… о запрещенных профессиях для женщин в Белоруссии
Женщинам в Беларуси в работе отказано
В июне 2014 года Министерство труда и социальной защиты Беларуси установило перечень тяжелых и вредных работ, на которые запрещается привлекать женщин. Постановление вступило в силу в июле 2014 года.
Список запрещенных для женщин профессий ведет свою историю на территории стран бывшего СССР с 1932 года, когда он был впервые принят. На протяжении своего существования список особо тяжелых и вредных работ и профессий, к которым не допускаются женщины, неоднократно изменялся и дополнялся «в целях улучшения труда женщин, занятых в народном хозяйстве, и охраны их здоровья».
Запрещенные профессии
После распада Советского Союза список запрещенных для женщин профессий вернулся в белорусскую действительность. В 2000 году Совет Министров утвердил постановление, согласно которому 252 профессии стали недоступны женщинам. Это было сделано «в целях улучшения условий труда и охраны здоровья женщин» и по причине того, что указанные профессии являются слишком тяжелыми или же условия труда являются чересчур вредными и/или опасными. Профессии из списка, как правило, относились к химической, горнодобывающей, кожевенной и тяжелой промышленности. Согласно этому списку, белорусским женщинам запрещено управлять поездом, работать пожарными, водолазами, кузнецами, водителями автобусов международных пассажирских рейсов и крупных грузовых автомобилей.
Пожалуй, самым важным и заметным изменением стало то, что количество запрещенных для женщин профессий сократилось почти на треть, до 181. Сокращение списка стало возможным благодаря тому, что были сняты ограничения на применение труда женщин в ряде работ в горнодобывающей промышленности. Также из списка были исключены виды работ, которые более не применяются в стране, а также были учтены изменения в наименованиях профессий и должностей.
Общественное мнение
Об отношении граждан к списку запрещенных для женщин профессий можно судить по комментариям специалистов разных сфер. Так, например, Александр Зайцев, главный технический инспектор труда Федерации профсоюзов Беларуси (крупнейшее в Беларуси про-государственное профсоюзное объединение), заявил: «Я вам скажу, что есть такие работы, на которые женщин не надо пускать. Пусть она рожает детей, пусть она семьей занимается, настроением хорошим. Есть масса легких профессий, пусть они там и работают, но за достойную зарплату».
Юрист юридической фирмы «ЮрЗнак» Надежда Знак также придерживается похожего мнения: «Есть моменты, которые государство использует в целях заботы. При этом они могут показаться дискриминирующими, хотя на самом деле такими не являются... Перечнем тяжелых работ общество защищает как самих женщин, так и нанимателей, к которым в будущем женщины могут предъявить претензии в связи с полученными трудовыми увечьями и заболеваниями».
В обоих комментариях явно прослеживается доминирующая в белорусском обществе точка зрения по поводу занятости женщин и особенностях этой занятости. И заключается она в следующем: приоритетной сферой для реализации женщин является налаживание семейного быта и забота о детях. Что же касается трудовой деятельности, то предполагается, что работа женщин должна быть более безопасной и простой, чем работа мужчин.
Тот факт, что профсоюзный лидер и юрист, которые по роду своей деятельности должны быть более информированы о том, что такой список является дискриминационным по своей сути, тем не менее этого не замечают, оправдывая и поддерживая идею «особого» отношения к женщинам, как к работникам. К тому же, надо признать, что отношение к женщинам как к объекту особой заботы в Беларуси является скорее правилом, чем исключением, и присуще значительной массе населения.
Другой взгляд
Но не все разделяют такую позитивную точку зрения. В частности, представительницы феминистских организаций восприняли новость об изменении списка критически. И этому есть несколько объяснений.
В первую очередь, по их мнению, список ограничивает в праве на выбор профессии только женщин, но не мужчин, что является дискриминацией по признаку пола.
Во-вторых, феминистки утверждают, что список только увеличивает разрыв между женщинами и мужчинами на белорусском рынке труда, усугубляя социально-экономическое неравенство.
Согласно данным Национального статистического комитета, женщины составляют более половины (53,4% от общей численности, по состоянию на 2009 год) работающего населения страны, т.е. можно говорить о том, что вклад женщин в экономику страны значителен и важен. Однако, несмотря на это, соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы женщин к заработной плате мужчин в 2012 году составляло 74,5%. Обусловлено это тем, что женщины в основном работают в таких «традиционно» низкооплачиваемых сферах как здравоохранение, образование, социальная работа.
Безусловно, нельзя сказать, что женщин принуждают работать в сферах, которые являются низкооплачиваемыми. Выбор этот делается добровольно, но под влиянием многих факторов, среди которых, в том числе, и желание соответствовать социальным ожиданиям, которые предписывают женщинам роли учителей, воспитателей, специалистов по уходу и обслуживанию. И эти ожидания были только подтверждены опубликованным списком.
Таким образом, работа в высокооплачиваемых профессиях, которые считаются «традиционно» мужскими, может быть шансом для женщин повысить уровень своего благосостояния. Однако наличие списка тяжелых и опасных для женщин профессий является одной из причин женской бедности, т.к. ограничивает доступ женщин к высокооплачиваемым профессиям, что влияет не только на уровень жизни работающих женщин, но и тех, кто вышел на пенсию (т.к. она напрямую зависит от размера заработной платы в течение трудовой деятельности).
«Доброжелательный» сексизм
Феминистские активистки в Беларуси не согласны с тем, что распоряжение правительства способно защитить женский труд и женское здоровье от опасностей тяжелой индустрии. Они обращают внимание на то, что наличие ограничений на тяжелый и опасный труд еще не гарантирует их соблюдения.
Какова же роль государства в этом процессе и почему особое внимание уделяется женщинам?
Апелляция к риторике заботы, которая оправдывает ограничения для женщин на трудоустройство, является примером «доброжелательного сексизма» и оправданием дискриминации женщин. Как правило, за заботой такого рода скрывается представление о женщинах как о хрупких и нежных созданиях, которые не способны сделать самостоятельный выбор и нести за него ответственность, и потому нуждаются в защите (мужчин и/или государства). Отсылка к материнству является еще одним примером «доброжелательного сексизма», т.к. представление о женщинах как о потенциальных матерях, т.е. как об объекте, который нуждается в особой заботе, является весьма распространенным на территории бывшего СССР и в Беларуси, в частности.
Представительницы феминистских организаций и инициатив также отмечают, что профессии из списка являются одинаково вредными и опасными как для женщин, так и для мужчин. Однако мужское здоровье не является объектом повышенной заботы государства, что выглядит несколько странно на фоне высокой смертности мужчин трудоспособного возраста (81,6% от числа умерших в трудоспособном возрасте) и большой разницы между продолжительностью жизни мужчин и женщин (мужчины — 67,3 года, женщины — 77,9 лет).
Роль белорусских женщин
Такое неравнозначное внимание и забота о здоровье одной гендерной группы и игнорирование другой связывают с тем, что здоровье женщин важно для государства с точки зрения демографической безопасности. И хотя в тексте постановления это прямо не прописано, однако такое объяснение периодически встречается в комментариях чиновников. Что не удивительно, если вспомнить историю появления списка на территории бывшего СССР. При первоначальной публикации списка в 1932 году в нем говорилось о том, что одной из причин его создания является забота государства о женщинах, как о демографическом ресурсе. Т.е. в глазах государства женщина является важным ресурсом для преодоления демографического кризиса и обеспечения качества «демографического потенциала». Хотя здесь тоже есть много нюансов, которые не берутся в расчет. Например, что не все женщины хотят или способны иметь детей, а также что у разных женщин разные по продолжительности периоды желаемой и фактической репродуктивной активности. Или, например, тот факт, что мужчины также участвуют в репродукции, однако это не ограничивает их в выборе профессии.
Так, например, в 2010 году президент Беларуси Александр Лукашенко, отвечая на вопрос о роли женщины в современном обществе, заявил: «То, что господь предопределил женщине быть матерью, неоспоримо. Какая бы карьера не была, вам придется заниматься воспитанием своих детей. Я хочу, чтобы наша женщина рожала не меньше троих детей».
А в августе 2014 ода на совещании по формированию нового механизма государственной поддержки семей, воспитывающих детей, президент подчеркнул: «Это, если хотите, вопрос национальной безопасности. Если у нас не будет достаточно населения, тогда нечего будет потом рассуждать о независимости».
В глазах государства женщина является важным ресурсом для преодоления демографического кризиса и обеспечения качества «демографического потенциала», т.к. женщины обладают способностью вынашивать и рожать, а также, согласно существующему гендерному порядку, несут значительную часть нагрузки и ответственности по заботе, уходу и воспитанию детей.
Однако не принимается в расчет тот факт, что не все женщины хотят, могут и планируют это делать. Для того, чтобы обеспечить желаемое количество граждан и качество их здоровья, в официальной риторике постоянно обсуждается тема ответственности женщин за будущие поколения, демографическую безопасность страны и сохранение суверенитета.
Государство (в лице президента) видит в женщинах, в первую очередь, потенциал для решения проблем демографической и национальной безопасности, что и определяет актуальность политической повестки, ориентированной на женщин.
Тот факт, что список запрещенных для женщин профессий, который действовал на протяжении последних 14 лет, был пересмотрен и сокращен, не стоит рассматривать как положительную динамику в расширении возможностей женщин при трудоустройстве. Несмотря на то, что количественно список стал короче почти в два раза, существенных и качественных изменений он не содержит, т.к. положения и процедуры остались прежними. Произошедшая же корректировка списка запрещенных для женщин профессий скорее является декоративной.
Тот факт, что интерес государства к заботе о женщинах и их здоровье обусловлен беспокойством о количестве населения и его качестве в будущем, значительно ослабляет эффективность мер, направленных на совершенствование законодательства в сфере труда и реализации политики равных возможностей.
Ольга Петрукович — исследователь гендерных вопросов в Беларуси.
Ольга ПЕТРУКОВИЧ. «Open Democracy», 12 ноября 2014 года Опубликовано на ИноСМИ.Ru
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)