Россия – страна великодушных альтруистов или эгоистов, озабоченных лишь собственным благополучием? Социологи и экономисты – о стереотипах и базовых ценностях россиян.
Эксперты МГУ им. М.В. Ломоносова и НИУ ВШЭ недавно представили общественности итоги исследований, посвященных базовым ценностям россиян. Psychologies публикует самые интересные выдержки из выступлений.
Владимир Магун, заведующий Лабораторией сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ, руководитель сектора исследований личности Института социологии РАН: «Среди наших базовых ценностей нет альтруизма»
«Один из расхожих стереотипов – мы, россияне, высокодуховная нация, у нас соборность, коллективизм, в общем, в России живут лучшие люди на земле. У нас особый путь, «аршином общим» нас не измерить, поэтому не стоит даже пытаться сравнивать нас с другими странами. Но, несмотря на то что у нас есть Большой театр, Достоевский, нефть и ракеты, короче говоря, несмотря на нашу уникальность, Россия в своем развитии все-таки подчиняется тем же культурным, экономическим, социальным и политическим закономерностям, что и все остальные страны.
Мы провели масштабное международное исследование базовых ценностей в 29 странах Европы, включая Россию. Базовые ценности – это обобщенные переживания, представления людей о том, что важно в жизни.
Как показало исследование, россияне по сравнению с другими европейцами явно тяготеют к безопасности, конформизму и приверженности традициям. Кроме того, бросается в глаза наше стремление к личному успеху и материальному достатку. Выяснилось, что никакие мы не высокодуховные – среди наших базовых ценностей и в помине нет альтруизма. Нам наплевать на окружающих и природу, на первом месте – личное благосостояние. С одной стороны, в этом наша специфика, с другой – общность с другими странами Европы, прежде всего бывшими государствами соцлагеря. Не так далеко по базовым ценностям от нас находятся и страны Средиземноморья.
Наибольшая ценностная дистанция отделяет нас от Западной и Северной Европы. Там население демонстрирует и значительно большую заботу о людях и природе, и гораздо большую открытость изменениям, инициативность. Причем прослеживается четкая связь: чем выше в государстве ВВП на душу населения (то есть чем люди богаче), тем больше граждане предпочитают заботу о других и природе самоутверждению, тем чаще выбирают альтруизм».
Максим Руднев, старший научный сотрудник лаборатории сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ: «Мы движемся к самоутверждению и эгоизму»
«Одно из интересных открытий, сделанных благодаря опросам в 29 европейских странах, – всех европейцев, включая россиян, можно условно поделить на пять типов в соответствии с их базовыми ценностями. В нашей стране чаще всего встречаются два ценностных типа.
Первый – так называемые социально ориентированные консерваторы, живущие по принципу: государство меня кормит, а я в ответ демонстрирую ему свою лояльность. Как правило, это пожилые и малообразованные люди, живущие на пенсии и пособия, им проще встроиться в существующую реальность, чем что-то менять.
Другой ценностный тип – противоположный первому – ярко выраженные индивидуалисты, которые сочетают в себе открытость изменениям и готовность действовать и самоутверждаться. Представители этого типа – более молодые, образованные и склонные рисковать. Часть из них почти асоциальна, не уважает законы (грубо говоря, «бандит на джипе»), часть – наоборот, законопослушна, ей не наплевать на окружающих и природу (к ней принадлежат, скажем, добросовестные предприниматели).
Интересно, что базовые ценности могут меняться, хотя и медленно. За последние шесть лет Россия, как и другие посткоммунистические страны, сдвинулась в сторону ценностей самоутверждения и эгоизма («человек человеку – волк»), в то время как в западных странах движение происходит в обратную сторону – ценностей заботы об окружающих и природе, толерантности, альтруизма».
Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: «Мы можем воздействовать на ценности, чтобы изменить жизнь к лучшему»
«Все-таки что на что влияет: уровень благосостояния на наши базовые ценности или наоборот? Жители скандинавских стран отличаются альтруизмом, потому что они экономически успешны, или они экономически успешны благодаря своему альтруизму? Хочется верить, что по мере роста благосостояния люди становятся умнее, добрее и демократичнее, но я как экономист утверждаю: это неправда. Наши базовые ценности влияют на экономику гораздо сильнее, чем принято считать.
Можно ли воздействовать на базовые ценности, чтобы изменить жизнь в лучшую сторону? Думаю, да. Например, одна из причин, по которой мы считаем, что никак не можем влиять на власть, в том, что население платит огромное количество косвенных налогов. Мы думаем, что платим 13%, в то время как на самом деле отдаем государству 48% своего реального дохода. Когда мы задавали в исследовании вопрос, за что вы готовы платить налоги в первую очередь, на первом месте были здравоохранение, пенсии и пособия по инвалидности, детские сады и школы, а вовсе не армия и вооружение. Чтобы понимать, что народ – заказчик государства, у каждого из нас должна быть возможность проголосовать рублем за тот или иной закон, а это возможно, только если налоги будут прямые, а не косвенные».
Ксения ТАТАРНИКОВА. «Psychologies.ru», 12 ноября 2014 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)