. Нас часто заставляют сплачиваться беды.
Трудно говорить об этом в категориях "хорошо" или "плохо". В 60-е годы США провели интересный эксперимент, пытаясь найти оптимальный способ поддержки бедных домохозяйств. Они составили большую выборку малоимущих семей и предоставляли им различные суммы денег: одной группе домохозяйств — большие суммы, другим — меньшие, с целью выяснить, какая сумма достаточна. Но в результате открыли другую примечательную взаимосвязь. Чем больше денег они давали бедной семье, тем выше была вероятность того, что она распадется. Поскольку наблюдения осуществлялись на длительном отрезке времени, гипотеза была многократно подтверждена: вчерашние бедные, ставшие чуть более обеспеченными, очень часто рвали семейные связи. Причины просты: как только у супругов появляются материальные ресурсы, они становятся свободнее в выборе жизненных стратегий и уже не хотят мириться с тем, с чем раньше мирились по необходимости, например с домашним насилием, с пьянством одного из супругов. Как видим, ситуация здесь противоречивая. С одной стороны, разрушение семей — плохо, с другой стороны, имеет ли смысл сохранять неблагополучные семьи?
Кстати, хороший пример понимания и использования этой стратегии демонстрирует Китай. Там просто не платят пенсий, поэтому любой человек считает семью великой ценностью: если ты в старости одинок и не имеешь детей, ты не сможешь выжить.
Такой, возможно, не самый радужный образ семьи рисует нам ресурсный подход в социологии. Суть его в том, чтобы оценивать, что теряется, а что приобретается для каждого из супругов при вступлении в брак. И выходит, что у менее ресурсных групп населения материальные выгоды оказываются больше. То есть семья удобна и выгодна для бедных, а для обеспеченных — скорее затратна и обременительна.
Но есть и другой подход, который становится все более популярным в XXI веке,— постматериалистический. Он рассматривает семью как особую зону психологического комфорта для человека, интимности, призванную снимать стрессы и дарить радость общения. Эту выгоду от жизни в семье сложно как-то измерить или оценить, и, возможно, чтобы ее получить, придется затратить много "ресурсов". Однако игра, по всей видимости, для многих стоит свеч: раз за столько лет материализма семья так и не превратилась в деловое предприятие, а сохранила ореол романтики и тайны.
Официальная стимуляция В российских регионах в минувшем году всеми способами пропагандировали семейные ценности Губернатор на свадьбе
Многие россияне так тепло относятся к своим губернаторам и мэрам, что зовут их на свадьбы. Что еще важнее, в 2014 году и губернаторы стали все чаще принимать такие приглашения: лишний повод мелькнуть в телевизоре и напомнить населению о пользе брака в пору кризиса. Например, губернатор Красноярского края Виктор Толоконский не только приехал на свадьбу к двум красноярцам, но и подарил им трогательную книгу про любовь, "написанную и изготовленную его женой", а заодно добавил, что хочет сделать посещение свадеб "своей приятной традицией". А его коллега губернатор Омской области Виктор Назаров прислал новобрачным цветы.
Школы молодоженов
Серьезнее взялись за воспитание молодых семей в Московской области. Там при главном областном Управлении ЗАГС заработала "Школа молодоженов", цель которой, как написано на официальном сайте, "пропагандировать идеологию положительного имиджа семьи", а также снабжать брачующихся полезными сведениями: как менять документы в связи со сменой фамилии, как работает "Электронный ЗАГС" и так далее. Брянская область почти тот же набор информации представила в письменном виде — молодоженам теперь дарят 100-страничный "Путеводитель "Семейное счастье"". А ставропольцам устроили сразу несколько "дней открытых дверей" в краевых отделениях ЗАГС и акций-концертов "Стоп-развод".
Подарочные сертификаты
В былые годы сертификаты молодоженам давали право на получение денег или товаров, но в нынешний кризис нашлись другие ценные подарки, которые иначе как по сертификату не достанешь. В Ульяновской области, например, сертификат дает право на обследование в Центрах здоровья, то есть на полную диспансеризацию (и без очереди, не как в обычной поликлинике). В Ненецком автономном округе — на автоматическую запись в детский сад. В Кемеровской области сертификат гарантирует получение квартиры с рассрочкой на 20 лет без процентов и первоначального взноса.
Сугубо личный вклад Цифры Для россиян семья стала еще важнее, чем была 25 лет назад: сказался опыт, приобретенный за годы кризисов и потрясений
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)