|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Состояние человеческого капитала в Узбекистане
Ирманов А.[1]
(Полностью опубликовано в: Ирманов А. Человеческий капитал в
Узбекистане: состояние и перспективы. -Ташк.: 2009. с. 4-23)
<…>
Демография
На 1 января 2009 г. численность постоянного населения
Республики Узбекистан составила 27555,3 тыс. человек. За 2008 год
она увеличилась на 483,1 тыс. чел. (или на 1,7 %). По сравнению
с 2007 годом (1,5%) рост населения несколько ускорился. Основным
фактором роста населения республики остается рождаемость. За 2008
г. численность родившихся увеличилась на 6,2% (646,4 тыс. новорожденных
2008 г. и 608,9 тыс. - за 2007 г.). Более 2/3 новорожденных (68,4%)
приходится на сельскую местность, доля родившихся в городах сохранилась
на уровне 31,6%.
Из общего прироста населения - 125,1 тыс. чел. (или
28,0%) приходится на города и 315,8 тыс. чел. (72,0%) - на сельскую
местность, т.е. основной прирост происходит в селах. При этом численность
городского населения росла быстрее, чем в предыдущие периоды. Произошел
прогрессивный сдвиг: прирост городских жителей за 2008 г. оказался
на 23,7 тыс. чел. больше, чем в соответствующем периоде прошлого
года.
В структуре населения на 1 января 2009 г. численность
и доля мужчин и женщин была практически равной. Остается высоким
удельный вес населения моложе трудоспособного возраста (до 16 лет)
- 34,6% от общей численности населения и в трудоспособном возрасте
(16-55/60) лет) - 58,3%. Доля лиц старше трудоспособного возраста
составила 7,1%.
На демографические процессы воздействует естественное
движение населения и миграционные процессы. На 1 января 2008 г.
в Узбекистане по-прежнему имелось отрицательное сальдо внешней миграции.
Причем абсолютная величина миграционного оттока населения по сравнению
соответствующим периодом 2007 г. сократилась на 36,2 тыс. чел.
Таблица 1. Динамика численности населения Республики
Узбекистан
Год
|
Все население
|
Городское
|
Сельское
|
Численность, на начало года, тыс. чел.
|
Прирост, за год, %
|
Численность, на начало года, тыс. чел.
|
Прирост, за год, %
|
Численность, на начало года, тыс. чел.
|
Прирост, за год, %
|
1999 г.
|
24487,7
|
1,5
|
9165,5
|
0,9
|
15322,2
|
1,8
|
2000 г.
|
24813,3
|
1,3
|
9225,3
|
0,7
|
15587,8
|
1,7
|
2001 г.
|
25115,8
|
1,2
|
9286,9
|
0,7
|
15828,9
|
1,5
|
2002 г.
|
25427,9
|
1,2
|
9340,7
|
0,6
|
16087,2
|
1,6
|
2003 г.
|
25707,4
|
1,1
|
9381,3
|
0,4
|
16326,1
|
1,5
|
2004 г.
|
26021,3
|
1,2
|
9441,9
|
0,6
|
16579,4
|
1,6
|
2005 г.
|
26312,7
|
1,1
|
9495,1
|
0,6
|
16817,6
|
1,4
|
2006 г.
|
26663,8
|
1,3
|
9584,6
|
0,9
|
17079,2
|
1,5
|
2007 г.
|
27072,2
|
1,5
|
9698,2
|
1,0
|
17374,0
|
2,0
|
2008 г.
|
27555,3
|
1,7
|
|
|
|
|
Источник: Государственный комитет Республики Узбекистан
по статистике
Для Узбекистана в средне и долгосрочной перспективе
характерно наличие двух долговременных трендов, которые создают
качественно новые вызовы устойчивости социально-экономического развития
страны, которые, при сохранении неизменными существующих условий
и направлений государственной социально-экономической политики,
способны повлечь серьезные негативные последствия в ближайшие 10-15
лет.
Первый тренд - высокие темпы роста населения. Узбекистан,
согласно прогнозу Центра демографии и экологии человека[2],
принадлежит к группе стран СНГ, где до 2050 года население будет
неуклонно расти и, возможно, составит от 32,7 до 50,9 млн. человек[3].
Аналогичные цифры дает прогноз численности населения аналитиками
ООН: 33,3 млн. чел в 2025 году и 40,6 млн. чел в 2050 году[4].
График 1. Прирост населения в 2007-2008 году,
тыс. чел.
Источник: Государственный комитет Республики Узбекистан
по статистике
Данные зарубежной демографической статистики подтверждаются
расчетами национальных экспертов. Согласно их прогнозу, при прочих
равных, (то есть если не будут приняты политические решения, оказывающие
влияние на численность населения и/или не будет природных катастроф,
вооруженных конфликтов и т.д.), можно предположить, что к началу
2015 года население страны будет от 28,5 до 29,8 млн. человек[5].
Согласно прогнозам экспертов ЦЭИ население Узбекистана
составит 29,3-33,4 млн. чел к 2025 году и около 43,9 млн. чел к
2050 году[6].
График 2. Численность населения в 1950-2050 гг.
График 3. Численность городского и сельского населения
1994-2025 гг.
Источник: Расчёты на основе данных Государственного комитета
Республики Узбекистан по статистике
В случае сохранения нынешнего соотношения сельского
и городского населения, в 2025 году при общей численности населения
Узбекистана в 33,22 млн. человек, 22,2 млн. человек составит сельское
население и 11,02 - городское население.
Второй тренд - неизбежное нарастание дефицита пресной
воды и земельных ресурсов. Годовая потребность Узбекистана в
водных ресурсах составляет в среднем 70-71 млрд. м3.
В последние годы в результате сокращения общего количества водных
ресурсов и перевода странами, расположенными в верховьях Сырдарьи
и Амударьи, водохранилищ с ирригационного на энергетический режим,
Узбекистан получает в среднем ежегодно около 55,07 млрд. м3
воды или около 79% от прежних объемов.
Кроме этого, происходящие в регионе климатические изменения
приводят к сокращению количества осадков. Например, приточность
Токтогульского гидроузла сократилась на 25-30% и сейчас Токтогульская
ГЭС постепенно приближается к горизонту мертвого объема, когда она
уже не сможет ни пропускать воду, ни вырабатывать электроэнергию[7].
По данным ООН, в случае продолжения негативных климатических изменений,
к 2040 году объем годового стока по Кыргызстану составит 19 км3,
вместо 55 км3 в настоящее время. Такая же тенденция наблюдается
и в Таджикистане[8].
В Узбекистане для нужд сельского хозяйства используется
53524,2 млн. м3 воды, что составляет 91,3% от общего
объема потребляемой воды, для промышленности 2508,2 млн. м3
или 4,3%, и для нужд населения 2583,8 млн. м3 или 4,4%[9].
И в случае дальнейшего сохранения ориентации сельского хозяйства
на ведущую роль поливного земледелия в рамках аграрно-индустриального
развития, дефицит воды будет только усиливаться, и в итоге станет
главным ограничением дальнейшего развития сельскохозяйственного
сектора. и соответственно снижать доходы сельского населения.
В связи с вышесказанным, установленный для Узбекистана
лимит водообеспечения на перспективу не гарантируется. Становится
очевидным, что решение проблем водопользования трансграничных вод
в рамках международного права неизбежно связано со значительным
сокращением лимита водных ресурсов в Узбекистане[10].
Кроме того, Узбекистан сталкивается с ограниченностью
земельных ресурсов, что является причиной недостатка земель, пригодных
для сельскохозяйственного производства. На сегодня на каждый гектар
поливных сельскохозяйственных земель в Узбекистане приходится 8,2
человек населения страны, что по международным меркам является одним
из высоких показателей. Темпы роста численности населения намного
опережают темпы увеличения площади орошаемых земель. В результате
за последние 25 лет площади орошаемой пашни на одного жителя страны
сократились с 0,22 до 0,12 га.
Таким образом, Узбекистан в средне- и долгосрочной перспективе
будет ощущать все большее влияние демографического фактора, заключающегося
в неуклонном росте численности населения страны (особенно в сельской
местности), на которое накладывается ограниченность земельных ресурсов
пригодных для сельскохозяйственного производства и все более нарастающий
дефицит водных ресурсов.
Процессы урбанизации
Начиная с 2000 года по 2003 год темпы прироста ВВП поддерживались
на уровне 3,8-4,0%, а в течение последних пяти лет экономика Узбекистана
развивается высокими темпами - около 8 % в год. Вместе с тем, влияние
экономического роста на сокращение малообеспеченности оставалось
недостаточным, в особенности в сельской местности. Кроме того, в
2008-2009 году Правительство продолжило структурные реформы в сельском
хозяйстве, в рамках которой было проведено укрупнение фермерских
хозяйств. В результате проведенного укрупнения из 220 тысяч фермерских
хозяйств, которые функционировали по состоянию на 1 октября 2008
года, к 1 января 2009 года осталось 105 тыс. фермерских хозяйств.
Фактически более 115 тысяч человек, а с учетом членов их семей,
более полумиллиона человек потеряли арендные земельные участки,
которые они получили на предшествующем этапе аграрных реформ.
С целью решения проблемы трудоизбыточности села в настоящее
время реализуется государственная программа развития села, включающая
в себя меры по стимулированию формирования в сельской местности
малых промышленных производств по переработке сельхозпродукции,
развитию животноводства на базе дехканских хозяйств, расширению
надомного труда, развитию сферы услуг.
Как показывает мировая практика, малое промышленное
производство в селе не может стать «двигателем» экономического роста.
В средне- и долгосрочной перспективе, становится необходимым поиск
путей для эффективного абсорбирования трудовых ресурсов, генерируемых
на селе.
Сокращение возможностей для занятости в сельской местности
будет стимулировать миграцию, как за пределы страны, так и внутри
страны - в частности переток рабочей силы из сел в города. При этом
возможности для внешней миграции (в Россию, Казахстан, другие страны)
ограничены. Таким образом, именно города должны будут абсорбировать
ту массу рабочей силы, которая будет высвобождаться в кратко- и
среднесрочной перспективе в результате структурных реформ в сельском
хозяйстве, а также большую часть естественного прироста населения
в долгосрочной перспективе.
Однако есть ряд существенных ограничений для расширения
урбанизационных процессов.
Деиндустриализация и отсутствие возможностей трудоустройства
в городах
Оценивая процессы развития городов необходимо отметить,
что в большинстве малых и средних городов Узбекистана в силу трудностей
переходного периода наблюдалось снижение количества промышленных
предприятий, которые в свою очередь являлись основными потребителями
рабочей силы. В особенно трудном положении оказались две многочисленные
категории городов — 1) районные центры, упадок которых связан с
деградацией сельскохозяйственного производства в подчиненных им
районах, в силу различных факторов природно-климатического и ирригационного
характера, и 2) монофункциональные промышленные центры (угольные,
горнодобывающие и др.). Такие города, во многих случаях обязанные
своим существованием одному предприятию, лишены свободы экономического
маневра. Спад производства, тем более прекращение работы градообразующего
предприятия лишает работников зарплаты, а городской бюджет — налоговых
поступлений.
Узбекистан представляет собой страну с одним мегаполисом,
большим количеством малых городов и отсутствием крупных городов
размером от 500 тыс. жителей и выше. В малых (с населением от 12
до 30 тыс. жителей) и средних (до 50 тыс.) проживают около 13% граждан
республики или 38% всего городского населения. В большинстве поселков
городского типа (ПГТ) почти «исчезла» городская среда, и они все
больше напоминают «большие села». До 2009 года общее число городов
и ПГТ не увеличивалось, а наоборот, уменьшалось. Так, в 1994 году
в Узбекистане было 234 городов и ПГТ, а в 2008 году их стало 233[11].
При этом отсутствуют крупные индустриальные города, которые могли
бы сыграть важную роль в модернизации, и стать центрами притяжения
миграционных потоков.
Такое развитие городов имеет ряд последствий для среднесрочного
развития Узбекистана и экономической политики, направленной на стимулирование
экономического роста. Дефицит крупных агломераций создает проблемы
для регионального (пространственного) развития - стране не хватает
сильных центров, организующих регионы и способных ускорять их модернизацию.
Ухудшение состояния существующей инфраструктуры городов
Основные причины ухудшения состояния городской инфраструктуры
- это результат длительного серьезного недофинансирования жилищной
и коммунальной систем. Это в свою очередь связано с тем, что в фокусе
инфраструктурного развития было и остается село, где проживает основная
часть населения. Так, в результате реализации государственной политики
приоритетного развития инфраструктуры на селе, в 2006 году всего
в республике было введено в действие:
- 2417 км водопроводных сетей, из которых 2251 км было введено
в сельской местности и только 166 км (7%) в городах;
- газовых сетей было введено всего 1825 км, из них в сельской
местности 1691 км и в городах соответственно 134 км (7,3%).
Очевидно, что такие диспропорции в инвестициях объективно
оправданы усилиями Правительства существенно улучшить условия жизни
подавляющего большинства населения. Однако не менее очевидным является
факт, что в целях долгосрочного индустриально-инновационного развития
необходимо продвижение политики ускоренной урбанизации, предусматривающей
изменение приоритетов инфраструктурного развития в пользу городского
хозяйства.
Однако, приведение инфраструктуры в соответствие с сегодняшним
уровнем городского развития требует значительных капиталовложений,
превосходящих возможности местных властей, как городских, так и
региональных. И это является одним из самых серьезных вызовов нового
этапа.
Административные меры по ограничению миграции сельского
населения
Административные методы сдерживания миграционных процессов,
для того чтобы снизить неконтролируемый рост городов, имеют право
на существование, как один из инструментов регулирования урбанизации,
особенно в условиях неудовлетворительного состояния инфраструктуры
городов.
Вместе с тем, административные ограничения урбанизации
могут лишь формально замедлить, но не остановить, миграционные процессы,
при этом существенно сокращая возможности Правительства управлять
этими процессами, так как их основная масса под влиянием жестких
административных ограничений будет выталкиваться в неформальную
миграцию. В конечном итоге, уже в среднесрочной перспективе Узбекистан
может столкнуться с тем, что бедность в городах будет выше, чем
в сельской местности, поскольку на селе доступ к земле может смягчать
последствия безработицы и непродуктивной занятости.
Таким образом, в настоящее время стоит задача формулирования
долгосрочной политики урбанизации. Эта политика должна отходить
от механических барьеров в пользу комплексных мер, направленных
на поддержку индустриального развития сравнительно крупных городов
в качестве региональных центров.
<…>
[1] Ирманов Азат – координатор
исследований по правовым реформам Центра экономических исследований
[2] Прогнозы
ЦЭИ основаны на анализе взаимодействия основных демографических
процессов - рождаемости, смертности и миграции. см.
[3] Кроме
Узбекистана эта группа стран включает Киргизию, Таджикистан и Туркмению.
см. Демоскоп Weekly 69-70, 3-16 июня 2002, http://demoscope.ru/weekly/2002/069/tema04.php
[4] см.
http://agrointernet.org/new_page_0.11.htm
[5] Прогноз
численности населения Республики Узбекистан. Авторы: В. Аношкина,
З.Давыдова, М. Ибрагимов, Р. Ибрагимов. Ташкент. ЦЭИ, 2008.
[6] Отметим,
что эти цифры близки к численности населения Узбекистана в 2025
году, которую прогнозируют аналитики ООН и Центра демографии и экологии
человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, однако
меньше прогнозов аналитиков Всемирного Банка. Прогноз Всемирного
Банка численности населения Республики Узбекистан к 2025 году является
завышенным, если только существующий ныне отрицательный темп прироста
миграции не сменится на положительный и/или не будут приняты дальнейшие
политические решения по повышению рождаемости. Несомненно, прогноз
на столь длительный период не может претендовать на абсолютную достоверность,
так как к 2025 и 2050 годам взаимодействие процессов рождаемости,
смертности и миграции может несколько измениться, однако основной
тренд вырисовывается достаточно ясно.
[7] Руководитель
Международного общественного фонда «Институт по исследованию проблем
водопользования и водноэнергетических ресурсов Центральной Азии»
Эрнест Карыбеков.
[8] Если
в 1961 году годовой сток, формирующийся в Таджикистане, составлял
57,1 км3, то в 1990 он уже составлял 53,6 км3.
Среднегодовая убыль стока составляла 0,11 км3 в год.
Больше всего падение наблюдалось в бассейне Зеравшана, Вахша, Пянджа,
Кызылсу, которые потеряли 7% стока. Если подтвердится прогноз по
увеличению мировой среднегодовой температуры на 1,9 градусов в течение
ближайших 10 лет, то в этом случае, из-за таяния ледников, сток
этих рек сократится еще на 7-8%. Изменится характер питания рек,
изменится и гидрологический режим. К 2050 году ожидают сдвиг пика
паводка на 25-30 дней, а для рек ледниково-снегового питания - до
50 дней. Пик паводка будет наблюдаться в январе. В этом случае,
ныне действующие системы использования водных ресурсов должны будут
радикально пересмотрены.
[9] По
данным Министерства сельского и водного хозяйства РУз, данные за
2006 год.
[10]
К 2025 году потребность Узбекистана в воде при сохранении нынешних
темпов демографического роста и объёмов водопотребления оценивается
в 72,4 км3, т.е. на 25% больше существующего уровня водозабора.
(Данные проекта Глобального экологического фонда и Всемирного Банка,
Проект «Управление водными ресурсами и окружающей средой в бассейне
Аральского моря» (WEMP)).
[11] По данным Государственного
комитета по статистике РУз.
|