Rambler's Top100

№ 621 - 622
1 - 14 декабря 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Мироустройство сквозь призму геронтологии

Качество статистической информации о причинах смерти в Российской Федерации

Модификация первоначальной причины смерти от болезней системы кровообращения

Недоступное счастье: что говорят данные опросов о здоровье российского населения

Ожидаемая продолжительность жизни австралийского мужчины превысила рубеж в 80 лет

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Недоступное счастье: что говорят данные опросов о здоровье российского населения

Косова Л.Б.[1] - специально для Демоскопа

Непреходящая ценность

Что необходимо для счастья? Что лежит в основе успеха? Можно предлагать разные ответы на эти вопросы, но есть один базовый фактор, определяющий наш жизненный путь и наши достижения, - здоровье. Как показывают данные[2], этот простой ответ отражает представления большинства наших соотечественников. В какое бы время ни проводилось анкетирование, в какой бы форме ни задавался вопрос, какой бы контекст ни формировали подсказки, если среди прочих альтернатив присутствует категория «здоровье», она неизменно оказывается на первом месте среди всех терминов, предложенных для ранжирования. Вот, например, опрос, проводившийся в советское время[3]. В анкете присутствовал блок из 16 вопросов о том, что важно для достижения успеха. Респондентов просили оценить каждую из 16 позиций отдельно, используя шкалу, где 1 означала – «совсем не важно», 4 – «очень важно». У анкетируемых была возможность отказаться от ответа. Полученные результаты представлены на рис. 1. Здоровье занимает самую высокую строчку в ранжированном списке, причем, ни один респондент не выбрал в процессе оценивания позицию «совсем не важно» и лишь 1% ответивших высказал мнение, что «для достижения успеха здоровье не важно».

Рисунок 1. Что, на Ваш взгляд, важно, а что не важно для достижения успеха, благополучия в жизни?

А вот другой пример - опрос, проведенный в «лихие девяностые»[4]. Методика получения ответов отличалась от алгоритма, использованного в исследовании 1985 года. Респондентам был предложен единый список из 38 позиций, в котором опрашиваемых попросили выделить все термины, отражающие их представления о счастливой жизни. И хотя в списке присутствовали «высокие» понятия – патриотизм, демократия, культура – представления россиян о счастье оказались простыми: здоровье, семья, достаток. Именно эти категории занимают лидирующие позиции в полученной иерархии выборов (рис. 2).

Рисунок 2. Прочитайте внимательно весь список и выберите из него слова, которые лучше всего отражают ваше представление о хорошей, счастливой жизни

Отношение к здоровью как к базовой ценности не изменилось и в двухтысячные годы. В исследовании, проведенном в 2008 году[5], респондентов попросили выбрать 2-3 обстоятельства, которые они считают самыми важными для счастья. Как и в исследовании 1995 года, в перечень категорий входили понятия разных планов – и повседневного, и экзистенциального. Но иерархия важных для счастья факторов оказалась прежней: здоровье и семья.

По мнению наших сограждан, здоровье – базовая ценность, необходимая для того, чтобы состояться в жизни, стать счастливым (рис. 3). В какой же мере российское население располагает этим ресурсом?

Рисунок 3. Выберите из этого списка 2-3 обстоятельства, которые более всего важны вам для того, чтобы быть счастливым

Состояние здоровья и доступность медицинских услуг

Попробуем понять, как обстоят дела, поместив оценки, данные нашими соотечественниками своему здоровью, в международный контекст. В решении этой задачи нам помогут данные международного исследования ISSP (International Social Survey Programme)[6]. В 2011 году был проведен очередной модуль - «Здоровье». Хотя о своем участии в исследовании заявили 47 стран, в сентябре 2014 года были доступны данные только 17 стран-участниц (26216 опрошенных). Полный список стран-участниц и доступных к настоящему моменту данных приведен в Приложении 1.

Анкета содержала ряд вопросов, позволяющих оценить состояние здоровья с разных сторон. Среди прочих задавался и прямой вопрос: «Как бы Вы оценили в целом свое здоровье?» Оценки давались по пятипозиционной шкале[7], у респондентов была возможность воздержаться от ответа. На рис. 4 приведены средние оценки здоровья, рассчитанные для всех стран-участниц, чьи данные доступны к настоящему моменту. Самые высокие оценки своего здоровья дают жители Швейцарии, Россия замыкает полученный список.

Рисунок 4. Как бы вы оценили в целом свое здоровье? (средние значения, рассчитанные по пятипозиционной шкале, где 1 – слабое здоровье, 5 – отличное здоровье)

Конечно, необходимо помнить, что мы имеем дело с субъективными оценками, которые базируются не только на фактическом положении дел, но, в не меньшей степени, на социально предписанном поведении. Как в известном анекдоте про американца, который в ответ на вопрос, как дела, не задумавшись, отвечает «fine», хотя вчера его уволили с работы, а сегодня он похоронил любимую тещу. Тем не менее, не слишком высокие оценки россиянами состояния своего здоровья имеют под собой фактические основания. Так, на вопрос «В течение последних четырех недель как часто у Вас были боли в теле?» чуть более половины швейцарцев отвечает «ни разу», среди россиян доля таких ответов вдвое меньше; на вопрос «В течение последних четырех недель как часто у Вас были трудности с работой или ведением домашнего хозяйства из-за проблем со здоровьем?» 68% жителей Швейцарии отвечают «ни разу», среди российских граждан этот ответ дают 35% опрошенных.

Можно было бы предположить, что россияне, недовольные своим здоровьем, чаще других обращаются к врачу. Однако это предположение не подтверждается данными (рис. 5) - Россия входит в число стран, жители которых обращаются к врачу очень редко. По сумме ответов «я ни разу не обратился к врачу за последние 12 месяцев» и «я редко обращался к врачу в последние 12 месяцев» наши соотечественники делят третье/четвертое место с Хорватией, но при этом Хорватия – один из лидеров рейтинга «хорошего здоровья». В чем же дело?

Рисунок 5. В течение последних двенадцать месяцев как часто вы обращались к врачу?

Кратко ответ на этот вопрос можно сформулировать следующим образом: Россия держит печальное первенство по недоступности медицинских услуг, в независимости от того, какие причины лежат в основе этой недоступности (см. рис. 6-9). Почти четверть россиян не смогла воспользоваться медицинской помощью потому, что у них не было денег, более четверти отложили визит к врачу из-за отсутствия времени, около трети не смогли получить нужные медицинские услуги потому, что их просто не было там, где опрошенные живут, или очередь на их получение была слишком длинной. Особо выделим фактор отсутствия необходимого лечения по месту жительства (рис. 8) – один из важнейших показателей степени цивилизованности общества. Вторую строчку в этом рейтинге, следом за Россией, занимают Филиппины, при этом число отказов от необходимого лечения по данной причине на Филиппинах почти в два раза ниже, чем в России.

Рисунок 6. Бывали ли случаи, когда Вы не получили медицинской помощи, потому что не могли заплатить за нее?

Рисунок 7. Бывали ли случаи, когда Вы не получили медицинской помощи, потому что у вас не было свободного времени или у вас были другие неотложные дела?

Рисунок 8. Бывали ли случаи, когда Вы не получили медицинской помощи, потому что у вас не было возможности получить нужное лечение там, где вы живете или поблизости?

Рисунок 9. Бывали ли случаи, когда вы не получили медицинской помощи, потому что очередь на получение нужной Вам помощи (лечения, операции) была слишком длинной?

Возраст - не диагноз

Как связаны возраст и здоровье? На первый взгляд этот вопрос, вернее ответ на него, кажется очевидным: чем старше человек, тем хуже его здоровье. Разве может быть иначе? Действительно, если мы рассчитаем зависимость здоровья от возраста по всему массиву опрошенных[8], то получим именно такую картину – оценки здоровья с возрастом падают (рис. 10). Но ситуация меняется, если мы перейдем к анализу данных в отдельных странах.

Рисунок 10. Зависимость оценок здоровья от возраста для всего массива опрошенных

На рис. 11 мы представили данные, рассчитанные для 6 стран. В России и Чехии характер зависимости здоровья от возраста одинаков и полностью совпадает с ожидаемым: каждый прожитый год ухудшает здоровье. При этом жители Чехии во всех возрастах оценивают свое здоровье позитивнее, чем в России, но градиент снижения их оценок выше. А вот в четырех других представленных на рисунке странах зависимость здоровья от возраста отнюдь не линейна. В Швейцарии, например, оценки здоровья, несколько снижаясь до 30 лет, достигают пика в интервале 31-35 лет, к сорока годам понижаются до серединного уровня между «хорошее» и «очень хорошее» здоровье и остаются на этом уровне практически до 70 лет. В Великобритании оценки здоровья достигают максимума к 25 годам, остаются на этом уровне почти до 40 лет, после чего несколько снижаются и далее колеблются вокруг отметки «хорошее здоровье» - той оценки, которую дают своему здоровью самые молодые респонденты. В Японии оценки здоровья, данные шестидесяти - семидесятилетними респондентами, выше, чем аналогичные оценки, полученные от тех, кому сорок – они практически совпадают с оценками, которые дают своему здоровью двадцатипяти - тридцатилетние. А на Тайване пик позитивных оценок смещен в возрастные группы сорокалетних. Иными словами, «очевидность» оказывается не такой уж очевидной – естественный запас здоровья молодости можно не только сохранять и поддерживать, но и улучшать.

Рисунок 11. Зависимость оценок здоровья от возраста в отдельных странах

Здоровье не купишь?

В чем респонденты видят причины плохого здоровья? Один из основных факторов – бедность. Этот ответ особенно популярен в России (рис. 12). Но действительно ли связь между материальным благополучием и состоянием здоровья так сильна?

Рисунок 12. В какой мере Вы согласны с утверждением: «Люди страдают от серьезных проблем со здоровьем, потому что они бедны»

Мы рассчитали динамику оценок здоровья, выделив децильные группы семейного дохода, для стран, где имелись необходимые данные[9]. Действительно, во всех анализируемых случаях наблюдается рост позитивных оценок здоровья с ростом дохода семьи (рис. 13), но характер связи в каждой стране обладает своей спецификой. Например, в Австралии пик позитивных оценок здоровья приходится на 5 дециль. Если мы построим одномерные регрессионные модели и сравним нормализованные коэффициенты эластичности, полученные для разных стран, то становится видно, что уровень дохода вносит разный вклад в динамику оценок здоровья (рис. 14). Самые высокие коэффициенты в Болгарии и России - на единицу динамики аргумента приходится более трети динамики функции. На Филиппинах этот показатель ниже почти в 4 раза. Иными словами, доход вносит разный вклад в состояние здоровья в различных обществах.

Рисунок 13. Динамика оценок здоровья по децильным группам семейного дохода

Рисунок 14. Нормализованные коэффициенты эластичности

Заключение

С нашей точки зрения, полученные результаты говорят не столько о состоянии здоровья россиян, сколько о состоянии российского общества – той социальной ткани, которая создает условия и обстоятельства повседневной жизни. Россияне дают самые низкие оценки своему здоровью среди всех стран, данные которых были доступны для анализа. Жители Чили, Хорватии, Филиппин - государств, отнюдь не претендующих на звание супердержавы, считают себя более здоровыми, чем наши сограждане. Должны ли мы предположить, что нам достались худшие в мире гены, которые и приводят к столь печальным результатам? Или дело в том, что шансы поддержать и укрепить свое здоровье в других обществах выше? Напомним, что по степени доступности медицинских услуг Россия оказалась на последнем месте по всем упомянутым в опросе основаниям. Особо выделим два фактора - нехватку денег на лечение и невозможность получить необходимое лечение по месту жительства. Если к этому добавить отсутствие повседневных практик заботы о здоровье, культуры здорового образа жизни, то становится понятным, почему здоровье россиян монотонно снижается с возрастом в отличие от, скажем, жителей Швейцарии или Японии.

Еще одна важная особенность российской действительности – дефицит социальных программ, как государственных, так и спонсируемых обществом, которые демпфировали бы нехватку личных средств, необходимых для лечения или укрепления здоровья. Различия в оценках состояния здоровья между «бедными» и «богатыми» в России значимо выше, чем во Франции, Норвегии или Австралии. Только Болгария дает более высокий коэффициент, но на существующих объемах выборок эту разницу нельзя считать статистически значимой. Иными словами, в России, для того, чтобы быть здоровым, надо быть богатым.

Здоровье стабильно маркируется массовым сознанием как базовая ценность, однако существующая в настоящий момент в России социальная система не способствует ее реализации. Улучшит ли ситуацию та реформа здравоохранения, которая проводится в настоящее время? С нашей точки зрения, вряд ли – она исходит из других оснований и ставит перед собой другие цели.

Приложение 1. Список стран-участниц и доступность данных

Заявили о своем участии в проведении исследования

Доступность данных в сентябре 2014

Заявили о своем участии в проведении исследования

Доступность данных в сентябре 2014

1.

Австралия

+

25.

Норвегия

+

2.

Австрия

 

26.

Польша

 

3.

Аргентина

 

27.

Португалия

 

4.

Бельгия

 

28.

Россия

+

5.

Болгария

+

29.

Словакия

 

6.

Великобритания

+

30.

Словения

+

7.

Венгрия

 

31.

США

 

8.

Венесуэла

 

32.

Тайвань

+

9.

Германия

 

33.

Турция

 

10.

Дания

 

34.

Украина

 

11.

Доминиканская республика

 

35.

Уругвай

 

12.

Израиль

+

36.

Филиппины

+

13.

Ирландия

 

37.

Финляндия

+

14.

Исландия

 

38.

Франция

+

15.

Испания

 

39.

Хорватия

+

16.

Италия

 

40.

Чехия

+

17.

Канада

 

41.

Чили

+

18.

Кипр

 

42.

Швейцария

+

19.

Китай

 

43.

Швеция

 

20.

Латвия

 

44.

Эстония

 

21.

Литва

 

45.

Южная Африка

 

22.

Мексика

 

46.

Южная Корея

+

23.

Нидерланды

 

47.

Япония

+

24.

Новая Зеландия

 

 

 

 



[1] Косова Лариса Борисовна – Директор Единого архива экономических и социологических данных, доцент Кафедры методов сбора и анализа социологической информации Факультет социальных наук НИУ ВШЭ, Москва
[2] В работе используются данные Единого архива экономических и социологических данных НИУ ВШЭ (ЕАЭСД НИУ ВШЭ). Социологическая часть коллекций ЕАЭСД содержит более 1100 опросов, глубина ретроспекции 40 лет. Данные для исследовательской и преподавательской работы передаются на безвозмездной основе.
[3] Данные опроса «Ценности-84: сравнительный анализ интериоризации ценностей в развитом социалистическом обществе». Опрос проводился в январе 1985 года, опрошено 1262 человека в Тамбове и Тамбовской области по репрезентативной выборке. Руководитель исследования – Андреенков В.Г.
[4] Данные опроса «Курьер 1995-17». Исследование проводилось ВЦИОМ под руководством Левады Ю.А. с 28 октября по 9 ноября 1995 года по репрезентативной российской выборке, опрошено 1599 человек.
[5] Данные опроса «Курьер 2008-11». Исследование проводилось АНО Левада-центр 8-19 октября 2008 года по репрезентативной российской выборке, опрошено 1600 человек.
[6] Программа была начата в 1985 году по следующей методике. Страны-участницы проводят опросы, каждая на своей территории, по репрезентативным выборкам, используя общую согласованную анкету. Тема очередного модуля исследования выбирается на ежегодной установочной конференции. Модули повторяются с интервалом 5-6 лет. Такой подход позволяет осуществлять как межстрановые сравнения, так и анализ динамики различных показателей внутри стран.
[7] В исходной анкете использовалась следующая шкала: 1 - отличное здоровье, 2 - очень хорошее, 3 – хорошее, 4 – удовлетворительное, 5 – слабое. Для удобства визуализации мы перекодировали исходные значения, перейдя к инверсной шкале: 1 - слабое здоровье, 2 - удовлетворительное, 3 – хорошее, 4 – очень хорошее, 5 – отличное.
[8] Напомним, что в 17 странах, чьи данные доступны для анализа, было опрошено 26216 респондентов.
[9] Ряд стран, например, Великобритания, Чили и т.д., включили в анкету вопрос о доходах в закрытой форме, предварительно разбив шкалу на интервалы, что затрудняет выделение децилей и сравнение результатов.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.