"Господа, которые выступают противниками накопительного компонента, обманывают людей"
Правительство вновь "заморозило" накопительную часть пенсий. Глава Минтруда Максим Топилин сообщил о продлении моратория на 2015 год. Президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов России Константин Угрюмов и руководитель департамента социального развития Федерации независимых профсоюзов России Константин Добромыслов обсудили тему с ведущим Анатолием Кузичевым в эфире "Коммерсантъ FM".
По словам Топилина, этот маневр не связан с дефицитом пенсионной системы, а направлен на сознательное усиление ее солидарного характера. Как заявил министр, низкая эффективность накопительной составляющей не может не вызывать опасения. О том, что этот компонент несовершенен и нуждается в серьезной доработке, ранее заявили и в Совете федерации. Фракция "Справедливая Россия" намерена поддержать отмену накопительной пенсионной системы в целом. — Константин Викторович, как вы расцениваете эту "заморозку"?
К.Д.: Это вполне нормальное явление. Мы говорили уже давно и выступали за отмену накопительной составляющей в системе обязательного пенсионного страхования, говорили, что этот компонент должен находиться в системе добровольного пенсионного страхования, так как он не сможет выполнить те функции, для которых вообще предназначена пенсия государственного социального страхования. Вы вполне правильно отметили, что эффективность работы этого компонента достаточно слабая. Мы это видим на разных результатах, в том числе и на финансовых. Недавние обследования Счетной палаты тоже показали, что там не все в порядке с сохранностью пенсионных накоплений. — В каких конкретно цифрах выражается это "не все в порядке"?
К.Д.: Выражается в доходности, которую получают негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании. То, что эта доходность не всегда покрывает даже инфляционные процессы. То есть мы не сохраняем покупательную способность пенсии. Вот это самое главное. — Понятно, спасибо. Константин Семенович, теперь ваш комментарий, пожалуйста.
К.У.: Мне очень хочется дать сдержанный комментарий, но вряд ли получится. — Не стесняйтесь, пожалуйста.
К.У.: Все очень просто. 22 млн человек не хочет участвовать вместе с государством, профсоюзами и прочими апологетами страховой системы в обмане населения. Сейчас поменяли формулу, придумали какие-то баллы. Стоимость баллов непонятна, она может меняться каждый год. Люди предпочитают живые деньги. Господа, которые выступают противниками накопительного компонента, обманывают людей в том плане, что единственный накопительный компонент является наследуемым компонентом пенсионной системы. Если, не дай бог, человек умер до наступления пенсионного возраста, единственное, что наследнику передается, — это живые рубли накопительной системы. — Накопительной части. Все остальное сгорает, да?
К.У.: Остальное делится на всех. Здесь вступают в противоречие два принципа: отобрать и поделить, что у нас очень любят профсоюзы и прочие люди, которые воспитаны в советской системе, и второе — каждый накопил, получил, либо наследовал его правопреемник. Это люди моложе 1967 года. Вторая ситуация, о которой нужно говорить, рассуждает о какой-то низкой системности. 22 млн человек ногами проголосовали за то, чтобы выйти из государственной системы, и они плевали на эти рассуждения: "Мы поделим среднюю температуру по больнице, смешаем государственное, негосударственное. Поделим, проценты посчитаем". Они сказали: "Да не хотим мы с вами быть". — Константин Семенович, но здесь есть один нюанс. Человек думает о своей пенсии, о ее перспективе и о своей перспективе. Это понятно. Это естественно, и это нормально. Государство, насколько я себе представляю, думает не только о моей пенсии, но и о том, чтобы суметь платить еще какие-то пенсии в течение какого-то срока. Более того, ведь чем дальше, тем сложнее это делать, потому что и население стареет неизбежно, и есть масса факторов, которые не придают уверенности и оптимизма в этом направлении.
К.У.: Отлично. Это и есть вопрос. На этот вопрос уже, как ни странно, во вторник ответила нами не очень любимая Организация экономического сотрудничества и развития. Когда она два года назад обследовала нашу систему, она сказала, что наша пенсионная система — одна из самых прогрессивных в мире, потому что она, с одной стороны, демпфирует, то есть покрывает демографические риски, старение, а с другой стороны, она покрывает риски инвестирования. Но дело в том, что есть понятие "временщиков". Сегодня некой части правительства очень хочется отнять, поделить и показать, что они классные деньги направляют на хорошие дела. — Константин Викторович, ваше мнение, пожалуйста.
К.Д.: На самом деле рассуждения по поводу накоплений, когда произносятся сладкие слова "это ваша собственность", "вы накопили", "вы ее наследуете"… Да, у людей это, конечно, вызывает некую эйфорию. Но мы с вами должны прекрасно понимать, что страхование, особенно социальное, никогда не подразумевало наследование средств. Если у нас возникает наследование, то, соответственно, у нас не возникает солидарности застрахованных. Любое страхование говорит о том, что существует солидарность застрахованных. Если у кого-то риск реализовался или реализовался по другим видам страхования, то все последствия покрытия этого риска происходят за счет других участников страхования. Если только мы вводим наследование, мы сразу же снимаем как раз систему солидарности, что в социальном страховании просто недопустимо. Это не временщики. Я не согласен с Константином Семеновичем по этому вопросу. Наоборот, люди смотрят вдаль, на перспективу. Они прекрасно оценивают все инвестиционные риски, они понимают куда можно и как можно вкладывать деньги. Если мы сегодня посмотрим, куда НПФы и УК расходуют свои деньги, то мы увидим, что все облигации федерального займа скупили НПФы. Что такое облигации федерального займа? Это те бумаги, которые выпустило правительство, когда у него не хватало денег, то есть оно заимствует. Почему оно заимствует деньги, почему денег не хватает? Потому что развиваются социальные программы, есть социальные выплаты, людям надо платить, им надо обеспечивать, поддерживать жизненный уровень. — Как вы прокомментируете итоги голосования 22 млн ногами?
К.Д.: Очень просто. Людей вводили в заблуждение, когда им рассказывали о тех сладких словах, что это ваши деньги, что это ваши накопления, что вы можете ими воспользоваться, куда-то взять их и потратить, убежать раньше срока и прочее. На самом деле это не так. На самом деле ничего подобного нет. Эта система этих функций не предусматривает. Люди должны прекрасно понимать, что они входят в систему социального страхования, где им обеспечивается пожизненная пенсия, она не временная, она до конца жизни. Здесь надо иметь определенный финансовый ресурс для того, чтобы все это покрыть, обеспечить. Это достаточно сложная система. — Понятно. Константин Семенович, пожалуйста?
К.У.: Очень красивые слова про социальное страхование и принципы. Есть живые факты: 350 тыс. человек уже получают пенсию из накопительной системы. Люди, которые, не дай бог, умерли до наступления пенсионного возраста, получают выплаты этой системы, живые деньги. Если они, не дай бог, оказались в системе так называемого социального страхования, все их денежки, которые они платили на протяжении всей своей жизни, сгорели, вернее, их там попользовали. Мне очень интересно, когда определенное количество людей рассуждает о том, что 22 млн ввели в заблуждение. У меня создается впечатление, что умных людей у нас по всей стране всего несколько десятков. Все они сосредоточены либо в социальном блоке правительства, либо в профсоюзах. А 22 млн — идиоты, которые точно не понимают, куда же они отправили свои деньги. Они отправили деньги, в обмен им обещают баллы. Если Константин Викторович мне расскажет, сколько стоит по новой пенсионной формуле 1 балл в 2016 году, я сейчас съем свой галстук. — Константин Викторович, расскажете?
К.Д.: Я могу только предположить.
К.У.: Если можно.
К.Д.: Я знаю, что объявленная цифра на 2015 год во всех рекламных буклетах — 64 руб. 10 коп. с учетом двухразовой индексации в год, которая происходит по темпам инфляции или по темпам индекса потребительских цен. Соответственно, можно предположить, сколько правительство, на какую величину, может проиндексировать стоимость балла.
К.У.: Теперь очень маленький комментарий: откуда же оно индексирует это все? Оно берет это все из бюджета. Оно проедает сегодня государственные деньги. Чем отличается накопительный компонент: оно берет деньги людей, вкладывает их в развитие экономики России, и через 10-20-30 лет за счет развития экономики России их просто благосостояние становится выше. Причем Константин Викторович введен в заблуждение. Никто ОФЗ не покупает. Он просто очень плохо знает структуру инвестирования негосударственных пенсионных фондов. Поэтому у меня такое впечатление, что идет просто идеологический спор следующего характера. — Идеологический или экономический? Может, идеологический, действительно?
К.У.: С позиции социального блока и профсоюзов никакой экономики нет. Там есть "отнять и поделить". В позиции экономического блока есть такое: взять деньги, вложить в экономику, получить прирост. — Константин Викторович, ваш короткий комментарий, пожалуйста.
К.Д.: Мой короткий комментарий заключается в следующем. Я уже упоминал об обследованиях Счетной палаты, которые показали реальную доходность всех негосударственных пенсионных фондов. Могу добавить одно, что этот вопрос неоднократно обсуждался на российской трехсторонней комиссии, где привлекались и Минфин, и Минэкономики, и другие государственные структуры, которые должны были бы предложить те инвестиционные механизмы, те проекты, куда можно было бы вложить деньги и получить достаточно хорошую, высокую доходность. К сожалению, отдельные проекты есть, но они настолько мелки, что они не могут поглотить всю денежную накопительную массу.
«Коммерсантъ-FM», 5 августа 2014 года
От частных пенсий отрежут еще кусочек
Ликвидация накопительной части пенсионной системы продолжится в 2015 году
Решение о замораживании накопительной части пенсионной системы еще как минимум на год подтверждено — бюджет на 2015-2017 годы будет, несмотря на протесты Минфина, Минэкономики и ЦБ, верстаться с уменьшенным на сумму поступлений накопительной части пенсий трансфертом Пенсионному фонду (ПФР). Предложение соцблока правительства о полном отказе от накопительных пенсий пока не принято, но индустрия негосударственных пенсионных фондов может самоликвидироваться и без него. Решение Белого дома снижает вероятность роста налогового бремени в 2015 году, но усилит уже ожидаемый обвал инвестиций и может вернуть правительство к идее повышения пенсионного возраста.
Решение вопроса о продлении "пенсионного моратория" на 2015 год ожидалось вчера на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева, несмотря на то что вице-премьера Ольги Голодец на совещании не было. Заместители премьер-министра Игорь Шувалов и Дмитрий Козак, министр финансов Антон Силуанов, замминистры финансов Татьяна Нестеренко и экономики Евгений Елин представляли ведомства, выступавшие накануне против продления моратория. По данным "Ъ", на совещании обсуждались "налоговый маневр" в нефтяной отрасли, стратегия сокращения расходов госпрограмм и создание комиссии по повышению эффективности бюджетных расходов.
Принципиально социальный блок правительства (Минтруд, Минздрав, ПФР) получил поддержку идеи продления моратория у премьер-министра еще в конце июля 2014 года, но ее пока не комментировал президент Владимир Путин. Впрочем (см. "Ъ" от 5 августа), вопросы работы пенсионной системы в 2015-2017 годах, ставки НДС и НДФЛ на тот же период и стратегия сокращения госрасходов связаны, поскольку размер трансферта ПФР — самый крупный резерв Белого дома.
При этом сама по себе идея моратория не устраивала ни соцблок, ни его оппонентов. Социальные ведомства настаивали, по данным "Ъ", на возврате к полностью солидарной пенсионной системе (существовала в РФ до 2002 года), оппоненты — на запуске с 2015 года реформированной системы НПФ и перечислении ей уже собранных в 2013 году, но не перечисленных ПФР в НПФ накоплений. В итоге во второй половине дня стало известно об отмене назначенного ранее на 6 августа совещания в правительстве по вопросам Пенсионного фонда, а глава Минтруда Максим Топилин, находящийся в Воронеже на заседании Госсовета с Владимиром Путиным и Ольгой Голодец, официально заявил: решение о моратории принято. Госпожа Голодец после заседания подтвердила это, заявив, что Белый дом "продолжает обсуждать" полную ликвидацию накопительных пенсий.
Так или иначе мораторий снижает вероятность повышения с 2015 года НДС или НДФЛ: Дмитрий Медведев вчера подчеркнул, что рост налогов может рассматриваться только как "крайняя мера". Мораторий тем не менее — первое крупное решение Белого дома, которое уже после его принятия критикуют и Минфин, и Минэкономики, и Банк России.
Откуда будут брать доходы
В начале августа Минфин РФ подготовил и разослал ведомствам на согласование проект закона о введении регионами налога с продаж (НСП). Текст, по данным "Ъ", практически полностью совпадает с текстом отмененной десять лет назад главы Налогового кодекса (НК) об этом налоге. В новой редакции изменена лишь ставка — 3% с цены товаров и услуг вместо прежних 5%
По данным "Ъ", ЦБ, под надзором которого с 2013 года работают НПФ, не участвовал в последнем обсуждении в правительстве вопроса о разрушении накопительного элемента пенсионного страхования, и для него дискуссия стала неожиданной. Источник "Ъ" в ЦБ констатирует, что продление пенсионного моратория "просто уничтожает" доверие граждан и участников финансового рынка к заверениям правительства и ставит под вопрос не только развитие НПФ, но и других сегментов российского финансового рынка. "Решение о моратории на 2014 год принималось как временное — для создания системы гарантирования пенсионных накоплений, которое идет опережающим темпом. Второй год моратория — это потеря остатков доверия к политике правительства по развитию финансового рынка и к поддержке внутреннего спроса на финансовые инструменты",— говорит собеседник "Ъ". Он также отмечает, что отсутствие пенсионных накоплений на облигационном рынке в 2015 году неизбежно приведет к росту ставок в экономике и в том числе по банковским кредитам.
Положение на долговом рынке существенно усугубляется негативным внешним фоном, и в условиях низкой инвестиционной активности обрезание спроса со стороны НПФ может иметь существенные негативные последствия для экономического роста — это вчера констатировали и в ЦБ, и в Минэкономики, и в Минфине. Резко увеличится и стоимость госзаимствований, которая уже сейчас не устраивает Минфин. "Сегодня отменен очередной аукцион по ОФЗ, уже сейчас правительство не устраивают сложившиеся ставки",— отмечает собеседник "Ъ" в Банке России. Источник "РИА Новости" в Минфине говорит, что прогноз роста ВВП на 2015 год теперь следует снизить с 2% до 1%, прогноз инвестиций — на пять процентных пунктов.
По существу, ведомства заявляют, что решение, которое лишит рынок нескольких сот миллиардов рублей, является помимо очевидного нарушения ранее данных политических обещаний новым ударом по банкам и корпоративному сектору вслед за закрытием "кредитного окна" в США и ЕС — оно будет действовать аналогично санкциям. "По итогам 2015 года НПФ и частные УК предполагали получить около 800 млрд руб.: 300 млрд руб.— это накопления непосредственно 2015 года, остальное — средства накопительной пенсии за второе полугодие 2013 года и деньги тех, кто выбрал частные пенсионные структуры в конце 2013 года",— говорит гендиректор ООО "УК "Капитал"" Вадим Сосков. Оценки Минфина сходны: до 900 млрд руб., из которых около 700 млрд руб. несостоявшиеся вложения в облигации,— это около 5% ожидавшихся инвестиций 2015 года, 200 млрд руб.— несостоявшаяся депозитная база.
Главный аргумент в пользу моратория на 2015 год — гарантирование стабильности ПФР в условиях теперь уже очень вероятной рецессии следующего года: Белый дом не знает точно масштаб трудностей и поэтому стремится создать себе дополнительный резерв по расходам за счет накоплений клиентов НПФ. "Санкции до сих пор не привели к видимым краткосрочным экономическим эффектам, но уже подпитывают деятельность правительства. Оно, похоже, решило объединить все возможные финансовые ресурсы на своей стороне",— говорит Дмитрий Полевой из ING Russia.
Неприкосновенный резерв
В конце июля стало известно, что с 2015 года Пенсионный фонд России начнет формировать резерв по обязательному пенсионному страхованию, который должен обеспечить сохранность пенсионных накоплений граждан. Исходя из сегодняшнего объема накоплений под управлением государственной и частных управляющих компаний, на эти цели потребуется около 10 млрд руб.
При этом пока нет ясности, получат ли НПФ и рынок средства накоплений за 2013 год: по существу, только надежды получить в 2016 году доступ к этим деньгам будут основанием для уже акционировавшегося НПФ оставаться в этом бизнесе. "Однократное изъятие новых накоплений — за 2014 год — серьезно не повлияло на модель бизнеса нашего фонда, замораживание накоплений за 2015 год отодвинет окупаемость наших расходов по привлечению новых клиентов еще на год, но не это главное. Смущает то, что никто не может гарантировать, что и в 2016 году не произойдет то же самое, и нет уверенности в судьбе накопительного компонента в принципе",— говорит источник "Ъ" в одном из крупных НПФ.
Цена полной ликвидации накопительного компонента в несколько раз больше: конфискация накоплений с переводом их в ПФР даст правительству экономию до 1,5-2 трлн руб. трансфертов в фонд — то есть еще два года относительно ненапряженного бюджета без заимствований. Но это не бесплатный ресурс: соответствующий рост обязательств солидарной части системы уже увеличит дефицит ПФР с 2022 года. Вопрос об увеличении пенсионного возраста вновь возникнет к 2018 году — к тому времени все внутренние резервы для его неповышения будут исчерпаны и в уже полностью солидарной пенсионной системе.
Дмитрий БУТРИН, Анастасия МАНУЙЛОВА, Иван КУЗНЕЦОВ. «Коммерсантъ», 6 августа 2014 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)