|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
TRENDS IN HEALTH SYSTEMS IN THE FORMER SOVIET
COUNTRIES
Edited by Bernd Rechel,
Erica Richardson, Martin McKee
WHO, 2014, 238 pages
|
http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0019/261271/
Trends-in-health-systems-in-the-former-Soviet-countries.pdf?ua=1
Официальные данные и оценка ожидаемой
продолжительности жизни, по последним имеющимся данным (в
скобках) (стр. 11)
|
Официальные данные
|
Оценка ВОЗ (2011)
|
Разница
|
Армения (2012)
|
74,6
|
71
|
-3,6
|
Азербайджан (2007)
|
73,7
|
71
|
-2,8
|
Белоруссия (2009)
|
70,6
|
71
|
0,4
|
Грузия (2010)
|
74,7
|
72
|
-2,7
|
Казахстан (2010)
|
68,6
|
67
|
-1,6
|
Киргизия (2010)
|
69,5
|
69
|
-0,5
|
Молдавия(2012)
|
71,1
|
71
|
-0,1
|
Россия (2010)
|
69,0
|
69
|
0,0
|
Таджикистан (2005)
|
73,7
|
68
|
-5,7
|
Туркмения (1998)
|
66,1
|
63
|
-3,1
|
Украина (2012)
|
71,3
|
71
|
-0,3
|
Узбекистан (2005)
|
70,5
|
68
|
-2,5
|
После распада Советского Союза, все без исключения
новые независимые государства стремились укрепить свои системы
оказания первичной медицинской помощи. Характер и масштабы
реформ, однако, различались от страны к стране. Все государства
изо всех сил пытались увеличить экономическую эффективность
и улучшить результаты, но с неоднозначными результатами.
Укрепление первичного звена здравоохранения была
также упорной целью и международных учреждений, работающих
в бывших советских странах, в том числе ВОЗ и Всемирного банка,
а также двусторонних структур, таких как Агентство США по
международному развитию (USAID). Эти международные организации
продвигали модель оказания первичной медицинской помощи, опирающуюся
на врачей общей практики, или семейной медицины. Такой подход
направлен на увеличение доступности первичной амбулаторной
помощи, обеспечивающей большинство медицинских услуг для всех
пациентов и служащей необходимой ступенью для обращения ко
вторичной и третичной помощи. Общая цель заключается в сокращении
использования больничных и специализированных услуг, повышении
технической эффективности систем здравоохранения, обеспечении
их более тесной связи с населением и большей справедливости
в предоставлении медицинских услуг.
Стр. 112-113.
Внедрение модели врача общей практики
/ семейной медицины и текущее состояние реформы (стр. 114)
|
Введение модели врача общей практики / семейной
медицины
|
Текущий статус реформы
|
Армения
|
1993
|
Семейная медицина вводится с трудом; в городских районах
преобладают поликлиники
|
Азербайджан
|
2008
|
Правительство считает, что семейная медицина – это
будущее амбулаторной помощи
|
Белоруссия
|
1991
|
Врачи общей практики широко распространены только в
сельской местности
|
Грузия
|
1997
|
Кадровое обеспечение первичных медицинских учреждений
разнообразно и включает сочетание семейных врачей, врачей
широкого профиля и узких специалистов
|
Казахстан
|
2004
|
Небольшое количество врачей общей практики прошли переподготовку
|
Киргизия
|
1996
|
Учреждения первичной медико-санитарной помощи преобразованы
в центры семейной медицины
|
Молдавия
|
1998-2004
|
Система первичной медицинской помощи полностью функционирует
на основе семейной медицины
|
Российская Федерация
|
1992
|
Семейная медицина не является преобладающей формой
практики первичной медицинской помощи ни в одном регионе
|
Таджикистан
|
1998
|
Сельские, районные и городские центры здоровья введены
в эксплуатацию во всех регионах
|
Туркмения
|
1995
|
Не ясно
|
Украина
|
2013
|
В 2013 году 47,5% населения обслуживалось семейными
врачами, в том числе 38,3% в городах и 85,4% в сельской
местности
|
Узбекистан
|
2001
|
В сельской местности, первичная медико-санитарная предоставляется
в сельских медицинских пунктах, укомплектованных врачами
общей практики
|
Причины, по которым люди не обращаются
за медицинской помощью по данным опроса в восьми постсоветских
странах в 2010 году (стр. 181)
|
Самолечение
|
Не могут позволить себе услуги
|
Не могут позволить себе лекарства
|
Не могут позволить себе либо
услуги, либо лекарства
|
%
|
(95% ДИ)
|
N
|
%
|
(95% ДИ)
|
N
|
%
|
(95% ДИ)
|
N
|
%
|
(95% ДИ)
|
N
|
Грузия
|
20,8
|
(17,7; 23,9)
|
137
|
66,5
|
(62,9; 70,1)
|
438
|
38,7
|
(35,0; 42,4)
|
255
|
69,7
|
(66,1; 73,2)
|
459
|
Азербайджан
|
18,2
|
(11,9; 24,5)
|
27
|
51,4
|
(43,2; 59,5)
|
76
|
16,9
|
(10,8; 23,0)
|
25
|
58,1
|
(50,1; 66,2)
|
86
|
Армения
|
24,9
|
(20,4; 29,4)
|
89
|
24,0
|
(19,6; 28,5)
|
86
|
12,8
|
(9,4; 16,3)
|
46
|
27,1
|
(22,5; 31,7)
|
97
|
Республика Молдова
|
39,4
|
(33,5; 45,3)
|
106
|
20,1
|
(15,3; 24,9)
|
54
|
15,2
|
(10,9; 19,6)
|
41
|
28,6
|
(23,2; 34,1)
|
11
|
Украина
|
51,2
|
(46,3; 56,1)
|
207
|
16,1
|
(12,5; 19,7)
|
65
|
11,4
|
(8,3; 14,5)
|
46
|
20,5
|
(16,5; 24,4)
|
83
|
Казахстан
|
50,2
|
(43,8; 56,6)
|
121
|
4,1
|
(1,6; 6,7)
|
10
|
5,0
|
(2,2; 1,1)
|
12
|
8,3
|
(4,8; 11,8)
|
20
|
Российская Федерация
|
45,1
|
(40,4; 49,9)
|
195
|
3,5
|
(1,7; 5,2)
|
15
|
2,5
|
(1,1; 4,0)
|
11
|
4,6
|
(2,6; 6,6)
|
20
|
Беларусь
|
52,9
|
(47,6; 58,1)
|
185
|
0,3
|
(0,0; 0,8)
|
1
|
2,9
|
(1,1; 4,6)
|
10
|
2,9
|
(1,1; 4,6)
|
10
|
Примечание: ДИ - доверительный интервал.
|
После распада Советского Союза в 1991 году возникшие
на его обломках государства столкнулись с целым сонмом трудностей,
в том числе с необходимостью реформирования системы организации,
финансирования и оказания услуг здравоохранения. Более двух десятилетий
спустя, авторы книги анализируют прогресс, достигнутый двенадцатью
постсоветскими странами (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия,
Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан,
Туркменистан, Узбекистан и Украина) в области реформирования их
систем здравоохранения.
Опираясь на данные обзоров систем здравоохранения, издаваемых
Европейской обсерваторией по системам и политике здравоохранения
(серия обзоров "Системы здравоохранения: время перемен"),
авторы публикации сопоставляют системы здравоохранения в постсоветских
странах, описывая зачастую разительно отличающиеся выбранные ими
пути развития и оценивая последствия этого выбора.
Книга станет важным источником для всех, кто интересуется
системами и политикой здравоохранения в постсоветских странах или
системами здравоохранения в целом. Она будет особенно полезна представителям
органов государственной власти в странах Центральной и Восточной
Европы и бывшего Советского Союза (и тем, кто их консультирует),
международным и неправительственным организациям, осуществляющим
свою деятельность в регионе, а также исследователям систем и политики
здравоохранения.
Contents
Foreword
Acknowledgements
List of abbreviations
List of tables and figures
About the authors
Chapter 1 Introduction
Bernd Rechel, Erica Richardson, Martin McKee
Chapter 2 Health trends
Bayard Roberts, Marina Karanikolos, Bernd Rechel
Chapter 3 Organization and governance
Katharine Footman, Erica Richardson
Chapter 4 Health financing
Erica Richardson
Chapter 5 Health workforce
Marina Karanikolos, Charlotte K?hlbrandt, Erica Richardson
Chapter 6 Public health
Bernd Rechel
Chapter 7 Primary health care
Charlotte Kuhlbrandt
Chapter 8 Specialized and inpatient services
Ketevan Glonti
Chapter 9 Pharmaceutical care
Erica Richardson, Nina Sautenkova, Ganna Bolokhovets
Chapter 10 Mental health care
Ionela Petrea, Milou Haggenburg
Chapter 11 Health system performance
Bernd Rechel, Marina Karanikolos
Chapter 12 Conclusions
|