Rambler's Top100

№ 631 - 632
23 февраля - 8 марта 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Социология. Естествознание. Общество

Здоровье населения России: влияние окружающей среды в условиях изменяющегося климата

Международно-правовые механизмы регулирования миграции: доктринальные подходы и опыт Российской Федерации

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014

Uzbekistan. Health Systems in Transition

По страницам журналов «Демографическое обозрение» и «Терапевтический архив»

Содержание журнала «Journal of Marriage and Family»


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

А.Ю. Ястребова

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ: ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М., ВАКО, 2014, 464 страницы


Итак, подводя итоги современным тенденциям международно-правового регулирования проблем вынужденной миграции, мы приходим к следующим выводам:

  • Классическое определение понятия «беженец», содержащееся в Конвенции 1951 г., продолжая оставаться основой для различных национально-правовых систем, должно быть дополнено указанием на ситуации массовых нарушений прав человека и вооруженных конфликтов в стране исхода. В этом смысле региональные международно-правовые нормы, содержащиеся в договорах СНГ и ОАЕ, являются наиболее прогрессивными и могут быть взяты за основу новой формулировки ст. 1 Конвенции 1951 г.;
  • Одним из основных пробелов Refugee Law является отсутствие универсальной Конвенции о территориальном убежище, которая объединила бы международно-правовые принципы его предоставления. На региональном уровне этот вопрос во многом решен благодаря сложившемуся международно-правовому регулированию и практике стран Латинской Америки и Африканского континента. Представляется, что необходимо продолжить научные и практические дискуссии по созданию проекта такой Конвенции в рамках Комиссии ООН по международному праву и УВКБ ООН;
  • В настоящий момент наблюдается тенденция к расширению категорий вынужденных мигрантов и стремление государств закрепить их статус как в национальном законодательстве, так и на региональном уровне в форме специальных международных договоров. Так, для РФ характерно сочетание классического подхода к защите беженцев, заимствованного из Конвенции 1951 г., с формированием законодательства о вынужденных переселенцах и активным участием в регионально-правовом регулировании подобного правового статуса (Соглашение СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г.). На универсальном уровне дискутируются возможные международно-правовые подходы к такой категории, как внутренне перемещенные лица, существующие пока в рекомендательной форме. Показательным примером регионального международного договора по защите таких лиц является Кампальская конвенция Африканского Союза 2009 г. Налицо широкое взаимодействие международного и национального права в области гуманитарного сотрудничества и процесс универсализации отдельных институтов прав человека;
  • УВКБ ООН, закрепляя правовое положение лиц, ищущих убежище, в последние десятилетия стремилось к охвату этой группы своей компетенцией и максимальному облегчению их допуска к процедуре признания. Необходимо поставить вопрос о международно-правовом урегулировании промежуточного статуса индивида, просящего о предоставлении убежища. Подобные правовые процедуры требуют определенного периода времени, в течение которого индивид должен обладать хотя бы временной защитой. Подтверждение правильности такого подхода можно найти в российском федеральном законодательстве о беженцах, где процесс получения статуса беженца разделен на два этапа: подача ходатайства и его рассмотрение по существу;
  • Представляется целесообразным использование устоявшейся национальной практики государств по раздельному порядку обращения за статусом беженца и за получением политического убежища. Последний правовой акт принадлежит сфере конституционно-правового регулирования и оставляет более широкие возможности для государства по определению круга лиц, которые могут на него претендовать. Одновременно государства обладают суверенным правом расширить этот перечень по своему усмотрению или же выработать общие международно-правовые подходы. Это дает им возможность гибко реагировать на экстренные ситуации исхода людей из стран происхождения или постоянного пребывания.

Стр. 116-118.

Подводя итоги анализу международно-правового регулирования трудовой миграции актами МОТ, нужно отметить следующее:

  • указанные международно-правовые акты значительно дополняют содержание Конвенции ООН 1990 г. о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей;
  • они остаются актуальными, так как определяют правовые механизмы вербовки, переезда и трудовой деятельности мигрантов в стране приёма, в контексте действующих международных стандартов труда;
  • рекомендации МОТ, будучи декларативными по своей правовой природе, предлагают государствам-членам МОТ определенные правила реализации профессиональных и сопутствующих прав трудящихся-мигрантов и готовят таким образом основу для будущего оформления таких норм в международных договорах. Благоприятным условием для этого является использование рекомендаций в национальной практике заинтересованных в трудовой миграции стран.

К специальным принципам международно-правового регулирования трудовой миграции можно отнести принципы недискриминации и равного обращения; предоставления национального режима в сфере профессиональной занятости и защиты основных прав человека; обеспечения свободы передвижения внутри государства приёма с целью рабочей занятости; оформления постоянного проживания на период трудоустройства; единства и воссоединения семей трудящихся-мигрантов; запрета их коллективной и / или необоснованной высылки.

Стр. 236-237.

Порядок финансирования расходов добровольного переселения соотечественников в РФ (стр. 346)

Средства федерального бюджета

Средства региональных " программ субъектов РФ по переселению

компенсация расходов на переезд к будущему месту проживания

социальная поддержка и трудоустройство

компенсация расходов на уплату государственной пошлины за оформле­ние документов, определяющих правовой статус переселенцев

обеспечение необходимым жильем и участие в субсидировании жилищных расходов (ипотечное кредитование)

получение единовременного пособия на обустройство

 

получение ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой или предпринимательской занятости до приобретения гражданства РФ, но не более 6 месяцев

 

получение компенсационного пакета государственных услуг по дошкольному воспитанию, общему и профессиональ­ному образованию, социальному обслу­живанию, здравоохранению и занятости

 

В данной монографии проведен анализ действующих международно-правовых механизмов регулирования миграции, рассмотрены основные институты современной миграции и правовой статус различных категорий мигрантов, а также исследованы вопросы участия РФ в межгосударственном миграционном сотрудничестве, её национальное законодательство и правоприменительная практика в этой сфере.

Книга предназначена для преподавателей, аспирантов, магистрантов юридических факультетов, экспертов в области прав человека, сотрудников МИД и ФМС России и иных специалистов государственных органов, занимающихся миграционной проблематикой.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие редактора
Перечень используемых сокращений
Введение

Раздел 1. Основные институты международно-правового регулирования миграции и особенности их применения в современных условиях

1.1. Формирование системы международно-правовых принципов и норм в сфере миграции. Миграционные правоотношения в системе международного права
1.2. Современные подходы к международно-правовой регламентации статуса вынужденных мигрантов: эволюция и перспективы
1.3. Особенности международно-правового регулирования миграции в условиях вооруженных конфликтов
1.4. Международно-правовые основы добровольных перемещений и статуса трудящихся-мигрантов и их применение в российском законодательстве

Раздел 2. Механизмы международно-правового регулирования миграции, действующие на универсальном и региональном уровне, и участие в них Российской Федерации

2.1. Универсальные международно-правовые механизмы воздействия на миграцию: общее понятие и современные приоритеты
2.2. Региональные международно-правовые механизмы регулирования вынужденной и добровольной миграции
2.2.1. Понятие и значение региональных международно-правовых систем в сфере миграции
2.2.2. Региональные международно-правовые институты защиты вынужденных мигрантов
2.2.3. Международно-правовая регламентация добровольных перемещений на региональном уровне

Раздел 3. Международно-правовые аспекты предупреждения незаконной миграции и межгосударственные механизмы противодействия торговле людьми

Заключение

Список литературы

Приложения
Приложение 1. К определению понятия "беженец"
Приложение 2. Отдельные региональные международно-правовые акты в области миграции
Приложение 3. Глоссарий ключевых терминов

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.