Стариков в мире становится больше, а государствам все дороже обходится их содержание. При этом из пенсионных фондов, размер которых в некоторых странах превышает ВВП, все чаще финансируются инвестпроекты, а крупнейшие состояния принадлежат пожилым. В России свои особенности: граждане возлагают надежды на государственные пенсии, но на достойную старость не рассчитывают.
Дивный старый мир Население мира перестает расти и одновременно необратимо стареет, отсюда — фундаментальные изменения в экономике, политике и структуре общества.
Проблема старения населения, актуальная раньше главным образом для развитых стран, в XXI веке приобретает глобальный масштаб, поскольку тенденции снижения смертности, увеличения средней продолжительности жизни и, главное, снижения рождаемости (так называемый демографический переход) постепенно распространяются на всю планету.
Средний уровень фертильности в мире за последние 60 лет снизился в два раза — с 5 до 2,5 ребенка на женщину. При этом в менее развитых регионах мира этот показатель уменьшается быстрее. В глобальном масштабе количество рождений стабилизировалось на уровне 140 млн в год и, вероятно, сократится до 130 млн к концу столетия.
Средняя продолжительность жизни в мире с 1950 года выросла с 47 до 69 лет и, по прогнозам ООН, увеличится до 77 лет к 2050 году. К 2060 году в мире не должно остаться ни одной страны с продолжительностью жизни меньше 60 лет. А к 2100 году ожидается, что в 47 странах мира будут жить в среднем более 90 лет.
Смертность в мире в 1950-2010 годах не только снизилась более чем вдвое, но и трансформировалась по возрастной структуре. Если в 1950 году 45% всех смертей приходилось на группу от 0 до 14 лет, то к 2010 году ее доля уменьшилась до 15%, а 53% смертей отмечалось среди жителей старше 65 лет.
Действие перечисленных факторов уже привело к тому, что численность населения старше 65 лет на Земле в 1950-2010 годах увеличилась вчетверо, с 128 млн до 530 млн человек, его доля в общем населении мира выросла с 5,1% до 7,7%, а медианный возраст (в демографии обычно используется не средний возраст, а медианный — показатель делит население на равные, по 50%, возрастные группы старше и младше этого значения) — с 23,5 до 28,5 года. При сохранении текущих тенденций в 2050 году численность жителей старше 65 лет превысит 1,2 млрд человек (более 12% глобального населения), а медианный возраст достигнет 30,5 года.
Старение населения имеет черты исторического феномена, который радикально изменит человеческое общество. Прежде всего речь идет о мировой экономике, которой предстоит обеспечивать растущую группу пенсионеров в условиях уменьшения трудоспособного населения и существенного увеличения нагрузки на социальный сектор и здравоохранение.
Седина в бороду — дыра в бюджет Старение населения — угроза устойчивости государственных финансов даже в тех странах, где велика роль негосударственного пенсионного обеспечения.
Как показывает последнее международное исследование центра Pew Research Center, увеличение доли пожилого населения не только занимает умы ученых-экономистов и демографов, но и тревожит в той или иной степени обычных граждан по всему миру. Любопытными выглядят данные исследования касательно представлений опрошенных относительно их уровня жизни на пенсии и взглядов на то, кто должен нести основную ответственность за пенсионное обеспечение. Характерно, что из всех попавших в выборку стран в России оказалось больше всего респондентов, возлагающих бремя выплаты пенсий исключительно на государство, и одновременно меньше всего тех, кто рассчитывает на достойный уровень жизни в старости. С одной стороны, это свидетельствует в пользу здравомыслия россиян, трезво оценивающих возможности и желания властей, но с другой — демонстрирует низкую степень готовности самостоятельно готовиться к жизни после окончания трудовой деятельности.
Между тем нагрузка на государство по части пенсионного обеспечения растет во всем мире. По данным МВФ, с 1960 по 2010 год в развитых экономиках госрасходы на пенсии (по старости и страховые) в среднем выросли с 3,8% до 8,4% ВВП, в развивающихся — с 2% до 5,6% ВВП. Для развитых стран МВФ прогнозирует увеличение профильных бюджетных расходов до 9,6% ВВП к 2030 году и до 11% ВВП к 2050-му, а для развивающихся — соответственно до 6,5% и 8,3% ВВП. При этом в некоторых демографически неблагополучных странах этот показатель может достигнуть критической величины, например 26,1% ВВП к 2050 году на Украине.
Для тех стран, где доминируют негосударственные схемы пенсионного обеспечения, старение населения все равно косвенно увеличивает бюджетные траты — прежде всего на здравоохранение и сопутствующую социальную инфраструктуру для престарелых. По расчетам ОЭСР, доля расходов на граждан старше 65 лет в общем объеме расходов на здравоохранение вырастет с 40% в 2010 году до 60% в 2060-м. В среднем участники ОЭСР в 2060 году будут тратить на эти цели от 9,5% до 13,9% ВВП (в 2010 году — 6,2%), государства BRICS — от 5,3% до 9,8% ВВП (2,5%).
Следует отметить, что эти выкладки не учитывают общеэкономический эффект старения населения, прослеживающийся в ряде исследований и связанный со снижением производительности труда в старших возрастных группах, в частности для работников в возрасте 55-60 лет.
Фьючерс на старость Пенсионные деньги играют все большую роль на финансовых рынках, но сами пенсионеры, вероятно, негативно влияют на стоимость активов, которыми фонды владеют.
Пенсионные фонды традиционно рассматриваются как источник длинных денег для национальных экономик и стабилизирующий фактор на мировых биржах, поскольку ориентированы на долгосрочные вложения. Совокупные активы пенсионных фондов в ОЭСР оцениваются в $21,8 трлн, их доля на рынке институциональных инвестиций с 2008 года увеличилась с 25,7% до 28%. Общие частные пенсионные активы в ОЭСР достигают $32,1 трлн и помимо пенсионных фондов (67,9% от общего объема) размещаются через фонды под управлением банков и инвесткомпаний (18,5%), пенсионные страховые договоры (12,8%) и пенсионные сберегательные кассы (0,8%). По прогнозу Pricewaterhouse Coopers, к 2020 году под контролем пенсионных фондов будет находиться $56,5 трлн из общего объема $100,4 трлн активов под управлением в мире.
Влияние пенсионных фондов огромно как для отдельных государств, в которых активы НПФ иногда превышают размер национального ВВП, так и для мировой экономики в целом. Например, норвежский Government Pension Fund (Global) по состоянию на 2013 год владел долями в 8213 компаниях, или 1,3% акций всех эмитентов в мире, представленных на бирже. А ожидания пересмотра инвестиционной стратегии крупнейшего в мире японского пенсионного фонда Government Pension Investment Fund в пользу более рискованных активов, в том числе акций местных компаний, стали в 2014 году ключевым фактором в динамике индекса Nikkei.
Парадоксальным образом на стоимость активов пенсионных фондов могут негативно влиять сами пенсионеры. Согласно исследованию Банка международных расчетов (BIS), старение населения оказывает прямое влияние на стоимость активов в экономике, прежде всего на стоимость недвижимости. В частности, BIS продемонстрировал связь между достижением трудоспособного возраста поколением бэби-бумеров в США и увеличением цен на жилую недвижимость. Соответственно, со снижением доли трудоспособного населения должны уменьшаться платежеспособный спрос и цены на жилье. Аналогичный эффект предполагается и в отношении финансовых активов — акций и облигаций. Федеральный резервный банк Сан-Франциско выявил положительную корреляцию между коэффициентом цена/доход (P/E) акций и соотношением возрастных групп 40-49 лет и 60-69 лет. Иными словами, получается, что люди среднего возраста инвестируют в акции, сберегая средства, а старшее поколение акции распродает для финансирования жизни на пенсии.
Деньги любят пожилых
Если серьезное увеличение доли пожилых людей в населении планеты только грядет, то в группе самых богатых граждан их уже сейчас большинство.
В списке богатейших людей мира Forbes за 2014 год, включающем 1637 человек, содержится информация о возрасте 1589 миллионеров и миллиардеров. Если разложить список на возрастные группы, окажется, что 1340 фигурантов (84,3% всех лиц, чей возраст известен), владеющих совокупным состоянием $5,64 трлн (86,8% общего состояния лиц известного возраста),— старше 50 лет. Всего в мире группа "50 плюс" — это 20,6% населения, в развитых странах — 35,5%. К возрастной категории старше 65 лет относится 721 человек (45,4%) с суммарным капиталом $3,4 трлн (52,6%). В мире средняя доля граждан старше 65 лет в населении — 7,7%. Наконец, 208 человек из списка Forbes с общим состоянием более $1 трлн (16,5%) достигли возраста 80 лет и больше (13,1%), 32 человека с совокупным состоянием $180 млрд (2,8%) перевалили 90-летний рубеж (2%). В населении планеты эти возрастные группы составляют 1,6% и 0,2% соответственно.
Диспаритет в распределении богатства по возрастным группам наблюдается и среди обычного населения. Исследования на основе базы Luxembourg Wealth Study Database, включающей данные по США, Германии, Италии, Швеции, Финляндии, Великобритании и Японии, показывают, что активы домохозяйств в старших возрастных группах существенно больше активов молодых семей. Так, среди 40% самого бедного населения домохозяйства людей младше 44 лет составляют 59% в Великобритании, по 62% — в Германии, Италии и Японии, 77% — в Швеции, 79% — США и 88% — в Финляндии. Напротив, среди 40% самых крупных семейных активов домохозяйства граждан старше 65 лет занимают 46% в Германии, 63% — в Финляндии, 64% — в Японии, 66% — в США, 69% — в Швеции, 71% — в Италии и 81% — в Великобритании.
Имущественное неравенство поколений имеет очевидное объяснение. Экономическая теория жизненного цикла гласит, что люди накапливают активы в течение жизни для обеспечения в старости, когда начинают тратить их на потребление. То же касается и наиболее состоятельных граждан. Действительно, чтобы сколотить состояние, порой требуется вся жизнь, равно как и на получение наследства можно рассчитывать скорее в зрелом возрасте. К слову, в рейтинге Forbes всего двое участников не достигли 30-летнего возраста, только 29 человек — младше 40 лет. В общей сложности самую продуктивную когорту трудоспособного населения от 15 до 49 лет в списке Forbes представляют 249 человек (15,7%) с общим состоянием $859 млрд (13,2%). Для сравнения, в населении мира люди в возрасте 15-49 лет составляют 52,7%.
Самые старые миллиардеры мира
N
Место в списке Forbes (всего 1637 позиций)
Имя
Размер состояния ($ млрд)
Возраст
Источник состояния
Страна
1
598
Дэвид Рокфеллер
3
99
Нефтяной бизнес, банкинг
США
2
348
Кирк Керкорян
4,6
97
Игорный бизнес, инвестиции
США
3
323
Карл Влашек
4,9
96
Розничная сеть Billa
Австрия
4
1193
Эрика Поль-Штроэр
1,5
95
Косметическая компания Wella AG
Германия
5
733
Генри Хиллмен
2,5
95
Инвестиции
США
6
1583
Уильям Монкриф-младший
1
94
Нефтяной бизнес
США
7
956
Сулейман аль-Раджхи
2*
94
Банкинг
Саудовская Аравия
8
61
Анн Кокс Чамберс
16,2
94
Медиабизнес
США
9
23
Карл Альбрехт
26,2
94
Розничная сеть Aldi
Германия
10
1528
Марсель Адамс
1,1
93
Недвижимость
Канада
11
530
Вон Юн Цай
3,3
93
Химический бизнес
Тайвань
12
504
Алоизиу де Андраде Фариа
3,4
93
Банкинг
Бразилия
13
223
Сэмуэль Труэтт Кэси
6,5
93
Сеть фастфуда Chick-fil-A
США
14
1307
Джордж Джозеф
1,4
92
Страховой бизнес
США
15
793
Ингеборг Херц
2,3
92
Производитель кофе Tchibo GmbH
Германия
16
616
Дэвид Азриэли
2,9*
92
Торговая недвижимость
Канада
17
437
Дэвид Консунджи
3,8
92
Строительный бизнес
Филиппины
18
986
Стэнли Перрон
1,9
91
Недвижимость, розничный бизнес
Австралия
19
847
Дин Уайт
2,1
91
Реклама, гостиничный бизнес
США
20
755
Дэвид Мердок
2,5
91
Недвижимость
США
21
517
Бриджмохан Лалл Мунджал
3,3
91
Производитель мотоциклов Hero Group
Индия
22
233
Самнер Редстоун
6,3
91
Медиабизнес
США
23
88
Джек Тэйлор
13,4*
91
Автопрокатная сеть Enterprise Rent-A-Car
США
24
10
Лилиан Бетанкур
35,4*
91
Косметическая компания L`Oreal
Франция
25
1508
Александр Спанос
1,1*
90
Недвижимость
США
26
1436
Чарльз Манджер
1,2
90
Инвесткомпания Berkshire Hathaway
США
27
1270
Лен Эйнсворт
1,4
90
Игорный бизнес
Австралия
28
1054
Ана Мария Брешиа
1,7
90
Горнодобывающий
Перу
Кафферата
бизнес, банкинг
29
604
Альфред Таубман
3
90
Недвижимость
США
30
436
Масатоси Ито
3,8
90
Розничная сеть 7-Eleven
Япония
31
295
Карл-Хайнц Кипп
5,2
90
Розничный бизнес
Германия
32
109
Роберт Куок
11,6
90
Инвестиции
Малайзия
*Оценка семейного состояния.
В рейтинге представлены миллиардеры старше 90 лет.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)