 |
Пешеходы
на дорогах
|
Над темой номера работал
|
 |
Тимур
ФАТТАХОВ
|
|
Города и веси
Особое значение при ДТП в России имеет тип
городского поселения.
В крупных городах происходит наибольшее число несчастных
случаев с участием пешеходов, но это объясняется большей численностью
их населения. Если же обратиться к относительным показателям, то
ситуация выглядит иначе. В целом для страны ее можно охарактеризовать
следующей формулировкой: чем меньше тип городского поселения, тем
выше риски летального исхода в ДТП (рис. 15).
Самые низкие негативные последствия ДТП наблюдаются
в региональных столицах. Здесь погибает 5 из 100 пострадавших в
ДТП. А показатель смертности для пешеходов из числа сельского населения
оказывается более высоким, чем для жителей городов.

Рисунок 15. Число погибших в ДТП на 100 пострадавших
в разных типах городских поселений
Источник: данные ГИБДД
Города и сельские районы сильно различаются по типам
дорожных происшествий. В сельских местностях более обычны опрокидывание
машин, съезд с проезжей части и наезд на неподвижные препятствия
как причина смертельных несчастных случаев. Сказанное можно объяснить
худшим качеством сельских дорог, более слабым контролем за соблюдением
правил дорожного движения и другими подобными факторами.
Возрастной профиль смертности для города и села также
имеет совершенно разную структуру. В городе риски для пешеходов
растут вместе с возрастом. Похожий профиль пешеходной смертности
наблюдается во многих высоко моторизированных странах.
В сельской местности для мужчин в трудоспособных возрастах
риски постоянны и снижаются по мере дальнейшего увеличения возраста.
У сельских женщин ситуация схожая, хотя и имеются отличия. Для сельских
женщин характерны два пика в возрастах 15-24 и 70-79 лет (рис. 16).
Рисунок 16. Различия возрастного профиля смертности
пешеходов в городе и селе (на 1 млн населения), среднее значение
за период с 2000 по 2011 год
Источник: данные Росстата
«Кривые смертности» для города и села показывают, что
в России существует две совершенно разные формы поведении пешеходов.
Для городского населения характерен рост пешеходной смертности с
возрастом, тогда как у сельского населения главные группы риска
сосредоточены в трудоспособных возрастных группах.
Снижение пешеходной смертности как мужчин, так и женщин,
и в городе, и в селе началось в 2003 году. До 2003 года значения
стандартизованного коэффициента смертности пешеходов-мужчин в городе
и селе почти не различались. В 2000 году у мужчин городской коэффициент
был выше сельского, но затем они поменялись местами, и хотя и тот,
и другой снижаются, городской коэффициент остается устойчиво ниже
сельского. У женщин городской показатель опустился ниже сельского
только в 2006 году, но он продолжает снижаться быстрее, в силу чего
разрыв в пользу города увеличивается (рис. 17).

Рисунок 17. Стандартизованный коэффициент смертности
пешеходов в городах и сельской местности, 2000-2011, на 1 млн населения
Источник: данные Росстата
В целом с 2000 по 2011 год стандартизованный коэффициент
смертности пешеходов – и мужчин, и женщин - в городе снизился в
2 раза. Для сельских мужчин и женщин снижение составило 40%.
|