|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Москва и москвичи |
Над темой номера работал
|
|
Алексей
ЛЕВИНСОН
|
|
Жители и гости района
Опросом охвачено 300 человек, не подпадавших под категорию
«жители этого района». Как сказано в начале статьи, мы будем их
условно называть «гости района». Около 2/3 из них обозначили
себя как «москвичи». (Размеры выборки ограничены, поэтому
точность пропорций в этом случае и во всех остальных относительно
невелика).
Среди не-москвичей более половины составляли
жители Московской области. Это важный результат исследования.
Основная часть приезжих прибыла из ближней периферии Москвы.
Среди остальных гостей-немосквичей россияне (жители других регионов
РФ, кроме Московской области) составляют приблизительно треть. Только
одна десятая респондентов из названной категории – прибывшие из
зарубежных стран. Опрос, таким образом, не позволяет подтвердить
основательность претензий москвичей, выраженных на фокус-группах,
относительно «засилья» мигрантов из других стран. Мы не можем на
основании результатов опроса говорить о том, каково общее число
приезжих из других стран в обследованной зоне, поскольку есть основания
полагать, что в момент опроса, который проводился, напомним, на
улицах и в жилых кварталах города, основное число гастарбайтеров
находились на рабочих местах – на стройках, на предприятиях, на
рынках, либо (о чем много говорилось на фокус-группах с жителями
Гольяново и Капотни) на транспортных узлах, таких, как автовокзал.
Однако опрос проводился именно на тех пространствах, которые жителям
района естественно считать «своими», и где присутствие «чужих» наиболее
ощутимо. Стало быть, именно про эти пространства мы можем сказать,
что для их постоянных жителей вероятность встреч там с приезжими
из других республик не велика, а с приезжими из других стран еще
в три раза меньше: из ста не-проживающих в данном районе
менее 9 человек – приезжие из иных частей РФ и менее трех – из иных
стран.
Среди гостей резко смещен гендерный баланс. Гости
существенно моложе постоянных жителей. Их средний возраст 38 лет,
тогда как средний возраст местных 44. Среди гостей
не-москвичей ощутимо преобладают мужчины (64%).
Сравнение имущественного положения гостей не-москвичей
и жителей района показывает, что приезжие - менее обеспеченные
люди (рис. 7). (Еще раз подчеркнем, что речь идет о тех
приезжих, кто встречается на улицах района. Можно предполагать,
что гастарбайтеры на стройках и рынках принадлежат к существенно
более бедным слоям).
Рисунок 7. Каков уровень доходов
Вашей семьи?
«Гости» – немосквичи, собственно «приезжие»,
отличаются от москвичей (и «гостей» и жителей района) существенно
более низким уровнем образования. У них он почти в два раза ниже,
нежели у жителей района – уроженцев Москвы. Среди «гостей»-
немосквичей имеют среднее специальное столько же, сколько высшее
(27%), среднее общее – 23%. С неполным средним и ПТУ на его базе
около 12%. Разумеется, наименее грамотные гастарбайтеры, которых
расселяют вне черты города и содержат гуртом на стройках и пр.,
опросом не охвачены. Но данные
исследования не позволяют говорить о том, что приезжие, которые
встречаются на улицах районов – это полностью неграмотные люди.
Между тем, это часто повторяют москвичи.
Среди охваченных опросом не-жителей района москвичи,
т.е. приехавшие из других частей города, в 60 случаях из
100 находятся здесь по личным, семейным делам, менее 10%
- на прогулке или за покупками, и только остальные (менее трети)
– по делам работы, бизнеса, учебы. Таким образом, коммуникации
москвичей внутри зоны между МКАД и ТТК в очень большой степени связаны
с личными, а не деловыми целями (об этом же свидетельствуют
ответы участников фокус-групп). И хотя почти пятая часть намерены
здесь гулять, пешком в этот район пришли всего 7%.
Среди гостей не-москвичей соотношение целей
пребывания обратное. Почти 70% из них находятся здесь по делам,
никто не пришел «гулять». Почти никто не пришел пешком. Очень мало
прибыли за покупками. Вдвое реже отмечаются семейные контакты. Это
не удивительно, учитывая молодой возраст приезжих, их гендерную
диспропорцию в пользу мужчин, такие их цели пребывания в России
и Москве, как заработок. Собственно, даже указанный респондентами
уровень в 8% «семейных» целей пребывания говорит об изрядном
уровне закрепления в Москве через образование семей.
Почти все цели пребывания, кроме рабочих и деловых,
названы «личными». Учитывая предположительно высокий уровень их
включенности в неформальную экономику, можно предположить, что под
этим именем скрыты также деловые контакты неформального характера.
Около 60% москвичей, прибывших в другой район, приехали
на метро, еще 22% на автобусе, 11% на маршрутке. Более 15% прибыли
на личном автомобиле. Отметим, что внутригородской наземный электрический
транспорт (трамвай, троллейбус, электричка) для москвичей, приехавших
из одного района города в другой, не играет роли, сопоставимой хотя
бы с маршрутками (5% в сумме против 11%). (рис. 8).
Рисунок 8. Гости: как сегодня
попали в этот район?
Среди приезжих не-москвичей почти треть ночевали в этом
районе. На метро прибыли столько же, сколько посредством электрички
и автобуса (24%, 23%, 23% соответственно). Почти вровень с москвичами
стоит использование маршруток (9%). Личным автомобилем пользовались
не менее часто (11%).
Никто из опрошенных не использовал для приезда в район
велосипед. В Москве сейчас (год спустя после проведения опроса)
появляется все больше велосипедистов. Значительная часть из них
использует велосипед для спортивно-развлекательных целей. Можно
полагать, что растет и число тех, кто пользуется им как средством
транспорта для поездок с деловыми целями. Судя по опыту других столиц,
доля горожан, использующих для таких целей велосипед, будет расти.
(Правда, климатические условия Москвы являются в определенной мере
препятствием для этого). В этой связи отметим, что для значительной
части москвичей социальным идеалом, мечтой является личный автомобиль
и поездки на нем. «Авангард» отказывается от такого идеала и переходит
к более легким и подвижным (мотоцикл, скутер) и экологически чистым
(велосипед, скейты, ролики) средствам передвижения.
Ясно, что почти треть «приезжих» находит приют
где-то в данном районе, а почти четверть приезжает из пригородов
на электричке. Примечательно, что уровень пользования личным автомобилем
для попадания в этот район у них сравним с приехавшими туда москвичами
(11% против 16%), а уровень пользования метрополитеном – в два с
лишним раза ниже (24% против 57%).
|