Rambler's Top100

№ 605 - 606
1 - 24 августа 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Трансформация трудовой миграции: социальные аспекты

Мобильность иностранных работников на российском рынке труда

Отношение к иммиграции и субъективное благополучие принимающего населения

Религия как фактор адаптации иммигрантов: особенности американского случая

Молдова: страна массовой трудовой эмиграции

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Религия как фактор адаптации иммигрантов: особенности американского случая

Каргина И.Г.[1]
(Опубликовано в журнале "ПОЛИС. Политические исследования", 2014, №2, с. 164-174)

Миграция достигла сегодня глобальных масштабов, что, по утверждению многих экспертов, генерирует новые риски для экономического и социального благополучия принимающих сообществ, создания в них условий для разного рода конфликтов[2]. Согласно данным ООН, за период с 1980 по 2000 г. число мигрантов в экономически развитые страны увеличилось более чем в два раза - с 48 до 110 млн. человек. По состоянию на 2005 г. 60% всех иммигрантов проживали в развитых странах, из них 22% в США, 18,7% в странах Европы[3].

Исследования показывают, что, как правило, подавляющая часть иммигрантов - носители определенной религиозности, непосредственно связанной с коренной этнической и культурной идентичностью, часто контрастирующей с доминирующей культурной и религиозной традицией "нового" дома. В США проблема иммиграции интересует исследователей прежде всего с точки зрения влияния на экономику и рынок труда, межэтнические отношения, право, образование, структуру расселения и проч. Интерес к изучению связи иммиграции и религии локализуется в значительной степени в области выявления влияния религиозной идентичности иммигрантов на увеличение разнообразия религиозного рынка[4], жизнедеятельность конгрегаций[5], а также адаптацию и ассимиляцию переселенцев[6]. Обзор литературы, публикуемой на тему иммиграции и религии в США, в целом показывает, что религиозность не является проблемной областью иммиграции в США. В отличие от США в странах Западной Европы складывается иная картина. С течением времени массовая миграция в европейские страны стала источником комплекса экономических, политических и социальных проблем, причем немалую роль в них играет религиозная идентичность иммигрантов, которая не способствует, а напротив, усложняет интеграцию в европейское общество[7]. Знаковыми в этой связи стали в 2011 г. заявления Дэвида Кэмерона, Ангелы Меркель и Николя Саркози о провале политики мультикультурализма, практиковавшейся в Европе в течение нескольких десятилетий, причем было отмечено, что проблема проистекает не из расовой нетерпимости, а из напряженности на религиозной почве (прежде всего имелся в виду ислам).

Очевидно, что по разные стороны Атлантики роль религиозной идентичности иммигрантов в процессах интеграции и адаптации различна, и представляется интересным разобраться, какую роль играет религия в США.

РЕЛИГИЯ США КАК ВСЕОБЩАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ

Один из существенных факторов, заметно отличающих США от других западных государств с преимущественно христианской культурой, - не только довольно высокий уровень религиозности населения, но и довольно высокая степень влияния религиозных традиций на повседневную жизнь общества. Большая часть американцев (58%) уверены в том, сила и успех США обязаны религии, ее историческому месту и влиянию на формирование системы ценностей нации и государственности[8]. Отличительной чертой американцев в сравнении со среднестатистическим европейцем является то, что жители США гордятся своей религией, открыто и с удовольствием декларируют свою религиозность. По данным опросов, около 86,5% американцев религиозны[9], причем в подавляющем количестве - это христиане (по информации из разных источников, доля христиан колеблется от 78 до 84%[10].

Крупнейшие религии в США[11] - протестантизм, отличающийся довольно значительной деноминационной сегрегацией, и католицизм. Протестантов насчитывается около 116 млн. или 50% населения[12], католиков - около 57 млн. взрослого населения США (старше 18 лет) или 25% населения. Доля иудеев составляет около 1,65%, мусульман - 1,32%, буддистов - 1,27%, индуистов - 0,2%[13]. От 11% до 13% американцев заявляют, что они верят в Бога, однако не принадлежат к определенной конфессии. Всего насчитывается около трех тыс. различных религиозных номинаций (религий и религиозных конфессий) и более 250 тыс. храмов и других культовых зданий[14].

Несмотря на религиозное разнообразие, религиозный плюрализм и открытый религиозный рынок функционируют в пределах евангелическо-католической идеологии, обеспечивающей фарватер успешной социализации. Довольно "благополучное" существование (особенно в малых городах) обеспечивается путем синхронизации собственных представлений о религиозности с преобладающими американскими нормами в этой области, где основной акцент ставится на соблюдении религиозных обрядов и социальной активности в рамках определенного религиозного сообщества. В отличие от западноевропейских стран, где религиозная идентичность или поддерживается этническими диаспорами (ситуация подобна США в смысле необходимости синхронизации), или посредством использования спектра возможностей, предлагаемых христианскими церквями, причем не требующих соблюдения строгих правил участия.

В 2004 г. опрос Gallup показал, что 44% американцев еженедельно посещают богослужения. Более того, для большинства из них активное участие в повседневной жизни своей общины - не только неотъемлемая составляющая их личной религиозности, но и определяет повседневный формат жизни. Особенно это характерно для малых населенных пунктов, где членство в религиозной общине обеспечивает коммуникацию, успешное взаимодействие и сосуществование семей, взрослого населения и детей. Церкви часто играют роль не только культовых, но и досуговых и образовательных центров. Шестеро из десяти американцев (57%) считают религию важной частью своей повседневной жизни[15], а для 68% основной круг повседневного общения составляют члены религиозной общины или единоверцы. Стоит также отметить, что 47% американцев уверены, что вера - предпосылка нравственности, причем 61 % считают, что ребенок, воспитанный в условиях религиозной веры, с большей вероятностью во взрослой жизни будет следовать моральным нормам[16]. Глубоко укоренены и религиозные ритуалы. Так, 69% взрослого населения Америки, находящиеся в браке, проводили обряд бракосочетания в церкви, а 97% американцев празднуют Рождество и считают его главным праздником в году[17].

Религиозность американцев неоднородна в гендерном и социальном планах - пожалуй, лишь в этом они схожи с европейцами. Так, пожилые люди более религиозны, чем молодые, женщины превосходят по этому показателю мужчин, а люди с низким уровнем образования - высокообразованных. Столь характерная для Европы "внецерковная религиозность" здесь в большей степени свойственна молодым людям, которые все в основном склонны не связывать свои религиозные убеждения с определенной деноминацией. Степень религиозности уменьшается по мере роста благосостояния[18].

Дополним картину еще несколькими штрихами, чтобы создать в своем воображении образ религиозной среды обитания современных американцев. По данным Питера Уильямса[19], религия распространяется в США "географически", причем, если в крупных городах представлены многие конфессии, вынужденные сосуществовать бок о бок, то за пределами мегаполисов существует довольно четкое разделение сообществ по религиозному признаку. Католики в основном концентрируются на северо-западе США (где некогда оседали ирландские, польские и итальянские иммигранты) и на юго-востоке (там особенно активно селятся выходцы из Латинской Америки). Лютеране, методисты, пресвитериане многочисленны на Среднем Западе. Баптисты составляют большинство в штатах Западная Вирджиния, Иллинойс и Арканзас; мормоны - в штате Юта (он фактически был создан ими) и т.д. Не случайно Демократическая партия США наиболее популярна в мегаполисах и на побережье, где существует легендарный "плавильный котел" - т.е. причудливо перемешаны представители различных народов и религий, в то время как бастион республиканцев - центральные штаты, населенные в основном белыми протестантами, преимущественно баптистами, которые отличаются наибольшей консервативностью.

Даже беглый обзор позволяет составить образ довольно религиозной нации. Вместе с тем, американцы, по утверждению многих исследователей (да и самих американцев), склонны публично несколько преувеличивать свою религиозность, когда говорят о посещении храмов и своих убеждениях, поскольку религия (христианская прежде всего) - символичный код национальной принадлежности, а "подавляющее большинство американцев ищет некий код этики или норму нравственности. Многие находят его у религиозных организаций"[20]. Действительно, "американцы думают, что они должны быть религиозными, в отличие от европейцев, которые думают, что они должны быть нерелигиозными"[21].

Таким образом, независимо от того, какую конкретно религию исповедует иммигрант, собственно сам этот факт уже оказывается значимым для вхождения в новые условия.

ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ В США

Самые острые конфликты, связанные с религией, происходят на почве стремления консервативной части коренных американцев-христиан навязать свою волю и доктрины другим и сломать исторически сложившуюся систему отделения церкви от государства. Это касается вопросов, вызывающих особые споры в обществе - о законности абортов, исследования стволовых клеток, легитимации однополых браков, эвтаназии, финансовой поддержки властями религиозных учебных заведений... При этом активность религиозных организаций и попытки оказать влияние на принятие государственных решений сосуществуют в США с непреложными принципами религиозной свободы и отделения церкви от государства, закрепленными в Конституции[22].

Некогда отцы-основатели США пришли к мысли о том, что государственная поддержка какой-либо религии навредит самому государству. По их убеждению, враждебные чувства, которые люди могут питать к другим религиям, превратятся в политическую ненависть, и это поставит под угрозу выживание всей государственной системы. С другой стороны, наделение религии государственной властью повредит и самой религии, поскольку это может привести к применению санкций властей против "неправильных" культов или же ограничит свободу вероисповедания. Поэтому была сформулирована Первая поправка к Конституции США, которая гласит, что Конгресс не может издавать законы, устанавливающие приоритет какой-либо религии или ограничивающие свободу вероисповедания. Таким образом, Первая поправка написана не только для того, чтобы защитить религию от правительства, но и чтобы защитить адептов разных вер друг от друга.

Эти принципы заложили основу для образования мультирелигиозной нации и религиозного плюрализма, что, впрочем, совсем не означает, что иммигранта, исповедующего отличную от протестантизма религию, встречали с распростертыми объятиями там, где эта религия была представлена меньшинством или вообще не представлена. Так, понадобилось время, чтобы католики и евреи были включены в систему американского плюрализма. Исторически наиболее ощутимой парадигмой США на протяжении всего XIX и первой половины XX в. был "англоконформизм"[23]. В ее рамках, во всех сферах жизни, кроме религиозной, английским нормам могли соответствовать главным образом европейские этнонациональные группы. Позднее интеллектуалы определили в качестве задачи общества выполнение им роли "плавильного котла", в котором будут "растоплены" идентичности старого мира и создана новая наднациональная американская идентичность. Вскоре обнаружилось, что существует слишком много "нерасплавляемых". В 1955 г. Уилл Херберг определил Америку как государство, включающее в себя равноправные религиозные конгломераты: протестантский, католический и иудейский[24]. Он был известен как социальный философ и социолог религии, а также как еврейский богослов. Принимая во внимание то, что Херберг писал во времена, когда присутствие мусульман в стране было либо незначительным, либо непризнанным, можно предположить, что сейчас к перечисленным конгломератам он добавил бы и мусульман. В середине 1990-х годов президент Билл Клинтон провозгласил на одной из церемоний, что "ислам является американской религией".

Сегодня в США сталкиваются две парадигмы. Согласно одной, сторонниками которой являются христианские фундаменталисты, Америка основана в первую очередь на религиозных и культурных ценностях христианства и иудаизма. При всей несомненности того, что данная социетальная композиция повлияла на стену, отделяющую церковь от государства, она же и стала объектом критики, поскольку в условиях все усиливающегося религиозного разнообразия общество, построенное исключительно по модели иудео-христианских ценностей, вытесняет на периферию нынешние и будущие сегменты населения, обладающие альтернативными ценностями и верованиями[25].

Другая парадигма утверждает плюралистическое общество, уважающее разнообразие. Ее критики видят в ней угрозу для сохранения целостности существующих этнических идентичностей - например, тех, которые соответствуют различным этническим анклавам, разбросанным по всем США; такие критики выступают за введение новых ограничений, касающихся иммиграции. Покажется парадоксальным, но данная парадигма, по утверждению Халиди, оказывается привлекательной для определенной части мусульман - тех, что хотят сохранить веру, передать ее следующим поколениям и расширить ее, распространив на "неверных". Привязанность иммигрантов к своей культуре должна помогать им хранить веру. Но, с другой стороны, она может быть отягощающим моментом для мусульман, так как способна замедлить процесс формирования в Америке наднационального мусульманского самосознания. Тем не менее, все больше политиков и ученых склонны оценивать миграционные процессы и религиозное разнообразие в США не сквозь призму "плавильного котла", а "мозаичной модели"[26].

Однако было бы неверным преувеличивать уровень религиозной терпимости американского населения. Около 30% респондентов не приветствовали бы более сильное присутствие мусульман, индуистов и буддистов в обществе; около 40% - не хотели бы, чтобы в районе их проживания построили мечеть, а 30% американцев будет беспокоить идея строительства индуистского храма рядом с их общиной; около 25% поддержали бы решение о запрете распространения на территории США мусульманских групп, а 15% поддержали бы эту идею в отношении индуистов и буддистов. В то же время у населения не вызывает сомнения, что ислам и другие нехристианские религии получили распространение на законных основаниях в плюралистичном обществе[27].

Наконец, религиозные предпочтения американцев оказывают непосредственное влияние на политические процессы в стране. Так, религиозность избирателей воздействует на то, как они проголосуют. Исследования показывают, что такие индикаторы, как принадлежность к определенной религиозной структуре и частота посещения церкви - более весомые прогностические факторы по сравнению с рядом тех, которые традиционно берут в расчет политтехнологи и избирательные штабы (возраст, пол, уровень образования и регион проживания). Например, южные баптисты более склонны голосовать за республиканцев. Кроме того верующие - более дисциплинированные избиратели и чаще приходят на избирательные участки - поэтому политикам важно приобрести их симпатии.

Еще один важный момент. Опрос в 2006 г. показал, что американцы разделились почти пополам в вопросе об участии церкви в политических процессах: 51% жителей были убеждены, что религиозные организации обязаны выражать взгляды своих прихожан в этой сфере, а 46% опрошенных считали, что дело церкви - религия, а не политика[28].

ВЛИЯНИЕ ИММИГРАЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ЛАНДШАФТА

Ни одна страна мира на протяжении нескольких десятилетий не превращалась из в основном христианского государства в страну, где представлены почти все культы, существующие в мире, отмечает Диана Эк. Изменения численности тех или иных религиозных общин происходят не столько благодаря миссионерской деятельности, сколько в результате массовой иммиграции. Так, в последнее десятилетие на волне иммиграции из Индии почти на 240% выросло число индуистов, хотя случаи обращения американцев в индуизм единичны: 86% присутствующих в настоящее время в США индуистов - это иммигранты. Аналогично пополнялись ряды американских буддистов, бахаистов, сикхов и мусульман[29].

Исследования 2007 г. в рамках проекта "Религиозная жизнь в США" показали, что примерно 61% иммигрантов приезжает из Латинской Америки и стран Карибского бассейна, причем половина из них - из Мексики. Почти три четверти мексиканских и половина других латиноамериканских иммигрантов - католики. Этим и объясняется, что четверть католиков в США родились за границей. Вместе с тем, по мнению Дж-Грибоски, ситуация здесь постепенно меняется, поскольку харизматическое пятидесятничество приобрело колоссальный размах в Латинской Америке, что непосредственно сказывается на изменении религиозности миграционного потока. Увеличивается, по утверждению Грибоски, и количество обращений в ислам - его принимают и белые, и афроамериканцы.

Эти выводы подтверждают данные Pew Research Center, который в 2007 г. провел исследование жизни и взглядов американцев, исповедующих ислам. Население США ныне превышает 300 млн. человек, 2,35 млн. из них - мусульмане. Вот некоторые из полученных результатов:

  • 65% американских мусульман родились за пределами США (24% в государствах Арабского мира, 10% - в Юго-Восточной Азии, по 8% - в Пакистане и Иране), 35% - в США (в том числе 21% приняли ислам, а не родились в семье мусульман).
  • Подавляющее большинство приезжих мусульман довольны своей жизнью в США, стремятся вписаться в общество и в целом разделяют идеологию "американской мечты". При этом большинство из них заявляют, что после терактов 11 сентября 2001 г. быть мусульманином в США стало сложнее.

Любопытные результаты дало сравнение американских мусульман с европейскими:

  • Лишь около 2% мусульман в США имеют низкий уровень дохода, в то время как в Испании - 23%, в Великобритании - 22%, во Франции и Германии - по 18%.
  • Гражданская идентичность мусульман в США превалирует над религиозной, в отличие от Европы: 47% мусульман в первую очередь считают себя мусульманами, а лишь потом - американцами; в Германии - 61%, в Испании - 69%, в Великобритании - 81%.
  • 62% мусульман США уверены, что там жизнь женщин-мусульманок лучше, чем в исламских странах. Аналогичный ответ дали 46% мусульман Испании, 50% - Германии, 58% - Великобритании и 62% - Франции.
  • 51% американских мусульман обеспокоены ростом исламского экстремизма в мире. Особо волнуются представители старшего поколения; молодежь более склонна симпатизировать джихадистам, причем "Аль-Каиде" намного больше симпатизируют "черные мусульмане" - афроамериканцы, принявшие ислам, а не этнические арабы, иранцы, пакистанцы и пр. В Великобритании эти взгляды разделяют 52% мусульман, в остальных странах Западной Европы - намного меньше (35% во Франции, по 29% в Германии и Испании).

В основном иммигранты - это индуисты, мусульмане и православные. Но исторически сложившееся доминирование иудео-христианской традиции в США не может не сказываться и на миграционных тенденциях: доля христиан среди иммигрантов из Азии, как правило, гораздо выше, чем в странах происхождения. Это может быть результатом селективной иммиграции тех, кто уже был христианином у себя на родине. Например, на Тайване примерно 2% населения составляют христиане, а среди тайванских иммигрантов доля христиан - примерно 1/3. Некоторые иммигранты во время учебы в американских учебных заведениях, в том числе и в христианских (таких университетов и колледжей в США довольно много во всех штатах), принимают христианскую веру, что значительно облегчает ассимиляцию. Но многие иммигранты сохраняют свои нехристианские религии, чем и обеспечивают религиозное разнообразие.

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА АДАПТАЦИЮ ИММИГРАНТОВ

Религиозные организации помогают иммигрантам получить все необходимое для включения в новое общество. Уилл Херберг отмечал: "В основном в них и через... религии он (иммигрант), или, скорее, его дети и внуки найдут идентифицируемое место в американской жизни"[30]. Ученый писал об ассимиляции евреев и католиков - иммигрантов из стран Восточной и Южной Европы в годы после Второй мировой войны. Именно этот период он связывает с приобретением католицизмом и иудаизмом в США статуса американской религии, поскольку большинство иммигрантов были католиками или иудеями. Сегодня, когда массовая иммиграция вносит новое разнообразие в культурный ландшафт Америки, идеи Херберга остаются по-прежнему актуальными, но с поправкой на более широкий спектр религий. Чарльз Хиршман подчеркивает, что значительная часть иммигрантов стала американцами только благодаря участию в жизни конкретных религиозных организаций.

Хиршман сформулировал парадигму позитивной роли религии в США, постулирующую, что религия в США обладает набором функциональностей, способствующих удовлетворению социальных потребностей иммигрантов, которые возможно объединить в формулу "трех R" - refuge, respectability и resources (убежище, респектабельность и ресурс)[31].

Религиозное членство, пишет Хиршман, предполагает убежище в том смысле, что для иммигрантов, находящихся вдалеке от родины и близких людей, религия создает ощущение принадлежности к сообществу, соучастия "других" в тяготах потери и перестройки уклада жизни. Организации, которые предлагают разнообразные верования, а также сообщества, где иммигранты одной национальности собираются и образуют сети взаимной поддержки, играющие роль психологического якоря, помогают смягчить стрессы и травмы от наслоения разного рода проблем и частых встреч с дискриминацией. Таким образом, общины открывают возможности для общения и дружбы, причем нередко в привычной культурной среде, и являются источником утешения и укрытия от напряжения.

Религиозные группы также часто выступают в роли альтернативного источника респектабельности для иммигрантов, отмечает Хиршман. Это особенно важно для тех, кто стремится к социальному признанию в США, но был вынужден в результате иммиграции понизить свой профессиональный статус. Принадлежность к сообществу и хорошая репутация в нем приносит уважение, а также предоставляет возможности для лидерства и служения (в рамках деятельности религиозной общины), что считается довольно престижным. К тому же на этом "рынке труда" всегда имеются вакансии. По причине того, что в США заметно увеличивается число верующих и возникают новые конгрегации, духовные образовательные учреждения не успевают готовить кадры священнослужителей. Их хроническую нехватку переживают все конфессии США Так, Лютеранская Церковь (в США у нее более 5 млн. последователей) не может заполнить 1% пасторских вакансий; в Епископальной Церкви (более 2,5 млн. прихожан) ежемесячно образуются 400 - 650 вакансий священников, а примерно в четверти конгрегаций одного из крупнейших течений иудаизма - реформистском (около 1,5 млн. последователей) нет постоянных раввинов.

Наконец, Хиршман выделяет особую значимость и роль ресурсов, которые приходят с принадлежностью к религии и религиозной общине. Он отмечает, что большинство исследований в области религии и иммиграции в США описывают многочисленные услуги, предоставляемые религиозными организациями новичкам - информацию и помощь в трудоустройстве, обеспечении жильем, получении образования, организации бизнеса, помощь в изучении английского языка, финансовую поддержку и др. практические услуги. И у религиозных организаций есть для этого все условия, прежде всего финансовые, поскольку больше всего американцы жертвуют религиозным, а не светским благотворительным организациям. Религиозные структуры получают от 34% до 38% от всех пожертвований, совершаемых как физическими, так и юридическими лицами США[32]. Общины укрепляют и порой изменяют этническую самобытность иммигрантов. Религия представляется как социально приемлемая форма, посредством которой они могут выражать, переформулировать и передавать этническую культуру и идентичность.

* * *

Отвечая на основной вопрос, поставленный в начале статьи, можно заключить, что США представляют собой страну, где религия играет первостепенную роль в процессах интеграции и выступает в качестве убежища и ресурса, способствующего успешной адаптации иммигрантов в новое общество, а религиозность служит "мостом", который помогает им в процессе интеграции. Религиозная традиция определяет социально-культурный нарратив общества, что задает понятные для всех членов общества нормативные стандарты, в частности уважение к религии. Разделение религии и государства способствовало формированию мультирелигиозной среды, воспитанию терпимости к инаковерующим. Наконец, большинство иммигрантов - это христиане, исповедующие укорененные в США религии. Представители других религий или "расплавляются" в "котле" христианской среды или попадают под опеку других религиозных групп, занявших свое устойчивое место в культуре за последние десятилетия. Если для Западной Европы религия иммигрантов представляет собой проблемную область и, скорее, препятствует адаптации иммигранта, то в США, наоборот, религия и религиозность иммигрантов являются факторами, облегчающих процесс адаптации и ассимиляции.


[1] Каргина Ирина Георгиевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии МГИМО (У) МИД России
[2] Кравченко С.А. 2012. Становление сложного общества: к обновлению гуманистической теории сложности. М.: МГИМО-Университет, 306 с.; Потемкина О.Ю. 2010. Иммиграционная политика Европейского союза: проблемы и перспективы. М.: Русский сувенир, 130 с.; Urry J. The Complexities of the Global. - Theory, Culture & Society. Sage Publications, 2005, pp. 235-254; Urry J. Mobilities. Cambridge, Polity Press, 2007, 336 p.; Levitt P., Jaworsky B. Transnational migration studies: the longue duree. - Annual Review of Sociology, 2007, vol. 33, pp. 129-156.
[3] Migration in an interconnected world: New directions for action. Report of The Global Commission on International Migration, October 2005. URL: http://www.queensu.ca/samp/migrationresources/ reports/gcim-complete-report-2005.pdf (accessed 14.01.2014).
[4] Finke R. An Unsecular America. Religion and Modernization: Sociologists and Historians Debate the Secularization Thesis. Oxford, Clarendon Press, 1992, pp. 96-109; Finke R., Stark R. The Dynamics of Religious Economies. - Handbook of the Sociology of Religion. Michele Dillon (ed). Cambridge, UK; N.Y., Cambridge University Press, 2003, pp. 145-169; Scheitle C., Finke R. Pluralism as Outcome: The Ecology of Religious Resources, Suppliers, and Consumers. - Interdisciplinary Journal of Research on Religion, 2009, vol. 5, pp. 1-21; Warner R. Work in Progress Toward a New Paradigm for the Sociological Study of Religion in the United States. - American Journal of Sociology, 1993, no. 98, pp. 1044-1093; Warner R. Religion and New (post-1965) Immigrants: Some Principles Drawn from Field Research. - American Studies, 2000, no. 41, pp. 267-286; Warner R. The de-Europeanization of American Christianity. - A Nation of Religions: the Politics of Pluralism in Multi-Religious America (S. Prothero, ed.). Chapel Hill: University NC Press, 2006, pp. 233-255.
[5] Yang F. Religion and Ethnicity among New Immigrants: the Impact of Majority/ Minority Status in Home and Host Countries. - Journal of Scientific Study of Religion, 2001, vol. 40, pp. 367-378; Yang F. Transformations in New Immigrant Religions and Their Global Implications. - American Sociological Review, 2001, vol. 66, pp. 269-288; Warner R., Wittner J.G. (Eds.) Gatherings in Diaspora: Religious Communities and the New Immigration. Philadelphia, Temple University Press, 1998, 409 p.; Smith C., Emerson O. M. et al. American Evangelicalism: Embattled and Thriving. Chicago: University of Chicago Press, 1998, 310 p.
[6] Alba R., Nee V. Remaking the American Mainstream: Assimilation and Contemporary Immigration. Cambridge, MA, Harvard University Press, 2003, 359 p.; Carries Т., Yang F. (Eds.) Asian American Religions: The Making and Remaking of Borders and Boundaries. N.Y.: New York University Press, 2004, 399 p.
[7] Потемкина О.Ю. 2010. Иммиграционная политика Европейского союза: проблемы и перспективы. М.: Русский сувенир, 130 с.; Ruud K., Statham P., Giugni M., Passy F. Contested Citizenship: Immigration and Cultural Diversity in Europe. Minneapolis, MN: University of Minnesota Press, 2005, 312 p.; Warner C., Wenner M. Religion and the Political Organization of Muslims in Europe. - Perspectives on Politics, 2006, vol. 4, no. 3, pp. 457-479.
[8] Согласно данному исследованию, наибольшую степень уверенности в том, что сила США обусловлена религией, демонстрируют белые протестанты - 83%, белые католики - 58%, а также афроамериканцы - 69%, испаноязычные христиане - 49%.
[9] The Association of Religion Data Archives. URL: http://www.thearda.com (accessed 15.01.2014).
[10] American Religious Identification Survey. URL: http://www.americanreligionsurvey-aris.org (accessed 14.01.2014). Pew Research Centerfor the People & the Press Survey Reports. URL: http://www.pewresearch.org (accessed 21.01.2014).
[11] Стоит отметить, что в отличие от многих других стран мира, государственные агентства не изучают религиозные предпочтения жителей США, поэтому данные о численности адептов той или иной веры собираются в результате опросов, предпринимаемых разными исследовательскими центрами и службами.
[12] Наиболее крупная монолитная протестантская группа - это баптисты (31 % протестантов, около 36 млн, или 15% всех христиан). Другие конгрегации - методисты (10% протестантов, 11 млн, или 5% всех христиан), лютеране (8,5 млн), пятидесятники/харизматы (8 млн), пресвитериане (5 млн), англикане (2,5 млн). См. American... указ. сайт.
[13] См. http://www.thearda.com
[14] См. American...указ. сайт.
[15] Самое религиозное меньшинство США - это афроамериканцы, 85% которых считают религию важнейшей составной частью повседневной жизни. Азиаты находятся на противоположном полюсе - лишь 44% выходцев из Азии признают себя религиозными.
[16] Hornsby-Smith M. Individual Religiosity, Religious Context and Values in Europe and North America. - Religion in Secularizing Society. Leiden, Boston, Brill, 2003, pp. 92 - 111.
[17] См. American Religious Identification Survey. URL: http://www.americanreligionsurvey-aris.org (accessed 14.01.2014).
[18] ibidem.
[19] Williams P.W. America 's Religions: From the Origins to the 21st Century. Urbana, University of Illinois Press, 2008, 660 p.
[20] Grieboski J.K. The Religious Renaissance. - Washington ProFile, 22.12. 2005.
[21] Cm. Casanova J., Zolberg A. Religion and Immigrant Incorporation in New York. Paper presented at the Conference on Immigrant Incorporation in New York, 2002.
[22] Alba R., Nee V. Remaking the American Mainstream: Assimilation and Contemporary Immigration. Cambridge, MA, Harvard University Press, 2003, 359 p.
[23] Халиди О. 2005. Теоретические и практические аспекты жизни мусульман в Соединенных Штатах. - Мусульмане в публичном пространстве Америки: надежды, опасения и устремления. - Библиотека ИГПИ. Доступ: http://www.igpi.ru/bibl/ other_articl/muslims_in_america/1131005267.html (проверено 21.01.2014).
[24] Herberg W. Protestant, Catholic, Jew. N.Y., Anchor Books, 1960, 309 p.
[25] Халиди О. 2005. Теоретические и практические аспекты жизни мусульман в Соединенных Штатах. - Мусульмане в публичном пространстве Америки: надежды, опасения и устремления. - Библиотека ИГПИ. Доступ: http://www.igpi.ru/bibl/ other_articl/muslims_in_america/1131005267.html (проверено 21.01.2014).
[26] Там же.
[27] Wuthnow R. America and the Challenges of Religious Diversity. Princeton, N.J., Princeton University Press, 2005, p. 94-96
[28] Pew Research Center for the People & the Press Survey Reports. URL: http://www.pewresearch.org (accessed 21.01.2014).
[29] Eck D. A New Religious America. - Washington Profile, 2008, 26.02.
[30] Herberg W. Protestant, Catholic, Jew. N.Y., Anchor Books, 1960: 27-28
[31] Hirschman Ch. The Role of Religion in the Origins and Adaptation of Immigrant Groups in the United States. - International Migration Review, 2004, vol. 38, issue 3, pp. 1206-1233.
[32] ibid.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.