Поддержка многодетных семей, молодых семей, поощрение многодетных матерей, выплата пособий по уходу за ребенком всем матерям… Эти и другие направленные на решение демографических проблем в Армении законопроекты пылятся в разделе не вошедших в повестку Национального Cобрания документов. Многие пылятся не один год. Переходя из сессии в сессию и периодически получая отрицательные заключения правительства и, как правило, и профильной парламентской комиссии, эти депутатские инициативы не получают путевку в жизнь. Хотя, казалось бы, учитывая далеко не радужную демографическую ситуацию в республике, должны были реализовываться без промедления…
В ОБОСНОВАНИЯХ КО ВСЕМ ЭТИМ ДОКУМЕНТАМ ОТМЕЧАЕТСЯ, что законопроект способствует активной демографической политике в целом и повышению количества браков и рождаемости в частности. Авторами вышеозначенных проектов являются депутаты практически всех парламентских фракций. В том числе РПА. Однако решению задачи это отнюдь не способствует. Исполнительная власть на все подобные начинания уперто твердит, как мантру: денег нет. При этом не предлагает никакой альтернативы взамен. Что, мягко говоря, отнюдь не способствует росту рождаемости.
Между тем заметим, что в отечественном законодательстве до сих пор нет определения понятия "многодетная семья", чего уж говорить о ее поддержке. Поддержке не местами, не теми или иными отдельными решениями исполнительной власти или совета старейшин, а на законодательном уровне. Так, к примеру, депутаты от ОЕ предлагали считать многодетной семью с тремя и более детьми до достижения ими 18-летнего возраста, а в случае обучения в колледже или вузе – до окончания учебы. При этом предлагается не включать эти семьи в систему семейных пособий, а проявить к ним дифференцированный подход. В частности, выплачивать за каждого ребенка ежемесячную помощь в размере 50% от минимальной зарплаты, оказывать финансовую помощь для оплаты коммунальных услуг, предоставлять бесплатную медпомощь детям и их родителям, в случае необходимости улучшать их жилищные условия, предоставлять сельхозтехнику, льготные кредиты для ведения фермерских хозяйств и др.
Дабы быть убедительным в своем отказе, правительство (Тиграна Саркисяна) черным по белому прописало, что в 2013 г. (!) для улучшения демографической ситуации и в соответствии с программой государственной демографической политики оно (правительство) в числе прочих мероприятий намерено разработать законопроект "О многодетных семьях". Которого, со своей стороны заметим, как не было, так и нет. Главное – депутатский прожект зарубили! Но свой вариант заботы о многодетных семьях при этом не выдали! Посему в феврале прошлого года депутатская инициатива не вошла в повестку и была отложена до лучших времен (сроком до года).
ВОПРОС ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО ДВУХ ЛЕТ ВСЕМ МАТЕРЯМ, независимо от того, работают они или нет, пожалуй, один из самых избитых. Из года в год он поднимается в различных вариациях то оринацеркировцами, то депутатами от ППА, однако решения не получает. При этом, заметим, из года в год, по данным исполнительной власти, снижается цена вопроса, что свидетельствует о снижении рождаемости.
Согласно заключениям правительства, представленным в разные года по данному законопроекту, с 2010 года цена вопроса с 18 млрд дополнительных драмов упала до 15,5 млрд. В программах среднесрочных расходов ни прежнего, ни нынешнего правительств подобных расходов не значилось и не значится. В качестве компромисса правительство Т.Саркисяна заявило, что намерено представить эти пособия матерям-студенткам, дабы поощрять рождаемость среди этой категории женщин. Согласитесь, идея не самая блистательная, однако даже ее исполнительная власть в жизнь не воплотила, ограничившись лишь пустым обещанием.
В качестве поощрения многодетных матерей депутаты от РПА предлагают женщинам, имеющим трех и более детей, за каждого ребенка (начиная с третьего) на год сокращать возраст выхода на пенсию, а также количество лет необходимого трудового стажа. В обосновании к документу его авторы привели неутешительные статданные, согласно которым в 2011-м в Армении родились 43340 детей, в 2012-м – на тысячу меньше – 42333 ребенка, из которых третьим ребенком в семье являются лишь 6546 детей. Тенденция спада рождаемости сохранилась и в 2013-м, в прошломгоду количество родившихся детей меньше еще на одну тысячу. В документе также отмечается, что отрицательные демографические тенденции, в числе прочих, рассматриваются в "Стратегии национальной безопасности РА" как угроза нацбезопасности. Республиканцы из законодательной власти констатировали, что в плане рождаемости возможность саморегуляции нереальна и здесь без государственного вмешательства, без последовательной политики в этой области не обойтись.
Однако однопартийцы из прежней исполнительной власти посоветовали депутатам направить энергию в иное русло и обсудить, как сказано в заключении, "иную, более предметную программу поддержки, направленную на улучшение демографической ситуации и стимулирование рождаемости". Примечательно, что при этом в правительстве поленились или не сумели подсчитать, во сколько обойдется реализация предложения депутатов: "Законопроект существенно увеличит направляемые на пенсионное обеспечение расходы, тогда как в бюджете 2014 года и программе среднесрочных расходов на
эти цели средства не предусмотрены (для вычисления дополнительно требующихся средств необходимо осуществить сложный разнослойный анализ)". Чего (анализа) они не сделали, со своей стороны заметим мы, решив вопрос излюбленным – "нецелесообразно".
ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ ДЕПУТАТЫ ПРЕДЛАГАЮТ ВЫПЛАЧИВАТЬ впервые брачующимся помощь в размере минимум 300 тысяч драмов, которые молодожены смогут направить на решение первоочередных для новосозданной семейной пары бытовых задач.
Здесь отказ правительства (Овика Абрамяна) также обставлен "убедительными" отмазками. Дескать, правительство уделяет особое внимание поддержке молодых семей, и как только (средства в казне найдутся), так сразу (правительство вопросом займется). Словом, после дождичка в четверг. Тем более что в том же заключении правительства зафиксировано, что на эти цели в программе среднесрочных расходов на 2014-2016 гг., а также в программной заявке на среднесрочные расходы на 2015-2017 гг. средства не предусмотрены.
Отметим, что в программе нынешнего правительства нет демографических показателей. Вовсе. Если правительство Тиграна Саркисяна хотя бы декларировало рост, ставя целью достичь показателя в 1,8 (с 1,6), то из программы правительства Абрамяна этот показатель просто изъят. Отметим также, что практически по всем законопроектам отдельными министерствами даны положительные оценки воздействия – как на бенефициариев, так и со стратегической точки зрения. Однако, повторимся, практически все инициативы упираются в отсутствие средств.
Но при наличии достаточных средств и ежик бы управился с задачей. А вы, господа из правительства, попытайтесь изыскать возможности, найти пути решения архиважной для Армении проблемы демографии в нынешних нелегких условиях. На то вы и профессионалы. По крайней мере таковыми считаетесь! В противном случае получается как в старом анекдоте: либо не можете, либо не хотите…
Аревик ЧИЛИНГАРЯН. «Голос Армении», 2 сентября 2014 года
Через десять лет Армения пожнет плоды оттока населения
Миграция из страны и роспуск школьных классов приведут к плачевным результатам для слабой экономики страны
"Отток населения из Армении и роспуск классов приведет к плачевным результатам для слабой экономики страны. Ведь уезжает в основном трудоспособное население, остаются лишь старики". Об этом в беседе с echo.az сказал независимый экономист Октай Ахвердиев. "Согласно данным исследования, которое проводилось самими армянами, из страны уезжает 80% трудоспособного населения. В скором времени в этой стране может сложиться такая ситуация, когда там вообще не будет безработных, так как просто не будет и трудоспособного населения. Если это произойдет, то данный случай будет первым за всю историю существования человечества. Но судя по тенденции, можно сказать, что Армения идет именно в этом направлении и максимум лет через десять лет они столкнутся с результатами данной проблемы", - сказал эксперт.
Между тем из-за оттока населения в Армении распускаются целые классы в школах. Армянский портал "Первый информационный" приводит статью ереванской газеты "Грапарак": "Пока Серж Саргсян будет искать значение слова "нарастающая" и, говоря об эмиграции, будет руководствоваться сомнительными данными Национальной статистической службы, директора школ представляют свою статистику.
Мы расспросили, сколько детей покинули школы по причине отъезда из страны. Некоторые, безнадежно махнув рукой, просили обойти данную тему стороной. Но директор школы №1 имени Акселя Бакунца города Гориса Карине Мовсисян сказала: "В этом году у нас возникла проблема. Второй класс, который переходит в третий: из-за переезда в Россию, было зафиксировано сокращение числа учеников, и в результате этого класс был распущен, а педагог, к сожалению, сокращен. Откровенно говоря, нашу школу в этом году покинули 11 детей - уехали в Америку". А, может быть, перевелись в другую школу? "Нет-нет, уехали из страны... но с радостью должна отметить, что одна семья вернулась".
Директор старшей школы города Севана Лиана Мкртчян сказала: "Может быть, до десяти человек, в основном из средней школы, уехали из страны". Но сокращений педагогов не было. Пытаются сохранить число учителей, давая им меньше часов. "Учителя видят, что часы все сокращаются и увольняются по своей воле".
Напомним, как сказал ранее Октай Ахвердиев, прирост населения определяется согласно разнице между рождаемостью и смертностью. "Еще в советское время прирост населения в Армении и Азербайджане был аналогичен - 1,7-1,8%. А вот уже к 90-м годам ситуация значительно ухудшилась в обеих странах, и прирост достиг 0,8%. Уже потом стал наблюдаться значительный рост населения в Азербайджане, в Армении же ситуация продолжала ухудшаться. В этой стране смертность превышает рождаемость, да еще и наблюдается значительный отток населения. Соответственно, положение катастрофичное. Если власти Армении не примут мер, то в будущем в их стране никого не останется. Плюс ко всему в этой республике неинвестированная экономика, которая стареет и может вообще исчезнуть.
Из-за долгов Армении пришлось отдать России промышленные объекты, которые сегодня находятся под властью российской стороны и стоят "под замком". РФ не дает возможность армянам там работать, они просто забрали их имущество и держат в нерабочем состоянии. 78% экономики фактически приватизировано Россией, тем самым у Армении нет никакой перспективы на будущее. Как сказал эксперт, если бы армянская сторона не оккупировала чужую территорию, а была в нормальных отношениях с Азербайджаном, они могли бы участвовать в крупных экономических проектах. В этом случае в будущем у них могла бы появиться хоть какая-то перспектива, а так, естественно, положение будет лишь ухудшаться.
Ж. МАМЕДОВА, Н. АБАСОВ. «Эхо», 30 августа 2014 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)