|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Erica Richardson, Ирина Малахова, Ирина Новик,
Андрей Фоменко
БЕЛАРУСЬ
Обзор системы здравоохранения:
время перемен
Том 15 № 5 2013
ВОЗ, 2013, 185 страниц
|
http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/253546/HiT-Belarus-RU-web.pdf?ua=1
Смертность и показатели состояния здоровья
населения, выборочные годы (стр. 9)
|
1990
|
1995
|
2000
|
2005
|
2009
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, общая
(лет)
|
71,3
|
68,6
|
69,0
|
68,8
|
70,6
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины
(лет)
|
66,3
|
62,9
|
63,4
|
62,9
|
64,8
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины
(лет)
|
75,8
|
74,4
|
74,8
|
75,1
|
76,6
|
Смертность (стандартизованный коэффициент смертности),
мужчины (на 100 000 мужского населения)
|
1490,2
|
1844,0
|
1828,7
|
1914,4
|
1728,3
|
Смертность (стандартизованный коэффициент смертности),
женщины (на 100 000 женского населения)
|
816,3
|
911,6
|
903,6
|
891,7
|
790,1
|
Показатели здоровья матерей, детей и подростков,
выборочные годы (стр. 12)
|
1990
|
1995
|
2000
|
2005
|
2009
|
Показатель подростковой беременности (на 1000 женщин
в возрасте 15-19 лет)
|
|
|
27,6
|
22,9
|
21,5
|
Число абортов, на 1000 живорожденных
|
1791,7
|
804,8
|
1301,0
|
716,0
|
329,2
|
Перинатальная смертность, на 1000 живорожденных
|
|
12,2
|
7,4
|
4,9
|
3,7
|
Неонатальная смертность, на 1000 живорожденных
|
|
|
4,7
|
3,1
|
|
Постнеонатальная смертность, на 1000 живорожденных
|
|
|
4,6
|
3,8
|
|
Младенческая смертность, на 1000 живорожденных
|
12,1
|
13,5
|
9,3
|
6,3
|
4,7
|
Младенческая смертность, на 1000 живорожденных (оценочные
данные; Доклад о состоянии здравоохранения в мире)
|
20,0
|
|
15,0
|
|
11,0
|
Детская смертность в возрасте до 5 лет, на 1000 живорожденных
|
17,2
|
16,8
|
13,7
|
9,3
|
6,6
|
Материнская смертность, на 100000 живорожденных
|
21.8
|
13,8
|
24,6
|
15,5
|
0,9
|
Заболеваемость сифилисом, на 100 000 человек населения
|
2.7
|
150,6
|
105,2
|
32,7
|
22,5
|
Заболеваемость гонококковой инфекцией, на 100 000 человек
населения
|
100,1
|
166,4
|
98,8
|
62,8
|
56,6
|
Ни одна из форм ОМС в Беларуси не вводилась, и
хотя финансирование системы здравоохранения было децентрализовано
до местного уровня, главным источником формирования доходов
бюджета по-прежнему остаются предприятия, а не отчисления
из фонда заработной платы работников. Это является отличительной
чертой белорусской системы здравоохранения и отражает характер
экономики страны в целом: поскольку в основном она не приватизирована,
то прибыли или доходы местных предприятий проходят через местные
бюджеты и объединяются (как нецелевые) на республиканском
уровне. Есть еще только один важный источник финансирования
здравоохранения - личные платежи граждан, которые в основном
поступают в виде официальных соплатежей за ЛС для амбулаторного
лечения. ДМС не является значимым элементом белорусской системы
здравоохранения, равно как и внешние источники финансирования.
Гражданам предоставлен всеобщий доступ к медицинской
помощи, и только в случае расходов на ЛС, стоматологическую
и офтальмологическую помощь имеют место соплатежи со стороны
населения. Уровень соплатежей централизованно устанавливает
Минздрав, при этом определяющим фактором является не стоимость
этих услуг, а политическая составляющая вопроса. Большинство
населения вынуждено приобретать рецептурные ЛС для амбулаторного
лечения за полную стоимость, однако определенные наименования
основных ЛС (например, при лечении диабета, астмы, ТБ, ВИЧ
и некоторые другие) предоставляются бесплатно. Отдельным категориям
граждан (например, ветеранам) также положены скидки или полное
возмещение средств из государственных фондов в случае расходов
на ЛС, стоматологическую и офтальмологическую помощь. Неформальные
платежи правительством не приветствуются.
Стр. 45-46.
Динамика расходов на здравоохранение в
Беларуси, оценка ВОЗ, выборочные годы (стр. 47)
Год
|
1995
|
2000
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
Общие подушевые расходы на здравоохранение по ППС (бел.
руб. за долл. США)
|
228
|
314
|
585
|
614
|
701
|
734
|
763
|
762
|
793
|
Общие подушевые расходы на здравоохранение в % ВВП
|
6,7
|
6,1
|
6,9
|
6,3
|
6,4
|
5,9
|
6,1
|
5,6
|
5,3
|
Доля государственных расходов в общих расходах на здравоохранение,
%
|
71,1
|
75,5
|
72,9
|
70,2
|
69,1
|
65,1
|
64,0
|
77,7
|
70,7
|
Доля частных расходов в общих расходах на здравоохранение,
%
|
28,9
|
24,5
|
27,1
|
29,8
|
30,9
|
34,9
|
36,0
|
22,3
|
29,3
|
Доля расходов на здравоохранение в общих государственных
расходах, %
|
11,5
|
10,1
|
10,5
|
9,5
|
9,1
|
7,9
|
8,4
|
13,4
|
13,0
|
Общие государственные расходы на здравоохранение в
ВВП, %
|
4,8
|
4,6
|
4,8
|
4,4
|
4,4
|
3,8
|
3,9
|
4,4
|
3,7
|
Доля личных платежей граждан в общих расходах на здравоохранение,
%
|
18,6
|
14,0
|
19,9
|
22,2
|
23,6
|
27,4
|
26,9
|
19,8
|
26,7
|
Доля личных платежей граждан в частных расходах на
здравоохранение, %
|
64,5
|
57,1
|
73,4
|
74,5
|
76,4
|
78,6
|
74,8
|
88,9
|
91,0
|
Доля ДМС в общих расходах на здравоохранение, %
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0,2
|
0,2
|
Доля ДМС в частных расходах на здравоохранение, %
|
0
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,8
|
0,8
|
|
Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения:
время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения
той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются,
так и находящихся в стадии разработки. Эти обзоры составляют местные
специалисты в сотрудничестве с научными руководителями и сотрудниками
Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения.
Чтобы данные обзоров разных стран были сопоставимы, разработан единый
формат обзора - подробное руководство и перечень вопросов, определений
и примеров. Этот формат периодически пересматривается.
Цель обзоров "Системы здравоохранения: время перемен"
заключается в том, чтобы предоставить организаторам здравоохранения
и аналитикам сравнительную информацию, необходимую им для совершенствования
систем здравоохранения в странах Европы. Обзоры систем здравоохранения
дают возможность:
- подробно изучить различные методы организации, финансирования
и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников
систем здравоохранения;
- описать организационную структуру, а также процессы подготовки
и реализации программ реформ здравоохранения и их содержание;
- обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения,
а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
- предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент
для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена
опытом по стратегии их реформ;
- помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более
глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением.
Составление обзоров сопряжено с рядом методологических
трудностей. Во многих странах информации о системах здравоохранения
и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой
базы данных количественные показатели приходится получать из разных
источников: в первую очередь это база данных "Здоровье для
всех" Европейского регионального бюро ВОЗ, национальные органы
статистики, Организация экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), Евростат, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк
и ряд других источников, которые авторы посчитали релевантными.
И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных, могут несколько
отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно согласуются
между собой.
Наряду с преимуществами составление обзоров в едином
формате имеет и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы
финансирования и предоставления медицинских услуг различны. Преимущества
же состоят в том, что единый формат позволяет проанализировать,
как одни и те же вопросы и проблемы решаются в разных странах. Обзоры
"Системы здравоохранения: время перемен" могут стать полезным
источником информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию
в области здравоохранения в своей стране. Кроме того, их можно использовать
для сравнительного анализа систем здравоохранения.
Содержание
Предисловие
Благодарности
Список сокращений
Список таблиц и рисунков
Аннотация
Основные положения
1. Введение
1.1 География и социодемография
1.2 Экономика
1.3 Политика
1.4 Состояние здоровья населения
2. Организационная структура и управление
2.1 Обзор системы здравоохранения
2.2 Историческая справка
2.3 Организационная структура
2.4 Децентрализация и централизация
2.5 Планирование
2.6 Межсекторальный подход
2.7 Управление информационными системами
2.8 Регулирование
2.9 Права пациентов
3. Финансирование
3.1 Расходы на здравоохранение
3.2 Источники финансирования и финансовые потоки
3.3 Обзор государственной системы финансирования
3.4 Личные платежи граждан
3.5 Добровольное медицинское страхование
3.6 Другие источники финансирования
3.7 Механизмы оплаты
4. Материальные и кадровые ресурсы
4.1 Материальные ресурсы
4.2 Кадровые ресурсы
5. Предоставление медицинских услуг
5.1 Общественное здравоохранение
5.2 Маршрут пациента в системе здравоохранения
5.3 Первичная медико-санитарная/амбулаторная помощь
5.4 Специализированная амбулаторная/стационарная помощь
5.5 Скорая и неотложная медицинская помощь
5.6 Медикаментозная помощь
5.7 Реабилитационная/санаторно-курортная помощь
5.8 Долговременная помощь
5.9 Услуги для лиц, осуществляющих неформальный уход за больными
5.10 Паллиативная помощь
5.11 Охрана психического здоровья
5.12 Стоматологическая помощь
5.13 Дополнительная и альтернативная медицина
6. Основные реформы здравоохранения
6.1 Анализ последних реформ
6.2 Перспективы развития
7. Оценка системы здравоохранения
7.1 Задачи, поставленные перед системой здравоохранения
7.2 Система финансовой защиты и справедливость в финансировании
7.3 Опыт пациента и доступность медицинской помощи
7.4 Состояние здоровья, эффективность оказания медицинских услуг
и качество медицинской помощи
7.5 Эффективность системы здравоохранения
7.6 Прозрачность и подотчетность
8. Заключение
9. Приложения
9.1 Библиография
9.2 Полезные веб-ресурсы
9.3 Методология и процесс подготовки обзоров "Системы здравоохранения:
время перемен"
9.4 Проверка и рецензирование обзоров
9.5 Сведения об авторах
|