|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Религия как фактор адаптации иммигрантов: особенности
американского случая
Каргина И.Г.[1]
(Опубликовано в журнале "ПОЛИС. Политические исследования",
2014, №2, с. 164-174)
Миграция достигла сегодня глобальных масштабов, что,
по утверждению многих экспертов, генерирует новые риски для экономического
и социального благополучия принимающих сообществ, создания в них
условий для разного рода конфликтов[2].
Согласно данным ООН, за период с 1980 по 2000 г. число мигрантов
в экономически развитые страны увеличилось более чем в два раза
- с 48 до 110 млн. человек. По состоянию на 2005 г. 60% всех иммигрантов
проживали в развитых странах, из них 22% в США, 18,7% в странах
Европы[3].
Исследования показывают, что, как правило, подавляющая
часть иммигрантов - носители определенной религиозности, непосредственно
связанной с коренной этнической и культурной идентичностью, часто
контрастирующей с доминирующей культурной и религиозной традицией
"нового" дома. В США проблема иммиграции интересует исследователей
прежде всего с точки зрения влияния на экономику и рынок труда,
межэтнические отношения, право, образование, структуру расселения
и проч. Интерес к изучению связи иммиграции и религии локализуется
в значительной степени в области выявления влияния религиозной идентичности
иммигрантов на увеличение разнообразия религиозного рынка[4],
жизнедеятельность конгрегаций[5],
а также адаптацию и ассимиляцию переселенцев[6].
Обзор литературы, публикуемой на тему иммиграции и религии в США,
в целом показывает, что религиозность не является проблемной областью
иммиграции в США. В отличие от США в странах Западной Европы складывается
иная картина. С течением времени массовая миграция в европейские
страны стала источником комплекса экономических, политических и
социальных проблем, причем немалую роль в них играет религиозная
идентичность иммигрантов, которая не способствует, а напротив, усложняет
интеграцию в европейское общество[7].
Знаковыми в этой связи стали в 2011 г. заявления Дэвида Кэмерона,
Ангелы Меркель и Николя Саркози о провале политики мультикультурализма,
практиковавшейся в Европе в течение нескольких десятилетий, причем
было отмечено, что проблема проистекает не из расовой нетерпимости,
а из напряженности на религиозной почве (прежде всего имелся в виду
ислам).
Очевидно, что по разные стороны Атлантики роль религиозной
идентичности иммигрантов в процессах интеграции и адаптации различна,
и представляется интересным разобраться, какую роль играет религия
в США.
РЕЛИГИЯ США КАК ВСЕОБЩАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ
Один из существенных факторов, заметно отличающих США
от других западных государств с преимущественно христианской культурой,
- не только довольно высокий уровень религиозности населения,
но и довольно высокая степень влияния религиозных традиций на повседневную
жизнь общества. Большая часть американцев (58%) уверены в том,
сила и успех США обязаны религии, ее историческому месту и влиянию
на формирование системы ценностей нации и государственности[8].
Отличительной чертой американцев в сравнении со среднестатистическим
европейцем является то, что жители США гордятся своей религией,
открыто и с удовольствием декларируют свою религиозность. По данным
опросов, около 86,5% американцев религиозны[9],
причем в подавляющем количестве - это христиане (по информации из
разных источников, доля христиан колеблется от 78 до 84%[10].
Крупнейшие религии в США[11]
- протестантизм, отличающийся довольно значительной деноминационной
сегрегацией, и католицизм. Протестантов насчитывается около 116
млн. или 50% населения[12],
католиков - около 57 млн. взрослого населения США (старше 18 лет)
или 25% населения. Доля иудеев составляет около 1,65%, мусульман
- 1,32%, буддистов - 1,27%, индуистов - 0,2%[13].
От 11% до 13% американцев заявляют, что они верят в Бога, однако
не принадлежат к определенной конфессии. Всего насчитывается около
трех тыс. различных религиозных номинаций (религий и религиозных
конфессий) и более 250 тыс. храмов и других культовых зданий[14].
Несмотря на религиозное разнообразие, религиозный плюрализм
и открытый религиозный рынок функционируют в пределах евангелическо-католической
идеологии, обеспечивающей фарватер успешной социализации. Довольно
"благополучное" существование (особенно в малых городах) обеспечивается
путем синхронизации собственных представлений о религиозности с
преобладающими американскими нормами в этой области, где основной
акцент ставится на соблюдении религиозных обрядов и социальной активности
в рамках определенного религиозного сообщества. В отличие от западноевропейских
стран, где религиозная идентичность или поддерживается этническими
диаспорами (ситуация подобна США в смысле необходимости синхронизации),
или посредством использования спектра возможностей, предлагаемых
христианскими церквями, причем не требующих соблюдения строгих правил
участия.
В 2004 г. опрос Gallup показал, что 44% американцев
еженедельно посещают богослужения. Более того, для большинства из
них активное участие в повседневной жизни своей общины - не только
неотъемлемая составляющая их личной религиозности, но и определяет
повседневный формат жизни. Особенно это характерно для малых населенных
пунктов, где членство в религиозной общине обеспечивает коммуникацию,
успешное взаимодействие и сосуществование семей, взрослого населения
и детей. Церкви часто играют роль не только культовых, но и досуговых
и образовательных центров. Шестеро из десяти американцев (57%) считают
религию важной частью своей повседневной жизни[15],
а для 68% основной круг повседневного общения составляют члены религиозной
общины или единоверцы. Стоит также отметить, что 47% американцев
уверены, что вера - предпосылка нравственности, причем 61 % считают,
что ребенок, воспитанный в условиях религиозной веры, с большей
вероятностью во взрослой жизни будет следовать моральным нормам[16].
Глубоко укоренены и религиозные ритуалы. Так, 69% взрослого населения
Америки, находящиеся в браке, проводили обряд бракосочетания в церкви,
а 97% американцев празднуют Рождество и считают его главным праздником
в году[17].
Религиозность американцев неоднородна в гендерном и
социальном планах - пожалуй, лишь в этом они схожи с европейцами.
Так, пожилые люди более религиозны, чем молодые, женщины превосходят
по этому показателю мужчин, а люди с низким уровнем образования
- высокообразованных. Столь характерная для Европы "внецерковная
религиозность" здесь в большей степени свойственна молодым людям,
которые все в основном склонны не связывать свои религиозные убеждения
с определенной деноминацией. Степень религиозности уменьшается по
мере роста благосостояния[18].
Дополним картину еще несколькими штрихами, чтобы создать
в своем воображении образ религиозной среды обитания современных
американцев. По данным Питера Уильямса[19],
религия распространяется в США "географически", причем, если в крупных
городах представлены многие конфессии, вынужденные сосуществовать
бок о бок, то за пределами мегаполисов существует довольно четкое
разделение сообществ по религиозному признаку. Католики в основном
концентрируются на северо-западе США (где некогда оседали ирландские,
польские и итальянские иммигранты) и на юго-востоке (там особенно
активно селятся выходцы из Латинской Америки). Лютеране, методисты,
пресвитериане многочисленны на Среднем Западе. Баптисты составляют
большинство в штатах Западная Вирджиния, Иллинойс и Арканзас; мормоны
- в штате Юта (он фактически был создан ими) и т.д. Не случайно
Демократическая партия США наиболее популярна в мегаполисах и на
побережье, где существует легендарный "плавильный котел" - т.е.
причудливо перемешаны представители различных народов и религий,
в то время как бастион республиканцев - центральные штаты, населенные
в основном белыми протестантами, преимущественно баптистами, которые
отличаются наибольшей консервативностью.
Даже беглый обзор позволяет составить образ довольно
религиозной нации. Вместе с тем, американцы, по утверждению многих
исследователей (да и самих американцев), склонны публично несколько
преувеличивать свою религиозность, когда говорят о посещении храмов
и своих убеждениях, поскольку религия (христианская прежде всего)
- символичный код национальной принадлежности, а "подавляющее большинство
американцев ищет некий код этики или норму нравственности.
Многие находят его у религиозных организаций"[20].
Действительно, "американцы думают, что они должны быть
религиозными, в отличие от европейцев, которые думают, что они должны
быть нерелигиозными"[21].
Таким образом, независимо от того, какую конкретно религию
исповедует иммигрант, собственно сам этот факт уже оказывается значимым
для вхождения в новые условия.
ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ В США
Самые острые конфликты, связанные с религией, происходят
на почве стремления консервативной части коренных американцев-христиан
навязать свою волю и доктрины другим и сломать исторически сложившуюся
систему отделения церкви от государства. Это касается вопросов,
вызывающих особые споры в обществе - о законности абортов, исследования
стволовых клеток, легитимации однополых браков, эвтаназии, финансовой
поддержки властями религиозных учебных заведений... При этом активность
религиозных организаций и попытки оказать влияние на принятие государственных
решений сосуществуют в США с непреложными принципами религиозной
свободы и отделения церкви от государства, закрепленными в Конституции[22].
Некогда отцы-основатели США пришли к мысли о том, что
государственная поддержка какой-либо религии навредит самому государству.
По их убеждению, враждебные чувства, которые люди могут питать к
другим религиям, превратятся в политическую ненависть, и это поставит
под угрозу выживание всей государственной системы. С другой стороны,
наделение религии государственной властью повредит и самой религии,
поскольку это может привести к применению санкций властей против
"неправильных" культов или же ограничит свободу вероисповедания.
Поэтому была сформулирована Первая поправка к Конституции США, которая
гласит, что Конгресс не может издавать законы, устанавливающие приоритет
какой-либо религии или ограничивающие свободу вероисповедания. Таким
образом, Первая поправка написана не только для того, чтобы защитить
религию от правительства, но и чтобы защитить адептов разных вер
друг от друга.
Эти принципы заложили основу для образования мультирелигиозной
нации и религиозного плюрализма, что, впрочем, совсем не означает,
что иммигранта, исповедующего отличную от протестантизма религию,
встречали с распростертыми объятиями там, где эта религия была представлена
меньшинством или вообще не представлена. Так, понадобилось время,
чтобы католики и евреи были включены в систему американского плюрализма.
Исторически наиболее ощутимой парадигмой США на протяжении всего
XIX и первой половины XX в. был "англоконформизм"[23].
В ее рамках, во всех сферах жизни, кроме религиозной, английским
нормам могли соответствовать главным образом европейские этнонациональные
группы. Позднее интеллектуалы определили в качестве задачи общества
выполнение им роли "плавильного котла", в котором будут "растоплены"
идентичности старого мира и создана новая наднациональная американская
идентичность. Вскоре обнаружилось, что существует слишком много
"нерасплавляемых". В 1955 г. Уилл Херберг определил Америку как
государство, включающее в себя равноправные религиозные конгломераты:
протестантский, католический и иудейский[24].
Он был известен как социальный философ и социолог религии, а также
как еврейский богослов. Принимая во внимание то, что Херберг писал
во времена, когда присутствие мусульман в стране было либо незначительным,
либо непризнанным, можно предположить, что сейчас к перечисленным
конгломератам он добавил бы и мусульман. В середине 1990-х годов
президент Билл Клинтон провозгласил на одной из церемоний, что "ислам
является американской религией".
Сегодня в США сталкиваются две парадигмы. Согласно одной,
сторонниками которой являются христианские фундаменталисты, Америка
основана в первую очередь на религиозных и культурных ценностях
христианства и иудаизма. При всей несомненности того, что данная
социетальная композиция повлияла на стену, отделяющую церковь от
государства, она же и стала объектом критики, поскольку в условиях
все усиливающегося религиозного разнообразия общество, построенное
исключительно по модели иудео-христианских ценностей, вытесняет
на периферию нынешние и будущие сегменты населения, обладающие альтернативными
ценностями и верованиями[25].
Другая парадигма утверждает плюралистическое общество,
уважающее разнообразие. Ее критики видят в ней угрозу для сохранения
целостности существующих этнических идентичностей - например, тех,
которые соответствуют различным этническим анклавам, разбросанным
по всем США; такие критики выступают за введение новых ограничений,
касающихся иммиграции. Покажется парадоксальным, но данная парадигма,
по утверждению Халиди, оказывается привлекательной для определенной
части мусульман - тех, что хотят сохранить веру, передать ее следующим
поколениям и расширить ее, распространив на "неверных". Привязанность
иммигрантов к своей культуре должна помогать им хранить веру. Но,
с другой стороны, она может быть отягощающим моментом для мусульман,
так как способна замедлить процесс формирования в Америке наднационального
мусульманского самосознания. Тем не менее, все больше политиков
и ученых склонны оценивать миграционные процессы и религиозное разнообразие
в США не сквозь призму "плавильного котла", а "мозаичной модели"[26].
Однако было бы неверным преувеличивать уровень религиозной
терпимости американского населения. Около 30% респондентов не приветствовали
бы более сильное присутствие мусульман, индуистов и буддистов в
обществе; около 40% - не хотели бы, чтобы в районе их проживания
построили мечеть, а 30% американцев будет беспокоить идея строительства
индуистского храма рядом с их общиной; около 25% поддержали бы решение
о запрете распространения на территории США мусульманских групп,
а 15% поддержали бы эту идею в отношении индуистов и буддистов.
В то же время у населения не вызывает сомнения, что ислам и другие
нехристианские религии получили распространение на законных основаниях
в плюралистичном обществе[27].
Наконец, религиозные предпочтения американцев оказывают
непосредственное влияние на политические процессы в стране. Так,
религиозность избирателей воздействует на то, как они проголосуют.
Исследования показывают, что такие индикаторы, как принадлежность
к определенной религиозной структуре и частота посещения церкви
- более весомые прогностические факторы по сравнению с рядом тех,
которые традиционно берут в расчет политтехнологи и избирательные
штабы (возраст, пол, уровень образования и регион проживания). Например,
южные баптисты более склонны голосовать за республиканцев. Кроме
того верующие - более дисциплинированные избиратели и чаще приходят
на избирательные участки - поэтому политикам важно приобрести их
симпатии.
Еще один важный момент. Опрос в 2006 г. показал, что
американцы разделились почти пополам в вопросе об участии церкви
в политических процессах: 51% жителей были убеждены, что религиозные
организации обязаны выражать взгляды своих прихожан в этой сфере,
а 46% опрошенных считали, что дело церкви - религия, а не политика[28].
ВЛИЯНИЕ ИММИГРАЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО
ЛАНДШАФТА
Ни одна страна мира на протяжении нескольких десятилетий
не превращалась из в основном христианского государства в страну,
где представлены почти все культы, существующие в мире, отмечает
Диана Эк. Изменения численности тех или иных религиозных общин происходят
не столько благодаря миссионерской деятельности, сколько в результате
массовой иммиграции. Так, в последнее десятилетие на волне иммиграции
из Индии почти на 240% выросло число индуистов, хотя случаи обращения
американцев в индуизм единичны: 86% присутствующих в настоящее время
в США индуистов - это иммигранты. Аналогично пополнялись ряды американских
буддистов, бахаистов, сикхов и мусульман[29].
Исследования 2007 г. в рамках проекта "Религиозная жизнь
в США" показали, что примерно 61% иммигрантов приезжает из Латинской
Америки и стран Карибского бассейна, причем половина из них - из
Мексики. Почти три четверти мексиканских и половина других латиноамериканских
иммигрантов - католики. Этим и объясняется, что четверть католиков
в США родились за границей. Вместе с тем, по мнению Дж-Грибоски,
ситуация здесь постепенно меняется, поскольку харизматическое пятидесятничество
приобрело колоссальный размах в Латинской Америке, что непосредственно
сказывается на изменении религиозности миграционного потока. Увеличивается,
по утверждению Грибоски, и количество обращений в ислам - его принимают
и белые, и афроамериканцы.
Эти выводы подтверждают данные Pew Research Center,
который в 2007 г. провел исследование жизни и взглядов американцев,
исповедующих ислам. Население США ныне превышает 300 млн. человек,
2,35 млн. из них - мусульмане. Вот некоторые из полученных результатов:
- 65% американских мусульман родились за пределами США (24% в
государствах Арабского мира, 10% - в Юго-Восточной Азии, по 8%
- в Пакистане и Иране), 35% - в США (в том числе 21% приняли ислам,
а не родились в семье мусульман).
- Подавляющее большинство приезжих мусульман довольны своей жизнью
в США, стремятся вписаться в общество и в целом разделяют идеологию
"американской мечты". При этом большинство из них заявляют, что
после терактов 11 сентября 2001 г. быть мусульманином в США стало
сложнее.
Любопытные результаты дало сравнение американских мусульман
с европейскими:
- Лишь около 2% мусульман в США имеют низкий уровень дохода,
в то время как в Испании - 23%, в Великобритании - 22%, во Франции
и Германии - по 18%.
- Гражданская идентичность мусульман в США превалирует над религиозной,
в отличие от Европы: 47% мусульман в первую очередь считают себя
мусульманами, а лишь потом - американцами; в Германии - 61%, в
Испании - 69%, в Великобритании - 81%.
- 62% мусульман США уверены, что там жизнь женщин-мусульманок
лучше, чем в исламских странах. Аналогичный ответ дали 46% мусульман
Испании, 50% - Германии, 58% - Великобритании и 62% - Франции.
- 51% американских мусульман обеспокоены ростом исламского экстремизма
в мире. Особо волнуются представители старшего поколения; молодежь
более склонна симпатизировать джихадистам, причем "Аль-Каиде"
намного больше симпатизируют "черные мусульмане" - афроамериканцы,
принявшие ислам, а не этнические арабы, иранцы, пакистанцы и пр.
В Великобритании эти взгляды разделяют 52% мусульман, в остальных
странах Западной Европы - намного меньше (35% во Франции, по 29%
в Германии и Испании).
В основном иммигранты - это индуисты, мусульмане и православные.
Но исторически сложившееся доминирование иудео-христианской традиции
в США не может не сказываться и на миграционных тенденциях: доля
христиан среди иммигрантов из Азии, как правило, гораздо выше, чем
в странах происхождения. Это может быть результатом селективной
иммиграции тех, кто уже был христианином у себя на родине. Например,
на Тайване примерно 2% населения составляют христиане, а среди тайванских
иммигрантов доля христиан - примерно 1/3. Некоторые иммигранты во
время учебы в американских учебных заведениях, в том числе и в христианских
(таких университетов и колледжей в США довольно много во всех штатах),
принимают христианскую веру, что значительно облегчает ассимиляцию.
Но многие иммигранты сохраняют свои нехристианские религии, чем
и обеспечивают религиозное разнообразие.
ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА АДАПТАЦИЮ ИММИГРАНТОВ
Религиозные организации помогают иммигрантам получить
все необходимое для включения в новое общество. Уилл Херберг отмечал:
"В основном в них и через... религии он (иммигрант), или, скорее,
его дети и внуки найдут идентифицируемое место в американской жизни"[30].
Ученый писал об ассимиляции евреев и католиков - иммигрантов из
стран Восточной и Южной Европы в годы после Второй мировой войны.
Именно этот период он связывает с приобретением католицизмом и иудаизмом
в США статуса американской религии, поскольку большинство иммигрантов
были католиками или иудеями. Сегодня, когда массовая иммиграция
вносит новое разнообразие в культурный ландшафт Америки, идеи Херберга
остаются по-прежнему актуальными, но с поправкой на более широкий
спектр религий. Чарльз Хиршман подчеркивает, что значительная часть
иммигрантов стала американцами только благодаря участию в жизни
конкретных религиозных организаций.
Хиршман сформулировал парадигму позитивной роли религии
в США, постулирующую, что религия в США обладает набором функциональностей,
способствующих удовлетворению социальных потребностей иммигрантов,
которые возможно объединить в формулу "трех R" - refuge,
respectability и resources (убежище, респектабельность
и ресурс)[31].
Религиозное членство, пишет Хиршман, предполагает убежище
в том смысле, что для иммигрантов, находящихся вдалеке от родины
и близких людей, религия создает ощущение принадлежности к сообществу,
соучастия "других" в тяготах потери и перестройки уклада жизни.
Организации, которые предлагают разнообразные верования, а также
сообщества, где иммигранты одной национальности собираются и образуют
сети взаимной поддержки, играющие роль психологического якоря, помогают
смягчить стрессы и травмы от наслоения разного рода проблем и частых
встреч с дискриминацией. Таким образом, общины открывают возможности
для общения и дружбы, причем нередко в привычной культурной среде,
и являются источником утешения и укрытия от напряжения.
Религиозные группы также часто выступают в роли альтернативного
источника респектабельности для иммигрантов, отмечает Хиршман.
Это особенно важно для тех, кто стремится к социальному признанию
в США, но был вынужден в результате иммиграции понизить свой профессиональный
статус. Принадлежность к сообществу и хорошая репутация в нем приносит
уважение, а также предоставляет возможности для лидерства и служения
(в рамках деятельности религиозной общины), что считается довольно
престижным. К тому же на этом "рынке труда" всегда имеются вакансии.
По причине того, что в США заметно увеличивается число верующих
и возникают новые конгрегации, духовные образовательные учреждения
не успевают готовить кадры священнослужителей. Их хроническую нехватку
переживают все конфессии США Так, Лютеранская Церковь (в США у нее
более 5 млн. последователей) не может заполнить 1% пасторских вакансий;
в Епископальной Церкви (более 2,5 млн. прихожан) ежемесячно образуются
400 - 650 вакансий священников, а примерно в четверти конгрегаций
одного из крупнейших течений иудаизма - реформистском (около 1,5
млн. последователей) нет постоянных раввинов.
Наконец, Хиршман выделяет особую значимость и роль ресурсов,
которые приходят с принадлежностью к религии и религиозной общине.
Он отмечает, что большинство исследований в области религии и иммиграции
в США описывают многочисленные услуги, предоставляемые религиозными
организациями новичкам - информацию и помощь в трудоустройстве,
обеспечении жильем, получении образования, организации бизнеса,
помощь в изучении английского языка, финансовую поддержку и др.
практические услуги. И у религиозных организаций есть для этого
все условия, прежде всего финансовые, поскольку больше всего американцы
жертвуют религиозным, а не светским благотворительным организациям.
Религиозные структуры получают от 34% до 38% от всех пожертвований,
совершаемых как физическими, так и юридическими лицами США[32].
Общины укрепляют и порой изменяют этническую самобытность иммигрантов.
Религия представляется как социально приемлемая форма, посредством
которой они могут выражать, переформулировать и передавать этническую
культуру и идентичность.
* * *
Отвечая на основной вопрос, поставленный в начале статьи,
можно заключить, что США представляют собой страну, где религия
играет первостепенную роль в процессах интеграции и выступает в
качестве убежища и ресурса, способствующего успешной адаптации иммигрантов
в новое общество, а религиозность служит "мостом", который помогает
им в процессе интеграции. Религиозная традиция определяет социально-культурный
нарратив общества, что задает понятные для всех членов общества
нормативные стандарты, в частности уважение к религии. Разделение
религии и государства способствовало формированию мультирелигиозной
среды, воспитанию терпимости к инаковерующим. Наконец, большинство
иммигрантов - это христиане, исповедующие укорененные в США религии.
Представители других религий или "расплавляются" в "котле" христианской
среды или попадают под опеку других религиозных групп, занявших
свое устойчивое место в культуре за последние десятилетия. Если
для Западной Европы религия иммигрантов представляет собой проблемную
область и, скорее, препятствует адаптации иммигранта, то в США,
наоборот, религия и религиозность иммигрантов являются факторами,
облегчающих процесс адаптации и ассимиляции.
[1] Каргина Ирина Георгиевна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии МГИМО (У)
МИД России
[2] Кравченко С.А. 2012. Становление
сложного общества: к обновлению гуманистической теории сложности.
М.: МГИМО-Университет, 306 с.; Потемкина О.Ю. 2010. Иммиграционная
политика Европейского союза: проблемы и перспективы. М.: Русский
сувенир, 130 с.; Urry J. The Complexities of the Global. - Theory,
Culture & Society. Sage Publications, 2005, pp. 235-254;
Urry J. Mobilities. Cambridge, Polity Press, 2007, 336
p.; Levitt P., Jaworsky B. Transnational migration studies: the
longue duree. - Annual Review of Sociology, 2007, vol.
33, pp. 129-156.
[3] Migration in an interconnected
world: New directions for action. Report of The Global Commission
on International Migration, October 2005. URL: http://www.queensu.ca/samp/migrationresources/
reports/gcim-complete-report-2005.pdf (accessed 14.01.2014).
[4] Finke R. An Unsecular
America. Religion and Modernization: Sociologists and Historians
Debate the Secularization Thesis. Oxford, Clarendon Press,
1992, pp. 96-109; Finke R., Stark R. The Dynamics of Religious Economies.
- Handbook of the Sociology of Religion. Michele Dillon
(ed). Cambridge, UK; N.Y., Cambridge University Press, 2003, pp.
145-169; Scheitle C., Finke R. Pluralism as Outcome: The Ecology
of Religious Resources, Suppliers, and Consumers. - Interdisciplinary
Journal of Research on Religion, 2009, vol. 5, pp. 1-21; Warner
R. Work in Progress Toward a New Paradigm for the Sociological Study
of Religion in the United States. - American Journal of Sociology,
1993, no. 98, pp. 1044-1093; Warner R. Religion and New (post-1965)
Immigrants: Some Principles Drawn from Field Research. - American
Studies, 2000, no. 41, pp. 267-286; Warner R. The de-Europeanization
of American Christianity. - A Nation of Religions: the Politics
of Pluralism in Multi-Religious America (S. Prothero, ed.).
Chapel Hill: University NC Press, 2006, pp. 233-255.
[5] Yang F. Religion and Ethnicity
among New Immigrants: the Impact of Majority/ Minority Status in
Home and Host Countries. - Journal of Scientific Study of Religion,
2001, vol. 40, pp. 367-378; Yang F. Transformations in New
Immigrant Religions and Their Global Implications. - American
Sociological Review, 2001, vol. 66, pp. 269-288; Warner R.,
Wittner J.G. (Eds.) Gatherings in Diaspora: Religious Communities
and the New Immigration. Philadelphia, Temple University Press,
1998, 409 p.; Smith C., Emerson O. M. et al. American Evangelicalism:
Embattled and Thriving. Chicago: University of Chicago Press,
1998, 310 p.
[6] Alba R., Nee V. Remaking
the American Mainstream: Assimilation and Contemporary Immigration.
Cambridge, MA, Harvard University Press, 2003, 359 p.; Carries Т.,
Yang F. (Eds.) Asian American Religions: The Making and Remaking
of Borders and Boundaries. N.Y.: New York University Press,
2004, 399 p.
[7] Потемкина О.Ю. 2010. Иммиграционная
политика Европейского союза: проблемы и перспективы. М.: Русский
сувенир, 130 с.; Ruud K., Statham P., Giugni M., Passy F. Contested
Citizenship: Immigration and Cultural Diversity in Europe.
Minneapolis, MN: University of Minnesota Press, 2005, 312 p.; Warner
C., Wenner M. Religion and the Political Organization of Muslims
in Europe. - Perspectives on Politics, 2006, vol. 4, no.
3, pp. 457-479.
[8] Согласно данному исследованию,
наибольшую степень уверенности в том, что сила США обусловлена религией,
демонстрируют белые протестанты - 83%, белые католики - 58%, а также
афроамериканцы - 69%, испаноязычные христиане - 49%.
[9] The Association of
Religion Data Archives. URL: http://www.thearda.com (accessed
15.01.2014).
[10] American Religious
Identification Survey. URL: http://www.americanreligionsurvey-aris.org
(accessed 14.01.2014). Pew Research Centerfor the People &
the Press Survey Reports. URL: http://www.pewresearch.org (accessed
21.01.2014).
[11] Стоит отметить, что
в отличие от многих других стран мира, государственные агентства
не изучают религиозные предпочтения жителей США, поэтому данные
о численности адептов той или иной веры собираются в результате
опросов, предпринимаемых разными исследовательскими центрами и службами.
[12] Наиболее крупная монолитная
протестантская группа - это баптисты (31 % протестантов, около 36
млн, или 15% всех христиан). Другие конгрегации - методисты (10%
протестантов, 11 млн, или 5% всех христиан), лютеране (8,5 млн),
пятидесятники/харизматы (8 млн), пресвитериане (5 млн), англикане
(2,5 млн). См. American... указ. сайт.
[13] См. http://www.thearda.com
[14] См. American...указ.
сайт.
[15] Самое религиозное меньшинство
США - это афроамериканцы, 85% которых считают религию важнейшей
составной частью повседневной жизни. Азиаты находятся на противоположном
полюсе - лишь 44% выходцев из Азии признают себя религиозными.
[16] Hornsby-Smith M. Individual
Religiosity, Religious Context and Values in Europe and North America.
- Religion in Secularizing Society. Leiden, Boston, Brill,
2003, pp. 92 - 111.
[17] См. American Religious
Identification Survey. URL: http://www.americanreligionsurvey-aris.org
(accessed 14.01.2014).
[18] ibidem.
[19] Williams P.W. America
's Religions: From the Origins to the 21st Century. Urbana,
University of Illinois Press, 2008, 660 p.
[20] Grieboski J.K. The Religious
Renaissance. - Washington ProFile, 22.12. 2005.
[21] Cm. Casanova J., Zolberg
A. Religion and Immigrant Incorporation in New York. Paper presented
at the Conference on Immigrant Incorporation in New York, 2002.
[22] Alba R., Nee V. Remaking
the American Mainstream: Assimilation and Contemporary Immigration.
Cambridge, MA, Harvard University Press, 2003, 359 p.
[23] Халиди О. 2005. Теоретические
и практические аспекты жизни мусульман в Соединенных Штатах. - Мусульмане
в публичном пространстве Америки: надежды, опасения и устремления.
- Библиотека ИГПИ. Доступ: http://www.igpi.ru/bibl/ other_articl/muslims_in_america/1131005267.html
(проверено 21.01.2014).
[24] Herberg W. Protestant,
Catholic, Jew. N.Y., Anchor Books, 1960, 309 p.
[25] Халиди О. 2005. Теоретические
и практические аспекты жизни мусульман в Соединенных Штатах. - Мусульмане
в публичном пространстве Америки: надежды, опасения и устремления.
- Библиотека ИГПИ. Доступ: http://www.igpi.ru/bibl/ other_articl/muslims_in_america/1131005267.html
(проверено 21.01.2014).
[26] Там же.
[27] Wuthnow R. America
and the Challenges of Religious Diversity. Princeton, N.J.,
Princeton University Press, 2005, p. 94-96
[28] Pew Research Center
for the People & the Press Survey Reports. URL: http://www.pewresearch.org
(accessed 21.01.2014).
[29] Eck D. A New Religious
America. - Washington Profile, 2008, 26.02.
[30] Herberg W. Protestant,
Catholic, Jew. N.Y., Anchor Books, 1960: 27-28
[31] Hirschman Ch. The Role
of Religion in the Origins and Adaptation of Immigrant Groups in
the United States. - International Migration Review, 2004,
vol. 38, issue 3, pp. 1206-1233.
[32] ibid.
|